#биография_поэта 25 июня день рождения Арсения Тарковского

Арсений Александрович Тарковский (1907-1989) в Елисаветграде Херсонской губернии (ныне Кировоград, Украина). Его отец, Александр Карлович Тарковский, служащий городского Общественного банка, находился под гласным надзором полиции за участие в 1880-х гг. в организации народнического кружка. После смерти своей первой жены он женился вторично на Марии Даниловне Рачковской. От этого брака родились двое сыновей - Валерий, погибший в бою против атамана Григорьева в мае 1919 года, и младший Арсений.
В семье преклонялись перед литературой и театром, даже писали стихи и пьесы для чтения в кругу семьи. Сам Александр Карлович, помимо основной службы, занимался журналистикой (он сотрудничал в одесских и елисаветградских газетах), писал стихи, рассказы и переводил для себя Данте, Джакомо Леопарди, Виктора Гюго и других поэтов. Был лично знаком с Лениным и Пилсудским.
Уже в раннем детстве Арсений Тарковский вместе с отцом и братом посещал поэтические вечера столичных знаменитостей — Игоря Северянина, Константина Бальмонта, Фёдора Сологуба.
Мальчик учился в классической гимназии, а после прихода большевиков – в единой трудовой школе.
В начале 20-х годов, после гражданской войны на Украине и установления там советской власти, Арсений и его друзья, бредившие поэзией, опубликовали в газете акростих, первые буквы которого нелестно характеризовали главу В.И. Ленина. Всю группу арестовали и отправили в Николаев, который тогда был областным центром. Арсению удалось бежать с поезда по дороге. После этого он довольно долго скитался по Украине и Крыму, перепробовал несколько профессий: был учеником сапожника, работал в рыболовецкой артели.
В 1923 году Арсений перебрался в Москву к сестре своего отца. С 1924 года сотрудничал с газетой «Гудок», писал судебные очерки, стихотворные фельетоны и басни (один из его псевдонимов — Тарас Подкова).
В 1925 году поступил учиться на Высшие литературные курсы, возникшие на месте закрытого после смерти Валерия Брюсова созданного им Литературного института. При поступлении Тарковский познакомился с поэтом и теоретиком стиха Георгием Шенгели, который стал его учителем и старшим другом. В том же 1925 году на подготовительный курс поступила Мария Вишнякова, ставшая в феврале 1928 года женой Арсения Тарковского. Начиная с 1929 года, Тарковский в течение двух лет получал ежемесячную стипендию Фонда помощи начинающим писателям при Государственном издательстве, которая помогала существовать молодой семье. В том же году из-за скандального происшествия — самоубийства одной из слушательниц — Высшие литературные курсы были закрыты. Слушатели, не успевшие окончить учебу, были допущены к экзаменам при МГУ.
По словам самого поэта, стихи он начал писать «с горшка». Однако первые стихотворения — «Свеча» (сборник «Две зари», 1927 год) и «Хлеб» (журнал «Прожектор», 1928 год) — были опубликованы уже во время обучения на Высших литературных курсах.
В 1931 году Тарковский работал на Всесоюзном радио старшим инструктором-консультантом по художественному радиовещанию, писал пьесы для радиопостановок. В частности, по заданию литературно-художественного отдела написал пьесу «Стекло». Чтобы познакомиться со стекольным производством, он специально ездил на стекольный завод под Нижним Новгородом. 3 января 1932 года пьеса «Стекло» была передана по Всесоюзному радио и подверглась резкой критике за «мистику» — в качестве литературного приёма Тарковский ввёл голос родоначальника русского стекла Михаила Ломоносова.
С 1933 года Тарковский начал заниматься художественными переводами. К переводческому делу его привлек Георгий Шенгели, тогда работавший в Отделе литературы народов СССР Государственного литературного издательства.
Работа над переводами национальных поэтов была связана с творческими командировками (Киргизия, Крым, Кавказ). Вместе с близким другом Аркадием Штейнбергом Тарковский работал над переводами поэм и стихов сербского поэта-эмигранта Радуле Марковича, писавшего под псевдонимом Стийенский.
В 1936 году Тарковский познакомился с Антониной Бохоновой, женой критика и литературоведа Владимира Тренина, соратника Маяковского и Давида Бурлюка. Несмотря на то, что к тому времени он уже был отцом двоих детей - Андрея (1932) и Марины (1934) – он оставил семью и летом 1937 года соединил свою жизнь с Бохоновой.
