⁉️Что во второй Речи Посполитой помешало реализоваться антибелорусской политике
Положению Западной Белоруссии под властью Польши в 1921 — 1939 годах даются разные определения: национальный и социальный гнет, оккупация. В последнее время все чаще используется термин «этноцид». И для того есть все основания. 🔻Президент Беларуси Александр Лукашенко: — Давайте в учебниках по истории, в замковых и музейных экспозициях так и назовем, например, период Речи Посполитой — оккупацией белорусской земли поляками. Этноцидом белорусов. А что это было для наших предков? Родной язык, культура, вера под запретом. Магнаты на собак меняли белорусских крестьян. Но народ выжил и сохранил свою самобытность. На совещании по вопросам реализации исторической политики, 6 января 2022 года. 🔻Красноречивые цифры Политика межвоенной Польши (так называемой второй Речи Посполитой) по отношению к белорусам преследовала цель постепенного растворения белорусской нации среди поляков. Она носила системный характер и была стратегической линией властей польского государства, особенно после майского переворота 1926 года. Тогда был установлен авторитарный режим «санации», фактически диктатура Юзефа Пилсудского, которого после его смерти в 1935 году сменила клика его ближайших сподвижников. Одним из ключевых направлений была языковая и школьная политика. В 1919 году на территории Западной Белоруссии было создано около 400 белорусских школ. А в 1935 году на почти 4 миллиона белорусского населения оставалось всего 16 белорусских школ, а уже в 1937 году все они были закрыты. Еще в 1923 году в интерпелляции (жалобе) белорусских послов польского сейма говорилось: «Белорусская школа по причине полонизаторской и антиконституционной политики школьной и административной власти находится в еще более тяжелом положении и не только не имеет необходимой помощи со стороны правительства, но и на каждом шагу натыкается на сложности и преследования. Белорусское население в большей своей части воздерживается от посылки детей в польские школы, увеличивая тем количество неграмотных, и стоит перед угрозой морального и умственного одичания». 🔻Аресты по языковому принципу Польский закон о языке, принятый 31 июля 1924 года, носил откровенно дискриминационный характер. Открыть белорусскую школу можно было в местности, где белорусы составляли (согласно официальным данным) не менее 25 процентов населения. Для этого требовалась подача заявлений не менее 40 родителей. А вот если при этом хотя бы 25 родителей подадут заявление об обучении детей на польском языке, то школа становилась польско‑белорусской. Однако на практике дело обстояло еще хуже. Вскоре последовало уточнение, что родители‑белорусы должны были заверить свои подписи в польской администрации. А это мгновенно служило поводом для преследования. За подачу таких заявлений только в Новогрудском воеводстве было арестовано 1380 человек. При подаче аналогичных заявлений школьному инспектору в Коссово местные крестьяне были оштрафованы на 100 злотых или получили пять суток ареста. Польские власти даже не скрывали своих целей. Белостокский воевода Генрих Осташевский в докладной записке, направленной в адрес министерства внутренних дел 23 июля 1939 года, писал: «Говоря коротко, наши отношения к белорусам могут быть выражены так, что мы желаем одного, настойчиво требуем, чтобы это национальное меньшинство думало по‑польски, ничего взамен ему не давать и ничего не делать в ином направлении. Желая, однако, этот процесс ускорить, иначе это может повести к появлению разных недоразумений, мы должны победить древнюю белорусскую культуру». Не отставали от него и другие высокопоставленные чиновники. Известным гонителем белорусской культуры был новогрудский и полесский воевода Вацлав Костек‑Бернацкий, организатор концлагеря в Березе‑Картузской. 🔻Политика, близкая к фашистской Однако добиться быстрой ассимиляции местного белорусского населения польским властям не удавалось. Тогда они прибегли к прямой фальсификации, чтобы убедить мировое сообщество в успехе своей политики и в том, что белорусы составляют небольшую часть населения. По решению сейма от 14 октября 1931 года была проведена перепись населения. В ней не учитывались национальности, а был только вопрос о родном языке. Белорусский назвали родным якобы всего 989 852 человека. Зато власти придумали «тутэйший» (полешуцкий) язык, который будто бы назвали 707 088 человек. В итоге у них вышло, что в Виленском, Новогрудском и Полесском воеводствах белорусы составляли только 22,5 процента, а поляки — 42. Для сравнения: по данным Всероссийской переписи населения, объективность которой признается учеными, поляков в этих районах насчитывалось 5,5 процента. Даже с учетом переселенцев, в том числе осадников, численность польского населения никак не могла превышать 12 — 13 процентов. То, что белорусы в «крэсах всходних» составляли большинство, у самих польских властей не вызывало сомнений. Поэтому они сознательно ограничивали поступление белорусов на государственную службу, в офицерский корпус. Ярким свидетельством искусственных преград, стоявших на пути белорусов в организации общественно‑политической жизни, являются следующие данные. Во время выборов в сейм в 1922 году было избрано 11 белорусских послов (депутатов), а в сенат — три из общей численности 444 депутата и 111 сенаторов соответственно. В 1928 году — уже десять депутатов и два сенатора. А на выборах 1935 и 1938 годов ни одного! Во второй Речи Посполитой проводилась откровенно антибелорусская политика, которая по своим целям и методам может быть охарактеризована как фашистская. Власти ставили задачи по полной ассимиляции белорусов, размыванию этнических признаков нашего народа. Только упорная многолетняя борьба и освобождение, пришедшее с войсками Красной армии в сентябре 1939 года, избавили наш народ от гнета и исчезновения как единой нации. 