23 мая 2024

«План законодательных изменений, направленных на защиту детей и молодежи от деструктивных явлений в цифровой среде»

Начало ТУТ : https://ok.ru/ivototomch/topic/157345417762963

«План законодательных изменений, направленных на защиту детей и молодежи от деструктивных явлений в цифровой среде» - 959198009491

5.10. Суицидальный контент.

Понятие суицидального контента должно быть существенно расширено. В него необходимо включить не только прямые призывы, но и романтизацию суицида, материалы, содержащие сцены подготовки суицида, изображения суицида, сцены из фильмов и аниме, иллюстрирующие суицид, и т.п.

В социальной сети ВК на сегодняшний день насчитываются сотни групп, содержащих прямой суицидальный контент. Эти группы существуют давно, они многочисленны, на них родители периодически пишут жалобы, но ситуация не меняется, потому что у нас до сих пор только прямые призывы к самоубийству считаются суицидальным контентом, а все остальное – нет.

На практике это выглядит так: если в группе есть картинка, на которой подросток стоит на крыше в тумане, и с грустным видом смотрит вниз, то она будет заблокирована только в том случае, если под ней будет написано: «Прыгай вниз». Если же под ней будет подпись: «Жизнь кончилась, и ты знаешь, что делать», – то ее уже не заблокируют, потому что тут нет прямых призывов, а, значит, это уже не суицидальный контент.

Это абсурд, но на протяжении многих лет закон у нас работает именно так. Поэтому, как минимум, должно быть введено понятие депрессивно-суицидального контента, и на соцсети должна быть возложена обязанность по самостоятельному мониторингу и удалению подобного контента. Для соцсетей должны быть введены оборотные штрафы за неудаление таких материалов.

Формально такая ответственность есть и сейчас в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», но в нем используется формулировка «о способах совершения самоубийства, а также призывов к суициду». То есть под это определение опять не подпадает 99,9% всего суицидального контента.

Сейчас ситуация с распространением суицидального контента обстоит гораздо хуже, чем во времена «синих китов». В первую очередь это связано с тем, что кроме ВК сегодня есть масса суицидальных закрытых чатов в Телеграме, которые невозможно найти и проконтролировать. Практически все случаи детских суицидов сейчас осуществляются по схеме заманивания детей в закрытые Телеграм-чаты, где дальше с ними работают кураторы. Далее эта тема будет раскрыта более подробно.

Сегодня много говорят о росте детских суицидов, что подтверждает статистика. При этом средний возраст детей, покончивших жизнь самоубийством, с каждым годом снижается. Мы все чаще видим случаи суицида 10-12 летних детей, чего раньше никогда не было.

Почему это происходит? Мнения специалистов разнятся, но объясним проблему так, как она видится нам с позиций того контента, который сейчас в интернете смотрят дети. Еще в 2019 году на форуме «Цифровая гигиена» были озвучены основные идеи и тренды, которые продвигаются в деструктивных группах, и особое внимание было уделено тому, как весь этот контент формирует отношение к человеческой жизни – к своей и к чужой.

Если в 2017 году основной посыл групп был такой, что собственная жизнь не важна, то в 2018 году он изменился, и уже звучал так, что и жизнь другого человека тоже не важна. Еще позже он трансформировался в утверждение, что жизнь общества и людей в принципе не важна и, в конце концов, было сказано, что эти тренды будут только усиливаться, – что мы и констатируем на данный момент.

В начале с 2017 года в соцсетях началось постепенное размывание темы смерти. Ее сделали игрой, потом нормой, а затем смерть и насилие стали уже модной темой для роликов и наполнения групп.

Таким образом, мы видим, что тренд был заложен еще давно, и поскольку никаких реальных действий по борьбе с этим явлением государство не принимало (как на практике работает запрет суицидального контента мы разбирали выше на примере), количество таких групп продолжает расти.

Важно отметить, что суицидальный контент не однороден! И по своей сути он включает в себя разные виды деструктивного контента, которые в совокупности и приводят к погружению жертвы сначала в депрессивное, а потом в суицидальное состояние.

Основываясь на практических подтверждениях, мы можем сделать вывод о том, что рядом с откровенно суицидальным контентом идут такие темы, как самоповреждения, сатанизм, ЛГБТ, анорексия, настрой против родителей, романтизация психических расстройств, эксперименты над психикой (тульпа, депривация сна, осознанные сновидения), всегда шок-контент и в большинстве случаев тема аниме, так как она очень часто сюжетно объединяет большинство этих направлений. Многие аниме являются в этом плане фактически готовым идеологическим продуктом для погружения жертвы в нужное состояние.

