Фотография. 1882. Бёрн-Джонс - представитель "второго поколения" прерафаэлитов, некоторые искусствоведы вообще считают его последним художником этого направления. Он широко известен в Англии своими витражами (которых я не видел), дизайнерскими работами и книжными иллюстрациями (которые также прошли мимо меня), и, собственно, как живописец он оставил не так много полотен, но среди них есть очень необычные.
Сын бирмингемского столяра, Эдвард, хоть и увлекался живописью и посещал с 15 лет вечерние курсы в государственной Школе дизайна, решил стать священником, и с 1853 года изучал теологию в колледже Оксфордского университета, где и подружился с Уильямом Моррисом. Именно Моррис, также увлекавшийся живописью, летом 1856 года познакомился с Данте Россетти, «главой прерафаэлитского движения».
Так и не сумевшие преодолеть свою тягу к живописи, Уильям Моррис и Эдвард Бёрн-Джонс, оставив богословие, напрашиваются к Россетти в ученики. Эдвард буквально "днюет и ночует" в доме Россетти, а Уильям присоединялся к ним на выходные. В том же 1856 году Эдвард обручился с учившейся на художницу Джорджианой (Джорджи) Макдональд ( Georgiana "Georgie" MacDonald (1840–1920).
Вот именно она и послужила моделью для одной из парных картин, написанных Эдвардом в 1860 году. Моделью для второй картины выступила любовница Россетти Фанни Корнфорт (англ. Fanny Cornforth; 1835 - 1909). Невинная Джорджи как нельзя лучше подходила для девственной Клары, а развратная Фанни - для её коварной кузины Сидонии. Литературной основой этих картин послужила романтическая немецкая новелла «Колдунья Сидония фон Борк», ну а в их исполнении чувствуется несомненное влияние Россетти.
В 1859 году Моррис женился на Джейн Бёрден (англ. Jane Burden, 1839 - 1914), а в 1861 году создал фирму по производству предметов декоративно-прикладного искусства, к работе в которой он привлекает многих художников, в том числе и Артура Хьюза, и Форда Мэдокса Брауна. Ну а женившийся в 1860 году на Джорджи Эдвард Бёрн-Джонс становится в этой фирме постоянным сотрудником. Фирма производила ткани, ковры, гобелены, которые выполнялись по рисункам Эдварда. И именно вот эта работа помогла художнику выработать свой стиль с причудливой орнаментальностью изображений.
Картин в это время Бёрн-Джонс писал мало, и нужно сказать, что от задумки до воплощения у него порой проходили десятилетия! Так, скажем, первый набросок по легенде о Короле Кофетуа и нищенке относится у него к 1862 году, а картину он начнёт писать только в 1883-м и закончит в 1884 году. А в 1865 году Данте Россетти напишет стихотворение «Aspecta Medusa», которое Бёрн-Джонс "проиллюстрирует" тоже спустя двадцать с лишним лет! Ну а пока разбогатевшая семья Бёрн-Джонс в 1867 году с двумя своими детьми переехала в дом с большим садом в престижном районе Лондона.
И тут у верного семьянина Бёрн-Джонса, всегда искренне стремившегося к христианским добродетелям, "вспыхнул роман всей его жизни"! В 1866 году он познакомился с гречанкой Марией Замбако (англ. Maria Cassavetti Zambaco; 1843-1914). Обладательница значительного наследства, мать двоих детей, она жила отдельно от мужа в Лондоне, отличалась «невероятной красотой», сама писала картины и выступала в качестве модели-натурщицы для художников.
Вот как её нарисовал Россетти в 1867 году:
Данте Россетти. «Мария Замбако» (англ. Maria Zambaco). 1867. Пастель, бумага. 100 х 72 см.
Мария отправляются в Венецию (этим годом датируется минимум четыре картины художника и работа над двумя сериями картин!) В Венеции Замбако уговаривает Бёрн-Джонса совершить самоубийство передозировкой настойки опиума, но выполнить задуманное на улице им помешала итальянская полиция.
Летом 1872 года Россетти также пытается свести счёты с жизнью тем же способом, но так же выживает. Мария пытается утопиться в лондонском «канале регента» (Regent's Canal), но снова неудачно. Джорджи Бёрн-Джонс становится «близким другом» Уильяма Морриса. А вот потом - потом всё "рассасывается"! Как ничего и не было. И Бёрн-Джонсы, и Моррисы так и остаются семейными парами «до конца дней своих», т.е. смерти супругов, так как жёны, как верные, так и неверные, живут обычно дольше мужей :-)
Вчерашний борщ
Эдвард Коли Бёрн-Джонс (1833−1898)
Бёрн-Джонс - представитель "второго поколения" прерафаэлитов, некоторые искусствоведы вообще считают его последним художником этого направления. Он широко известен в Англии своими витражами (которых я не видел), дизайнерскими работами и книжными иллюстрациями (которые также прошли мимо меня), и, собственно, как живописец он оставил не так много полотен, но среди них есть очень необычные.