🔻РОС УРОВЕНЬ НЕГРАМОТНОСТИ Официальная Варшава направляла для работы чиновниками, полицейскими и учителями в «крэсы всходние» выходцев из этнической Польши. В 1928 году, по данным местной администрации, в Полесском воеводстве (без Камень‑Каширского повета) на долю белорусов приходилось 2,5 процента интеллигенции, а поляков — 75. При этом белорусы составляли 2/3 населения, а поляки всего 8 процентов. Чиновники и даже «учителя» нередко жестоко избивали школьников, взрослых граждан за русские или белорусские слова, произнесенные в школах, а также в официальных учреждениях. Итогом сознательной полонизации, отсутствия образования на родном языке стал высокий уровень неграмотности в Западной Белоруссии. К 1939 году в Полесском воеводстве среди жителей в возрасте старше десяти лет было 70 процентов неграмотных, а в Новогрудском — 60. Около 13 процентов детей школьного возраста не учились в школе. 🔻В ТЕМУ Под этноцидом понимают политику, направленную на сознательное уничтожение национальной идентичности, самосознания народа. Как правило, она включает целый набор мер, призванных фактически стереть какие‑либо общие особенности, черты людей одной этнокультурной общности. История знает немало тому примеров. Один из самых классических — японская колониальная политика в Корее, проводившаяся в 1910 — 1945 годах. Ее символом стал «Указ о смене имен», по которому более 80 процентам корейцев принудительно сменили имена и фамилии. Только поражение Японии во Второй мировой войне остановило эту ассимиляционную практику. Вадим ГИГИН, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси, кандидат исторических наук.
Беларусь Сегодня
⁉️Что во второй Речи Посполитой помешало реализоваться антибелорусской политике
Положению Западной Белоруссии под властью Польши в 1921 — 1939 годах даются разные определения: национальный и социальный гнет, оккупация. В последнее время все чаще используется термин «этноцид». И для того есть все основания.
🔻Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Давайте в учебниках по истории, в замковых и музейных экспозициях так и назовем, например, период Речи Посполитой — оккупацией белорусской земли поляками. Этноцидом белорусов. А что это было для наших предков? Родной язык, культура, вера под запретом. Магнаты на собак меняли белорусских крестьян. Но народ выжил и сохранил свою самобытность.
На совещании по вопросам реализации исторической политики, 6 января 2022 года.
🔻Красноречивые цифры
Политика межвоенной Польши (так называемой второй Речи Посполитой) по отношению к белорусам преследовала цель постепенного растворения белорусской нации среди поляков. Она носила системный характер и была стратегической линией властей польского государства, особенно после майского переворота 1926 года. Тогда был установлен авторитарный режим «санации», фактически диктатура Юзефа Пилсудского, которого после его смерти в 1935 году сменила клика его ближайших сподвижников.
Одним из ключевых направлений была языковая и школьная политика. В 1919 году на территории Западной Белоруссии было создано около 400 белорусских школ. А в 1935 году на почти 4 миллиона белорусского населения оставалось всего 16 белорусских школ, а уже в 1937 году все они были закрыты.
Еще в 1923 году в интерпелляции (жалобе) белорусских послов польского сейма говорилось: «Белорусская школа по причине полонизаторской и антиконституционной политики школьной и административной власти находится в еще более тяжелом положении и не только не имеет необходимой помощи со стороны правительства, но и на каждом шагу натыкается на сложности и преследования. Белорусское население в большей своей части воздерживается от посылки детей в польские школы, увеличивая тем количество неграмотных, и стоит перед угрозой морального и умственного одичания».
🔻Аресты по языковому принципу
Польский закон о языке, принятый 31 июля 1924 года, носил откровенно дискриминационный характер. Открыть белорусскую школу можно было в местности, где белорусы составляли (согласно официальным данным) не менее 25 процентов населения. Для этого требовалась подача заявлений не менее 40 родителей. А вот если при этом хотя бы 25 родителей подадут заявление об обучении детей на польском языке, то школа становилась польско‑белорусской. Однако на практике дело обстояло еще хуже. Вскоре последовало уточнение, что родители‑белорусы должны были заверить свои подписи в польской администрации. А это мгновенно служило поводом для преследования. За подачу таких заявлений только в Новогрудском воеводстве было арестовано 1380 человек. При подаче аналогичных заявлений школьному инспектору в Коссово местные крестьяне были оштрафованы на 100 злотых или получили пять суток ареста.