В этом плане по наличию данных признаков все околосуицидальные группы схожи. Обращает на себя внимание еще и такая важная деталь: более 90% самоубийств – это именно прыжки с крыши многоэтажки, и никак не иначе. Почему? Потому что с 2017 года во всех суицидальных и депрессивно-суицидальных группах именно такой способ пропагандируется как основной, причем это необязательно картинки, где человек прыгает с крыши, хотя и таких много. Чаще всего это какие-то грустные депрессивные надписи на фоне высоток в тумане или в сумерках.

Так подписчикам делают закладки в сознание на будущее. И естественно, делается это потому, что именно данный способ суицида единственный стопроцентный, что говорит о некоем едином начале у всех этих групп. По сути, сейчас все кураторы суицидальных групп используют уже наработанную годами технологию, которую они копируют.

Ситуация усугубляется с каждым годом, поскольку сама технология ушла в массы и стала общеизвестна и общедоступна. С 2017 года через эти группы прошли тысячи детей, многие из которых навсегда запомнили то, что с ними делали в этих группах, и сейчас там делают то же самое, но уже с другими детьми. Это в некотором роде напоминает «дедовщину» и распространяется в сети как вирус.

Вот в такой медиареальности сейчас растут современные дети, и в этом, на наш взгляд, заключается главная причина такого резкого снижения возраста покончивших собой за последнее время.

Печально, но факт: реальной борьбы с самим явлением кураторства сейчас тоже нет. Поймать кураторов проблематично, потому что они все используют Телеграм, который никому неподконтролен. А все известные ранее кураторы, такие как «Почтальон» и «Лис», реально и доказанно убивавшие детей, уже давно на свободе. Они получили 2-3 года, и сейчас могу свободно продолжать свое дело.

Необходима переквалификация подобных дел со статьи 110 УК РФ (склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства) на статью 105 УК РФ (убийство). Во всех схемах вовлечения кураторы изначально имели прямой умысел – убийство. Соответственно, изначально подобные дела должны квалифицироваться именно по этой статье.

При этом поймать таких кураторов крайне тяжело, потому что во всех случаях вся переписка удаляется. Дети перед последним шагом вычищают все, причем вычищают не абы как, а профессионально, так, что потом ничего не найти – их опять-таки грамотно инструктируют.

Хотя теперь в связи с широким распространением Телеграма необходимость в этом частично отпала. Как мы уже говорили не раз, этот абсолютно неподконтрольный мессенджер давно стал главным инструментом всех экстремистов, террористов, манипуляторов и мошенников, и не только из-за того, что он не выдает переписки, но и из-за того, что обладает базовыми функциями самоуничтожения переписок.

Согласно закону Яровой вся переписка, в том числе и в мессенджерах, должна храниться полгода: пакет или закон Яровой – неофициальное название пакета поправок, часть которых обязывает хранить переписку, телефонные звонки и исходящий трафик всех российских пользователей, а также предоставлять эти данные по запросу спецслужб. Но все мессенджеры грубо игнорируют данный закон, и не только не хранят переписку, но и не выдают ее по запросам следствия. Кроме того, вся переписка, осуществляемая в секретных чатах Телеграма, технически даже не хранится на серверах. Она сохраняется только на телефонах участников чата, и этими особенностями пользуется весь криминал.

Если вспомнить историю раскрутки Телеграма, то все началось с того, что он отказался выдавать переписку террористов, устроивших теракт в метро Санкт-Петербурга. Именно тогда Телеграм вполне заслуженно и получил славу полулегального даркнета, и это действительно так. На него до сих пор не действуют наши законы, и на нем, к примеру, до сих пор в России открыто работает вся наркоторговля.[11]

В связи с этим еще раз хотим подчеркнуть, что Телеграма до 18 лет ни при каких обстоятельствах не должно быть на телефоне ребенка, потому что все криминальные схемы всегда заканчиваются переходом в Телеграм, и конечная обработка по всем направлениям всегда происходит именно там. Эту информацию необходимо доводить до родителей, а также до директоров школ и учителей; необходим полный запрет на использование подобных платформ детьми.

По аналогии с Тик-Током и с прочими сайтами, также грубо нарушающими наше законодательство, для школ должна быть установлена серьезная ответственность за вовлечение детей на данные платформы. Все ресурсы, имеющие метку Роскомнадзора «сайт нарушает российское законодательство», должны быть запрещены к использованию детьми, и не должны использоваться в основном и дополнительном образовании.