Летом 1939 года Тарковский с новой семьей по заданию Союза писателей СССР ездил в Чечено-Ингушскую АССР для работы над переводами местных поэтов. Жили в Грозном и в посёлке Ведено.
Осенью 1939 года, приехав в Ленинград по издательским делам, Тарковский заболел дифтерией и оказался в инфекционной больнице «Боткинские бараки». Выйдя из больницы, присутствовал на похоронах Л. Д. Менделеевой, жены А. А. Блока.
27 февраля 1940 года на заседании Президиума Союза советских писателей поэт и переводчик Марк Тарловский рекомендовал Тарковского как мастера перевода, перечислив его работы — переводы киргизской поэзии, грузинских народных песен, трагедии Корнеля «Цинна», туркменского поэта Кемине. После этой рекомендации Тарковский был принят в союз писателей СССР.
В 1940 году Арсений Тарковский официально развёлся со своей первой женой и оформил брак с Бохоновой. Осенью того же года он, предположительно, познакомился с Мариной Цветаевой.
Начало войны застало Тарковского в Москве. В августе он проводил в эвакуацию в Юрьевец Ивановской области свою первую жену и детей. Вторая жена и её дочь уехали в Чистополь Татарской АССР, куда эвакуировали членов Союза писателей и членов их семей. Оставшись в Москве, Тарковский прошёл вместе с московскими писателями военное обучение. По заключении медкомиссии, мобилизации в действующую армию он не подлежал.
Арсений принимал участие в поэтических встречах, которые организовывал Союз писателей для москвичей. В первых числах сентября 1941 года Тарковский узнал о трагической гибели Марины Цветаевой и отозвался на неё горестными стихами.
16 октября 1941 года, в день эвакуации Москвы, Арсений Александрович вместе с престарелой матерью покинул столицу. Они отправились в Казань, чтобы оттуда добраться до Чистополя.
В конце октября и ноябре 1941 года в Чистополе, где Тарковский жил тогда вместе с семьёй, он создал цикл «Чистопольская тетрадь» из семи стихотворений.
За два месяца пребывания в Чистополе Тарковский написал в Президиум Союза писателей около одиннадцати писем-заявлений с просьбой направить его на фронт. В декабре 1941 года он, наконец, получил вызов в Москву. Был «зачислен на должность писателя армейской газеты» и с января 1942 по декабрь 1943 года работал военным корреспондентом газеты 16-й армии «Боевая тревога».
На передовую для сбора информации Тарковский отправлялся через день, ему не раз довелось участвовать в боевых действиях. 7 апреля 1943 он был награждён орденом Красной Звезды.
Помимо заметок с передовой, на страницах «Боевой тревоги» печатались стихи Тарковского, воспевавшие подвиги солдат и офицеров, частушки, басни, высмеивавшие гитлеровцев. Солдаты вырезали его стихи из газет и носили в нагрудном кармане вместе с документами и фотографиями близких. При этом, несмотря на трудные условия военного быта и повседневную работу для газеты, Тарковский продолжал писать стихи. Именно в то время были написаны «Белый день», «На полоски несжатого хлеба…», «Ночной дождь» и другие.
В конце сентября 1943 года Тарковский получил кратковременный отпуск в качестве поощрения за боевой подвиг. По дороге с фронта в Москву написал несколько стихотворений («Хорошо мне в теплушке…», «Четыре дня мне ехать до Москвы…» и др.).
13 декабря 1943 года под Городком Витебской области Тарковский был ранен разрывной пулей в ногу. Был отправлен в полевой госпиталь, где у него развилась самая тяжёлая форма гангрены — газовая, поэт перенес несколько ампутаций на левой ноге. Его жена с помощью друзей добилась пропуска в прифронтовую полосу и привезла Арсения в Москву, где в Институте хирургии профессор Вишневский произвёл ему шестую ампутацию.
В 1944 году Тарковский вышел из госпиталя. Для лишившегося ноги поэта наступила новая жизнь, к которой он с трудом приспосабливался, несмотря на то, что за ним самоотверженно ухаживала жена, навещали друзья.
В 1945 году поэт по направлению Союза писателей ездил в творческую командировку в Тбилиси, где работал над переводами грузинских поэтов, в частности Симона Чиковани.
