16 марта 1936 г.
– С конвейера Горьковского автомобильного завода сошла первая отечественная легковая машина «ГАЗ М-1» (знаменитая «эмка»).
Основой для создания первой советской легковушки стал американский автомобиль «Ford Model B», однако конструкторский коллектив ГАЗ под руководством Андрея Липгарта внес в конструкцию существенные изменения, ибо американская машина плохо соответствовала советским дорожным условиям. Советский автомобиль отличался от американского усиленной подвеской, рамой повышенной прочности, дисковыми штампованными колесами вместо спицевых, форсированным до 50 лошадиных сил двигателем и отличающимися формами капота, крыльев и других внешних деталей.
Три опытных образца машины изготовили на Горьковском автозаводе в январе 1934 года. После доработок и наладки производства 16 марта 1936 года начался серийный выпуск «ГАЗ М-1». На следующий день после начала производства первая партия автомобилей была представлена высшему руководству Советского Союза. Секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин дал высокую оценку новому автомобилю, сказав: «Дай бог каждому такую машину!». Массовое серийное производство «ГАЗ М-1» началось 20 мая того же года и продолжалось до 1942 года. Всего было выпущено до 80 тысяч машин.
«Эмка» стала одним из символов советского автомобильного машиностроения в 1930-е – 1940-е годы. Надежность, неприхотливость, простота эксплуатации, а также красота кузова сделали «М-1» любимой машиной советских водителей и шоферов. Первая советская легковушка эксплуатировалась в самых разных условиях: была автомобилем комсостава Красной Армии, перевозила пассажиров такси, государственных служащих, работала на селе - во всех случаях «М-1» прекрасно выполняла свои функции. В 1946 году на основе «ГАЗ М-1» был создан один из известнейших отечественных автомобилей – «Победа» («ГАЗ М-20»).
Но потом мы стали всё одобрять и поддерживать, гордиться подвигами своих предков и, как итог, пришли, наконец то к пониманию!