Далее приведем отрывки из статьи «Суицидальный контент, о чем должны знать родители», составленной по материалам родителей погибших детей.[12] Она была написана 2 года назад, и уже тогда активно шел процесс перехода суицидальных групп из ВК в мессенджеры. Сейчас этот процесс завершен окончательно, все основные чаты теперь в Телеграме:

«Сейчас групп нет, их прикрыли. Их функцию выполняют закрытые беседы и чаты. В ВК и в мессенджерах (Телеграм). Само общение в чате – крайне заботливое. Ребенка бомбардируют любовью. Вовлечение похоже на вербовку в сатанисты (или любой другой деструктивный культ). Из чата не хочется уходить ни днем, ни ночью. В чаты попадают по приглашению из депрессивных групп, по знакомству, из любых других групп. На фоне общения в чате постоянно фоном идет контент: просмотр реальных суицидов, мясо, трупы, фарш, кровь.

Подача происходит обычно на юморе. Но функция – создать ощущение, что суицид – как способ ухода из жизни –имеет место быть. Чаты многолюдны. Там дети постепенно делятся очень сокровенной информацией. Кого-то обидели родители, кто-то влюбился… И так далее. То есть в процессе общения всегда видно, что за ребенок и какие у него особенности характера.

Потом в личную беседу стучится куратор. Он не говорит, что является куратором. Просто хочет поговорить тет-а-тет о том, что ранее обсуждалось в общем чате, дать совет. Например, потому, что ты мне нравишься и т.д. У ребенка может быть 1 куратор, и общение дальше происходит только с ним. Но чаще бывает, что ребенка ведут 3 человека (2 того же пола, что и жертва). Это более узкое общение очень доверительное. И направлено на то, чтобы собрать информацию о ребенке. Всю. Включая секреты, включая информацию, кто родители и где работают и так далее. То есть любой компромат.

Учитывая, что ребенка учат родители, что такое хорошо, что плохо, вот эти рамки ребенку стирают. Ребенку говорят о многоуровневости интернета, также постоянно идет контент с порно, насилием, извращениями, поднимается культ денег. И так далее».

В последнее время приходят сообщения о том, что детей часто затягивают в подобные закрытые чаты через общение в мобильных играх, практически во всех них теперь есть чаты, которые никто не контролирует, и именно оттуда уже идет перенос общения в закрытые Телеграм-каналы. Много случаев вовлечения через так называемые «ролки» – ролевые чаты. Подробно эта проблема разобрана в статье: «Ролки. Очередная технология вовлечения детей в деструктив».[13]

Отдельно стоит отметить проблему скрытого воздействия на психику детей в подобных группах, которая присутствует всегда, и является основным элементом обработки. Следующий отрывок из статьи «Суицидальный контент, о чем должны знать родители»:

«Многие родители отмечали такую деталь – отсутствующий взгляд, стеклянный, взгляд сквозь тебя. Это эпизодически, не всегда, но были моменты. Сейчас вспоминаем… Лично в нашем случае было. Пару раз, я еще тогда, когда на нее смотрела, разговаривала с ней, про себя подумала – это не мой ребенок, как зомби… А потом после гибели вдруг вспомнились все эти моменты. У других то же самое. При всем при этом наши дети не употребляли алкоголь, ни у кого из них не найдены следы наркотических веществ, то есть они были абсолютно здоровы и гармоничны в семье».

В закрытых группах детей заставляют часами смотреть «особые» видео, слушать «особую» музыку, и читать не совсем обычные тексты. Многие волонтеры, смотревшие подобное, отмечали сильное воздействие на психику и внутреннее состояние, которое не могли объяснить.

По поводу таких материалов есть формулировка в КоАП РФ: статья 13.15 – «Злоупотребление свободой массовой информации. Изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье». Но в данном случае предусмотрен максимальный штраф – 2500 рублей, и никто такие дела не возбуждает, потому что нет практики.

5.11. Сообщества сатанистов.

Пропаганда сатанизма сейчас актуальна в детской и подростковой интернет-среде. Основные темы, продвигаемые современными сатанистами, – это пропаганда суицида, ЛГБТ, извращений, садизма, абортов и общая антисемейная повестка. Особенно часто тема сатанизма встречается в суицидальных группах, потому что тема смерти очень близка сатанистам. К тому же сам суицид многие из них воспринимают как жертвоприношение. В сатанизме существует много направлений, различающихся степенью радикальности, но все их можно охарактеризовать одним словом – «антижизнь». Подобный контент у нас законодательно до сих пор никак не регулируется.

Реклама сатанизма в сети «Интернет» обычно выглядит примерно так: «Благо других людей – это их личная головная боль. Делай лишь то, что нравится тебе: зачем тебе мучить себя проблемами других? Не лучше ли наслаждаться жизнью, не придумывая себе никаких моральных кодексов и ограничений, не подавляя в себе животных инстинктов? Человек, делай ВСЕ, что хочешь, абсолютно ВСЕ, потому что ты сам себе бог – в мире не существует никаких других богов, кроме тебя!»

