": 10 ФАКТОВ О ЗНАМЕНИТОЙ СКУЛЬПТУРЕ ВУЧЕТИЧА Один из самых высоких памятников в мире, центральный элемент ансамбля "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане в Волгограде и самая знаменитая работа Евгения Вучетича. К 111-летию скульптора мы подготовили самые интересные факты о создании "Родины-матери". 1. Всесоюзный конкурс. Идея создать памятник в честь героев Сталинградской битвы на Мамаевом кургане пришла именно Евгению Вучетичу, и он уже убедил Академию художеств СССР в необходимости этого монумента. Однако вместо того, чтобы доверить это задание Вучетичу, академия решила объявить всесоюзный конкурс, в котором могли участвовать не только скульпторы, но и все желающие. Конкурс проходил целых десять лет — с 1945 по 1955 год, и, конечно, за это время академия получила большое количество заявок. Например, архитектор Ефим Левитан предложил создать двухъярусную пирамиду с четырьмя широкими лестницами, рассеченную на четыре части. Внутри нее — фигура солдата. В итоге создание памятника все равно поручили Вучетичу. Есть несколько версий о том, как ему удалось все-таки выиграть конкурс. По одной из них, он обсуждал идеи памятника в честь Сталинградской битвы непосредственно со Сталиным. По другой — он просто выиграл в честной борьбе. Все-таки Евгений Вучетич на тот момент был ведущим скульптором Студии военных художников им. М.Б. Грекова. 2. Новое название.Как рассказала ТАСС старший научный сотрудник музея-заповедника "Сталинградская битва" Лариса Землякова, первоначально планировалось назвать комплекс "Памятник Славы", но Вучетич настоял на том, чтобы название было другим — памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы". "Некоторых смущает слово ансамбль, которое отождествляется почему-то, например, с ансамблем песни и пляски… Беспокоиться об этом не следует. История мировой архитектуры знает ансамбль в Версале, ансамбль Россини и многие другие…" — говорится в служебной записке, написанной собственноручно Вучетичем. 3. Изменение проекта.Изначально памятник должен был быть совсем другим. Вучетич задумал композицию, которая состояла из двух образов: Родины-матери со знаменем Победы в правой руке и снопами колосьев в левой и солдата с автоматом, преклонившего колени и целующего колосья. Однако уже во время работы над ним скульптор изменил идею. И самому Вучетичу, и тем, кто непосредственно работал над проектом, показалось нелогичным, что солдат складывает оружие, когда война была в полном разгаре. Сталинградская битва стала переломным моментом в Великой Отечественной войне, но о победе еще речи не шло. Поэтому в 1962 году, когда на кургане уже вовсю шли подготовительные земляные работы, Евгений Вучетич уехал из Сталинграда в Москву, чтобы убедить начальство в том, что памятник должен быть таким, каким мы его знаем. "Он сказал, что это слишком многослойно и литературно. Это не годится в пластике. Надо менять" — так объяснял причины решения мастера его сын Виктор Вучетич в документальном фильме "Советская империя. Родина-мать". В Москве Вучетич успешно доказал, что концепцию монумента стоит поменять. Он предложил новое решение — динамичную, порывистую фигуру женщины с высоко поднятым мечом в правой руке. В стремительном движении она призывает своих сыновей и дочерей на новые ратные подвиги до полной и окончательной победы над врагом. 4. О вдохновении.Существует много версий, кем и чем вдохновлялся Вучетич, когда создавал скульптуру "Родины-матери". Большинство экспертов сходятся на том, что ее лицо скульптор лепил со своей жены Веры. А вот насчет фигуры их мнения расходятся. Некоторые говорят, что Вучетич вдохновлялся статуей Ники Самофракийской, другие — находят параллели с фигурой "Марсельезы" на Триумфальной арке в Париже. Третьи же утверждают, что прототипом памятника послужила спортсменка-дискоболка Нина Думбадзе, а четвертые — и вовсе, что это по-прежнему жена скульптора Вера, только с некоторыми изменениями. По этому поводу даже существует анекдот: в какой-то момент супруге Вучетича надоело позировать с поднятой рукой, и она в итоге оставила мужа одного и ушла спать. Вернувшись утром в мастерскую, она с удивлением обнаружила, что ее место модели занял мужчина. 5. Рекорд Гиннесса.В первоначальном проекте высота памятника составляла 36 метров, но, как отмечает Землякова, во времена Никиты Хрущева, когда ставилась задача во всем догнать и перегнать Америку, было дано поручение сделать скульптуру выше статуи Свободы в Нью-Йорке (46 метров). В итоге высота "Родины-матери" составила 52 метра, вместе с мечом — 85 метров, а с постаментом — 87 метров. Монумент был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый высокий в мире. Сейчас статуя занимает одиннадцатое место в списке самых высоких монументов. Его возглавляет индийская статуя Единства (182 метра, 240 метров с постаментом). Для сравнения высота памятника Петру I в Москве составляет 98 метров, статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро — 30 метров (38 метров с постаментом), памятника "Рабочий и колхозница" — 24 метра (58 метров с постаментом). 