От челноков и гламура к тревогам и надеждам: как менялся стиль челябинских модниц последние 30 лет

«Челябинск — модный город»: такое утверждение лишь на первый взгляд кажется чем-то из ряда вон. Вопреки стереотипам, укоренившимся в поп-культуре, Челябинск еще в советские времена был одним из ключевых центров не только тяжелой, но и легкой промышленности. В городе и области работали несколько крупных швейных и обувных предприятий, научно-исследовательский институт и Дом моделей. В 1990-е эта индустрия пришла в упадок, но челябинская мода смогла найти новые пути развития, шагая в ногу с актуальными мировыми трендами на протяжении сменяющих друг друга эпох — «нулевых», «десятых», «двадцатых»… Об этом и многом другом КП-Челябинск рассказала стилист Ольга Теплякова.

В этой статье вы узнаете:
- Какие вехи прошла челябинская модная индустрия в новейшей истории страны?
- Как события в мире влияли на тренды?
- Что такое «дофаминовая мода»?
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

1990-е: разрушительная свобода

После развала СССР всеобщий кризис не миновал и легкую промышленность. Прекратила существование выстроенная система предприятий, домов моды и быта, в страну хлынул поток импортной одежды — прежде всего, на плечах челноков со знаменитыми клетчатыми сумками. Во многом эти же челноки порой становились самостоятельными деятелями новой моды:
Челябинск до распада СССР был одной из столиц отечественной легкой промышленности.  Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ.
Челябинск до распада СССР был одной из столиц отечественной легкой промышленности. Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ.
На выставке представлены не только вещи, но и снимки из архивов местных дизайнеров.  Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ.
На выставке представлены не только вещи, но и снимки из архивов местных дизайнеров. Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ.
— Люди брали образцы из того, что смогли повидать за границей или дома, по ТВ, в глянцевых журналах, адаптировали их для нашего рынка, начинали самостоятельно отшивать какие-то вещи. Появилась андерграундная мода, когда молодые дизайнеры со своими креативными идеями начали делать что-то такое, чего не было и не могло появиться в советские годы, — рассказывает Ольга Теплякова. — Но кризис все же проявлялся в том, что многие опытные специалисты швейного производства просто ушли из этой сферы, а молодежь делала в ней первые шаги, не имея никакого профильного образования.
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ.
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ.
С 1990-х в моде начинает играть большую роль клубная культура: главными модниками становятся нарочито ярко одетые тусовщики-рэйверы. Вещи некоторых челябинских дизайнеров и сегодня смотрятся довольно свежо: представленная на выставке сумка-шопер вполне могла бы появиться в коллекции какого-нибудь современного дизайнера, хотя на самом деле ей уже четверть века.
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

2000-е: гламур и глянец

С наступлением миллениума телепрограммы, музыкальные клипы и глянцевые журналы стали еще больше влиять на вкусы и облик потребителя. Дизайнерам стало интересно уже не просто создавать повседневные вещи, а заходить на территорию высокой моды, где одежда — больше произведение искусства, чем нечто утилитарное.
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
Модные показы в Челябинске в эти годы часто все еще проходили в ночных клубах: сфера оставалась элементом андерграунда. Но, вместе с тем, появлялись и новые, более массовые форматы, городские конкурсы. Цивилизуется и становится более приближенным к потребителю модный ритейл: наряду с люксовыми бутиками открываются и первые крупные торгово-развлекательные центры с большим ассортиментом одежды мировых марок.
«Нулевые» — эпоха глянца.  Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
«Нулевые» — эпоха глянца. Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
— Важная часть эпохи 2000-х для челябинской моды — возвращается возможность получить профильное образование. Дизайнеры понимают, что для роста им не хватает компетенций, и идут получать знания. — рассказала Ольга Теплякова. — В город приезжают именитые кутюрье, которые делятся опытом с молодыми модельерами.
Свой вклад в историю челябинской моды внесла и «Комсомольская правда».                    Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
Свой вклад в историю челябинской моды внесла и «Комсомольская правда». Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