Именно такие мысли озвучивал Ильназ Галявиев, устроивший расстрел в школе в Казани.[14] Он называл себя богом, и даже написал это на своей маске. Мы не знаем, был ли он сатанистом, но высказываемые им суждения полностью совпадают с идеями сатанистов.

Несмотря на массовость явления и многократные случаи совершения сатанистами реальных убийств, такой контент у нас до сих пор не запрещен. Более того, тема сатанизма стала активно вбрасываться в детскую среду через соответствующие группы в соцсетях и мессенджерах.

Таким образом, создается воронка вовлечения молодежи в сатанизм под видом развлекательного контента. Эта тема давно проникла в самые популярные у детей направления, особенно в аниме. Заинтересовавшись этой темой, дети очень быстро оказываются в закрытых чатах, где помимо обсуждения сатанизма идет пропаганда самоповреждений, суицида, ЛГБТ и прочих деструктивных направлений.

5.12. Группы, содержащие контент, побуждающий к насилию в отношении детей, в том числе через юмор.

Сейчас во многих деструктивных группах проводится тема снижения порога восприятия насилия по отношению к совсем маленьким детям. В первую очередь это касается массовых групп с аморальным юмором, после них идут группы чайлдфри и радфем. Иначе как всеобщим расчеловечиванием это назвать невозможно, и нам лишь остается констатировать тот факт, что этот процесс запущен довольно давно. Такой контент объединяет многие деструктивные паблики.

Дети являются наиболее уязвимой категорией граждан, и за публикацию такого контента должны быть законодательно прописаны отдельные виды наказания. Данная тема активно прокачивается уже не первый год, эксперты давно бьют тревогу, но их никто не слышит.

Тем временем, за последние несколько лет совершено немало вооруженных нападений на детские садики. Так, осенью 2019 года в детский сад «Сказка» города Нарьян-Мар во время тихого часа проник вооруженный мужчина и зарезал спящего ребенка. Он был сатанистом, и это убийство ребенка было жертвоприношением, в чем убийца потом и признался: он прочитал заклинание, которое обеспечивает «вечную и богатую жизнь», и чтобы оно сработало, надо было убить ребенка.[15]

29 марта 2022 года радикальная феминистка Полина Дворкина (взявшая фамилию известной феминистки) пришла в детский сад Красноярска с ружьем и, как она призналась позже, хотела убивать всех мальчиков. Перед этим она застрелила собственного отца. Только благодаря героическим действиям воспитателей ее удалось остановить.[16]

А 27 апреля 2022 года – меньше, чем через месяц, мужчина расстрелял нянечку и двух малышей в детском саду небольшого городка Ульяновской области.[17]

В интернете существует простое правило: если есть тренд, – значит, будут последователи. А тренд на популяризацию насилия над совсем маленькими детьми есть. Сложно сказать, когда именно он появился, но мы точно знаем, когда он стал усиливаться. Это началось в 2017 году с искусственной раскрутки мема
#яжемать. Именно тогда была впервые вброшена тема ненависти к матерям и их маленьким детям, и с каждым годом она становится все радикальнее. Поэтому давно назрела необходимость принятия жестких мер по отношению к такому контенту.

5.13. Сайт Фикбук. Тема фанфиков.

На данный момент сайт Фикбук стал одним из крупнейших сайтов по распространению литературы с пропагандой извращений, однако он не имеет никаких возрастных ограничений и рассчитан на детей и подростков – любителей фанфиков.

Для того, чтобы был понятен масштаб самого явления, приведем цифры: Фикбук – это более 450 тысяч пользователей, а Wattpad (западный аналог Фикбуа) объединяет глобальное сообщество из 80 миллионов читателей. По факту названные сайты – это мини-социальные сети со всеми вытекающими последствиями.

Фанфики – это короткие рассказы, которые подростки пишут на темы полюбившихся им сюжетов. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений) и т.д. Изначально он создавался как сайт для молодых авторов, где каждый может написать свой короткий рассказ – фанфик о любимом фэндоме, но очень быстро основными темами этих фанфиков стала пропаганда всех видов извращений. Сейчас сайт преимущественно наполнен именно такими рассказами, и сами авторы, пишущие на эти темы, задают тренды.

Основным жанром на этом сайте давно стал слеш – жанр, в котором описываются романтические или сексуальные отношения между персонажами мужского пола. В фанфиках эти персонажи берутся чаще всего из уже созданных известных произведений, в первоисточнике не имеющих явной гомосексуальной ориентации.

Данный жанр лежит в основе всей субкультуры фанфиков, а произведения на эту тему пишут лучшие авторы, следовательно юные начинающие писатели будут ориентироваться именно на них и, стремясь попасть в топ, будут подражать им. Как видим, этот сервис не является простой библиотекой рассказов, он проводит свою определенную политику и негласную цензуру.

