ПОУЧЕНИЯ ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА.

ЕГО РАССТРЕЛИВАЛИ,
САЖАЛИ В ТЮРЬМЫ И ЛАГЕРЯ, ПЫТАЛИ.
ОН БЫЛ ДУХОВНИКОМ СОВЕТСКИХ АКАДЕМИКОВ И.П. ПАВЛОВА,
В.А. ФИЛАТОВА, А.П.КАРПИНСКОГО.
О ПРАЗДНОСТИ, О ПРОЩЕНИИ И ПРАВЕ НА МОЛИТВУ.
Мы все живём в праздности. А праздность – это есть бесконечная степень нарушения состояния хождения в Присутствии Божием. Мы настолько вживаемся и привыкаем к своим страстям, привычкам к обычной мирской жизни, что полностью забываем о необходимости хождения в присутствии Божием.
Одни занимаются -- отдыхом и всякими развлечениями, другие занимаются -- квартирой, многочисленными домашними делами, третьи занимаются -- какими-либо увлечениями, хобби -- и потому ТЕРЯЮТ это важное чувство -- «Быть в себе» -- ВНИМАТЬ себе, наблюдать -- за собой, анализировать свои поступки и поведение – правильно ли мы живем, УГОДНЫ ли наши дела и поступки Господу? Но рано или поздно приходит конец нашей жизни и настает время нам давать Богу отчёт о прожитой жизни, о всех своих делах и тогда нам становится очень страшно и тяжело.
Вы никогда не спрашивали себя: почему я сегодня НЕ МОГУ -- молиться, восстав от сна? Голова отдохнула, ноги отдохнули, ничего не болит. А почему же тогда -- не хочется молиться, почему трудно -- молиться, неужели матушка лень так прочно сидит в человеке, после 7 часов сна или больше? Конечно надо искать причину в чем-то другом. Тут лень ни при чем.
Причиной -- НЕ ЖЕЛАНИЯ молиться обычно ЯВЛЯЮТСЯ – наши ГРЕХИ, наша нечистая совесть, наше нечистое -- сердце. В этом случае надо поскорее сесть за стол, взять ручку или карандаш, взять чистый лист бумаги и записать.
НАДО постараться -- ВСПОМНИТЬ и записать, что же такого ПЛОХОГО -- было,
что я вчера СДЕЛАЛ -- плохого,
что я СКАЗАЛ плохого -- днём или вечером,
или что я ПОДУМАЛ -- плохого,
или кого – ОБИДЕЛ, или был – НЕДОВОЛЕН кем-либо или чем-либо,
или кого – НЕ ПРОСТИЛ за что-то,
или кого – ОБВИНИЛ – ОСУДИЛ,
или – ПОЗАВИДОВАЛ кому-то,
или в чём-то был – НЕ ПРАВ и не справедлив.
Надо вспомнить что же меня ЛИШАЕТ -- способности и ПРАВА молиться – ЛИШАЕТ Права разговаривать с Богом.
Потому что бывает так, что мы способны молиться, но – НЕ ИМЕЕМ на это Права. Мы не имеем права на молитву -- из-за того, что мы к примеру, обижены и НЕ ХОТИМ -- прощать обидевших нас людей и даже не пытаемся -- их прощать.
То есть, оказывается мы ЗЛОПАМЯТНЫ – раз не прощаем и потому, ПРАВА на молитву у нас -- НЕТ. Пока – по доброму не простим. И не исповедуем -- эти грехи перед Иконой или Распятием. Только тогда и можно – приступать к молитве. Но потом, все эти записанные грехи НАДО обязательно Исповедовать -- священнику.
Поэтому, когда вы записываете свои грехи на листок бумаги, с которым вы пойдете на исповедь, то вы пишите Богу и потому, уже ИМЕЕТЕ -- право на молитву. Вы этим самым – ПРИЗНАЛИ эти грехи перед собой и признали свою ВИНУ – перед Богом.
