🩺Эффективность — свыше 85 процентов: в Беларуси сформирована устойчивая практика внутриутробной хирургии

Иногда у плода в утробе матери возникают состояния, способные серьезно повлиять на здоровье ребенка после рождения. Некоторые из патологий можно скорректировать заранее — именно этим занимаются врачи отделения фетальной хирургии РНПЦ «Мать и дитя». Эта работа требует высокой точности и опыта, но именно она дает многим детям шанс на полноценную жизнь и значительно снижает риск инвалидности.
🔵Фетальная хирургия сродни чуду
Первые внутриутробные операции в Беларуси начали проводить в 2008 году. Тогда это казалось почти фантастикой. Обучение у иностранных коллег, первые робкие вмешательства. Сегодня тем детям уже по 16 — 17 лет. Они ходят в школу, влюбляются, мечтают... А в 2023‑м в РНПЦ «Мать и дитя» открылось полноценное отделение фетальной хирургии, где за год выполняют около ста операций.
— Одно из самых распространенных и высокоэффективных вмешательств — внутриутробное переливание крови при гемолитической болезни из‑за резус‑иммунизации, — рассказывает заведующий отделением Максим Белуга. — Когда организм матери атакует кровь плода, вводим донорскую кровь прямо в пуповину. Это спасает зарождающуюся жизнь и предотвращает осложнения.
Доктор обращает внимание: при своевременной помощи и наблюдении ребенок может развиваться стабильно. Возможно, ему потребуется поддержка в раннем возрасте, но в дальнейшем он будет вести обычную жизнь. Его не отличишь от сверстников.
Иногда врачи сталкиваются с тяжелыми врожденными пороками развития. В большинстве таких случаев речь идет о серьезной инвалидизации ребенка, традиционно это становится основанием для прерывания беременности. Но бывают ситуации, когда родители решают ее сохранить, несмотря на прогноз. Тогда задача медиков меняется: если полностью устранить проблему невозможно, нужно хотя бы уменьшить последствия. На помощь снова приходят внутриутробные вмешательства.
— Одним из направлений внутриутробной хирургии стало лечение таких тяжелых пороков, как спинномозговая грыжа, — уточняет Максим Белуга. — Это состояние, при котором чаще всего повреждается поясничный отдел спинного мозга — тот, что отвечает за работу органов малого таза и движение ног. Диагноз чреват нарушением функций мочевого пузыря, кишечника и невозможностью ходить, а также нарушением развития и функции головного мозга. С помощью микроинвазивных методов закрываем дефект в утробе, чтобы предотвратить дальнейшее повреждение нервной ткани.
Раньше операции при такой болезни проводили после рождения, но это помогало защитить спинной мозг разве что от дальнейших повреждений и снизить риск осложнений, таких как менингит. Однако к моменту появления младенца на свет большая часть нарушений уже была необратимой, часто успевала развиться гидроцефалия — скопление жидкости в головном мозге, требующее отдельного лечения.
🔵Когда легким не хватает пространства
Диагнозы, при которых применяются внутриутробные операции, бывают разные — к примеру, врожденная диафрагмальная грыжа. Это состояние, при котором органы живота, например кишечник или печень, через дефект в диафрагме смещаются в грудную клетку. Там они занимают пространство, необходимое для формирования легких. В результате ткань развивается неполноценно — возникает гипоплазия.
— Но дело не только в объеме, — объясняет Максим Белуга. — При таком нарушении в легких формируется слишком мало сосудов, через которые кровь должна насыщаться кислородом. Чтобы компенсировать нехватку, организм увеличивает давление в легочной артерии. Это приводит к перегрузке сердца и развитию сердечно‑сосудистой недостаточности — главной угрозы для жизни ребенка.
Международные исследования показали: внутриутробная операция оправданна только при крайне тяжелых формах врожденной диафрагмальной грыжи. В остальных случаях достаточно выполнения операции после рождения. Суть процедуры — установка крошечного баллона в дыхательные пути плода. Он временно блокирует выход жидкости из легких, создавая внутреннее давление, которое стимулирует их рост. После рождения баллон удаляется и проводится операция по закрытию дефекта диафрагмы.
Специалисты отделения фетальной хирургии работают и с патологиями мочевыделительной системы. Один из таких диагнозов — внутриутробный гидронефроз, когда нарушается отток мочи из почки, которая начинает увеличиваться в размерах, теряя свою функцию. Если не вмешаться вовремя, почечная ткань может быть повреждена необратимо. Опыт показывает: чем раньше выявили проблему и провели вмешательство, тем выше шансы на сохранение функции органа и выживание ребенка.
🔵В масштабе миллиметров
Микроинвазивные методы позволяют сделать главное: помочь, не нарушая. Через крошечный прокол врачи вводят оптический инструмент в полость матки и наблюдают за происходящим через камеру. Пространство ограничено, действия точные и безошибочные. А вот формат открытой операции сейчас — скорее исключение, чем правило. Но и такие случаи бывают.
В Беларуси подобное вмешательство провели один раз: кесарево, частичное извлечение плода, операция, возвращение обратно в матку — и беременность продолжилась. Девочке, которой тогда помогли, теперь три года. Она растет, развивается, и это — главное подтверждение, что все было не зря. Но даже такие редкие истории врачи стремятся переписать по‑новому — без разрезов, без лишнего риска.
Общая эффективность внутриутробных операций в нашей стране — около 85 процентов. И даже там, где шансов немного, специалисты стараются использовать каждую возможность. Отделение полностью оснащено оборудованием для точной визуализации, чтобы проводить операции на высочайшем уровне.
— Используем весь спектр диагностики: генетические, морфологические, лабораторные методы, — рассказывает Максим Белуга. — Наш результат не просто цифра. Это крик новорожденного, улыбка родителей, слезы, но уже от счастья. Мы сближаемся с каждой семьей. Родители присылают нам фотографии, рассказывают о первых шагах, школьных линейках своих детей. Недавно одна из пациенток, которую оперировали внутриутробно, прислала фото дочери‑выпускницы. Такие моменты окрыляют и дают силы идти дальше.
🔵«Вырастешь — и займешься!»
Пациенты в фетальном отделении не только из Беларуси. Приезжают из России, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. География расширяется, а доверие растет. К слову, это отделение уникальное и единственное в нашей стране. И специалисты здесь — штучной подготовки.
— Выбрал направление по примеру отца — акушера‑гинеколога в Гродненском медуниверситете, — делится Максим Белуга. — Будучи студентом, я у отца спрашивал: «А почему нельзя помогать ребенку до рождения?» В ответ он улыбался: «Вот вырастешь — и будешь этим заниматься». Все сбылось!
Елена БАСИКИРСКАЯ
Фото: Егор ЕРМАЛИЦКИЙ

🩺Эффективность — свыше 85 процентов: в Беларуси сформирована устойчивая практика внутриутробной хирургии - 973197925766

Комментарии

Комментариев нет.