8 мая - Празднует День Рождения Владимир Шевельков (советский, российский актёр театра и кино, кинорежиссёр) - 63 года

Владимир Шевельков родился в Ленинграде 8 мая 1961 года. Детство будущей звезды было самым обыкновенным и хотя симпатичного школьника не раз приглашали сниматься в кино, он с непонятным упорством каждый раз отказывался. Вероятно, потому, что всерьез увлекался спортом, легкой атлетикой, и об актерской судьбе не мечтал: «Я был нормальным школьником. Занимался спортом, время на учебу старался тратить как можно меньше. Не очень понимал, зачем мне это нужно. Любил играть, хулиганить, безобразничать. Но теперь я понимаю, что я был не очень нормальным – мне нравилось читать стихи! Одноклассники смотрели на меня, как на сумасшедшего. Зато это мне помогло на кинопробах». В конце 70-х самым популярным и крупным ВУЗом в Ленинграде был пресловутый ЛЭТИ – Ленинградский электротехнический институт. Среди выпускников школ даже ходила поговорка: «Если некуда идти, поступай тогда в ЛЭТИ». Поступить в ЛЭТИ не составляло большого труда – Шевельков пошел по пути меньшего сопротивления и без особых усилий стал студентом этого ВУЗа. Когда Владимир учился на первом курсе, к нему обратился педагог по физкультуре и предложил позвонить на «Ленфильм». В это время режиссеры фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Николай Лебедев и Эрнест Ясан искали мальчика на главную роль. Сомневаясь, Владимир все-таки набрал заветный номер, и получил приглашение на пробы: «Там были долгие репетиции, фотопробы, потом кандидатуры утверждали в Москве. Честно говоря, потом я уже не сомневался, что меня возьмут. Ведь я был более подготовлен, чем остальные ребята – любил играть и читал стихи». Успех фильма превысил всяческие ожидания, а исполнитель главной роли Владимир Шевельков, что называется, проснулся знаменитым. Как и положено, быстрая слава сопровождалась звездной болезнью. Правда, болезнь оказалось скоротечной и не дала осложнений: «Я всю свою звездность и юношеский максимализм пережил, пока снимался в «Клаве К.». Тогда – да, я почувствовал себя круто. Но это прошло через два месяца. Конечно, иногда бывает приятно быть знаменитым, но в этом есть свои плюсы и минусы, которые не должны перевешивать друг друга. Главное – найти гармонию внутри себя». Искреннего и романтически страстного мальчика тут же наперебой стали приглашать режиссеры – «Приключения принца Флоризеля» (реж. Е. Татарский), «Было у отца три сына» (реж. Г. Иванов) и «Бабушкин внук» (реж. А. Беркунгер). И это все – 1979 год. А в 1980 году талантливого начинающего актера пригласили на «Неделю детского кино» в Киев. Там ему сказали: «Вам надо идти в артисты». Вряд ли этот совет сыграл решающую роль в выборе Шевельковым профессии, но в тот же год он оставил институт и с первого раза поступил во ВГИК на курс Евгения Матвеева. На тот момент в его профессиональном багаже уже были четыре картины. В двух из них – «Приключение принца Флоризеля» и «В моей смерти прошу винить Клаву К.» – Шевельков сыграл главные роли. Во ВГИКе Владимир продолжал активно сниматься: на втором курсе сыграл красноармейца Ямщикова в фильме «Без видимых причин» (реж. Е. Татарский, 1982), а на третьем – Николая Бойко в «Признать виновным» (реж. И. Вознесенский, 1983). В этом фильме Шевельков делает попытку сломать сложившийся стереотип, его герой – парень из внешне благополучной семьи, избалованный, с комплексом «супермена». Безнаказанность, равнодушие окружающих приводят к тому, что Бойко превращается в настоящего убийцу. Режиссер фильма Игорь Вознесенский на вопрос, почему он пригласил на эту роль именно Шевелькова, ответил: «Это актер сам в себе несет некое разрушение стереотипа… Герой его настолько милый, симпатичный, интеллигентный юноша, что в возможность совершения им чего-то дурного не веришь. Кажется противоестественным, что этот тихий, обаятельный юноша может быть таким циничным и жестоким. И в силу именно своего обаяния его персонаж становится еще более страшным». В фильме «Европейская история» (реж. И. Гостев, 1984) герой Шевелькова – Тони – тоже «суперменствующий» молодчик с замашками маленького фашиста. Актер так мастерски играл обаяние зла, что зритель чувствовал себя немного обманутым, когда Тони оказывался единственным порядочным человеком в своей здравомыслящей семье. Желание играть