Набросок, эскиз, этюд.

Среди основных видов композиционных набросков и штудий с натуры,
служащих подготовкой для будущей работы, следует отметить три главных
варианта.
Во-первых, набросок (иначе кроки -- croquis), который может быть
подготовительным, но и совершенно самостоятельным, независимым от какой-либо
будущей работы, своего рода художественный афоризм, который стремится не к
полноте впечатления, а как бы к сгущенному знаку действительности. Главное
очарование наброска--в его свежести и быстроте, главный его признак --
индивидуальный почерк художника. Среди выдающихся мастеров наброска следует
вспомнить Пармиджанино, Гейнсборо, Браувера, Рембрандта, Ватто, Тьеполо.
Во-вторых, эскиз, который всегда носит подготовительный характер к
картине, гравюре, статуе, требует таких качеств, как главные композиционные
линии, основные отношения масс, общее распределение света и тени. Эскиз
может представлять собой обобщенный и концентрированный стержень композиции,
но может быть и тщательно разработан в деталях. Если эскиз выполнен в
размерах будущего оригинала (например, фрески), то такой эскиз носил
название картона (при переносе композиции на стену его контуры
прокалывались). До XV века существовал обычай делать только один эскиз со
всеми деталями (для фрески или алтарной картины). Л.-Б. Альберти требует
нескольких эскизов, и это становится обычаем для художников. Но методы у них
при этом различные. Леонардо делал несколько вариантов, из которых выбирал
лучший, по "го мнению. Рафаэль, напротив, последовательно разрабатывал один
и тот же вариант. Различны и приемы композиционных эскизов у мастеров XVI
века. Леонардо и Рафаэль пытаются сначала установить позы и движения фигур
на обнаженных моделях, а потом уже драпируют их. Генуэзский живописец Лука
Камбиазо геометризировал схему композиции, упрощал фигуры в виде кубов и
многогранников. Тинторетто для изучения ракурсов и световых эффектов делал
небольшие модели комнат, подвешивал к потолку маленькие восковые фигурки и
освещал их свечками в окнах. Голландский классицист конца XVII века Герард
Лересс советовал ученикам изучать мимику и движение действующих лиц на
собственной фигуре у зеркала.
В-третьих, этюд, штудия, неразрывно связанный с изучением натуры. Это,
прежде всего,-- выяснение не композиции в целом, а ее частных элементов,
отчасти проверка своих сил, фиксация заинтересовавшего художника мотива,
отчасти прямой материал для будущих работ. Художник может изучать в этюде и
мимику, и движение, и пейзаж, и натюрморт, и цвет, и свет и т. п.
У каждого мастера есть свои предпочтения, свое отношение к наброску,
эскизу и этюду. Есть мастера, которые главное внимание уделяют эскизу и
наброску и гораздо меньше заняты этюдом (Рембрандт). Есть мастера,
выполнившие за свою жизнь несколько тысяч этюдов (А. Менцель). Энгр считал
композицию по-настоящему подготовленной, когда для нее выполнены сотни
этюдов и все детали тщательно изучены. Напротив, Веласкес и Ф. Гальс почти
не пользовались предварительными рисунками и этюдами и сразу приступали к
работе над картиной. Леонардо да Винчи и особенно Ватто постоянно
накапливали наблюдения в свои альбомы, не преследуя никаких специальных
целей, но затем в нужный момент извлекали запечатленные в альбомах мотивы,
необходимые для их композиций.

Комментарии

Комментариев нет.