Произошло это во время боев на реке Халхин-Гол.

Японцы планировали масштабное вторжение в Советский Союз, и фактически проводили «разведку боев». Для отражения натиска японцев советское командование летом 1939 года перебрасывало в район боевых действий дополнительные силы, в том числе и авиацию.
В состав сил, действовавших в район Халхин-Гола, был включен 150-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. В нем в должности комиссара проходил службу 27-летний Михаил Ююкин.

Ююкин Михаил Анисимович

Он родился в селе Гнилуша Землянского уезда Воронежской губернии в бедной крестьянской семье. После революции учился в школе, одновременно помогая родителям в поле и огороде. Став комсомольцем, Михаил заведовал сельской мельницей. Показав себя в этом качестве с хорошей стороны, он пошел на повышение, и вскоре секретарём райкома комсомола.

Всесоюзное увлечение авиацией в начале 1930-х привело к тому, что в 1933 году Ююкин поступил в летную школу. Несмотря на то, что знаний ему не хватало, в 1936 году он успешно завершил обучение, и был направлен на службу в бомбардировочный авиаполк. После прохождения обучения в Военно-политической академии, Ююкин был назначен комиссаром эскадрильи, а затем и авиаполка.


5 августа 1939 года группа бомбардировщиков 150-го авиаполка наносила удар по тылам японской армии в районе города Халун-Аршан. Возглавлял группу командир авиаполка майор Михаил Бурмистров. Самолет Ююкина должен был занять ведущую позицию, в случае, если командир будет сбит, или по техническим причинам вынужден будет вернуться на аэродром.
Звено советских бомбардировщиков СБ в полете

Комиссар успешно провел бомбометание, но при выходе из атаки снаряд японской зенитки угодил в левый двигатель бомбардировщика.

Ююкин попытался сбить пламя скольжением вправо, однако самолет уже стремительно терял высоту. Шансов дотянуть до линии фронта не было.

Тогда летчик отдал приказ членам экипажа – штурману Александру Морковкину и стрелку-радисту Петру Разбойникову – покинуть машину.

Приказ выполнил только Морковкин, благополучно приземлившийся на парашюте. Разбойников же остался в самолете вместе с командиром.

Ююкин направил бомбардировщик в скопление вражеской техники, нанеся свой последний удар по врагу.

Александр Морковкин спустя сутки сумел благополучно выйти в расположение частей Красной армии.

В августе 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм и образцовое выполнение боевого задания Михаил Ююкин посмертно был награждён орденом Ленина. Члены экипажа Александр Морковкин и Петр Разбойников были удостоены орденов Красного Знамени (Разбойников – посмертно).

Подвиг Михаила Ююкина считается первым официально подтвержденным случаем огненного тарана в истории мировой авиации.

Гастелло знал о подвиге комиссара Ююкина не понаслышке – на Халхин-Голе он воевал в одном полку с ним.

Советские войска, одержав победу на Халхин-Голе, предотвратили начало полномасштабной войны с Японией, что значительно облегчило положение Советского Союза в свете приближавшейся войны с Германией.

Комментарии