2010-е: «коммерческий комфорт»

Если в 2000-х драйверами моды были глянец и ТВ, то в следующей эпохе таковым становится интернет. Знания о том, как модная индустрия развивается во всем мире, стали общедоступными, что сподвигло еще большее количество людей создавать одежду, формировать коллекции, основывать пусть и небольшие, но самостоятельные и интересные бренды. На фоне относительной стабильности в экономике это стало делать куда проще, чем раньше.
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
Челябинские модельеры работают в самых разных стилях, создавая и повседневную, и вечернюю одежду, и необычные вещи, популярность которых выходит даже за пределы страны. Так, челябинка Татьяна Котова со своими творениями смогла в эти годы даже поучаствовать в модном показе в Милане, одной из мировых столиц отрасли.
Черное платье от Татьяны Котовой соседствует с креслами из кинотеатра.                          Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ.
Черное платье от Татьяны Котовой соседствует с креслами из кинотеатра. Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ.
— Открываются первые концепт-сторы: пространства, где можно приобрести вещи молодых дизайнеров, которые не имеют возможности открыть собственный бутик, — говорит Ольга Теплякова.
Ольга Теплякова.  Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ.
Ольга Теплякова. Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ.
Во второй половине десятилетия творения челябинских дизайнеров становятся более разнообразными и, вместе с тем, универсальными. Дизайнеры активнее используют соцсети и социальные платформы и тем самым находятся в постоянном контакте со своей целевой аудиторией.
Эти шляпки вдохновлены Парижем (французским, не южноуральским).                                Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ.
Эти шляпки вдохновлены Парижем (французским, не южноуральским). Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ.

2020-е: надежды и тревоги

Пандемия коронавируса в начале нового десятилетия перевернула игру в fashion-индустрии. Глобальные локдауны заперли людей по домам и те переоделись в удобную домашнюю или спортивную одежду. Дизайнеры быстро подхватили этот тренд: многие бренды целиком ушли в него. В последние пару лет, по словам стилиста, fashion-индустрия особенно чутко реагирует на внутренние запросы потребителя.
Начало 2020-х — время «домашней моды».  Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ.
Начало 2020-х — время «домашней моды». Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ.
— Мы живем в достаточно сложное время и у людей есть потребность как-то это преодолевать. Им нужна в этом определенная поддержка — и здесь дизайнеры приходят на выручку. Появляется большой запрос на «дофаминовую моду» — одежду, которая приносит радость. Она, как правило, выполнена в ярких цветах, или интересных, необычных техниках. В итоге мы видим и классическую, и спортивную, и этническую, и нарядно-гламурную стилистику — синтез всех предыдущих эпох, которые здесь, в рамках выставки рассмотрены, — резюмировала Ольга Теплякова. — Мы на это время все равно смотрим, как на время надежд: сегодня в Челябинске появляется все больше молодых талантливых дизайнеров, у которых есть возможность получать знания и создавать интересную, запоминающуюся одежду.
А наши дни стилист назвала временем «дофаминовой моды».  Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ.
А наши дни стилист назвала временем «дофаминовой моды». Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ.
Итак, мы узнали, как менялся стиль модниц Южного Урала последние три десятилетия, а также как челябинская мода сумела усилиями энтузиастов переродиться в новом качестве. А какие модные тенденции ближе вам?

#мода #челябинск

Подписывайтесь на «Комсомольскую правду» в Челябинске - у нас еще много интересного!

Комментарии

  • 11 окт 2024 08:53
    Вообще-то не один.а два Дома моделей-был ещё Дом моделей обуви на ул Береговой,.в котором я работала Мы тесно сотрудничали с ДМ одежды.Да, и ВМ Зайцев тоже приезжал с показом в 1984 г
    ФотографияФотография