В том же 1945 году Тарковский подготовил к изданию книгу собственных стихов, которая получила одобрение на собрании секции поэтов в Союзе писателей. Рукопись была подписана к печати и дошла в производстве до стадии «чистых листов» и сигнального экземпляра. Но в силу политических «несоответствий» (в книге не было ни одного стихотворения, воспевавшего «вождя» — Сталина, и лишь одно — с упоминанием имени Ленина), после печально знаменитого постановления ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» 1946 года печать была остановлена, набор книги был уничтожен.
Это стало тяжелой травмой для поэта, к сорока годам решившегося, наконец, предстать перед читателями. Для Тарковского начались долгие годы «молчания» - вплоть до 1962 года он писал в стол. На жизнь он зарабатывал поэтическими переводами.
В 1946—1947 он жил в Ашхабаде, работая над переводами туркменских поэтов - классика туркменской литературы Махтумкули и каракалпакской эпической поэмы Кырк кыз («Сорок девушек»).
В 1947 году Тарковский уходит от второй жены к Татьяне Озерской, которая до того несколько лет сопровождала поэта в командировках в качестве секретаря.
Летом 1950 года Тарковский отправился в Азербайджан (Баку, Мардакяны, Алты-Агач); где работал над переводом поэмы Расула Рзы «Ленин».
В конце того же года Тарковский официально расторг брак с Антониной Бохоновой и 26 января 1951 года женился на Озерской (сама она утверждает, что свадьба состоялась в 1946 году). 22 марта 1951 года Бохонова скончалась после тяжелой болезни. На её смерть поэт отозвался стихами «Жизнь меня к похоронам…» и «Фонари».
Тарковский много ездил в творческие командировки, переводил, участвовал в декадах национальных литератур и при этом не переставал писать в стол. Особенно продуктивным для поэта стал 1958 год, когда им было написано около сорока стихотворений, в том числе «Оливы», «Вечерний, сизокрылый…», «Пускай меня простит Винсент Ван-Гог…» и другие.
При этом даже с наступлением хрущёвской «оттепели» он не хотел предлагать вои стихи издательствам. Третья жена Татьяна Озерская и его друг Виктор Виткович подготовили подборку стихов, которую поэт назвал «Перед снегом», и отнесли её в редакцию поэзии издательства «Советский писатель». Книга получила одобрительные отзывы М. Алигер и Е. Златовой и была издана в 1962 году, когда Арсению Тарковскому было уже 55 лет.
В том же году на экраны вышел фильм его сына кинорежиссёра Андрея Тарковского «Иваново детство», где прозвучали стихи Арсения Тарковского в авторском исполнении. Фильм получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля.
В 1960-е годы вышли ещё две книги Тарковского: в 1966 году — «Земле — земное», в 1969 — «Вестник». Его стали приглашать с выступлениями на популярные в те годы вечера поэзии.
В 1966—1967 годах Тарковский вёл поэтическую студию при Московском отделении Союза писателей. У него появилась возможность посетить в составе писательской делегации Францию и Англию (1966 и 1967 гг.).
В 1971 году Тарковскому была присуждена Государственная премия Туркменской ССР им. Махтумкули.
В 1974 году вышла книга избранных стихов Тарковского «Стихотворения» с предисловием Маргариты Алигер, в которую вошли произведения, написанные им с 1929 по 1971 годы.
В 1977 году, в связи с семидесятилетием поэта, советское правительство наградило его орденом Дружбы народов.
В 1978 году в Тбилиси в издательстве «Мерани» вышла книга Тарковского «Волшебные горы», в которую наряду с оригинальными стихотворениями были включены его переводы грузинских поэтов.
В начале 1980-х годов вышли еще три книги Тарковского:— «Зимний день» («Советский писатель», 1980), «Избранное» («Художественная литература», 1982) и «Стихи разных лет» («Современник», 1983).
В марте 1982 года Тарковский уехал в Италию для работы над фильмом «Ностальгия» своего сына Андрея Тарковского. 10 июля 1984 года на пресс-конференции в Милане Андрей заявил о своем невозвращении в Советский Союз. Это решение сына Тарковский принял, однако, в письме к нему выразил убеждение в том, что русский художник должен жить и работать на Родине, вместе со своим народом переносить все тяготы, выпавшие ему на долю.