Польские власти даже не скрывали своих целей. Белостокский воевода Генрих Осташевский в докладной записке, направленной в адрес министерства внутренних дел 23 июля 1939 года, писал: «Говоря коротко, наши отношения к белорусам могут быть выражены так, что мы желаем одного, настойчиво требуем, чтобы это национальное меньшинство думало по‑польски, ничего взамен ему не давать и ничего не делать в ином направлении. Желая, однако, этот процесс ускорить, иначе это может повести к появлению разных недоразумений, мы должны победить древнюю белорусскую культуру». Не отставали от него и другие высокопоставленные чиновники. Известным гонителем белорусской культуры был новогрудский и полесский воевода Вацлав Костек‑Бернацкий, организатор концлагеря в Березе‑Картузской.
🔻Политика, близкая к фашистской
Однако добиться быстрой ассимиляции местного белорусского населения польским властям не удавалось. Тогда они прибегли к прямой фальсификации, чтобы убедить мировое сообщество в успехе своей политики и в том, что белорусы составляют небольшую часть населения. По решению сейма от 14 октября 1931 года была проведена перепись населения. В ней не учитывались национальности, а был только вопрос о родном языке. Белорусский назвали родным якобы всего 989 852 человека. Зато власти придумали «тутэйший» (полешуцкий) язык, который будто бы назвали 707 088 человек. В итоге у них вышло, что в Виленском, Новогрудском и Полесском воеводствах белорусы составляли только 22,5 процента, а поляки — 42. Для сравнения: по данным Всероссийской переписи населения, объективность которой признается учеными, поляков в этих районах насчитывалось 5,5 процента. Даже с учетом переселенцев, в том числе осадников, численность польского населения никак не могла превышать 12 — 13 процентов.
То, что белорусы в «крэсах всходних» составляли большинство, у самих польских властей не вызывало сомнений. Поэтому они сознательно ограничивали поступление белорусов на государственную службу, в офицерский корпус.
Ярким свидетельством искусственных преград, стоявших на пути белорусов в организации общественно‑политической жизни, являются следующие данные. Во время выборов в сейм в 1922 году было избрано 11 белорусских послов (депутатов), а в сенат — три из общей численности 444 депутата и 111 сенаторов соответственно. В 1928 году — уже десять депутатов и два сенатора. А на выборах 1935 и 1938 годов ни одного!
Во второй Речи Посполитой проводилась откровенно антибелорусская политика, которая по своим целям и методам может быть охарактеризована как фашистская. Власти ставили задачи по полной ассимиляции белорусов, размыванию этнических признаков нашего народа. Только упорная многолетняя борьба и освобождение, пришедшее с войсками Красной армии в сентябре 1939 года, избавили наш народ от гнета и исчезновения как единой нации.
🔻РОС УРОВЕНЬ НЕГРАМОТНОСТИ
Официальная Варшава направляла для работы чиновниками, полицейскими и учителями в «крэсы всходние» выходцев из этнической Польши. В 1928 году, по данным местной администрации, в Полесском воеводстве (без Камень‑Каширского повета) на долю белорусов приходилось 2,5 процента интеллигенции, а поляков — 75. При этом белорусы составляли 2/3 населения, а поляки всего 8 процентов. Чиновники и даже «учителя» нередко жестоко избивали школьников, взрослых граждан за русские или белорусские слова, произнесенные в школах, а также в официальных учреждениях. Итогом сознательной полонизации, отсутствия образования на родном языке стал высокий уровень неграмотности в Западной Белоруссии. К 1939 году в Полесском воеводстве среди жителей в возрасте старше десяти лет было 70 процентов неграмотных, а в Новогрудском — 60. Около 13 процентов детей школьного возраста не учились в школе.
🔻В ТЕМУ
Под этноцидом понимают политику, направленную на сознательное уничтожение национальной идентичности, самосознания народа. Как правило, она включает целый набор мер, призванных фактически стереть какие‑либо общие особенности, черты людей одной этнокультурной общности. История знает немало тому примеров. Один из самых классических — японская колониальная политика в Корее, проводившаяся в 1910 — 1945 годах. Ее символом стал «Указ о смене имен», по которому более 80 процентам корейцев принудительно сменили имена и фамилии. Только поражение Японии во Второй мировой войне остановило эту ассимиляционную практику.
Вадим ГИГИН, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси, кандидат исторических наук.