разноплановые роли толкало Шевелькова из одной крайности в другую: он то был воплощением девичьих грез, то вызывал отвращение: «Больше всего я боялся выйти в тираж, играть одинаковые роли. Поэтому я все время менял образ. Я играл романтического героя в своей первой картине, в «Приключениях принца Флоризеля» мне досталась роль форменного дурака. В фильме «Признать виновным» я подонок, в картине «Поезд вне расписания» – обыкновенный пацан. У меня не было проблем с реализацией режиссерских замыслов. Я готов был играть сумасшедших, подонков, фашистов...». Успешная карьера в кино складывалась в ущерб учебе, и в 1984 году студент Шевельков вылетел с четвертого курса: «Я много работал, много снимался, но самое ужасное – я всегда искал правду жизни, поэтому часто попадал в скандальные ситуации. Дело в том, что Матвеев был очень советский человек, а я всегда к этой системе относился крайне негативно, я не понимал, зачем нужна советская власть. Короче, умничал всю жизнь. Окончательно я разозлил Матвеева, когда заснул у него на уроке. Я ведь сутками работал, и в итоге у меня в голове была такая каша, что мне тяжело было сосредоточиться на учебе. Тогда Евгений Семенович мне прямо сказал, что я могу отдыхать от института». На момент исключения у Шевелькова было за спиной 15 картин. В шести из них – главные роли. С таким багажом как-то странно «вылетать» из института кинематографии за профессиональную несостоятельность. Но тем не менее диплом он получил. Прошел год, собралась Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) и выставила Шевелькову итоговую «четыре». «Это была, наверное, самая наглая ГЭК за всю историю ВГИКа. Я сам ее собирал, сам всех обзванивал, но на заседание не пришел. Опоздал на сорок минут, пытаясь выбить на студии копии картин – отрывки, которые хотел представить комиссии. В результате, когда я доехал до института, уже все разошлись. И только один педагог сжалился надо мной, принял защиту и поставил «четверку». За красивые глазки. Правда, взял с меня слово, что об этой истории никогда никто не узнает. В итоге с помощью этой «четверки» я и получил диплом о высшем образовании». Следующей заметной работой молодого актера стал фильм-катастрофа Александра Гришина «Поезд вне расписания» (1985). Однако настоящий успех обрушился на Владимира Шевелькова после главной роли в историко-приключенческой ленте Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!» (1987). Однако сам Владимир считал роль князя Оленева откровенным актерским провалом – первым в его до того времени успешной карьере: «Если честно, то «Гардемарины» – самое черное кино для меня. На самом деле меня в этом фильме никто не ждал. В роли князя Оленина хотели снимать сына Светланы Дружининой. Но он почему-то не смог играть. На главные роли уже были утверждены все ребята и девочки, они даже начали репетировать. И вот срочно понадобился молодой актер. С Харатьяном и Жигуновым мы уже были давно знакомы. Лютаева и Машная учились на один курс младше меня. Они меня и порекомендовали Дружининой. Актерская команда подобралась замечательная, а отношения с режиссерской группой сразу не сложились». Именно поэтому Шевелькова не было в продолжениях «Гардемарин» и Никиту Оленева сыграл уже совсем другой актер (Михаил Мамаев): «Изначально я сам не хотел. А потом мне позвонил Миша Боярский и стал меня подбадривать – давай, мол, попробуй, как же без тебя! И я, как в бреду, позвонил Светлане Дружининой и спросил: «Почему Вы меня не берете?». На что она спокойно ответила: «Ну, не беру и не беру». На этом наш разговор закончился. Сейчас я думаю – ну и слава Богу, что не взяла, ну и хорошо...». Правда, это был уже совсем другой Никита и совсем другая история. Еще снимаясь в «Гардемаринах», Шевельков начал задумываться о том, чтобы уйти из кино, рамки профессии были ему тесны – он пел, писал прозу и стихи, мечтал о режиссуре. Переходить из фильма в фильм, накапливая популярность, опыт и все прочее, оказалось для него мало. Актерство, в понимании Шевелькова, «...скорее образ жизни, образ мыслей, социальный статус какой-то, нежели чистая профессия». И, что на самом деле тоже немаловажно, не устраивала материальная сторона: «Во мне как бы существовало два момента всегда: я всегда стремился к творчеству, но в то же время понимал, что для того, чтобы творить, надо нормально жить».