Вот почему, так ВАЖНО перед тем, как начать молиться – ВСПОМНИТЬ все свои грехи, которые вы СОВЕРШИЛИ -- и утром и днем и вечером, ПРИЗНАТЬ -- их перед собой и Богом и просить прощения у Бога за эти грехи – только тогда, человек обретает ПРАВО на молитву. Право – на разговор с Богом!
Начинать надо день непременно с молитвы. От молитвенного делания -- Появляется БОГОВЕДЕНИЕ, БОГОПОЗНАНИЕ. Богопознание – НЕВОЗМОЖНО приобрести -- через чтение книг. А только – постоянным молитвенным деланием, покаянным плачем -- о своих грехах, коротенькими маленькими молитвами.
Как человек может Бога ПОЗНАТЬ – если ГРЕШЕН и НЕ ХОЧЕТ это ПРИЗНАВАТЬ, -- не ЖЕЛАЕТ -- ИСПРАВЛЯТЬСЯ и жить по Законам Божиим!
Вести разговор с Богом – это огонь, пылающий огонь. Этот огонь -- ОЧИЩАЕТ, обновляет, оживляет, делает человека -- новым, из совершенно больного делает совершенно здоровым, и никакие лекарства ему не нужны. Научись молиться и будешь -- здоров.
Из самого хилого, больного человека МОЛИТВА делает -- здорового, крепкого, выносливого, энергичного. Только – молитва! Конечно только -- православная молитва от духа сокрушения и смирения. А мы молимся в состоянии смущенности, мы чувствуем, что мы дерзко просим и молимся. Нам не хочется сказать Богу: «Да будет -- воля Твоя во всём, во всем да будет -- воля Твоя!»
Это наше несмирение, наша -- НЕПОКОРНОСТЬ Богу. Когда мы с таким состоянием молимся, у нас бывает состояние нерадости, нетихости – это барометр молитвы.
А барометр услышания Богом наших молитв – это МИРНОСТЬ, ТИХОСТЬ, тихая радость, да? А когда этой тихой радости НЕТ, то это значит, что человек начав молиться – НЕ РАСКАЯЛСЯ в своих грехах перед Богом.
Поэтому он НЕ ХОЧЕТ – МОЛИТЬСЯ, ему – ЛЕНЬ молиться. Он – СПЕШИТ побыстрей – ВЫЧИТАТЬ свое молитвенное правило, не вдумываясь в слова молитвы – ему лишь бы быстрей прочитать и заняться -- своими делами.
Грехи – гонят, ТОРОПЯТ человека молиться, Грехи – делают наши молитвы – СУХИМИ, НЕБРЕЖНЫМИ, холодными. Это бесы получили доступ -- к нам и права -- на нас из-за наших грехов и потому, они – нас гонят, ТОРОПЯТ, заставляют нас – СОКРАЩАТЬ наши молитвы потому что мы – ГРЕШНЫ.
Гордому человеку очень ТРУДНО -- примириться с Богом, потому, что он не может сказать: «прости меня» такому же человеку, как и он сам, он же себя считает -- ЛУЧШЕ других и для него это -- унизительно. Вот эта и есть -- наша окаянная гордость.
Наше САМОЛЮБИЕ, большое САМОМНЕНИЕ -- это ПРИЧИНЫ всем бедам, от них зависит вечная жизнь и спасение. Почему, святые отцы говорят, что где, НЕТ смирения -- там НЕТ спасения.
Пусть человек будет постник, пусть он будет много молиться, вычитывать будет кафизмы, акафисты – это гордому человеку -- НЕ ПОМОЖЕТ! Он будет вериги носить, он будет спать на полу – всё равно ему -- не поможет! Это будет чистый -- ФАНАТИЗМ.
Господь дал нам в Евангелие Закон -- Заповеди Блаженств, да? Там не указано: постись, надевай вериги, корми вшей, не купайся, не снимай белье, мойся в год раз; там этого не указано нигде: зажигай лампадки, свечи, поклоны делай по 100 раз в день и больше – там нет такого.
«Блажени -- милостивии, блажени -- чистии сердцем, блажени -- нищие духом», да? «Блажени чистии сердцем» -- это особенно замечательно. Оно обнимает и первую, и вторую, и третью Заповеди... чистота, между прочим, и «блажени нищий..» Это не есть чистота плотская, нет, -- это чистота сердца!
