🇺🇸Дональд Трамп в жесткой манере старается перекроить мировой энергетический рынок - 973575048582

🇺🇸Дональд Трамп в жесткой манере старается перекроить мировой энергетический рынок

Уик-энд американского президента Дональда Трампа и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен в Шотландии окончился углеводородной оккупацией Европы. По крайней мере, частичной. От лица ЕС чиновница взяла обязательство покупать у Штатов побольше сжиженного газа. По итогам переговоров Дональд Трамп с удовлетворенностью истинного бизнесмена похвастался, что Европа также инвестирует в Америку огромные суммы и закупит большое количество военной техники. В общем, сенсации не произошло. И мировая экономика в стремительном дрифте вывернула на еще один виток превалирования протекционизма над конкуренцией и базовыми принципами экономической безопасности. Другой вопрос: в нынешние времена договоренности иной раз стоят не дороже чернил, которыми подписаны контракты. Тем более что обещания высокопоставленной чиновницы могут оказаться саботированными снизу. Шотландскую сделку, видимо, ждет весьма бурное обсуждение внутри ЕС.
🔹Договор в чьих интересах?
В целом условия рамочного торгового соглашения между США и ЕС пока неизвестны. В общих чертах понятны несколько пунктов. Во-первых, Дональд Трамп отказывается от угрозы введения 30-процентных таможенных пошлин на европейский экспорт. На товары из ЕС будет действовать универсальный 15-процентный тариф. Правда, под него не попадают сталь и алюминий: на них пошлина сохраняется на уровне 50 процентов. Как отметил Дональд Трамп, по металлам у него нет поля для маневра. Мол, если снизить тариф для одного партнера, тогда придется так сделать и для всех остальных. Правда, не совсем понятно, почему аналогичный принцип не распространяется на остальные товарные позиции?! Но Дональд Трамп есть Дональд Трамп. Кстати, по условиям обмена алкоголем пока тоже не договорились. Эксперты высказывают предположение, что американцы европейское вино к себе не пустят.
Во-вторых, все страны Евросоюза открывают свои рынки для американских товаров без таможенных пошлин. Большой сюрприз для европейских производителей. Единственное, что их может радовать, — американское производство если и расширится, то не сразу и не скоро. Пока американцам с точки зрения товаров предложить на международном рынке особенно-то и нечего. Хотя очень хочется. Факт остается фактом: в последние годы американская экономика росла практически исключительно за счет сферы услуг. Промышленность не то чтобы стагнировала, но в лучшем случае оставалась на одном уровне. Навряд ли она сможет увеличить быстро товарную массу, чтобы заполонить ею рынок ЕС. Нет ни лишних производственных мощностей, ни, самое главное, рабочих рук.
В-третьих, ЕС обязуется за три года закупить у Штатов энергоносители на 750 миллиардов долларов. Судя по всему, в вопросе приоритета американского сжиженного газа на европейском рынке поставлена точка. Фактически в своей энергетической политике Брюссель сполз до принципа квотирования. Насколько я понимаю, вдребезги разлетаются все многочисленные хитросплетения европейских директив, которые маниакально проповедовали принципы конкуренции. Интересно, газ и нефть американцы хотя бы по рыночным ценам будут поставлять? Или по каким-то особенным? Ведь у Вашингтона не закупались не из-за каких-то предубеждений: просто заатлантическая сланцевая нефть и газ дорогие. И оказывались непроходными по цене с поставщиками из другого региона. Как сказала фон дер Ляйен, американскими углеводородами заменят российские поставки, которые в ограниченных объемах, но продолжаются. Однако опять же вопрос цены. Уход от сотрудничества в энергетической сфере с Россией декларируется уже давно. Но американский вектор в это санкционное кружево вплелся впервые. Вопрос цены остается загадочным, интригующим и принципиальным.
В-четвертых, ЕС обязался инвестировать в США дополнительные 600 миллиардов долларов и закупить огромное количество военной техники. По крайней мере, так заявил Дональд Трамп. Тут все более-менее понятно. Капитал, прежде всего производственный, уже давно мигрирует из Европы в США. На фоне всеобщей милитаризации оружие ЕС тоже придется закупать. Естественно, у США: свой ВПК сработать пока не может. Словом, эти пункты попросту констатировали уже свершившиеся факты и четко обозначенные тенденции.
Дональд Трамп рассыпался в комплиментах европейской чиновнице. Отметив, что она проделала очень большую работу. Вопрос: в чьих интересах?! Судя по всему, американских. Ибо, как призналась сама Урсула фон дер Ляйен, еврочиновники оценивали параметры сделки с точки зрения обнуления отрицательного торгового баланса США в торговле с ЕС. Словом, фактически трудились вместо чиновников в Белом доме. А в своем их могут и не понять, сколько бы еврокомиссары ни говорили об успехе: торговая война предотвращена, но из условий сделки пока просматривается капитуляция чистой воды. Даже не почетная. И снискав похвалы в Белом доме, в доме европейском фон дер Ляйен могут не понять. Промышленное лобби Германии уже отметило: договор — фатальный сигнал. С ними сложно не согласиться.
🔹Попранные принципы
Дело же не только в деньгах и экономике. Тарифное соглашение самым безжалостным образом раздавило если не все, то весьма значимые ценности ЕС, которыми он так гордится. Пожалуй, самой пострадавшей оказалась зеленая повестка. С неприкрытой издевкой перед встречей в Шотландии Дональд Трамп заявил, что у Европы есть две основные проблемы: незаконная миграция и ветряная энергетика. В принципе, с американским политиком сложно не согласиться. Ничего не имею против возобновляемой энергетики, но в абсолют ее возводить тоже глупо. И даже опасно с точки зрения устойчивости генерации. Не зря любитель сделок бросил эту фразу: все-таки приехал продавать свои углеводороды, с которыми Европа рьяно борется. По крайней мере, для защиты собственного рынка.
Оказалось, что своим целям ЕС не хозяин. Ведь еще недавно говорили о нулевом углеродном следе. А сами берут обязательства приобретать ископаемое топливо. Подозреваю, что инвесторы в зеленую экономику Европы — а эта отрасль являлась достаточно значимым драйвером роста — будут очень насторожены. И постараются выйти из этого совершенно непонятного с точки зрения стратегических приоритетов Брюсселя бизнеса. Собственно говоря, и в целом инвестиционный климат Старого Света оказался подмочен.
Есть еще один нюанс: дефицит США с ЕС составил в прошлом году около 250 миллиардов долларов. Вроде бы его должны перекрыть поставки энергоносителей — 750 миллиардов долларов за три года. Но речь идет о товарах. А есть же еще и услуги. По ним уже Европа в минусе. Будет ли она защищать свой рынок от американских высокотехнологичных гигантов? Смогут ли появиться европейские аналоги высокотехнологичных услуг, если Брюссель не сможет обеспечить им соответствующую защиту? Конкурировать на равных с американцами у них шансов нет. По крайней мере, на начальном этапе. Неприятная получается история. Подозреваю, что европейский бизнес еще предъявит чиновникам свои счеты. Ведь совсем недавно их линчевали зеленой повесткой и другими чрезмерностями еврорегламентов, из-за которых они катастрофически теряли свою конкурентоспособность. Но оказалось, что можно и поступиться. Если лоббист — в Белом доме. Обидно для местного бизнеса. Очень обидно. Он, конечно, пострадавшая сторона. Но еще обладает значительной силой, чтобы высказать свое громкое возмущение.
Владимир ВОЛЧКОВ

Комментарии

Комментариев нет.