❓Почему любят Лабубу и Хагги Вагги? - 972558104198

❓Почему любят Лабубу и Хагги Вагги?

Психолог объяснила, как взрослым реагировать на модные увлечения детей
Влияют ли игрушки с пугающим внешним видом на психику детей?
В последние годы на полках магазинов все чаще появляются существа, сочетающие милые черты с пугающими деталями: пушистые зверята с острыми клыками, куклы с жуткими лицами. Такие образы вызывают неоднозначную реакцию в массовом сознании. Мы поговорили со старшим преподавателем кафедры общей и детской психологии факультета дошкольного образования БГПУ Татьяной Аверьяновой о том, стоит ли бояться «страшных» игрушек и как взрослым правильно относиться к модным увлечениям детей.
Контраст, который цепляет
Прямо сейчас в тренде очередная игрушка-монстр — Лабубу. Детище гонконгского иллюстратора Касинг Лунга и популярного персонажа комикса. По задумке автора это маленький лесной эльф с тонкими ушами и широкой зубастой улыбкой. После того как Лунг подписал контракт с компанией-гигантом, известной сюрприз-боксами с коллекционными фигурками, на рынке и появились плюшевые Лабубу. Сначала они были популярны лишь среди фанатов, потом тренд подхватили звезды, после чего он «пошел в народ».
Другой «зубастик», который нашумел всего пару лет назад, — Хагги Вагги. Он пришел из компьютерной игры. И хотя его внешний вид пугающий, дети нередко воспринимают его как положительного героя, в первую очередь из-за пушистости и ярких цветов.
— Такие игрушки прежде всего веяние моды. В них милое сочетается с пугающим, смешное со страшным: с одной стороны, они пушистые, мягкие, с другой — с изображением оскала. Чаще всего обладание ими является «престижным» для детей, это предмет гордости перед сверстниками. Хотя в действительности многие даже не играют с этими монстрами, — отмечает Татьяна Аверьянова. — Такие забавы — это не однозначное зло, а инструмент, который может быть как полезным, так и вредным, в зависимости от контекста использования.
Взрослым важно понимать: дети видят игрушки иначе. То, что кажется страшным родителям, ребенок может воспринимать как нормальное или даже симпатичное. Все зависит от игры, а ее содержание в свою очередь — отражение социокультурного контекста жизни ребенка, тех отношений, в которые он погружен.
— Проводились исследования, которые показали, что часто дети играют с монстрами, как с обычными куклами: кормят, укладывают спать, заботятся. Это помогает ребенку осознать, что все мы разные, принять отличия. В какой-то мере это даже развивает толерантность.
Сценарии бывают разные
Родителям стоит не бояться, а наблюдать, как ребенок будет играть с игрушкой-монстром: дает возможность существу быть добрым или использует его как агрессора, разрушителя? Важно следить за тем, чтобы игра не была злой и не имитировала насильственные действия. Если сценарий доброжелательный, то монстр помогает ребенку освоить эмоции. Если агрессивный, то важно вмешаться.
— Надо открыто спросить, кто этот персонаж, какой он, что он чувствует, почему именно так он действует, чего хочет, какие эмоции вызывает? Полезно включиться с ребенком в игру, стать участником и мягко предложить сценарий, где монстр — друг, а не враг, — советует Татьяна Аверьянова.
Тревоги родителей не новы. Когда-то страх вызывали и куклы Барби: взрослые боялись, что те повлияют на самооценку девочек и их видение стандартов красоты. Но и тогда, и сейчас важно одно — какое место занимает игрушка в жизни подрастающего человека. Главная она или просто одна из многих?
— Эффект воздействия игрушки во многом зависит от возраста. Так, исследования показали, что для дошколят образ Барби является нейтральным и не оказывает особого воздействия, в подростковом возрасте та же кукла становится образцом для идентификации и порождает у девочек массу переживаний по поводу своей внешности, — делится собеседница.
Страх — часть взросления
Раньше всего ребенок сталкивается со злодеями в сказках — Баба-яга, Кощей Бессмертный, Кикимора, Леший… По словам Татьяны Аверьяновой, переживая за главных героев, маленькие слушатели и читатели волнуются и боятся. В конце, когда добро побеждает зло, преодолевают страх, искренне радуются, испытывают облегчение от того, что все хорошо закончилось.