В рассматриваемом случае хорошо подходит аналогия про банку с солеными огурцами. Если в такую банку попадает обычный огурец, то он со временем становится соленым. Попав один раз в эту среду, ребенок либо сливается с ней и становится «своим», впитывая, как губка, все тренды, популярные в этой среде, и позже начинает сам их транслировать, чтобы получить важное в этом возрасте социальное одобрение, либо становится изгоем и подвергается травле и троллингу. Исходя из списка раскрученных тем, на которые пишут фанфики, становится очевидно, что подавляющее большинство молодых авторов выбирают первый путь. Они предпочитают слиться с теми, кто популярен, чтобы быть в тренде и стать знаменитыми.

Охват пользователей у этого сайта огромен. По сути, его тоже можно назвать соцсетью, поскольку посещаемость у него более 2,370.000 человек в день. Общественные родительские организации не раз ставили вопрос о привлечении владельцев сайта к уголовной ответственности, и теперь с принятием нового закона это особенно актуально.

Приведем несколько примеров, содержащих количество рассказов, написанных авторами на соответствующие темы: насилие – 370809, underage (педофилия) – 149116, изнасилования 135054, инцест 62899, гендерсвап (смена пола) – 40503, мужская беременность – 37000, каннибализм – 17441, некрофилия – 10489, зоофилия – 9411 и т.д.

У многих на слуху фанфики по фэндому – печально известные среди молодежи книги, популяризирующие сексуальные извращения и педофилию – «Лето в пионерском галстуке», «О чем молчит ласточка» и т.п. Эти книги вышли именно с этого сайта, где изначально были фанфиками.

Но одними только рассказами на сайте дело не ограничивается, ведь Фикбук – это еще и место общения. А поскольку темы общения определены, то и публика там собирается соответствующая. Подробно эту проблему освещало издание «Форбс» в своей статье про сайт Wattpad, который является полной аналогией Фикбука (вернее Фикбук – копия Wattpad). Статья называется: «Маньяк по переписке: как платформу для фанфиков Wattpad наводнили секс-преступники».

На нашем Фикбуке происходит все то же самое, только в еще более мерзком и вседозволенном виде, потому что Фикбук игнорирует все имеющиеся у нас законы о защите детей от опасной информации, а многие материалы, размещенные на Фикбуке, подпадают не только под закон о запрете ЛГБТ-пропаганды, но и под 242 статью УК, в комментариях к которой написано: «Порнографическими материалами могут быть кино- и видеофильмы, печатные издания, изображения, фотографии, т.е. живописные, графические, литературные, музыкальные и иные произведения, основным содержанием которых является изображение анатомических или физиологических потребностей сексуальных отношений».

5.14. Сайты и группы знакомств для несовершеннолетних. Группы гей-знакомств.

Сейчас очень остро стоит проблема Телеграм-каналов и групп знакомств, в которых присутствуют несовершеннолетние. Детскими объявлениями сейчас заполнены все тематические группы. На связь с детьми, состоящими в этих группах, выходят извращенцы и педофилы, и это происходит по всей стране, однако у нас это до сих пор никто не контролирует.

Отдельную и довольно серьезную угрозу представляют чаты в Телеграме, объединяющие людей, готовых продавать и покупать интим-контент. В таких группах огромное количество несовершеннолетних, чаты ежедневно автоматически удаляют всю переписку, и не блокируются платформой. А так как это происходит на площадке Телеграма, контент не удаляются по требованиям органов. В последнем присланном примере такого чата было 150.000 подписчиков.

Необходим законодательный запрет на размещение подобных анкет несовершеннолетними. Должна быть прописана ответственность для подобных сайтов и Телеграм-каналов знакомств. На соцсети и все медиаплатформы должна быть возложена обязанность по самостоятельному удалению подобных групп. За неудаление такой информации о несовершеннолетних они должны нести серьезную материальную ответственность. То же самое касается ответственности за наличие на платформах детского интим-контента.

5.15. Группы, публикующие фотографии полуобнаженных детей.

Таких групп достаточно много, и ни одна из них до сих пор не закрыта. В этих группах выкладывают фотографии подростков, которым еще не исполнилось 14-16 лет. Именно так выглядят группы, которые создают и в которых действуют педофилы.

Должна быть прописана ответственность для соцсетей за размещение подобного контента.

Желательно установить правило, согласно которому соцсети удаляли бы абсолютно все фотографии, на которых изображены дети младше, например, 13 лет, как это делает тот же Тик-Ток. У соцсетей есть техническая возможность это сделать.

