⚡️Будущее сервисов аренды средств персональной мобильности обсуждают в Беларуси
Какое будущее у сервисов аренды средств персональной мобильности? Рост популярности кикшеринговых сервисов (прокат велосипедов и самокатов) в Беларуси сопровождается новыми вызовами и угрозами. Среди них — ДТП с электросамокатами, жалобы граждан на невнимательную езду самокатчиков. Все это вызывает обоснованную озабоченность. Однако процесс урегулирования таких явлений уже запущен — в стране продолжается планомерная работа по поиску сбалансированных решений. Так, на днях прошло расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию о правовом регулировании предоставления услуг краткосрочной аренды транспортных средств (каршеринга), на котором в том числе затронули вопросы, касающиеся средств персональной мобильности. Как совместить удобство современного сервиса с безопасностью и порядком в городской среде? Эта тема находилась в центре внимания законодателей и экспертов. 🔹КСТАТИ Прошедшее заседание в Палате представителей — это продолжение большого разговора, который состоялся в конце прошлого месяца. В ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в Беларуси, проведенного 25 июня в Палате представителей, были выявлены пробелы правового регулирования при предоставлении услуг краткосрочной аренды транспортных средств, так называемого каршеринга. Это касалось и шеринга средств персональной мобильности — велосипедов и электросамокатов. 🔹Тревожная тенденция Услуги кикшеринга очень востребованы. Ими воспользовались за прошлый год почти 7 миллионов раз, отмечает заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Владимир Боровенко. Речь идет не только о минчанах, но и о гостях столицы. Однако текущее состояние аварийности с участием лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, продолжает иметь негативные тенденции. По данным Госавтоинспекции, если в 2022 году подразделениями ГАИ зарегистрировано 28 таких ДТП, то в 2024 м — уже 82. И пусть статистика не выглядит такой уж устрашающей, за сухими цифрами — покалеченные ездоки. Как говорят врачи, травмы, полученные в результате падения со средств персональной мобильности, более тяжелые, чем «классические» — когда человек поскользнулся и упал. Здесь может быть что угодно: поломанные кости, часто наблюдаются внутрисуставные переломы, встречаются даже ушибы глазных яблок с кровоизлиянием и выбитые зубы. Зачастую такие пациенты нуждаются в больших хирургических вмешательствах и длительной реабилитации. Отдельно стоят черепно-мозговые травмы и сотрясение мозга. И шлем при катании на самокате надевают далеко не все. А зря: падение с высоты даже 20 — 30 сантиметров на асфальт может закончиться тяжелой травмой головы. 🔹Запрет движения в определенных местах и снижение скорости Понимая серьезность ситуации, определенные предложения о том, как все-таки усовершенствовать порядок участия людей на СПМ в дорожном движении, у законодателей и правоохранителей есть. По мнению ГАИ, один из эффективных инструментов для упорядочения и повышения безопасности дорожного движения — установка программного ограничения и скорости (либо запрета) движения в местах повышенной опасности. Так, например, Госавтоинспекция и кикшеринговые компании уже определили зоны и участки со скоростными ограничениями СПМ, а также места с полным запретом их движения. Кроме этого, на фоне возросшего числа происшествий со средствами персональной мобильности предвидится оправданным дальнейшее совершенствование порядка участия в дорожном движении лиц, которые на них передвигаются. В связи с этим МВД подготовлен проект указа по корректировке Правил дорожного движения, он в настоящее время находится на рассмотрении в Совете Министров. 🔹Что предлагают? 1. Проектом указа корректируется понятие самого средства персональной мобильности и устанавливается максимально технически допустимая скорость таких средств — 25 км/ч. 2. Устанавливается запрет на движение таких средств в пешеходных зонах, а также на тротуарах, если масса превышает 35 кг. К слову, аналогичный запрет по массе для движения таких устройств в пешеходной зоне установлен Правилами дорожного движения Российской Федерации. 