Имеешь право молиться Богу, -- если ВСЕХ любишь, всех -- ЖАЛЕЕШЬ, помогаешь людям. Если всем -- всё ПРОСТИЛ. Вот это и есть -- ЧИСТОТА СЕРДЦА. Это чистое -- сердце.
А если человек ЛЖИВЫЙ, лукавый – тогда в нем ЛУКАВОЕ сердце, тогда такой лживый человек – НЕ МОЖЕТ по доброму, честно молиться. Бог таких людей -- НЕ СЛЫШИТ. Такие люди становятся -- врагами Богу, и друзьями -- бесу.
Были такие юродивые угодники Божии, подвижники XVIII столетия: они свое имущество несли на толчок-базар, продавали, чтобы эти деньги -- ОТДАТЬ милостыней.
Какие они были хитрые! Всё утро стоят на толчке, ПРОДАЮТ -- свои юбки, свои рубашки, свои разные имущества -- фонари свои, там, керосиновые лампы. Самовар продает, чтобы заработать, скажем, 2,5 рубля и ОТДАТЬ -- это нищей старухе какой-нибудь. Вот эти люди спасутся -- милостыней!
Святые отцы -- это дети Благодати Святого Духа. А последствия этого действия Благодати -- когда сердце – всех людей ОПРАВДЫВАЕТ, ЖАЛЕЕТ и любит. Оно любит, оно может говорить о нем только -- хорошо и может о нём -- помолиться. Оно совершенно – НЕ ПОМНИТ обиды и зла.
Потому что простить человека и не оправдать -- НЕВОЗМОЖНО. Это психологически так. Так сердце устроено. Не мозг, не нервная система, как наука пытается учить, а это так устроено Богом сердце. Это называется христианское сердце. Оно -- оправдает, оно найдет всё, чтобы оправдать, извинить. И оно тут же -- любит, тут же о нем -- молится и желает ему только хорошего. И это -- свойство христианское.
Пьяница, блудник, гордец, если ПРОЩАЮТ – то они ПОЛУЧАТ милость Божию, но кто – НЕ ХОЧЕТ простить, извинить, оправдать и сознательно, -- этот человек зачеркивает себя на вечную Вечность перед Богом, тем более сейчас. Он бывает -- отверженный и не услышанный.
«И остави нам -- долги наша, якоже и мы оставляем -- должником нашим». Это единственное условие -- для УСЛЫШАНИЯ нас Богом, для спасения. Ничем формальным прощением Бога ведь не купишь!
Закон Божий -- это вечный и НЕИЗМЕННЫЙ Закон! Да и кто мы такие? Как мы вообще осмеливаемся – Бога не слушаться, – Закон Божий – не исполнять!? Как мы можем людей – НЕ ПРОЩАТЬ, если Бог нас постоянно – ПРОЩАЕТ! Разве мы можем после такого – называться православными?
Вот почему, нам бывает так больно и тяжело, когда мы встречаем -- нехристианские души, сердца, не имеющие -- желания и способности, простить.
Самое страшное – это НЕ ПРОСТИТЬ, НЕ ЖАЛЕТЬ и не любить. И сердцем -- враждовать. Это три основных причины – из-за которых Господь отворачивается от нас, ОСТАВЛЯЕТ нас и не слышит -- нас. Господь блудника, разбойника, вора, фарисея ПРОСТИТ, но такой злопамятной, ожесточенной души -- Он не простит.
Потому что – человек – ПРОЩАЯ своих обидчиков УЧИТСЯ – ДОБРОТЕ. А если, человек НЕ ПРОЩАЕТ – он УЧИТСЯ – ЗЛОБЕ.
Все эти наши чтения акафистов, канонов, Псалтири, Евангелия, поклоны, Посты, каждодневное хождение в храм -- это всё дело ПУСТОЕ и ГРЕХОВНОЕ, если оно нас – НЕ ДЕЛАЕТ -- ЛУЧШЕ: ДОБРЫМИ, мягкими, нежными, любящими, плачущими.
