Должен ли закят поровну распределяться между 8 категориями людей?
✒️ Пишет шейх Сыддык Хасан Хан: Резюмируя, скажу, что Аллах установил закят для конкретных категорий лиц, и их восемь. Ни в коем случае нельзя отдавать его другим помимо этих восьми категорий. Тот факт, что закят предназначен для этих восьми категорий, не означает того, что он должен распределяться между ними поровну. И не обязательно, чтобы каждой из категорий доставалась какая-то часть из того, что поступает в качестве закята. Однако смысл в том, что вид имущества, именуемый закятом, отдавался именно этим категориям людей, которые указаны в аяте. Поэтому, если человек, выплачивающий закят, взял это конкретное имущество и отдал кому-то из этих конкретных людей, значит, он выполнил приказ Аллаха, отдал ли он всем поровну или нет. И обязанность, которую возложил на него Аллах, спала с него. Если представить, что присутствуют все восемь категорий, заслуживающих закят, и кто-то обязывал бы хозяина имущества распределять закят между ними всеми, то это стало бы трудностью и тяжелым бременем для владельца закята. Это требование противоречит действию мусульман из первых и последних поколений. Аллах знает лучше! Выплачиваемый закят может быть мизерным, и если распределять его на все виды, то даже одна категория не ощутила бы пользы, не говоря уже обо всех. Если ты считаешь, что закят должен раздаваться поровну, то ты должен порицать то, что сделал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так как он выплатил садака Саляме ибн Сахру. [Сказал Ахмад Шакир: «То есть он сделал своей жене зыхар во время Рамадана, а затем совершил с ней половой акт ночью, но у него не было ничего, чтобы выплатить возмещение, и тогда посланник (да благословит его Аллах и приветствует) приказал ему пойти к тому, кто распределяет закят, взять у него и компенсировать этим закятом свое штрафное возмещение (كفارة). Смотри «Найлю ль-утар», часть 7, стр. 50–53». Если хочешь исследовать этот вопрос глубже, посмотри «аль-Ирва» (7/177).] Нет ни одного довода, который обязывал бы делить закят поровну всем упомянутым категориям. А хадис, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал Му′азу взять закят с богатых Йемена и раздать его бедным, не может быть доводом, потому что в нём речь идёт о закяте одной группы мусульман, выделенном также для одной группы. Также хадис Зияда ибн аль-Хариса, где он сказал: «Я пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и присягнул ему. Потом к нему пришёл один мужчина и сказал: “Дай мне что-либо из закята”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине, Аллах не принял решения пророка или кого-то другого относительно закята, и принял в этом решение Сам. Он поделил закят на восемь категорий. Если ты относишься к одной из этих категорий, то я дам тебе (закят)”». В цепочке передатчиков есть ′Абду р-Рахман ибн Зияд аль-Ифрикы, относительно которого имеется некая критика. [Слабый. Источник был упомянут.] Если бы даже этот хадис имел силу довода, то в нём имеется в виду, что закят — это конкретное имущество, которое должно распределяться в определённом направлении, упомянутом в аяте, и нельзя его тратить в других целях. А если бы имелось в виду, что сам закят должен делиться поровну между восемью категориями, и не должна доля одной из категорий отдаваться другой, то при отсутствии какой-либо категории нельзя было бы выделить её долю другим, а это противоречит единогласному мнению всех мусульман. [Например, если бы закят в обязательном порядке должен был делиться поровну по справедливости между теми, кто имеет на него право, то может получиться такое, что в определённом месте собрали закят, а там не оказалось ни одного путника. Тогда мы всё равно должны были бы разделить его на восемь частей, а долю, которая должна была достаться путникам, оставить нетронутым, но это противоречит единогласному мнению мусульман.] Если мы даже предположим, что здесь имеется в виду не весь закят, а тот, который был собран у имама, все равно не остаётся никакого довода, который обязывал бы нас распределять закят поровну. Наоборот, разрешается отдавать часть закята одним категориям, которые имеют на него право, а остальным категориям отдавать другую часть. Действительно, если бы имам собрал весь закят в одной местности, и к нему пришли бы все восемь категорий, заслуживающих закят, то они имели бы право требовать то, что обязал Аллах, но даже в этом случае имам не обязан раздавать закят поровну и всем без исключения. Он имеет право отдать больше одним, и меньше — другим, или выделить одной категории, а другой — отказать. Главное, чтобы это было в интересах Ислама и мусульман. Например, если у имама собран закят, и в это время началась война, то, конечно же, в таких условиях требуется привлечь больше воинов и раздать им закят, чтобы они охраняли мусульманские владения. И пусть даже на это уйдёт весь закят. Резюмируя, можем сказать, что если есть польза в выделении закята одним категориям лиц, лишая его воинов, то это тоже возможно — главное, чтобы было выгодно Исламу и мусульманам. Все это делается по усмотрению правителя. 📖 Источник: Книга Сыддык Хасан Хана «Ар-Роудату ан-надийя», которая является комментариями к книге имама Шаукани «Дуроруль-бахийя».
Закат - один из столпов Ислама.