Также мы считаем необходимым прописать отдельный законодательный запрет для школ на выкладывание в открытый доступ фото детей. Причем этот запрет должен касаться всех ситуаций, вне зависимости от наличия согласия родителей.

В социальной сети ВК мы в течение года наблюдаем неприемлемую ситуацию, когда каждая школа ради отчета постоянно выкладывает фотографии учеников на своей официальной странице. Это происходит массово, в нарушение самых простых и понятных правил элементарной безопасности и цифровой гигиены. В то время, когда в соцсетях работает система распознавания лиц, которой могут пользоваться злоумышленники и педофилы, такой подход категорически недопустим, поскольку это опасно для самих детей, а школы постоянно подвергают их этому ничем не оправданному риску ради своих отчетов.

На первом месте должна стоять безопасность, и школа должна рассказывать детям о тех серьезных угрозах, с которыми они могут столкнуться после выкладывания своих фотографий в сеть, но школа, наоборот, поощряет такое опасное поведение с 1 класса.

5.16. Распространение порнографии.

Еще хуже ситуация обстоит с распространением порнографии. Любые порноматериалы у нас в стране до сих пор находятся в свободном доступе. Особенно на них зарабатывают такие сервисы, как Яндекс.видео. В социальной сети ВК сотни групп, содержащих подобные материалы. Тем не менее, администрация ВК отказывается их удалять, несмотря на очевидное присутствие в них несовершеннолетних. То же самое касается детских групп, содержащих рисованную порнографию, например, сообщества фурри и аниме. ВК не считает такой контент запрещенным.

Охват этого явления уже настолько огромен, что мы считаем необходимым введение отдельной, более строгой уголовной ответственности за производство и распространение такой продукции, поскольку она направлена всегда исключительно на несовершеннолетних.

5.17. Аниме.

Движение аниме в детской среде сегодня сверхпопулярно, и сейчас оно стало основной воронкой вовлечения несовершеннолетних в такие темы, как суицид, насилие, сатанизм и ЛГБТ. В современном аниме эти темы широко представлены, поэтому вовлечение детей в этот деструктив имеет массовый характер.

Для объективной оценки масштабов распространения субкультуры аниме в том современном информационном поле, в котором сейчас живут дети, приведем сразу несколько важных цифр: Тик-Ток – это 35 миллиардов (!!!) просмотров по тегу аниме. ВК – 221.737 сообществ на тему аниме. Яндекс – 30.000.000 запросов в месяц только по слову «аниме».

Аниме неоднородно, в нем есть разные жанры 18+, запрещенные во многих странах, и только в России они находятся в свободном доступе: у нас законодательно до сих пор нет никаких запретов на распространение данного контента. Именно поэтому тема аниме привлекает все больше и больше детей.

Возрастные рейтинги на всю аниме-продукцию пишутся, как правило, с потолка, и в каждой стране они разные. Обычно их определяют прокатчики на свое усмотрение. Никакого контроля со стороны государства за соответствием этих рейтингов реальности в законодательстве нашей страны нет – у нас отсутствует государственная структура, которая смотрела бы все аниме и присваивала каждому из них свой возрастной рейтинг, исходя из положений российского законодательства.

В Японии юридический возраст согласия для вступления в половую связь – 13 лет, соответственно, их возрастная категория просмотра таких мультфильмов может сильно отличаться от нашей. В США и Европе ЛГБТ-пропаганда в детской медиапродукции не только не считается запрещенной, но уже и стала чуть ли не обязательной. Соответственно, на американские, равно как и на европейские возрастные рейтинги аниме ориентироваться тоже не стоит.

В России распространением аниме всегда занимались и занимаются пираты, ориентированные только на собственную прибыль. А отсутствие контроля за аниме, как и за любой другой медиапродукцией в нашей стране, уже привело к ужасающим последствиям.

Нужно срочно проводить экспертизу всей аниме-продукции на предмет соответствия нашему законодательству, и те аниме и отдельные аниме-жанры, которые будут признаны запрещенными, должны не просто удаляться, – необходимо вводить ответственность для сайтов, размещающих эти материалы в свободном доступе.

Тема аниме сейчас стала основной воронкой вовлечения детей во все опаснейшие направления, и она является самой раскрученной среди несовершеннолетних пользователей интернета. Современное аниме вобрало в себя весь существующий в сети деструктив, и оно уже не имеет ничего общего с тем аниме, которое было еще лет 10 назад.

Аниме весьма разнопланово и, конечно же, в нем изредка встречаются и положительные примеры, но проблема заключается в том, что рейтинг популярности аниме определяют, как правило, аниме-сообщества, где в топ выводятся самые кровавые и расчеловечивающие аниме-сериалы, например, такие, как «Токийский гуль».