6. Выбор в пользу бетона.Внушающий размер памятника диктовал свои условия и в выборе материала. Обычно скульптуры делали в бронзе или в камне, но при таких масштабах ее стоимость была бы неподъемной, несмотря на большой бюджет, выделенный правительством на строительство. Тогда Вучетич предложил инновационное решение — делать памятник из цемента. "Это вызывало сопротивление практически на всех уровнях, никто не хотел на это идти, цемент ничего из себя не представляет", — рассказал ТАСС внук и полный тезка знаменитого скульптора Евгений Вучетич. По его словам, скульптор лично убедил занимавшего тогда пост первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева в выборе материала, и дело сдвинулось. 7. Почти как башня. Сложности возникли и при проектировании. Далеко не все инженеры хотели браться за установку столь сложной конструкции. Тогда скульптор привлек к установке памятника одного из лучших советских инженеров — Николая Никитина. В то самое время Никитин разрабатывал конструкцию Останкинской телебашни. В основе простой и прочной конструкции инженер заложил идею использовать преднапряженный железобетон, сжатый стальными тросами. По замыслу Никитина, башня должна была практически свободно стоять на небольшой площади земли, а ее устойчивость обеспечивалась за счет тяжести основания самой башни. Это же инженерное решение было использовано при установке восьмитысячетонной скульптуры "Родина-мать". Памятник ничем не крепится к земле и стоит исключительно за счет силы тяжести на небольшом фундаменте. Сама фигура полая, ее железобетонный каркас удерживается за счет натяжения внутри специальных металлических канатов. Вес монумента составляет восемь тысяч тонн, а меча — 14 тонн. 8. Меч как символ.По задумке скульптора, "Родина-мать" — это часть триптиха, в который также входит памятник "Воину-освободителю" в берлинском Трептов-парке авторства Вучетича и памятник "Тыл — фронту" в Магнитогорске, созданный скульптором Львом Головницким и архитектором Яковом Белопольским. Все три скульптуры объединяет образ меча — выкованный в Магнитогорске, он был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и перерубил свастику в Берлине. Изначально меч "Родины-матери" был выполнен из титановых листов, однако уже через два года после монтажа его пришлось заменить. Дело в том, что меч несет ветровые нагрузки, как крыло самолета в полете, и при испытании модели титановая облицовка показала себя хрупким материалом. При первом ремонте памятника в 1972 году был изготовлен новый меч с обшивкой из нержавеющей стали, установкой по двум диагоналям двух виброгасителей и устройством мембранных отверстий. Поэтому, если присмотреться, на мече можно заметить сквозные отверстия, которые помогают ему "не улететь". 9. Копии памятника. Мало кто знает, что точная копия статуи есть в Москве. Единственное отличие — она в десятки раз меньше оригинала. Эта неизвестная "Родина-мать" стоит во дворе одного из частных домов поселка Соломенная Сторожка на Тимирязевской улице. У забора дома нередко можно увидеть группу экскурсантов или просто любопытствующих одиночных прохожих — их внимание привлекает необычный дом и установленные в саду скульптуры. За забором виднеется огромная гипсовая голова, не будь она закрыта строительными лесами и тканью, вероятно, прохожий легко узнал бы в скульптуре копию монумента "Родина-мать зовет!" и понял, что он находится перед домом-мастерской Вучетича. 10. Километры трещин. Этим летом началась масштабная реставрация монумента. Согласно плану, внутри фигуры нужно заменить все 99 стальных тросов, удерживающих ее бетонный каркас, внутреннее и наружное электроосвещение, а также провести реставрационные работы по наружной поверхности монумента. В ходе изучения поверхности скульптуры реставраторы обнаружили около 180 тыс. дефектов и 14 километров трещин. В настоящее время основные работы по реставрации памятника завершены: его очистили от грязи, мха, лишайников и многолетних наслоений. Более того, с основания монумента была снята гранитная облицовка, поставленная в 2004 году. Постамент будет бетонным, что соответствует авторскому замыслу и изначальному виду. Окончательно все работы завершатся в марте 2020 года, а откроют памятник для посетителей 9 мая, в День Победы.
Город-герой Волгоград Сталинград Царицын
"РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!
