ПАМЯТИ ФРОНТОВИКА.

9 июля на 95 году ушел из жизни житель города Вологды, фронтовик Великой Отечественной войны - Сергей Петрович Метевский.
Сергей Петрович Метевский (04.05.1926-09.07.2020 г.) родился в деревне Дудкино, Грязовецкого района. После школы поступил в Грязовецкий сельхозтехникум. С электричеством оказалась связана и дальнейшая судьба Сергея Петровича. В 1943 году он был призван в армию, попал он на Северный флот.

ПАМЯТИ ФРОНТОВИКА. - 891816987741
ПАМЯТИ ФРОНТОВИКА. - 891816998237

- На Льнокомбинате мы переночевали два дня, потом нас погрузили в вагоны и увезли под Мурманск, в Ваенгу. Сейчас там база Северного флота (город Североморск). Месяца два, наверное, мы там разгружали караваны. День занимаемся на учебе, ночь разгружаем. Потом нас в Полярный перевели. Там тогда была главная база Северного флота. Месяц или два нас погоняли там и на корабль. А присягу уже не помню, где и принимали, наверное, в Полярном.

«Караваны», которые довелось разгружать - это техника и продовольствие, которые шли в СССР по Ленд-лизу от союзников по антигитлеровской коалиции. И самым опасным направлением поставок являлись арктические конвои, которые проходили в северные порты Советского Союза — Мурманск и Архангельск.

К охране караванов прилагались усилия, в том числе и с советской стороны. На один из кораблей, призванных обеспечить безопасность конвоя, попал на должность электрика матрос Метевский.

- Попал сначала на тральщик — бывшее американское китобойное судно, переделанное для поиска и уничтожения мин. Для этого на тральщиках по две «кишки» таких было, ну, или кабеля. Мы их «кишками» называли, они метров 300-400 длиной. На воду их руками спускали и на концы напряжение подавали в размере двух тысяч ампер. А они создавали магнитное поле, и мины немецкие взрывались.

Численность кораблей в караванах постоянно колебалась — от 7-ми до 42-х. Тральщики шли впереди.

Вскоре матроса Метевского перевели на другой корабль - «Большой охотник», "БО - 209". Корабли этого класса использовались для поиска и уничтожения подводных лодок противника, преимущественно глубинными бомбами. Также они были оснащены одной 76-миллиметровой универсальной палубной артиллерийской установкой с орудием длиной в 50 калибров и тремя 20-миллиметровыми автоматами «Эрликон». Как и в случае с тральщиком, «Большой охотник» также был передан Советскому Союзу американской стороной по Ленд-лизу.

- Корабль небольшой был, метров 46 в длину. Вообще у американцев все удобства для личного состава были сделаны. Кубрики для каждого, коечка. Когда не спишь, она к борту подымается, лампочка у каждого. Тут же душ и туалет в кубрике. У наших таких удобств не было.

Основной задачей я была охота за подводными лодками. Для этих целей использовались глубинные бомбы.

- Был однажды скандал с нашими подводниками. Наш дивизион потопил немецкую подводную лодку, а они - мол, это мы их под водой торпедировали. Вернулись на базу, собрались все в доме офицеров и началось тут — ах, вы, нашу победу забрали!

На «Большом охотнике» матрос Метевский служил до 1950 года. Демобилизован в звании старшины 1 статьи.

- В боях нам нечасто приходилось участвовать, но все же бывало. Чаще всего случались налеты немецкой авиации. Было ли страшно? Да нет, не особо. Я ведь почти всю службу под палубой провел, следил за аккумуляторами. И вообще: немцы в основном в грузовые транспорта целились, а не в нас. Да вдобавок я был секретарем комсомольской организации. Бояться мне не положено.

Однако обороняться от немецких самолетов все же приходилось — и матрос Метевский на этот счет был приписан к корабельному пулемету.

Добывали военные моряки и рыбу, но своеобразным способом.

- Рыбы захочется поесть, говорим акустику, мол, найди нам косяк. Тот косяк нащупает, а мы туда бомбу. Навсплывает ее, собирай да ешь. Местные жители про это знали, и, как только мы поблизости где бахнем, сразу на лодочках своих выходили в море рыбу собирать.

Из-за специфики службы приходилось нашим морякам общаться и с иностранцами. И, вопреки расхожему мнению, этому никто тогда не препятствовал. По словам Сергея Петровича, несмотря на то, что никто не знал иностранных языков, общение все равно как-то удавалось наладить.

- С иностранцами мы в одной бухте стояли. Общаться приходилось, конечно. Нам это не запрещали. Они, помню, часто в футбол зимой играли, иногда и с нашими моряками. Я не играл - еще до войны ногу в одном матче сильно зашиб. Вообще с нами американцы лучше общались, чем англичане. Попроще они как-то были, что ли. Большинство-то американцев негры были. Не знаю, как и понимали друг друга, английского никто не знал, переводчиков не было.

О победе в войне моряки услышали от американцев.

- Мы тогда стояли в Мурманске на стапелях. Американцы раньше нас узнали, что война кончилась. Уж не знаю, откуда. Официально-то нам сообщили 8-го мая, а они еще с вечера узнали и нам сказали. Стрелять сразу все начали: победа, победа! .

После демобилизации Сергей Метевский вернулся в Вологду и устроился на Льнокомбинат, где и проработал всю жизнь. Был и простым электриком, и мастером, и инженером. Там же он познакомился и с будущей женой Валентиной Николаевной, которая трудилась мастером производства. В 1954 году они сыграли свадьбу.

Сергей Петрович награжден: Орденом Отечественной войны 2 степени, медалями "За оборону Советского Заполярья", "За Победу над Германией", "Ветеран труда" и другими.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ.

Комментарии

  • 11 июл 2020 21:28
    В Бессмертном полку пополнение...уходят ветераны....спасибо им за то,что мы живем