🤖Эксперт — о том, что происходит на мировом рынке высоких технологий - 5373239134086

🤖Эксперт — о том, что происходит на мировом рынке высоких технологий

В наши дни, пожалуй, главной особенностью развития мировой экономики становится внедрение и использование ИИ. Беларусь как технологически развитая держава не осталась в стороне от этого тренда. Но какие сегодня тенденции происходят на глобальном «интеллектуальном рынке»?
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Беларусь — одна из немногих стран, которые не просто обладают инновационными технологиями. Наши ученые создают эти инновационные технологии сами. Сегодня, к примеру, белорусские предприятия используют искусственный интеллект, в разы сокращая время, необходимое для воплощения научной идеи в конкретный опытный образец. В производственные процессы активно внедряются роботы и другие умные устройства.
Во время посещения минского городского Центра технического творчества детей и молодежи, 17 октября 2025 года.
➡️Из истории доткомов
На днях мировые СМИ облетела тревожная весть: масштабные инвестиции в технологии искусственного интеллекта имеют признаки вот-вот готового лопнуть «финансового пузыря». При этом ссылаются на авторитет ведущих экспертов в IT-сфере, включая аналитиков МВФ, которые проводят параллели между нынешними процессами на мировом финансовом рынке и событиями 25 летней давности, известными как выдувание и взрыв «технологического пузыря доткомов».
Восторженная эйфория и ажиотаж, охватившие в конце прошлого века едва ли не все человечество по поводу волшебства ворвавшихся в его жизнь информационных технологий, привели к баснословному росту стоимости IT-компаний (доткомов) и других пользовавшихся их услугами корпораций. Институциональные и массовые инвесторы со всего мира триллионами вкладывали денежки в несколько американских гигантов WorldCom, Global Crossing, North Point Communications, Covad Communications, Enron и некоторые другие.
Однако к осени 2000 года стало очевидно: реальные возможности этих IT-игроков объективно оказались намного ниже радужных ожиданий инвесторов.
О том, кто зачастую стоит за деятельностью «высокорейтинговых» западных компаний, свидетельствует показательный резонансный пример. Разбогатевший в 1990 е годы американский предприниматель соучредитель доткома TheGlobe.com Стефан Патернот, развлекаясь в ночном клубе, разоткровенничался перед журналистами: «У меня есть девушка. У меня есть деньги. А что еще надо сегодня? Теперь я готов жить отвратительной, фривольной жизнью…»
Так что немудрено, что 10 октября 2000 года взлетевший до небес индекс NASDAQ в одночасье рухнул. В считаные месяцы многие дотоле преуспевающие компании стали банкротами, а держатели их акций со всего мира потеряли около 5 триллионов долларов. Разумеется, эти денежки не сгорели в огне и не утонули в океане, а благополучно нашли своих новых более ушлых владельцев. Поэтому потерявшие свои деньги инвесторы уверены, что это была самая крупная высокотехнологичная афера в истории человечества.
➡️Предупреждение о рисках
Сегодня аналитики, опираясь на ряд характерных признаков, предупреждают: нынешние процессы на мировом фондовом рынке во многом аналогичны событиям конца прошлого века. Один из главных таких признаков обусловлен тем, что оцениваемый индексом NASDAQ 100 высокотехнологичный рынок с начала ИИ-бума в 2000 году значительно обгоняет так называемый «широкий рынок». Так, к сентябрю 2005-го этот индекс вырос на 179 процентов, в то время как индекс S&P 500 (Standard & Poor’s 500 включает в себя крупнейшие по капитализации компании) — лишь на 105. Причем львиная доля прироста обоих индексов опять-таки обеспечена за счет стремительной капитализации гигантов из числа так называемой «Великолепной семерки» (МАG 7) (Apple, Microsoft, Amazon, Alphabet (Google), Meta (Facebook), Nvidia и Tesla).
Еще один типичный признак надуваемого финансового пузыря — скромный по сравнению с гигантской капитализацией «преуспевающих» компаний объем их доходов, не говоря уже о чистой прибыли.
Аналитики The Economist подсчитали, что суммарный годовой доход западных флагманов в сфере искусственного интеллекта составляет скромные 50 миллиардов долларов. И это при том, что до 2028 года в эту сферу, согласно прогнозам, будет привлечено до 2,9 триллиона долларов инвестиций.
Все это объективно заставляет экспертов задумываться о риске повторения событий 25 летней давности. По крайней мере, главный экономист МВФ Пьер-Оливье Гуринша недвусмысленно констатирует: «Часть нашей работы заключается в том, чтобы оценивать потенциальные финансовые риски на рынке. Определенно, это один из таких рисков».
➡️О «пузырях» и «пирамидах»
Вместе с тем не следует путать «технологические пузыри» с печально известными «финансовыми пирамидами», которые представляют собой откровенно мошеннические структуры по выманиванию денег у «массового инвестора» под обещания сверхдоходов за счет новых вкладов. После закономерного обрушения такой финансовой конструкции ее ушлые организаторы и первые вкладчики действительно получают сверхдоходы. Остальным же остается только сетовать на пройдошливых организаторов подобных «пирамид». Никакого прогресса в технологической и вообще производственной сфере после их обрушения не происходит.
Историки научно-технического прогресса выделяют несколько таких «хороших пузырей», которые в свое время привели к развитию сети железных дорог, массовому использованию в производственных целях нефти, распространению IT-технологий и интернета.
При этом они отмечают полезный эффект даже от того, что многие неизбежно становятся жертвами краха «технологических пузырей». Ведь благодаря этому «массовый инвестор» вместо расходования ресурсов на банальное потребление «безвозмездно жертвует» их в пользу тех, кто де-факто двигает технический прогресс. Это, конечно, не может приниматься обществом как некий образец, а лишь как сухая констатация фактов.
➡️Использовать во благо
О противоречивости научно-технического прогресса, породившего глобальные — сырьевую, энергетическую, экологическую и т.д. — проблемы цивилизации, сказано и написано немало. Вот и сегодня, как это обычно бывает в связи с появлением новых прорывных технологий, много копий ломается по поводу искусственного интеллекта. Кто-то восторженно оценивает его появление как светлое будущее всего человечества. А некоторые видят в нем скрытую угрозу существованию цивилизации.
Все дело, однако, в том, как мы будем использовать достижения техники и технологий. Поэтому, думается, никаких проблем с искусственным интеллектом не будет, если все в порядке будет у человечества с интеллектом естественным.
Если оно, по примеру нашей миролюбивой и трудолюбивой Беларуси, будет использовать умные машины и технологии не для войн и финансового мошенничества, а для производства нужных людям товаров и услуг и решения глобальных проблем цивилизации.
В ТЕМУ
В случае же краха «технологических воздушных замков» также есть выигравшие и проигравшие. Однако долгосрочная тенденция рынка и производственных факторов демонстрирует их очевидный прогресс. В итоге общество получает новые технику и технологии, которые преображают его жизнь. Но это, понятно, не может быть оправданием для тех, кто при таких вложениях потерял свои деньги.
Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук.

Комментарии

  • Пт 19:10
    Боярский говорит, что за критикой Max стоят «силы, удерживающие россиян на зарубежных сервисах». А может, всё проще? Может, просто Telegram лучше работает? Или WhatsApp не глючит? Но нет, проще объявить врагами всех, кто не хочет пользоваться кривым продуктом. Такая логика уже довела страну до войны, нищеты и изоляции. И теперь даже мессенджеры — не про общение, а про пропаганду и доносы