Разлуку с сыном Арсений Тарковский переживал тяжело, а смерть Андрея 29 декабря 1986 года явилась для отца страшным ударом, серьезно подкосившим его здоровье.
С началом перестройки имя Андрея Тарковского снова зазвучало на родине. Это сняло опалу и с отца. В 1987 году в связи с восьмидесятилетием Арсений Александрович был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В том же году вышли его сборники «От юности до старости» и «Быть самим собой», в подготовке к изданию которых он сам уже не участвовал из-за тяжёлого физического состояния.
Последние годы жизни Арсений Тарковский провёл в Доме ветеранов кино. К ноябрю 1988 года его состояние настолько ухудшилось, что он был направлен на лечение в Центральную клиническую больницу. В начале ноября того же года Тарковский был награждён орденом Отечественной войны I степени.
Вышедшая в апреле 1989 года книга «Звёзды над Арагацем» (Ереван, изд. «Советакан Грох») стала последним прижизненным изданием поэта.
Арсений Тарковский скончался в больнице 27 мая 1989 года. Прощание с поэтом проходило в Большом зале Центрального дома Литераторов. Похоронен на кладбище в Переделкино.
Чем знаменит
Арсений Тарковский, 1930-е гг.
Арсения Тарковского называют «последним поэтом Серебряного века». Его стихи знают даже далекие от поэзии люди - благодаря фильмам его сына Андрея Тарковского, в которых они звучат.
«Тарковского полюбили как-то внезапно в 60-х годах. Полюбили и всё. Без всяких внешних мотивировок. Еще и стихов толком никто не знал, а полюбили. Потом, когда на экраны периферийных клубов прорвалось "Зеркало" полузапрещенного Андрея Тарковского, все услышали стихи его отца-поэта. И буквально врезалась в память строка: "Когда судьба по следу шла за нами, как сумасшедший с бритвою в руке". Это была страшная исповедь целого поколения», - писал о неожиданно обрушившемся на Тарковского признании поэт и философ Константин Кедров.
Многие стихи Тарковского были положены на музыку. Их исполняют группы «Браво» и «Круиз» исполняли песню «Звездный каталог», София Ротару, Елена Фролова, Елена Камбурова, рок-группа «Диалог», Вадим и Валерий Мищуки.
Также большой вклад в литературу Арений Тарковский внес в качестве переводчика, в основном – восточной поэзии.
О чем надо знать
Арсению Тарковскому было посвящено последнее стихотворение Цветаевой. Правда, узнал он об этом это много лет спустя после смерти поэтессы.
Тарковский и Цветаева познакомились, предположительно, в 1940 году. Цветаева увлеклась молодым поэтом. Они много общались, перезванивались, гуляли вместе по любимым местам Цветаевой - Волхонке, Арбату, Трехпрудному.
Тогда же, вспоминая всех своих безвременно ушедших родных и близких, Арсений Тарковский написал стихотворение, которое прочитал Марине:
Стол накрыт на шестерых -
Розы да хрусталь...
А среди гостей моих -
Горе да печаль.
И со мною мой отец,
И со мною брат.
Час проходит. Наконец
У дверей стучат.
Как двенадцать лет назад,
Холодна рука,
И немодные шумят
Синие шелка.
И вино поет из тьмы,
И звенит стекло:
«Как тебя любили мы,
Сколько лет прошло».
Улыбнется мне отец,
Брат нальет вина,
Даст мне руку без колец,
Скажет мне она:
«Каблучки мои в пыли,
Выцвела коса,
И звучат из-под земли
Наши голоса».
В марте 1941-го года, в один из самых тяжёлых периодов своей жизни, Цветаева написала ответное стихотворение:
Всё повторяю первый стих
И всё переправляю слово:
- "Я стол накрыл на шестерых"...
Ты одного забыл - седьмого.
Невесело вам вшестером.
На лицах - дождевые струи...
Как мог ты за таким столом
Седьмого позабыть - седьмую...
Невесело твоим гостям,
Бездействует графин хрустальный.
Печально - им, печален - сам,
Непозванная - всех печальней.
Невесело и несветло.
Ах! не едите и не пьете.
- Как мог ты позабыть число?
Как мог ты ошибиться в счете?