": 10 ФАКТОВ О ЗНАМЕНИТОЙ СКУЛЬПТУРЕ ВУЧЕТИЧА
Один из самых высоких памятников в мире, центральный элемент ансамбля "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане в Волгограде и самая знаменитая работа Евгения Вучетича. К 111-летию скульптора мы подготовили самые интересные факты о создании "Родины-матери".
1. Всесоюзный конкурс. Идея создать памятник в честь героев Сталинградской битвы на Мамаевом кургане пришла именно Евгению Вучетичу, и он уже убедил Академию художеств СССР в необходимости этого монумента. Однако вместо того, чтобы доверить это задание Вучетичу, академия решила объявить всесоюзный конкурс, в котором могли участвовать не только скульпторы, но и все желающие. Конкурс проходил целых десять лет — с 1945 по 1955 год, и, конечно, за это время академия получила большое количество заявок. Например, архитектор Ефим Левитан предложил создать двухъярусную пирамиду с четырьмя широкими лестницами, рассеченную на четыре части. Внутри нее — фигура солдата.
В итоге создание памятника все равно поручили Вучетичу. Есть несколько версий о том, как ему удалось все-таки выиграть конкурс. По одной из них, он обсуждал идеи памятника в честь Сталинградской битвы непосредственно со Сталиным. По другой — он просто выиграл в честной борьбе. Все-таки Евгений Вучетич на тот момент был ведущим скульптором Студии военных художников им. М.Б. Грекова.
2. Новое название.Как рассказала ТАСС старший научный сотрудник музея-заповедника "Сталинградская битва" Лариса Землякова, первоначально планировалось назвать комплекс "Памятник Славы", но Вучетич настоял на том, чтобы название было другим — памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы". "Некоторых смущает слово ансамбль, которое отождествляется почему-то, например, с ансамблем песни и пляски… Беспокоиться об этом не следует. История мировой архитектуры знает ансамбль в Версале, ансамбль Россини и многие другие…" — говорится в служебной записке, написанной собственноручно Вучетичем.
3. Изменение проекта.Изначально памятник должен был быть совсем другим. Вучетич задумал композицию, которая состояла из двух образов: Родины-матери со знаменем Победы в правой руке и снопами колосьев в левой и солдата с автоматом, преклонившего колени и целующего колосья. Однако уже во время работы над ним скульптор изменил идею. И самому Вучетичу, и тем, кто непосредственно работал над проектом, показалось нелогичным, что солдат складывает оружие, когда война была в полном разгаре. Сталинградская битва стала переломным моментом в Великой Отечественной войне, но о победе еще речи не шло. Поэтому в 1962 году, когда на кургане уже вовсю шли подготовительные земляные работы, Евгений Вучетич уехал из Сталинграда в Москву, чтобы убедить начальство в том, что памятник должен быть таким, каким мы его знаем.
"Он сказал, что это слишком многослойно и литературно. Это не годится в пластике. Надо менять" — так объяснял причины решения мастера его сын Виктор Вучетич в документальном фильме "Советская империя. Родина-мать". В Москве Вучетич успешно доказал, что концепцию монумента стоит поменять. Он предложил новое решение — динамичную, порывистую фигуру женщины с высоко поднятым мечом в правой руке. В стремительном движении она призывает своих сыновей и дочерей на новые ратные подвиги до полной и окончательной победы над врагом.
4. О вдохновении.Существует много версий, кем и чем вдохновлялся Вучетич, когда создавал скульптуру "Родины-матери". Большинство экспертов сходятся на том, что ее лицо скульптор лепил со своей жены Веры. А вот насчет фигуры их мнения расходятся. Некоторые говорят, что Вучетич вдохновлялся статуей Ники Самофракийской, другие — находят параллели с фигурой "Марсельезы" на Триумфальной арке в Париже. Третьи же утверждают, что прототипом памятника послужила спортсменка-дискоболка Нина Думбадзе, а четвертые — и вовсе, что это по-прежнему жена скульптора Вера, только с некоторыми изменениями. По этому поводу даже существует анекдот: в какой-то момент супруге Вучетича надоело позировать с поднятой рукой, и она в итоге оставила мужа одного и ушла спать. Вернувшись утром в мастерскую, она с удивлением обнаружила, что ее место модели занял мужчина.