Это культовое аниме, главный герой которого из обычного ребенка превращается в гуля (каннибала-людоеда). Перерождение персонажа происходит по сценарию, характерному для многих современных аниме, где главный герой из положительного превращается в отрицательного, и при этом не перестает быть главным героем, которому зритель невольно сочувствует. Такое же обратное перерождение происходит и в культовой «Тетради смерти», где лучший ученик Японии под кураторством демона смерти Рюка превращается в маньяка, начинающего под конец убивать людей просто ради развлечения.

Мы привыкли к другой модели, когда наоборот, герой по ходу повествования раскрывается, становится лучше, и в конце еще совершает какой-то подвиг. Такая модель положительно влияет на зрителя. В аниме все же происходит наоборот, и на неокрепшую детскую психику такая подмена действует убийственно.

Тему пропаганды извращений в современном аниме можно ставить на второе место после пропаганды насилия и садизма. С этих позиций рассмотрим современную японскую «культуру». Японские представления о сексуальной культуре катастрофически отличаются от принятых в России и даже на Западе.

Мир изменился, и современные японцы, к сожалению, тоже. На основе их ценностей ими же и создается аниме. Некоторые виды сексуального поведения даже в современном западном мире табуированы, но многими японцами воспринимаются как должное и практикуются, например, хентай – манга или аниме, в которых изображается половой акт между людьми и монстрами.

Хентай присутствует в российском интернете: по запросу поисковик его находит без особого труда. По этическим соображениям мы не можем более подробно отразить в докладе тему хентай, но основные черты мы охарактеризовали. Так что можно представить, что сейчас массово смотрят дети, и на это явление в последнее время активно жалуются родители:

«Узнала про порно-аниме еще в 4 классе. Дочь смотрела, я была в шоке. Узнали из школы. Мальчики смотрят на переменах. Девочек обзывают шлюхами и лесбиянками. Учителю все равно, что дети делают на переменах. Да и на уроках ей тоже все равно, если они смотрят в телефонах что-то. Главное, чтобы ей не мешали. Многим родителям тоже все равно. Никто кроме меня не возмущается по этому поводу. Что делать, я пока не знаю… Перевод в другую школу? Но там может быть то же самое».

Считаем, что необходимо добиваться законодательного запрета смартфонов в школах. Мы требуем этого запрета уже не первый год, но работает он только в отдельных школах, а должен работать везде. Оговоримся, что там, где введен этот запрет, он касается именно смартфонов – кнопочные телефоны в этих школах разрешены, и все педагоги и родители отмечают исключительно положительные изменения после ввода таких несложных правил.

Даже один ребенок, бесконтрольно пользующийся интернетом, может заражать опасными влиянием увиденного весь класс, поэтому в стенах школы дети должны быть защищены от такого влияния.

Что касается «защиты» государством детей от подобных аниме у нас в стране, показателен пример про «Межвидовых рецензентов» – аниме о троих мужчинах, которые ходят в бордели, а потом пишут отзывы. Даже в Японии оно оказалось настолько экстремальным, что некоторые японские телеканалы прекратили его показ, а западные прокатчики решили не лицензировать. Но в России они же его лицензировали и перевели, и сейчас оно в свободном доступе, несмотря на решения суда о его запрете.[18] Оно доступно на всех аниме-сервисах и, конечно же, на Яндекс-видео.

Про это мало кто знает, но именно аниме и аниме-субкультура сейчас стали самыми большими воронками вовлечения детей в ЛГБТ- и трансгендерную тему. Эти направления широко представлены в современном аниме, в нем есть даже отдельные большие жанры, о которых чуть ниже, и они полностью посвящены пропаганде этих тем, но большинство родителей воспринимают аниме как обычные мультфильмы.

Аниме не просто содержит какие-то определенные ЛГБТ-сюжеты, но и имеет отдельные и очень большие жанры, такие как яой и юри. Здесь не существует никаких моральных ограничений в плане показа подробностей… На Тик-Токе по хештегу
#yaoi 14 миллиардов просмотров, в ВК более 5000 тематических групп.

Что касается пропаганды педофилии, в аниме есть отдельный жанр – лоликон или просто лоли. В Японии этим термином обозначают влечение к девочкам допубертатного (до 12 лет) или раннепубертатного возраста. В некоторых странах лоликон как разновидность хентая запрещен, он считается детской порнографией, чем он, по сути, и является. Но у нас он не только не запрещен, но еще и активно распространяется по соцсетям. Только в ВК более 4.000 групп на эту тему до 200.000 участников в каждой, и с момента принятия нового закона о запрете ЛГБТ-пропаганды ничего не изменилось. Все сообщества, содержащие огромное количество видео и картинок соответствующих направлений, продолжают открыто работать.