Должен ли закят поровну распределяться между 8 категориями людей?
✒️ Пишет шейх Сыддык Хасан Хан:
Резюмируя, скажу, что Аллах установил закят для конкретных категорий лиц, и их восемь. Ни в коем случае нельзя отдавать его другим помимо этих восьми категорий. Тот факт, что закят предназначен для этих восьми категорий, не означает того, что он должен распределяться между ними поровну. И не обязательно, чтобы каждой из категорий доставалась какая-то часть из того, что поступает в качестве закята. Однако смысл в том, что вид имущества, именуемый закятом, отдавался именно этим категориям людей, которые указаны в аяте. Поэтому, если человек, выплачивающий закят, взял это конкретное имущество и отдал кому-то из этих конкретных людей, значит, он выполнил приказ Аллаха, отдал ли он всем поровну или нет.
И обязанность, которую возложил на него Аллах, спала с него. Если представить, что присутствуют все восемь категорий, заслуживающих закят, и кто-то обязывал бы хозяина имущества распределять закят между ними всеми, то это стало бы трудностью и тяжелым бременем для владельца закята. Это требование противоречит действию мусульман из первых и последних поколений. Аллах знает лучше!
Выплачиваемый закят может быть мизерным, и если распределять его на все виды, то даже одна категория не ощутила бы пользы, не говоря уже обо всех. Если ты считаешь, что закят должен раздаваться поровну, то ты должен порицать то, что сделал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так как он выплатил садака Саляме ибн Сахру.
[Сказал Ахмад Шакир: «То есть он сделал своей жене зыхар во время Рамадана, а затем совершил с ней половой акт ночью, но у него не было ничего, чтобы выплатить возмещение, и тогда посланник (да благословит его Аллах и приветствует) приказал ему пойти к тому, кто распределяет закят, взять у него и компенсировать этим закятом свое штрафное возмещение (كفارة). Смотри «Найлю ль-утар», часть 7, стр. 50–53». Если хочешь исследовать этот вопрос глубже, посмотри «аль-Ирва» (7/177).]
Нет ни одного довода, который обязывал бы делить закят поровну всем упомянутым категориям.
А хадис, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал Му′азу взять закят с богатых Йемена и раздать его бедным, не может быть доводом, потому что в нём речь идёт о закяте одной группы мусульман, выделенном также для одной группы.
Также хадис Зияда ибн аль-Хариса, где он сказал: «Я пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и присягнул ему. Потом к нему пришёл один мужчина и сказал: “Дай мне что-либо из закята”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине, Аллах не принял решения пророка или кого-то другого относительно закята, и принял в этом решение Сам. Он поделил закят на восемь категорий. Если ты относишься к одной из этих категорий, то я дам тебе (закят)”».
В цепочке передатчиков есть ′Абду р-Рахман ибн Зияд аль-Ифрикы, относительно которого имеется некая критика. [Слабый. Источник был упомянут.]
Если бы даже этот хадис имел силу довода, то в нём имеется в виду, что закят — это конкретное имущество, которое должно распределяться в определённом направлении, упомянутом в аяте, и нельзя его тратить в других целях.
А если бы имелось в виду, что сам закят должен делиться поровну между восемью категориями, и не должна доля одной из категорий отдаваться другой, то при отсутствии какой-либо категории нельзя было бы выделить её долю другим, а это противоречит единогласному мнению всех мусульман.
[Например, если бы закят в обязательном порядке должен был делиться поровну по справедливости между теми, кто имеет на него право, то может получиться такое, что в определённом месте собрали закят, а там не оказалось ни одного путника. Тогда мы всё равно должны были бы разделить его на восемь частей, а долю, которая должна была достаться путникам, оставить нетронутым, но это противоречит единогласному мнению мусульман.]
Если мы даже предположим, что здесь имеется в виду не весь закят, а тот, который был собран у имама, все равно не остаётся никакого довода, который обязывал бы нас распределять закят поровну. Наоборот, разрешается отдавать часть закята одним категориям, которые имеют на него право, а остальным категориям отдавать другую часть. Действительно, если бы имам собрал весь закят в одной местности, и к нему пришли бы все восемь категорий, заслуживающих закят, то они имели бы право требовать то, что обязал Аллах, но даже в этом случае имам не обязан раздавать закят поровну и всем без исключения. Он имеет право отдать больше одним, и меньше — другим, или выделить одной категории, а другой — отказать.
Главное, чтобы это было в интересах Ислама и мусульман. Например, если у имама собран закят, и в это время началась война, то, конечно же, в таких условиях требуется привлечь больше воинов и раздать им закят, чтобы они охраняли мусульманские владения. И пусть даже на это уйдёт весь закят.
Резюмируя, можем сказать, что если есть польза в выделении закята одним категориям лиц, лишая его воинов, то это тоже возможно — главное, чтобы было выгодно Исламу и мусульманам. Все это делается по усмотрению правителя.
📖 Источник: Книга Сыддык Хасан Хана «Ар-Роудату ан-надийя», которая является комментариями к книге имама Шаукани «Дуроруль-бахийя».