Постановок в это переломное время дождаться было сложно, режиссерский дебют получить – совсем невозможно. Многие актеры полностью уходили в театр, как в монастырь, другие, наоборот, совсем уходили из профессии. Отношения с театром у Владимира не заладились изначально: «Я никогда не хотел работать в театре. Когда я учился в институте, у меня был негативный театральный опыт. Театр – это искусство показывать, не переживать, не проживать, а именно показывать. Там главное, чтобы тебя видели и слышали в последнем ряду. В институте я увлекся системами Станиславского. Во время одной из театральных репетиций я прожил свою роль внутри себя. А в результате, когда я думал, что режиссер скажет мне, что я молодец, услышал: «Ты говно». Я был шокирован. Потом я посмотрел на своего однокурсника, который с пустыми глазами стоял на сцене и орал свой монолог. И режиссер решил, что он был хорош. На следующий день я сыграл свою роль холодно, расчетливо, жестко. Просто набрал в рот воздуха и все сделал на технике. Мне сказали, что это было здорово. Тогда я понял, что не хочу так работать. Может, это была ошибка. Может, стоило перетерпеть. Но мне было неинтересно». А оставлять творчество навсегда и заниматься «кооперативной деятельностью» Шевелькову не хотелось. И словно специально к этому времени старший брат получает помещение для кафе. В Питере открылся «Десерт-холл» – тихое заведение типа семейного кафе, где Владимир стал работать за барной стойкой, впитывая жизнь с другой, доселе ему неведомой стороны. Впитал. Его хватило на полгода: «Я понял, что это смерть, и лучше пусть меня убьют сразу, но ни в коем случае не связываться с этим больше». Кроме знания нового среза действительности, эта работа позволила ему купить себе старый автомобиль. Из общепита кривая вывела его на Ленинградское телевидение. По предложению знакомых Шевельков стал работать в коммерческо-рекламной дирекции. Делал передачу «Музыкальный телефон», потом – «Телеэффект». В 1989 году внимание актера привлек только зарождающийся в СССР жанр рекламы, о котором никто ничего толком не знал, поэтому перед любым новичком открывалось огромное пространство для творчества и эксперимента: «Я неожиданно понял, что существует такое явление, как реклама. Оказалось, можно создавать малые формы, заниматься кино, театром, режиссурой в рамках фотографии, видеоролика, клипа или проведения презентации и выставки. И при этом занимаясь своей профессией, режиссурой, чистым творчеством. После этого все пошло-поехало». И все пошло-поехало настолько быстро, удачно и в правильном направлении, что скоро Шевельков организовал собственную компанию по производству видеопродукции. В начале 90-х актер потихоньку снимал рекламные ролики, параллельно продолжая работать в кино. К этому периоду относится работа в фильмах Владимира Попкова «Сердца трех» (1992) и «Сердца трех – 2» (1993) по мотивам одноименного романа Дж. Лондона. В 1993 Владимир Шевельков снялся в двух венгерских картинах и дал зарок уйти из кино на 10 лет. Как объяснял актер, это было вызвано производственной необходимостью: «Получаем заказы, начинаем работать, в это время меня вызывают на съемки. Я возвращаюсь, а компания вот-вот развалится, клиенты разбежались. Приходилось все начинать сначала. Поэтому мне пришлось совсем отказаться от съемок и целиком посвятить себя бизнесу. Мне очень нравится то, чем я занимаюсь сейчас. Я много успел сделать. Теперь у меня своя компания (агентство DA&N), которая существует как творческое объединение на студии документальных фильмов». В 1995 году преуспевающий питерский бизнесмен Владимир Шевельков