— Проживание страхов — неотъемлемая часть человеческой жизни. В детстве мы учимся не только понимать окружающий мир, но и защищать себя от негатива. Плохие персонажи зачастую олицетворяют все страхи и тревоги, которые сформировались у ребенка. Такие игры — форма «учебного стресса», которая помогает малышам учиться распознавать и контролировать эмоции, а также реагировать на страх и справляться с ним, — объясняет собеседница.
Но все должно соответствовать возрасту. До трех лет любые громкие, большие или страшные игрушки категорически противопоказаны. До шести специалисты не рекомендуют покупать популярных монстров, так как не у всех в этом возрасте сформирован навык эмоциональной саморегуляции. Если ребенка что-то пугает, он не может это объяснить — просто плачет или замыкается, то смело убираем такую игрушку, она может нанести вред.
Инструмент развития
Важно понимать, что игра — основной способ познания мира для ребенка. И игрушка выступает средством для развития психических функций, познавательных процессов и становления личности.
— Во время игры происходит одновременно два важнейших процесса. С одной стороны, ребенок выражает себя, вкладывая в игрушку свои мысли, знания, переживания, опыт. В данном случае кукла или плюшевый зверек — это внешнее выражение внутреннего мира ребенка, — подчеркивает специалист. — Наблюдая за процессом игры, можно понять, что его волнует.
С другой стороны, дети осваивают мир человеческих отношений. Любая игрушка отражает дух своего времени. Их создают взрослые, поэтому прежде всего игрушки отражают мировоззрение взрослых. Играя с ними, ребенок знакомится с определенными социально-бытовыми представлениями, общественным и семейным укладом, благодаря чему потом легче социализироваться, заключает специалист.
Поэтапное взросление
Первая игрушка любого малыша — погремушка. Сначала она привлекает внимание, затем становится предметом, с которым можно производить действия. Развивается реакция хватания, формируется зрительно-двигательная координация. Ребенок усваивает первые причинно-следственные связи: потряс — зазвенело.
С года до трех лет на первый план выходит предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок играет с лопаткой, ведерком, формочками. Это уменьшенные копии орудий труда взрослых. Благодаря им он учится действовать предметом и получать результат. Взрослый здесь играет ключевую роль — показывает, как обращаться с игрушкой.
Куклы, мишки и другие образные цацки становятся партнерами по игре, с которыми можно взаимодействовать эмоционально и сюжетно. Дети постарше активнее используют технические игрушки — машины, самолеты, конструкторы. Они подталкивают к экспериментированию, что в свою очередь способствует развитию мышления.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Если девочка взяла в руки машину или конструктор, а мальчик — куклу или плюшевого зайца, то бить тревогу точно не стоит.
— Это этап, при котором происходит процесс узнавания противоположного пола и познание мира: в момент игры мальчика с куклами формируется такое качество, как заботливость, а девочки, занимаясь конструктором, развивают логику. Все дети должны играть в разные игрушки, тогда они будут развиваться гармонично.
Есть еще стереотип об игрушечных пистолетах, мечах, танках… Мол, если их покупать, то ребенок вырастет агрессивным.
— Сюжеты, в том числе и «в войнушку», дети выбирают из увиденного, а также предложенного взрослыми. Если в компьютере у взрослого или по телевизору персонажи или актеры стреляют, ребенок начинает подражать, используя игрушки-заменители, или просит купить ему то, что необходимо для сюжета. Играя в рыцарей и спасателей, мальчики воспринимают себя как сильного и смелого, как победителя и защитника, что способствует повышению самооценки и развитию определенных черт характера. Поэтому вместо запретов научите детей правильному и безопасному обращению с игрушками такого типа: пусть они применяют их для защиты, а не для нападения.

Комментарии

  • Пн 11:19
    Не стоило городить такое обширное исследование взамен простой мысли, что все эти "игрушки" - настоящее жестяное днище.
  • Пн 11:53
    Вымогательство денег у родителей .В следующем году все мусорки будут забиты .
  • Пн 12:23
    Потому что психи, как можно еще объяснить что, чем страшнее тем милее! Как можно такую игрушку воспринимать как игрушку?
  • Пн 13:05
    Отвратительные страшные образы. для расстройства детской психики.
  • Комментарий удалён.
  • Пн 21:58
    А мультфильмы какие? У меня малой сам кого хочешь напугает, копируя монстров.