Тогда это вычитывание молитв -- БУДЕТ нам только в Осуждение, в Грех, только еще ХУЖЕ -- станем, горделивее и равнодушнее. Неужели непонятно – как это СТРАШНО! Бог будет СУДИТЬ!
Дух сокрушенный и смиренный НЕ УМЕЕТ -- враждовать и не может -- уметь враждовать, он до дна простит, до дна извинит и только себя -- будет судить, в себе будет искать бесконечные вины. Любого человека, хотя бы расстрельщика, истязателя, он извинит и простит. Бывали ужасные события в моей жизни, и с легкостью как-то все простилось!
Достаточно молиться -- Божией Матери, и СНИМАЕТСЯ. Снимается, если будешь Матерь Божию просить. Достаточно иметь непосредственный контакт сердца с Божией Матерью, и этот ужас -- обиды и оскорбленности, и печали, и напраслин -- он снимается.
Потому, все, кто – НЕ МОЖЕТ простить – молитесь Божьей Матери и вы -- ПРОСТИТЕ! Матерь Божия – освободит вас от ПЛЕНА и сети бесовской, от этого НЕЖЕЛАНИЯ – ПРОЩАТЬ. Она освободит вас от этой страшной -- бесовской ЗЛОБЫ и ваши обиды – УЙДУТ.
О ЦЕЛОМУДРИИ.
Самолюбие, гордыня, эгоизм и подозрительность – не знают Простости. Молитва у такого человека не бывает святой. Самолюбивый, гордый человек читает -- молитву, вычитывает, молитвы, заставляет себя молиться, но он не владеет Простостью – никакой Простоты в таких людях нет.
Между прочим, Простость непременно связана с откровенностью и материнской любовью. Кто не знает материнскую любовь, тот не может быть простым. Преподобный Серафим Саровский обладал такой материнской любовью. Такая любовь постепенно вырабатывается по мере очищения -- от страстей.
Простость -- это свойство святых, все святые БЫЛИ очень ПРОСТЫМИ и ДОБРЫМИ людьми. Вот почему, преподобный Серафим Саровский говорит, что «где просто, там ангелов со ста». Там святость.
Мудрость не мешает -- Простости. Все по настоящему ОБРАЗОВАННЫЕ, талантливые люди, с большими знаниями – обычно ПРОСТЫЕ люди. Знания вообще не мешают Простости.
Вот к примеру, Иван Петрович Павлов, он был очень простой, он был высокоцеломудренный, хотя был женат и был врачом и был физиологом. Законы физиологии, они тесно связаны -- с нецеломудренностью. А он как раз славился своей удивительной целомудренностью, то есть, подтверждал благочестие, присутствие Вездесущего Бога.
Он признавал, что долго ПРИУЧАЛ -- себя мыслить и ПОСТУПАТЬ -- пред Лицем Божиим: и с людьми, и с животными, и за письменным столом, и в лабораториях и в больничной палате. Он был всегда -- перед Лицем Божиим.
Целомудрие – это что? Это мера СТЫДА. Чем БОЛЬШЕ Стыда в человеке, тем человек -- Целомудреннее. У преподобного Семиона Нового Богослова во 2 томе есть небольшая ссылка на это. Откуда я и получил подтверждение, что степень целомудрия – это есть СТЕПЕНЬ Стыдливости. Православный христианский брак – обязательно должен быть целомудренным!
Есть венчанные освященные браки, где целомудрия - НЕТ. Но об этом очень редко кто говорит и пишет. Что такое венчанный брак? Это не только право иметь жену или мужа. Нет. Венчанный, освященный Православный брак отличается тем, что он -- СВЯТ!
Православный брак БЕРЕЖЁТ -- СТЫДЛИВОСТЬ, Целомудрие. Обидно вот что – что наши отцы духовники никогда об этих важных вещах -- Не говорят.
В чём заключается смысл христианства? В сердце. Чистое сердце. А что такое чистое сердце? Это сердце, которое -- не знает БЕЗСТЫДСТВА! Не знает -- ЗЛА! Не знает – гордыни! Не знает жадности, зависти и равнодушия к ближним! Сердце, которое никогда – НЕ ЗАБЫВАЕТ о Вездеприсутствии Бога!