Как мог, как смел ты не понять,
Что шестеро (два брата, третий -
Ты сам - с женой, отец и мать)
Есть семеро - раз я на свете!
Ты стол накрыл на шестерых,
Но шестерыми мир не вымер.
Чем пугалом среди живых -
Быть призраком хочу - с твоими,
(Своими)... Робкая как вор,
О - ни души не задевая!-
За непоставленный прибор
Сажусь незваная, седьмая.
Раз!- опрокинула стакан!
И всё. что жаждало пролиться,-
Вся соль из глаз, вся кровь из ран -
Со скатерти - на половицы.
И - гроба нет! Разлуки - нет!
Стол расколдован, дом разбужен.
Как смерть - на свадебный обед,
Я - жизнь, пришедшая на ужин.
...Никто: не брат, не сын, не муж,
Не друг - и всё же укоряю:
- Ты, стол накрывший на шесть - душ,
Меня не посадивший - с краю.
Это стихотворение считается последним в творчестве поэтессы. Кроме прошений, заявлений и записок с просьбами к знакомым и не очень людям она больше уже потом ничего не писала.
31 августа 1941 года Марины Цветаевой не стало.
О том, что существует стихотворение Цветаевой, посвященное ему, Арсений Тарковский тогда не узнал. Он прочел его лишь в 1982-м году, после публикации в журнале «Огонёк» - спустя более 40 лет после того, как оно было написано.
«Для меня это было как голос из-под земли», — признавался Арсений Александрович. По воспоминаниям современников, «очевидцы, видевшие его в этот день, единодушны в оценке тогдашнего душевного состояния поэта, характеризуя его одним словом: катарсис».
Прямая речь
Ах, восточные переводы,
Как болит от вас голова.
Арсений Тарковский
Е. В. Витковский о Тарковском-переводчике: «Тарковский переводил с трудом и без любви к делу, но прекрасно поставленный поэтический голос и безупречный слух не позволяли ему халтурить».
Анна Ахматова о первом сборнике Тарковского «Перед снегом»: «Драгоценный подарок современному читателю».
Сергей Гандлевский о поэзии Тарковского: «Хвалить Тарковского искушенному человеку подобало с оговорками, с поправкой на Мандельштама. Слог этой лирики вызывал у решительных знатоков поэзии подозрение во вторичности, в использовании лекал "серебряного века"».
Андрей Тарковский об отце: «Удивительно, что ни одна женщина не утопилась от неразделенной любви к отцу».
Галина Аграновская о семье Тарковских: «Первое впечатление, оно же и последнее, вернее, последующее на многие годы вперед: эффектная, элегантная Татьяна Алексеевна, манеры "дамы из общества". Арсений Александрович: очень красив, смуглый, голубоватые белки узких глаз, высокий лоб, темные волосы, брови "вразлет" с изломом, скорбный рот. Движется, несмотря на костыли, легко и быстро».
6 фактов об Арсении Тарковском
В Литинституте Тарковский учился на одном курсе с Даниилом Андреевым, Марией Петровых и Юлией Нейман.
Будучи сотрудником военной газеты, Тарковский по приказу командующего фронтом генерала Баграмяна написал песню «Гвардейская застольная» («Выпьем за Родину, выпьем за Сталина…»), которая пользовалась большой популярностью в армии.
В 1946 году в доме Шенгели Арсений Тарковский познакомился с Анной Ахматовой. Дружба поэтов продлилась 20 лет - вплоть до последних дней жизни Ахматовой. Ее смерть 5 марта 1966 года стала для Тарковского большим личным горем. Вместе с Вениамином Кавериным он сопровождал гроб с телом Анны Андреевны в Ленинград, выступал на гражданской панихиде по ней. Памяти Анны Ахматовой поэт позже посвятил цикл стихотворений.
В 1949 году, во время подготовки празднования семидесятилетия Сталина, члены ЦК ВКП(б) поручили Тарковскому выполнить переводы юношеских стихов Сталина. Однако Сталин не одобрил идеи издания своих стихов, и подстрочники уже переведённых стихотворений были отозваны обратно.
Арсений Тарковский всерьез увлекался астрономией и почти все свои заработки тратил на покупку телескопов.
В ноябре 1989 года постановлением Правительства СССР Тарковскому была посмертно присуждена Государственная премия за книгу «От юности до старости».

Комментарии

Комментариев нет.