❗️Разгадка библейского рая, похоже, нашлась на страницах классической фантастики

Айзек Азимов, он же Исаак Юдович Азимов, родился в деревне Петровичи ныне Смоленского района, а когда-то — Мстиславского воеводства Великого княжества Литовского.
Этот всемирно известный писатель-фантаст знаменит еще и тем, что первым сформулировал «три закона робототехники» — три неуклонных правила, которыми должен руководствоваться искусственный интеллект (ИИ).
Сделал он это тогда, когда еще и чипов-то никаких в природе не было, никаких ЭВМ не существовало — в 1942 году. Звучат они так:
♦ Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
♦ Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
♦ Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.
«Папа, — спросил меня сын на рынке, посмотрев, как продают живую рыбу, — вот человек охотится на животных. А кто охотится на человека?»
Пришлось рассказать ему, что люди, вроде бы, стоят на вершине так называемой пищевой цепочки. И на них, насколько сейчас известно, никто не охотится. Если, конечно, не считать американских «колумбайнистов» и европейских брейвиков новым биологическим видом.
Но тут задумался и я сам. Азимовский робот, выпусти его сейчас на улицы американских городов, — он же поубивает половину гетто и окраин! Ибо сочтет, что все эти фентанильщики наносят себе вред, а этого нельзя допустить! Проще прибить.
Гламурные любители вейпов тоже оказались бы в опасности. Даже экстремальщики-скалолазы: правильный робот не может допустить возможности, что они сорвутся с обидным криком «Подстрахуй!» И заранее скрутит альпиниста его же крепкими веревками.
В общем, вопросов — и весьма серьезных вопросов по поводу ИИ — достаточно. Вплоть до самого последнего: когда ИИ решит, что кожаные просто мешают оптимально управлять окружающим миром, он их мягко изолирует? Или немедленно уничтожит?
Как когда-то кроманьонцы — неандертальцев? Следуя постулату Дарвина, что «похожие виды не уживаются в одной экосистеме».
А охотой на людей это можно будет назвать?
Спустя 44 года — можно сказать, уже в другой жизни — Айзек Азимов добавил к своим трем законам четвертый. Точнее, нулевой:
♦ Робот не может причинить вреда человеку, если только он не докажет, что в конечном счете это будет полезно для всего человечества.
И разумеется, немедленно возникает вопрос: кому? Скажем, Трампу, наверное, доказать может каждый и что угодно, лишь бы он играл в гольф, как Стубб. Или умилял своей миниатюрностью, как Мелони.
Но Айзек, как про него пишут, был оптимистом и верил, что «ИИ выработает свою этику, наподобие того, как ранние люди придумывали религию». В ней, в этой новой этике, люди (кожаные) будут у жестяных (роботов), как сейчас у людей — домашние животные. Почесать за ухом, поиграть на природе, вывести новую породу...
Тогда-то и будет выполнено нулевое правило Азимова. А кожаные в роли домашних кошек — это и будет для них тот самый вожделенный рай. Прости, господи...
Всегда говорил и опять повторю: западные ценности необратимо меняют даже нормальных поначалу людей. Превращая их в «садовников цивилизованного сада посреди диких джунглей». В нелюдей. Возможно — в тот самый (другой) биологический вид — а что, в трансгендерный, например.
И несть в этом исключений — ни для эллина, ни для иудея.
Уж простите, накипело.
Андрей Муковозчик

Комментарии

Комментариев нет.