Что такое любовь к Богу! Любовь к Богу – это ежеминутная БОЯЗНЬ оскорбить Вездесущего Господа. Степень любви – это степень ЗАБОТЛИВОСТИ! Как бы не оскорбить и НЕ ОГОРЧИТЬ своими делами, своим поведением, своими словами и намерениями Господа!
Это называется любить Бога! Все католические и протестантские толкования – только ОСКОРБЛЯЮТ Величие Божие. Это хамство – иначе, в угоду своим страстям и желаниям понимать любовь к Богу!
О ПОКАЯНИИ.
Записывание грехов – это показатель НЕНАВИСТИ ко греху и показатель потребности покаяния, потребности очищения. Кто не имеет этой потребности -- тот никогда и не будет следить за своими грехами и записывать их, а будет чисто формально отделываться только общими названиями грехов. Надо научиться видеть факты.
Видеть ГРЕХИ и записывать их правильно, ЧЕСТНО – обвиняя только себя. Надо записывать не только грехи, но и ПОМЫСЛЫ, наши – ГРЕХОВНЫЕ намерения -- желания. Вот тогда это будет искание постоянного -- самоочищения от грехов, которое есть самосовершенствование.
Если ты по настоящему трепещешь и имеешь Страх Божий – то этот Страх Божий и НАУЧИТ тебя по настоящему каяться. И как можно подробнее и естественнее, не формально и не сокращая ничего.
То есть – при настоящем Покаянии ПОЯВЛЯЕТСЯ потребность – ОБЕССЛАВИТЬ, ОБЕСЧЕСТИТЬ самого себя. Даже маленький грешок – так расскажешь, чтобы ВЫРАЗИТЬ всю ТЯЖЕСТЬ ВИНЫ этого греха. Вот это будет настоящим Покаянием!
Иоанн Златоуст говорит, что Покаяние – это ДОБРОДЕТЕЛЬ и она приобретается годами, если сердце человек запачкал страстями. Молодые, им легче – они способны постигать эту науку и в полгода, если они поймут, что такое Покаяние и чистая совесть.
Состояние Покаяния и делание Покаяния – это две разные вещи. Движение сердца покаянное – это одно, а делание покаяния – другое.
Ненависть ко греху и оплакивание своего умения и желания любить этот грех, наслаждаться грехом – нужно сочетать одно с другим.
Когда мы каемся -- мы оплакиваем наши погрешности. Мы оплакиваем и наше тяготение, желание ко греху. И нашу беспомощность и неспособность -- избавиться от своих грехов без Благодати Божией. Вот всё это вместе взятое, и есть истинное ПОКАЯНИЕ.
Мы уже говорили, что Покаяние есть: ОСОЗНАТЬ -- грех перед собой и Богом, ОПЛАКАТЬ -- грех, исповедать священнику, ВОЗНЕНАВИДЕТЬ – грех. БОЯТЬСЯ – греха или того места, где был этот грех, или сторониться человека от которого идёт соблазн этого греха.
Бояться греха, и умолять, просить Бога – «Помоги! Огради!» Чтобы не впасть в этот грех -- во второй раз. Вот, всё это вместе взятое и является настоящим – ПОКАЯНИЕМ! Когда, что-то одно отсутствует – это уже не Покаяние.
А когда, мы понимаем, что без помощи Божией мы НЕ СМОЖЕМ -- избавиться от своих страстей и грехов, тогда мы выпрашиваем у Бога – «Господи, помоги!, Огради!, Исцели это пятно, которое остаётся на совести, на сердце! «Выскобли!» Чтобы никогда больше НЕ БЫЛО -- никакого влечения ко греху, -- вот это и есть Покаяние!
О СТРАСТЯХ.
Все страсти побеждаются большим терпением, большими трудами. Так же, как поганая страсть тщеславия и самооцена, то есть гордость – она побеждается только великими, большими трудами САМООСУЖДЕНИЯ и плача. «Господи, исцели и помоги!»
