12 апр 2021

Почему государству надо закрыть Яндекс.

Такси и прочих
brekotin [Россия]

Почему государству надо закрыть Яндекс.Такси и прочих - 911020614803


Когда джентльмены не могут выиграть по правилам, то они меняют правила. А почему мы решили, что это относится только к англо-​саксам. Почему таким образом не может поступить наше правительство по отношению к своим гражданам?

Сейчас сложилась отвратительная ситуация на рынке такси и рынке доставки продуктов. Возьму для примера Яндекс.Такси или если Вам так удобно, Яндекс.Go. Мне лично он немного больше знаком, как потребителю данного сервиса.

В какой то момент я лично испытал плюсы от агрегаторов, так как часто летал в командировки был вынужден периодически доезжать от аэропорта в место назначения. А водители в аэропорту заламывали нереальные цены. В какой то момент стало возможным заказать такси и по нормальной цене доехать до места.

Благодаря агрегаторам сформировался огромный рынок услуг, на котором царят все прелести капитализма в чистом виде. То есть, есть глобальный властелин данного мира в лице Яндекс.Такси, а есть куча таксистов, желающих заработать. Но беда в том, что в условиях конкуренции, агрегатор вправе менять расценки, как ему угодно. В зависимости от возможности заработать в часы пик или же в рамках борьбы с другими агрегаторами.

Наверняка там давно построены модели поведения в рамках борьбы с конкурентами (понижения цены). Как известно, гораздо проще работать на большом рынке в дешевой категории. В таких условиях проще заработать денег. Поэтому, все-​таки желательно, чтоб рынок такси был массовым а цены на него низкими.

В свою очередь таксисты, в рамках снижения издержек, снижают расходы там, где не стоит их снижать. Например, работают по 12-14 часов в день, едят где и что попало, меньше ухаживают за автомобилем, работают без отпуска, не следят за здоровьем. Как результат, меньше времени проводят со своими семьями. ЧТо в свою очередь сказывается на качестве жизни граждан российской федерации.

Тут даже не принципиально, рассматриваем мы только Яндекс, или еще несколько других крупных операторов.

И тут уже выскажу свое личное недовольство: долгое время летая в командировки, в аэропорту мог заказывать такси. Началась другая проблема: таксисты отказывались ездить по ценам, которые навязывали им агрегаторы. Смотришь, такси куча в аэропорту. А ехать отказываются (например в Южно-​Сахалинске в 23 часа). Ехать согласны за 3 обычных цены (которая и так в общем не низкая). Ладно, как местный, я знал номера местных такси и мог заказать. Но вот уже из Академгородка Новосибирска в 4 ночи не смог заказать такси в аэропорт в прошлом году. Таксисты просто сбрасывали. Как сами понимаете, самолет ждать не будет, пришлось с утра экстренно искать номера местных и такси приехало, но в полтора раза дороже. Тем не менее, к самолету успел.

В общем, сумев снизить цены на услуги такси, агрегаторы смогли сделать рынок такси массовым. Так как они берут свою комиссию, то таким образом получают максимальную прибыль.

В свою очередь страдают водители, так как заработать в данной индустрии становится все сложнее. Те кто работает без агрегаторов, а такие тоже есть, вынуждены в свою очередь экономить. Как результата, часто мы получаем сервис низкого качества:

автомобиль в плохом техническом состоянии

Водитель невыспавшийся

За такие деньги соглашаются работать неопытные водители

Проводится ли мед освидетельствование водителей

Как говорится: "...не беси водителя, от его действий зависит твоя жизнь...". В случае с такси, снижать качество услуг является недопустимым.

Ну и потребители в свою очередь также получают сервис более низкого качества. У меня бывали сл@учаи, когда просил остановиться и отказывался ехать с таксистом, так как понимал, что он неадекватен (пересечение главной со второстепенной без снижения скорости и за две минуты до этого, подрезание другого автомобиля).

И вот государство могло бы навести тут порядок в отрасли. Например, создать агрегатор и не брать комиссию. Ну или брать комиссию для развития, которая была бы заметно ниже, чем у конкурентов.

Но в рамках данной деятельности сделать обязательным:

Медицинское освидетельствование при выпуске на линию обязательным.
Проверка технического состояния автомобиля с требуемой регулярностью
Проверка классности водителя (в том числе в рамках рейтинга внутри системы + аттестации)
Пресечение деятельности без государственной регистрации и без уплаты налогов (тут можно ввести единые паспорта водителей, которые водитель обязан предъявить при запросе пассажира).
Соблюдение норм трудового кодекса Российской Федерации для водителей
Соблюдение правил правил водителями (нарушение правил в свою очередь влияет на классность водителя). Решается, например, через GPS токены у каждого водителя такси. Это не мистика, а у всех водителей компании, где я раньше работал, такие были. Любое нарушение скорости, автоматически превращалось в штрафные балы.