5. Рекорд Гиннесса.В первоначальном проекте высота памятника составляла 36 метров, но, как отмечает Землякова, во времена Никиты Хрущева, когда ставилась задача во всем догнать и перегнать Америку, было дано поручение сделать скульптуру выше статуи Свободы в Нью-Йорке (46 метров). В итоге высота "Родины-матери" составила 52 метра, вместе с мечом — 85 метров, а с постаментом — 87 метров. Монумент был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый высокий в мире. Сейчас статуя занимает одиннадцатое место в списке самых высоких монументов. Его возглавляет индийская статуя Единства (182 метра, 240 метров с постаментом). Для сравнения высота памятника Петру I в Москве составляет 98 метров, статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро — 30 метров (38 метров с постаментом), памятника "Рабочий и колхозница" — 24 метра (58 метров с постаментом).
6. Выбор в пользу бетона.Внушающий размер памятника диктовал свои условия и в выборе материала. Обычно скульптуры делали в бронзе или в камне, но при таких масштабах ее стоимость была бы неподъемной, несмотря на большой бюджет, выделенный правительством на строительство. Тогда Вучетич предложил инновационное решение — делать памятник из цемента.
"Это вызывало сопротивление практически на всех уровнях, никто не хотел на это идти, цемент ничего из себя не представляет", — рассказал ТАСС внук и полный тезка знаменитого скульптора Евгений Вучетич. По его словам, скульптор лично убедил занимавшего тогда пост первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева в выборе материала, и дело сдвинулось.
7. Почти как башня. Сложности возникли и при проектировании. Далеко не все инженеры хотели браться за установку столь сложной конструкции. Тогда скульптор привлек к установке памятника одного из лучших советских инженеров — Николая Никитина. В то самое время Никитин разрабатывал конструкцию Останкинской телебашни. В основе простой и прочной конструкции инженер заложил идею использовать преднапряженный железобетон, сжатый стальными тросами. По замыслу Никитина, башня должна была практически свободно стоять на небольшой площади земли, а ее устойчивость обеспечивалась за счет тяжести основания самой башни. Это же инженерное решение было использовано при установке восьмитысячетонной скульптуры "Родина-мать".
Памятник ничем не крепится к земле и стоит исключительно за счет силы тяжести на небольшом фундаменте. Сама фигура полая, ее железобетонный каркас удерживается за счет натяжения внутри специальных металлических канатов. Вес монумента составляет восемь тысяч тонн, а меча — 14 тонн.
8. Меч как символ.По задумке скульптора, "Родина-мать" — это часть триптиха, в который также входит памятник "Воину-освободителю" в берлинском Трептов-парке авторства Вучетича и памятник "Тыл — фронту" в Магнитогорске, созданный скульптором Львом Головницким и архитектором Яковом Белопольским. Все три скульптуры объединяет образ меча — выкованный в Магнитогорске, он был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и перерубил свастику в Берлине.
Изначально меч "Родины-матери" был выполнен из титановых листов, однако уже через два года после монтажа его пришлось заменить. Дело в том, что меч несет ветровые нагрузки, как крыло самолета в полете, и при испытании модели титановая облицовка показала себя хрупким материалом. При первом ремонте памятника в 1972 году был изготовлен новый меч с обшивкой из нержавеющей стали, установкой по двум диагоналям двух виброгасителей и устройством мембранных отверстий. Поэтому, если присмотреться, на мече можно заметить сквозные отверстия, которые помогают ему "не улететь".
9. Копии памятника. Мало кто знает, что точная копия статуи есть в Москве. Единственное отличие — она в десятки раз меньше оригинала. Эта неизвестная "Родина-мать" стоит во дворе одного из частных домов поселка Соломенная Сторожка на Тимирязевской улице. У забора дома нередко можно увидеть группу экскурсантов или просто любопытствующих одиночных прохожих — их внимание привлекает необычный дом и установленные в саду скульптуры. За забором виднеется огромная гипсовая голова, не будь она закрыта строительными лесами и тканью, вероятно, прохожий легко узнал бы в скульптуре копию монумента "Родина-мать зовет!" и понял, что он находится перед домом-мастерской Вучетича.
10. Километры трещин. Этим летом началась масштабная реставрация монумента. Согласно плану, внутри фигуры нужно заменить все 99 стальных тросов, удерживающих ее бетонный каркас, внутреннее и наружное электроосвещение, а также провести реставрационные работы по наружной поверхности монумента. В ходе изучения поверхности скульптуры реставраторы обнаружили около 180 тыс. дефектов и 14 километров трещин. В настоящее время основные работы по реставрации памятника завершены: его очистили от грязи, мха, лишайников и многолетних наслоений. Более того, с основания монумента была снята гранитная облицовка, поставленная в 2004 году. Постамент будет бетонным, что соответствует авторскому замыслу и изначальному виду. Окончательно все работы завершатся в марте 2020 года, а откроют памятник для посетителей 9 мая, в День Победы.