Феофан Затворник вот что пишет: «Возьми свою самую злую страсть, привычку, грех и начинай бороться против этого и ты натолкнёшься -- на прочие свои грехи, но не думай, что ты один справишься, без Божией помощи со страстями справиться НЕВОЗМОЖНО, поэтому нужно умолять Господа, чтобы Он помиловал и помог избавиться от страстей.
Если человек – ПЕРЕСТАЛ бороться со страстями – он ПРЕДАЛ забвению свое спасение и подчинился Страстям. Он уже вне Спасения.
Епископ Феофан еще указывает: «Если у тебя есть искренное Покаяние и смирение, то попроси близких тебе людей -- помочь тебе, и за это смирение, что ты смиряешься перед своими ближними и как бы публично каешься, Господь тебя быстро -- ИЗБАВИТ от этой страсти и привычки греха. Я не имею в виду пьянство, блуд или другие пороки, а такие грехи как: Ложь, Гнев, Лень, Ярость, Тщеславие, «Якание», Самохвальство. Эгоизм, Жадность, Зависть – которые нам необходимо обязательно искоренить.
И если будешь ЧЕСТНО -- каяться в своих страстях, то Господь непременно, незримо пошлет Свою благодатную помощь. А как это произойдет ты и сам не заметишь! Только Господь требует искренной настойчивости и постоянства. Вся сила -- в вере, и настойчивости от веры и постоянстве от веры.
И надо помнить, что так называемой Общей исповедью, неправославной – ты никогда НЕ СМОЖЕШЬ ИЗБАВИТЬСЯ от своих страстей и грехов.
Потому что Общая исповедь – это грех, это чистый – ФОРМАЛИЗМ, пародия – на Исповедь и человеку не помогает, а только -- ВРЕДИТ. Общая исповедь устраивает только -- ХИТРЫХ, лживых, маловерных людей.
Исповедь должна быть такой, на которой нужно себя -- ОБЕЗСЛАВИТЬ, обезчестить, ПОДРОБНО -- пояснив каждый раз как -- ПРОИЗОШЕЛ грех, а не просто, формально и равнодушно ПЕРЕЧИСЛЯТЬ -- названия грехов. Кому нужно -- такое пустое Покаяние? Богу это – НЕ НУЖНО!
Только тогда, мы невидимо ПОЛУЧАЕМ -- помощь Благодатную, и из сердца грех ИЗГЛАЖИВАЕТСЯ – УХОДИТ само ЖЕЛАНИЕ -- совершать этот грех. Грех становится – ПРОТИВНЫМ – до степени ненависти, НЕПРИЯЗНИ к нему.
Вот это и есть известие нам, что этот Грех Бог нам -- ПРОЩАЕТ. А пока мы НЕ ИМЕЕМ -- ненависти, а только жалеем о том, что мы сделали – это не есть извещение, что нам прощен наш грех.
У меня в моей пастырской практике были -- блудницы, которые даже НЕ МОГЛИ себе представить, как они могут -- обойтись без любимой страсти, без любимого -- удовольствия. Но мучимые совестью и всё-таки веря в Бога они приходили ко мне и каялись в этой -- греховной БЛУДНОЙ страсти.
И через год или меньше – они совершенно ОСТАВИЛИ эту свою любимую страсть, и со страшной ненавистью и слезами -- вспоминали то, что было с ними раньше. И одна из таких особ сейчас монахиня и большая монахиня. И никто, даже и не догадывается, кем она раньше была, кто она такая.
У меня был больной вор И он НЕ МОГ -- не воровать. А Покаянием он стал -- чистым и честным человеком. Он ВЕРНУЛ -- людям ВСЕ, что украл у них и покаялся. И вот это есть доказательство, как можно искренно каяться. От настойчивости, постоянства и твердой решимости -- ИЗБАВИТЬСЯ от этой пагубной гибельной страсти воровства и упования на помощь Божию. Бог ему -- ПРОСТИЛ и избавил от этой тяжкой страсти. Сейчас он счастливый, очень честный человек.