В плюсе окажутся почти все.

Водители получат нормальные условия труда
Клиенты получат качественный сервис
Государство затраты на данную систему отобьет через увеличение налоговой базы.
Единственно, кто пострадает, это пассажиры, так как за качественный сервис по факту придется платить больше. Хотя, если комиссия оператора будет низкой, то цены могут оказаться и на близком к текущему уровне.

По факту, низкие ставки на такси сейчас дотируются за счет государства, так как такси пользуются государственной инфраструктурой, но не вносят свой вклад в модернизацию инфраструктуры и социальное обеспечение водителей. Что в общем является паразитарной составляющей в рамках текущих реалий. То есть, такси паразитирует на государстве, а не существует за счет собственной деятельности.

Текущая ситуация на рынке является прекрасным примером дикого капитализма. И она отнюдь не нормальна. И тут государство может путем регулирования навести порядок и победить вполне рыночными механизмами.

Ввести единые удостоверения водителей такси. Любой таксист обязан предъявить данное удостоверение по требованию (пассажиру или проверяющему лицу). В свою очередь, предварительно должен оповестить систему о том, что вышел на линию. Нарушения караются лишением лицензии. Создать подобную систему через то же приложение на смартфоне не представляется сложным.
Отслеживать соблюдение норм трудового кодекса. Соблюдение правил трудового распорядка дня, отпуска, получение норм социального обеспечения (проверка инспекторами ДПС или просто контроллерами). Также медицинское освидетельствование при выпуске на линию.
Регулярный технический осмотр автомобиля.
Регламентирование стоимости проезда, а четкими понятными правилами. Уверен, уже сейчас нейросеть Яндекса это вполне может сделать. Вернее она у нее уже есть.

Работая в крупных корпорациях, я сталкивался с корпоративными такси. Водители отмечали, что все вышеуказанное соблюдается. Почему бы данную практику не распространить на все государство? При чем можно сделать это вполне рыночными механизмами. А именно:

Государство может, в том числе датировать данного оператора, так как потраченные деньги вернуться через увеличение налоговых сборов.

Государственные организации и организации с государственным участием могут использовать только перевозчиков, работающих с государственной корпорацией (по аналогии, как сейчас происходит с картами мир).

Покупка наиболее эффективного текущего агрегатора или нескольких наиболее крупных агрегаторов на рынке плюс консолидация усилий.

За счет унификации автомобилей, массовых закупок автомобилей и запчастей к ним, регламентированного последовательного ремонта снизить затраты на операционную деятельность (загрузка СТО, моек и т.д.). Уже сейчас за счет объема крупные таксопарки получают большую прибыль. В рамках государство с оцифровкой деятельности этого вполне легко допиться.

За счет масштаба, имея огромную базу клиентов и такси, государство может более качественно планировать поездки. То есть, каждый таксист получает большее кол-​во заказов за одну смену.

Государство не выводит деньги из предприятия для покупки Бентли, вилл в испании и прочих яхт. Как следствие, ресурсов опять у государства больше.

Как я писал ранее, крупная рыба всегда съест более мелкую. Так что навести порядок можно и нужно вполне рыночными мерами. При чем, выиграют при этом все. Но качественное не может быть дешевым. Поэтому стоимость поездок, конечно поднимется. Вот тут у меня ключевое расхождение с нашими типо левыми. Они ведь утверждают, что это строй не правильный. СТоит только прийти коммунизму, как будет всем счастье. Забывая ровно тот факт, что в СССР такси было доступно далеко не всем. А я за 12 лет своей жизни в СССР ездил на такси считанное количество раз, которое вряд ли больше, чем у меня пальцев. Но вместо левые это игнорируют и умалчивают о том факте, что вместе с наведением порядка уменьшится и доступность.

Зато одним паразитарным сектором у государства станет меньше. Если смотреть на перспективу десятилетий, то доступность такси может и не уменьшится. А если сможем роботизировать такси, то и увеличиться.

Я понимаю, что наладить сразу все и везде сложно. Но по сравнению с другими государственными вызовами, данный можно решить относительно малой кровью. Это не северный морской путь осваивать. Доработать законодательную базу, понять как сделать, чтоб она соблюдалась и дальше съесть весь этот рынок. Все-​таки большая рыба по сравнению с остальными в этом аквариуме под названием Россия.

Комментарии

  • 12 апр 2021 08:00
    а чего бы не вернуть советскую систему таксопарков? всё вроде толково было. ТО, медосмотр водителя. фиксированная такса, и! самое главное! по дворам не парковались. да и не было "дарогу пакажещь?"
  • Комментарий удалён.