выпустил в свет роман под названием «Модерн» – несерьезный результат серьезных раздумий о «судьбах русской революции», вернее, ее корнях: «Это моя версия происходящего в России в 1917-м году, революции. История такая: в 1905-м году в Россию попали люди, имеющие способности к реинкарнации, которые хотели все поменять в России. Главный герой, обычный человек, случайно попадает внутрь этой ситуации и с ним тоже происходит трансформация. В конце концов он опять оказывается в своем теле и убегает из страны, а страна остается. То есть руководители нашей страны реинкарнировали в тех людей, которые на самом деле должны руководить страной». Вот такой замысловатый сюжет – особенно, если учесть, что актеры в основном становятся авторами мемуаров. Шевельков мемуаров не писал – он всегда был слишком занят проживанием жизни, чтобы писать о ней. Зато он писал стихи. Правда, никому их так не читал – по его мнению, замечательных поэтов и так достаточно, а посредственных – еще больше, поэтому… История умалчивает, чьи стихи Владимир Шевельков читал будущей жене – свои ли, классиков – только в начале 90-х актер поменял беззаботное холостяцкое существование на самую серьезную «должность» в своей жизни – мужа и отца семейства. И все это ради Ирины – модели, которую отличали не высокий рост и длинные ноги, а душевные качества: «Среди всех красивых девушек она отличалась своими душевными качествами. Когда мы познакомились, мне был 31 год. Она младше меня на восемь лет. На момент нашей встречи я пребывал в состоянии глубокой депрессии, я уже стал задумываться над тем, что подарки надо дарить какому-то одному человеку, а не всем подряд». Вскоре у счастливой пары родился сын Андрей, а через несколько лет – дочь Сашенька. С тех пор Шевельков каждый вечер спешил домой, чтобы провести свободное время с семьей: «Дочку зовут Сашенька, Александра. Я первенца так хотел назвать, но тогда мода на Сашек была, и не стал. Назвал Андреем – такое самодостаточное имя. Гордое. А когда родилась девочка, подумал, что все равно назову Сашей. Ей два года. Пару раз всего гулял с Сашей в коляске. Детьми жена занимается. Это ее главная работа. И я хотел бы, чтобы так было всегда: женщина в доме с детьми – мужчина зарабатывает деньги». Кстати, деньги в семье Шевельковых со временем стал зарабатывать не только отец, но и сын. Шевельков-младший начал сниматься. В рекламе. «Андрей снимался в моей рекламе и рекламе другого режиссера. В моей он рекламирует питерские хлебцы и его практически не видно. Там по сюжету как будто бы все скрытой камерой снято – пацан подходит в магазине к прилавку и хлебцы есть начинает. Половину лица Андрюши закрывал полиэтиленовый пакет с рекламируемым товаром. У другого режиссера он снялся в рекламе чистящего средства. Ему нравится, потому что деньги получает». Кроме того, Владимир Шевельков с юности любил играть в футбол, чуть позже он стал игроком сборной актерской команды, всегда увлекался катанием на горных лыжах, однажды даже собирался всерьез заняться хоккеем, если, конечно, найдется время: «Футбик вот обожаю, может быть, в хоккей начну снова играть. В прошлом году купил абонемент на Петровский стадион, очень недешевый. Сходил на два-три матча и бросил. Не те места. Толкали, узнавали и вместо того, чтобы смотреть футбол, смотрели на меня». В 90-х Шевельков снял множество рекламных роликов (вся серия «Возьми с собой», «Бочкарев – правильное пиво») и несколько музыкальных клипов, среди которых самые известные клипы Татьяны Булановой «Только ты» (1994), «Ясный мой свет» (1996), «Мой ненаглядный» (1997), «Вот и солнце село» (1997)

Комментарии