Потому что Покаяние, оно не только ЛЕЧИТ человека, Покаяние ОБНОВЛЯЕТ – ПЕРЕРОЖДАЕТ, полностью ИЗМЕНЯЕТ к лучшему человека и человек СТАНОВИТСЯ – хорошим, честным, добрым! Вот, что такое – настоящее Покаяние!
Я бы хотел добавить несколько слов о Покаянии. Об этом пишут уже давно, но нет в обществе понимания и чёткого представления о механизме исполнения. В чем истинный смысл этой фразы. Это становится понятным на смысловом уровне.
Греческое слово: "Покайтесь" означает – ПЕРЕМЕНИТЕ МНЕНИЕ. Измените своё мнение -- и вы ИЗМЕНИТЕСЬ сами. Это и будет настоящее Покаяние.
К примеру, человек Матерился, сквернословил, но понял, что Материться – НЕЛЬЗЯ. Раскаялся в этом грехе и стал следить за собой, чтобы НЕ МАТЕРИТЬСЯ – таким образом человек ИЗМЕНИЛСЯ, исправился -- ПЕРЕСТАЛ материться и сквернословить. Стал -- другим человеком.
Начало Покаяния -- начинается с языка. Пока язык - НЕ ОБУЗДАН, пока мы -- материмся, сквернословим, болтаем, пока мы людей – ругаем и оскорбляем – Покаяния НЕ БУДЕТ.
Язык дома, язык на работе, язык везде. Мы должны научиться говорить только -- ХОРОШИЕ слова, надо учиться -- НЕ БОЛТАТЬ, больше -- молчать и меньше говорить, а если говорить, то только -- по делу, там, где это действительно нужно.
Скучно жить – не болтать, распустить свой язык и не бояться ничего. А к вечеру, у нас и молитвы из-за болтовни – НЕ БУДЕТ. У нас внутри такая тяжесть, такая усталость и всё это из-за нашей -- пустой болтовни.
Вот одна из причин, почему люди ПЛОХО -- молятся, НЕ МОГУТ -- молиться. А опыт святых отцов давно показал, что если мы -- ПЕРЕСТАНЕМ болтать, перестанем -- злословить, то молитва -- БУДЕТ. За одно ВОЗДЕРЖАНИЕ -- на язык! И будут тогда уже – и признаки настоящего Покаяния.
Мы часто наблюдаем за большими, великими людьми: как они удивительно ЛЮБЯТ -- молчать, какие они скупые на слова. Они долго, медленно думают, и скупо СКУПО -- скажут. Это люди духовной жизни, люди огромного опыта и понимающие, что Бог Вездесущий.
Как-то Карпинскому, президенту академии наук я сказал: А всё-таки. Вы умеете молчать. К стыду своему, я, монах, а так молчать -- не умею, как вы!» А он мне знаете, как ответил? «А потому, что я имею перед собой мысль, что Бог на меня -- СМОТРИТ и меня СЛЫШИТ. Это заставляет меня -- молчать». Обыкновенный мирской человек, хотя и президент Академии наук, он оказался УМНЕЕ -- всякого монаха.
Признак делания духовного, признак духовной жизни – МОЛЧАНИЕ с неосуждением. Скупость -- на язык. От этого и БОЯЗНЬ -- осудить и боязнь о себе что-нибудь плохое или хорошее сказать, но основа при этом – молитва Иисусова.
Основа всему молитва, но молитва -- без молчания уст, без неосуждения и не рассказывания о себе – пустое время провождение – ПОТЕРЯ времени.
Да, просите Бога, чтобы Бог вас – НАУЧИЛ молиться. Но кроме этого и сами тоже старайтесь -- всегда молиться. Молитесь краткими -- молитвами: Господи помилуй; Иисусовой, Богородичной, и читайте чаще молитву «Отче наш». Чтобы вы не делали – молитесь про себя. Куда бы вы -- ни пошли и не поехали – НЕ ЗАБЫВАЙТЕ молиться – вот и НАВЫКНИТЕ -- всегда и везде молиться.
Это отрывки из книги – КАК ОБРЕСТИ КРЕПКУЮ ВЕРУ В БОГА.

Комментарии