3. В целях обеспечения безопасности пешеходов предлагается установить ограничение максимальной скорости движения средств персональной мобильности по тротуарам населенных пунктов в пределах 10 км/ч. 🔹А что в других странах? Вопросы, касающиеся средств персональной мобильности, характерны не только для Беларуси. Мировой опыт показывает вариативность подходов к регулированию кикшеринга. ● Франция Еще в 2023 году парижские власти приняли решение в целом запретить использование электросамокатов на улицах города. Случилось это по итогам апрельского голосования, на котором подавляющее большинство парижан поддержали идею. ● Россия В Благовещенске запретили сдавать в аренду и пользоваться средствами индивидуальной мобильности. В Москве действуют так называемые медленные зоны, где скорость электросамокатов автоматически ограничивается до 5 — 15 км/ч. Также в ряде зон столицы действует запрет на использование электросамокатов с 12:00 до 23:59. Они отмечены на карте на сайте столичного департамента транспорта. ● США Поездки на самокатах регулируются как на федеральном уровне, так и законами штатов. Например, в Калифорнии максимальная скорость — 24 км/ч, а во Флориде — 48 км/ч. В Канзасе, Алабаме и других — нужно получать водительскую лицензию. А в Северной Каролине электросамокат обязательно необходимо регистрировать как транспортное средство. Впрочем, единого решения того, как оно должно быть, нет. Например, в минувший вторник журналисты задали депутату Владимиру Боровенко вопрос: стоит ли пойти по примеру стран, где запрещен кикшеринг? Он ответил, что вопрос дискуссионный и, по его мнению, запреты, исходя из опыта, в чистом виде не оказывают должного воздействия. Он считает, что такие сервисы имеют и положительное влияние, в частности, на разгрузку от личного транспорта городских улиц. А потому вопрос требует более детального анализа и проработки, чем и заняты сейчас белорусские эксперты. Дарья ГОТОВКО
Беларусь Сегодня
⚡️Будущее сервисов аренды средств персональной мобильности обсуждают в Беларуси
Какое будущее у сервисов аренды средств персональной мобильности?
Рост популярности кикшеринговых сервисов (прокат велосипедов и самокатов) в Беларуси сопровождается новыми вызовами и угрозами. Среди них — ДТП с электросамокатами, жалобы граждан на невнимательную езду самокатчиков. Все это вызывает обоснованную озабоченность. Однако процесс урегулирования таких явлений уже запущен — в стране продолжается планомерная работа по поиску сбалансированных решений. Так, на днях прошло расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию о правовом регулировании предоставления услуг краткосрочной аренды транспортных средств (каршеринга), на котором в том числе затронули вопросы, касающиеся средств персональной мобильности. Как совместить удобство современного сервиса с безопасностью и порядком в городской среде? Эта тема находилась в центре внимания законодателей и экспертов.
🔹КСТАТИ
Прошедшее заседание в Палате представителей — это продолжение большого разговора, который состоялся в конце прошлого месяца. В ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в Беларуси, проведенного 25 июня в Палате представителей, были выявлены пробелы правового регулирования при предоставлении услуг краткосрочной аренды транспортных средств, так называемого каршеринга. Это касалось и шеринга средств персональной мобильности — велосипедов и электросамокатов.
🔹Тревожная тенденция
Услуги кикшеринга очень востребованы. Ими воспользовались за прошлый год почти 7 миллионов раз, отмечает заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Владимир Боровенко.
Речь идет не только о минчанах, но и о гостях столицы. Однако текущее состояние аварийности с участием лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, продолжает иметь негативные тенденции.
По данным Госавтоинспекции, если в 2022 году подразделениями ГАИ зарегистрировано 28 таких ДТП, то в 2024 м — уже 82.
И пусть статистика не выглядит такой уж устрашающей, за сухими цифрами — покалеченные ездоки.
