О ТОМ, ЧТО МОЖНО ОТДАТЬ В КАЧЕСТВЕ БРАЧНОГО ДАРА

[Сказал аш-Шаукани]: «Махр действителен, даже если представляет из себя кольцо из железа или обучение Корану…».
✒️ Пишет шейх Сыддык Хасан Хан:
Исходя из хадиса, который привели Ахмад, Ибн Маджа и ат-Тирмизи, который подтвердил его достоверность, со слов ‘Амира ибн Раби‘и, что некая женщина из племени Бани-фазара вышла замуж, получив в качестве брачного дара сандалии. Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил её: «Ты довольна тем, что предоставляешь себя и свое имущество взамен сандалий?». Она ответила: «Да», - и он одобрил это. [Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым в «аль-Ирва» (1926).]
Ахмад и Абу Дауд передали хадис со слов Джабира, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если даже в качестве махра некто даст невесте полные горсти еды, то она станет для него дозволенной», - однако в иснаде этого сообщения есть слабость. [Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым в «Да‘иф Аби Дауд» (456) и в «Да‘иф аль-Джами‘» (5453).]
Ад-Даракутни относительно махра привёл хадис от Абу Са‘ида, в котором говорится: «…даже если махром будет сивак из дерева арак» [Хадис слабый. Ад-Даракутни (3/244/6-9).]
В обоих достоверных сборниках (у аль-Бухари и Муслима) и у других приводится хадис со слов Сахля ибн Са‘да, что однажды к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) подошла женщина и сказала: «О, посланник Аллаха, я дарю себя тебе», - и осталась стоять на месте, когда же пауза затянулась, встал некий мужчина и сказал: «О, посланник Аллаха, выдай её замуж за меня, если только сам не желаешь взять её в жёны». Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Есть ли у тебя что-либо, что можешь ей дать в виде махра?». Мужчина ответил: «У меня нет ничего, кроме этого изара» [Изар – элемент одежды, прикрывающий нижнюю часть тела.]
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если ты отдашь ей свой изар, останешься без одежды, поищи что-либо другое». Мужчина ответил: «Я ничего не нахожу». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Постарайся найти хотя-бы железное кольцо». Он ушёл, но вернулся с пустыми руками, и тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Что ты выучил из Корана?». Он ответил: «Такие-то и такие суры» и перечислил суры. И пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Я выдаю её за тебя замуж взамен того, чтобы ты обучил её тому, что знаешь из Корана» [Аль-Бухари (3210, 5135, 7415), Муслим (1425).]
Этот хадис не противоречит хадису от Джабира, приводимого у ад-Даракутни: «Махр не может быть меньше десяти дирхамов», – так как в иснаде этого хадиса присутствуют Мубашшир ибн ‘Убайд и Хаджадж ибн Арта’, которые являются слабыми передатчиками. [Вымышленный хадис. Имам Ахмад сказал: «Хадисы, передаваемые от Мубашшира ибн ‘Убайда являются вымышленными, ложными».]
Ибн аль-Кайим сказал: «Как можно опровергать ясную, понятную и достоверную Сунну, которая утвердила никах с минимальным махром, вплоть до железного кольца – при том, что это еще и подтверждается обобщёнными текстами Корана, в котором говорится: "чтобы вы добивались их посредством своего имущества" [Сура «ан-Ниса», аят 24.]; а также согласуется со сравнением по аналогии (кыяс) о действительности сделки при обмене большого и малого при наличии довольства сторон – противопоставляя этому недостоверное сообщение и неправильную аналогию, сравнивая с отрубанием руки вора? Где никах, а где воровство, чтобы их сравнивать? Где дозволение половых органов, а где отрубание руки при воровстве? И как я не раз говорил, сравнение по аналогии (кыяс) правильнее всех применяют сторонники хадиса. И чем ближе человек к хадисам, тем правильнее его кыяс. И наоборот, чем дальше он от хадисов, тем ошибочнее его кыяс».
Я (Сыддик Хасан Хан) говорю: подводя итог, надо сказать, что доводы указывают на действительность даже незначительного махра, и нет у него минимального размера. Однако всё, что имеет хоть какую-то ценность, может выступать в качестве брачного дара. И на это указывает хадис: «Принеси хотя бы железное кольцо»; или хадис, в котором женщина удовлетворилась сандалиями в качестве махра, и с этим согласился пророк (да благословит его Аллах и приветствует); также хадис, где пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если даже в качестве махра некто даст невесте полные горсти еды, то она станет для него дозволенной»; также хадис ‘Абду р-Рахмана ибн ‘Ауфа, в котором говорится, что он женился, предоставив в качестве махра, золото размером с финиковую косточку. Исходя из этих хадисов, которые приводятся в основных общепринятых источниках, становится ясно, что нет минимального размера махра. Первый хадис приводится у аль-Бухари и у Муслима. Второй – у Ахмада, Ибн Маджи и ат-Тирмизи, который его назвал достоверным. Третий – привели Ахмад и Абу Дауд.
Четвёртый [Хадис ‘Абду р-Рахмана ибн ‘Ауфа также приводится в сборниках у аль-Бухари и Муслима.] – у Абу Дауда, Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджи. Эти хадисы указывают на то, что нет минимального размера махра, однако если вещь имеет ценность, то может выступать в качестве брачного дара.
А что касается максимального размера махра, то так же нет ограничений, вот почему Аллах упомянул в Коране кантар [Кантар – мера веса = 36 окка или 100 египетским ратлям, или 44,928 кг. Упоминается в Коране в двух местах (3:75) и (4:20).], а брачный дар жён пророка (да благословит его Аллах и приветствует) составлял 12,5 укий, что эквивалентно пятистам дирхамам.
Но если кто-то заявляет, что брачный дар должен быть каким-то определённым, то пусть предоставит достоверный довод. Однако нет сомнения, что чрезмерное увеличение махра является нежелательным, о чём мы говорили выше.
📖 Источник: Книга Сыддык Хасан Хана «Ар-Роудату ан-надийя», которая является комментариями к книге имама Шаукани «Дуроруль-бахийя».

О ТОМ, ЧТО МОЖНО ОТДАТЬ В КАЧЕСТВЕ БРАЧНОГО ДАРА - 946340739523

Комментарии

Комментариев нет.