Сын бирмингемского столяра, Эдвард, хоть и увлекался живописью и посещал с 15 лет вечерние курсы в государственной Школе дизайна, решил стать священником, и с 1853 года изучал теологию в колледже Оксфордского университета, где и подружился с Уильямом Моррисом. Именно Моррис, также увлекавшийся живописью, летом 1856 года познакомился с Данте Россетти, «главой прерафаэлитского движения».
Так и не сумевшие преодолеть свою тягу к живописи, Уильям Моррис и Эдвард Бёрн-Джонс, оставив богословие, напрашиваются к Россетти в ученики. Эдвард буквально "днюет и ночует" в доме Россетти, а Уильям присоединялся к ним на выходные. В том же 1856 году Эдвард обручился с учившейся на художницу Джорджианой (Джорджи) Макдональд ( Georgiana "Georgie" MacDonald (1840–1920).
Вот именно она и послужила моделью для одной из парных картин, написанных Эдвардом в 1860 году. Моделью для второй картины выступила любовница Россетти Фанни Корнфорт (англ. Fanny Cornforth; 1835 - 1909). Невинная Джорджи как нельзя лучше подходила для девственной Клары, а развратная Фанни - для её коварной кузины Сидонии.
Литературной основой этих картин послужила романтическая немецкая новелла «Колдунья Сидония фон Борк», ну а в их исполнении чувствуется несомненное влияние Россетти.
В 1859 году Моррис женился на Джейн Бёрден (англ. Jane Burden, 1839 - 1914), а в 1861 году создал фирму по производству предметов декоративно-прикладного искусства, к работе в которой он привлекает многих художников, в том числе и Артура Хьюза, и Форда Мэдокса Брауна. Ну а женившийся в 1860 году на Джорджи Эдвард Бёрн-Джонс становится в этой фирме постоянным сотрудником. Фирма производила ткани, ковры, гобелены, которые выполнялись по рисункам Эдварда. И именно вот эта работа помогла художнику выработать свой стиль с причудливой орнаментальностью изображений.
Картин в это время Бёрн-Джонс писал мало, и нужно сказать, что от задумки до воплощения у него порой проходили десятилетия! Так, скажем, первый набросок по легенде о Короле Кофетуа и нищенке относится у него к 1862 году, а картину он начнёт писать только в 1883-м и закончит в 1884 году. А в 1865 году Данте Россетти напишет стихотворение «Aspecta Medusa», которое Бёрн-Джонс "проиллюстрирует" тоже спустя двадцать с лишним лет! Ну а пока разбогатевшая семья Бёрн-Джонс в 1867 году с двумя своими детьми переехала в дом с большим садом в престижном районе Лондона.
И тут у верного семьянина Бёрн-Джонса, всегда искренне стремившегося к христианским добродетелям, "вспыхнул роман всей его жизни"! В 1866 году он познакомился с гречанкой Марией Замбако (англ. Maria Cassavetti Zambaco; 1843-1914). Обладательница значительного наследства, мать двоих детей, она жила отдельно от мужа в Лондоне, отличалась «невероятной красотой», сама писала картины и выступала в качестве модели-натурщицы для художников.
Вот как её нарисовал Россетти в 1867 году:
Мария отправляются в Венецию (этим годом датируется минимум четыре картины художника и работа над двумя сериями картин!) В Венеции Замбако уговаривает Бёрн-Джонса совершить самоубийство передозировкой настойки опиума, но выполнить задуманное на улице им помешала итальянская полиция.
Летом 1872 года Россетти также пытается свести счёты с жизнью тем же способом, но так же выживает. Мария пытается утопиться в лондонском «канале регента» (Regent's Canal), но снова неудачно. Джорджи Бёрн-Джонс становится «близким другом» Уильяма Морриса. А вот потом - потом всё "рассасывается"! Как ничего и не было. И Бёрн-Джонсы, и Моррисы так и остаются семейными парами «до конца дней своих», т.е. смерти супругов, так как жёны, как верные, так и неверные, живут обычно дольше мужей :-)