Как говорят врачи, травмы, полученные в результате падения со средств персональной мобильности, более тяжелые, чем «классические» — когда человек поскользнулся и упал.
Здесь может быть что угодно: поломанные кости, часто наблюдаются внутрисуставные переломы, встречаются даже ушибы глазных яблок с кровоизлиянием и выбитые зубы.
Зачастую такие пациенты нуждаются в больших хирургических вмешательствах и длительной реабилитации.
Отдельно стоят черепно-мозговые травмы и сотрясение мозга. И шлем при катании на самокате надевают далеко не все. А зря: падение с высоты даже 20 — 30 сантиметров на асфальт может закончиться тяжелой травмой головы.
🔹Запрет движения в определенных местах и снижение скорости
Понимая серьезность ситуации, определенные предложения о том, как все-таки усовершенствовать порядок участия людей на СПМ в дорожном движении, у законодателей и правоохранителей есть.
По мнению ГАИ, один из эффективных инструментов для упорядочения и повышения безопасности дорожного движения — установка программного ограничения и скорости (либо запрета) движения в местах повышенной опасности.
Так, например, Госавтоинспекция и кикшеринговые компании уже определили зоны и участки со скоростными ограничениями СПМ, а также места с полным запретом их движения.
Кроме этого, на фоне возросшего числа происшествий со средствами персональной мобильности предвидится оправданным дальнейшее совершенствование порядка участия в дорожном движении лиц, которые на них передвигаются.
В связи с этим МВД подготовлен проект указа по корректировке Правил дорожного движения, он в настоящее время находится на рассмотрении в Совете Министров.
🔹Что предлагают?
1. Проектом указа корректируется понятие самого средства персональной мобильности и устанавливается максимально технически допустимая скорость таких средств — 25 км/ч.
2. Устанавливается запрет на движение таких средств в пешеходных зонах, а также на тротуарах, если масса превышает 35 кг. К слову, аналогичный запрет по массе для движения таких устройств в пешеходной зоне установлен Правилами дорожного движения Российской Федерации.
3. В целях обеспечения безопасности пешеходов предлагается установить ограничение максимальной скорости движения средств персональной мобильности по тротуарам населенных пунктов в пределах 10 км/ч.
🔹А что в других странах?
Вопросы, касающиеся средств персональной мобильности, характерны не только для Беларуси. Мировой опыт показывает вариативность подходов к регулированию кикшеринга.
● Франция
Еще в 2023 году парижские власти приняли решение в целом запретить использование электросамокатов на улицах города. Случилось это по итогам апрельского голосования, на котором подавляющее большинство парижан поддержали идею.
● Россия
В Благовещенске запретили сдавать в аренду и пользоваться средствами индивидуальной мобильности. В Москве действуют так называемые медленные зоны, где скорость электросамокатов автоматически ограничивается до 5 — 15 км/ч. Также в ряде зон столицы действует запрет на использование электросамокатов с 12:00 до 23:59. Они отмечены на карте на сайте столичного департамента транспорта.
● США
Поездки на самокатах регулируются как на федеральном уровне, так и законами штатов. Например, в Калифорнии максимальная скорость — 24 км/ч, а во Флориде — 48 км/ч. В Канзасе, Алабаме и других — нужно получать водительскую лицензию. А в Северной Каролине электросамокат обязательно необходимо регистрировать как транспортное средство.
Впрочем, единого решения того, как оно должно быть, нет. Например, в минувший вторник журналисты задали депутату Владимиру Боровенко вопрос: стоит ли пойти по примеру стран, где запрещен кикшеринг? Он ответил, что вопрос дискуссионный и, по его мнению, запреты, исходя из опыта, в чистом виде не оказывают должного воздействия. Он считает, что такие сервисы имеют и положительное влияние, в частности, на разгрузку от личного транспорта городских улиц. А потому вопрос требует более детального анализа и проработки, чем и заняты сейчас белорусские эксперты.
Дарья ГОТОВКО