Характерно, что ВК в связи с принятием нового закона о запрете ЛГБТ-пропаганды вместо удаления групп извращенцев повесил на них предупреждение, содержащее в конце следующий текст:

«Согласно 29 статье Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это правило распространяется на любую информацию, которая не признана незаконной. Поэтому пользователи могут скрыть предупреждение и перейти к просмотру интересующего их сообщества.

Считаем демонстрацию интерфейсного предупреждения достаточной мерой, отвечающей интересам защиты пользователей в рамках требований закона, а блокировку страниц целиком – избыточной».

Фактически ВК в очередной раз демонстративно вытер ноги о наши законы и о наше общество, и будет неудивительно, если это ему в очередной раз сойдет с рук.

Суициды в Японии.

Основное деструктивное направление, которое чаще всего связывают с аниме в России – пропаганда суицидов. И это вполне обоснованно. У японцев другое отношение к смерти, и самоубийство в японской культуре – это не результат какого-то отчаяния, а целая философия.

В японской культуре нет и никогда не было никаких моральных запретов на самоубийство, скорее, наоборот. И вот этот дух смерти и жестокости, свойственный японскому менталитету, пронизывает практически каждый аниме-сериал, особенно современный. Многие дети, подсевшие на аниме, тоже проникаются этой чуждой нам депрессивной философией. Они начинают воспринимать этот нарисованный кем-то вокруг них мир как настоящий. И уже неважно, что в реальности происходит вокруг ребенка. Если он все время онлайн, то реальный мир для него уже там.

Уже не первый год идет массированная пропаганда суицидальных аниме по всем соцсетям, но при этом психологи отказываются связывать напрямую этот факт и формирование суицидальных мыслей у ребенка. У нас всегда учитывают такие факторы, как отношения в семье, в школе, с друзьями, то есть фактор окружения. Но фактор того окружения, которое есть у ребенка в сети, до сих пор никто нигде не учитывает, а ведь именно это сетевое окружение для многих детей сейчас гораздо ценнее окружения мира реального.

Мы уже прошли тот период, когда аниме в России было чем-то новым и необычным. Сейчас это явление стало уже массовым, и уровень погруженности детей в эту субкультуру с каждым годом растет при том, что деструктивные тренды в современном аниме только усиливаются, поэтому нужно срочно наводить порядок в этой сфере:

1). Должна быть проведена экспертная оценка всех аниме с присвоением каждому аниме своего возрастного рейтинга, определенного не прокатчиками, а профессиональными экспертами и детскими психологами. Вся аниме-продукция должна соответствовать требованиям медиапродукции, предназначенной для просмотра детьми.

2). Вся аниме-продукция как продукция, рассчитанная на детей, должна быть выведена в отдельные, официальные и лицензируемые сайты, в которых необходимо прописать четкие правила авторизации и просмотра, исключающие возможность просмотра аниме рейтинга 18+ несовершеннолетними. Вся аниме-продукция, находящихся вне этих сайтов, должна быть под запретом.

3). Отдельные жанры и отдельные аниме должны быть полностью запрещены для просмотра на территории РФ с введением административной, а в случае отдельных жанров и уголовной ответственности за их распространение.

4). Все аниме-группы, содержащие контент, нарушающий 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию», а также распространяющие аниме из списка запрещенных, должны быть заблокированы.

5.18. Приложения Google play.

Особую тревогу у родителей вызывает ситуация вокруг сервиса Google play market. Данный сервис есть на каждом телефоне системы Android, и через него дети устанавливают на телефоны всевозможные программы и игры. Однако проблема заключается в том, что во всех этих играх содержится огромное количество рекламы, причем весьма специфической и никем не контролируемой. Например, даже в приложениях 3+ попадается реклама онлайн-казино, что мы считаем недопустимым.

Сервис Google play в нашей стране до сих пор не несет никакой ответственности за подобную политику. Он не проверяет свои приложения на предмет соответствия возрастных маркировок реальности. К примеру, такие приложения, как «справочник ядов», «все о наркотиках» и «гей-знакомства» на Google play market идут под категорией 3+.

В отношении приложений Google play должна быть проведена тщательная проверка, и в случае их несоответствия заявленному возрасту они должны удаляться. Кроме того, в отношении рекламы на сервисе Google play также должна быть проведена проверка.

Во время начала специальной военной операции на Украине были зафиксированы многочисленные случаи, когда детям прямо в приложениях показывались пропагандистские ролики через рекламные модули Гугла. Но и задолго до этого с сервисом было много странного. К примеру, одна мама присылала видео, где детское приложение 3+ каждые 2 минуты прерывалось на короткий рекламный анимированный ролик, где девушка прыгает с крыши головой вниз.

5.19. О необходимости законодательного запрета для платформ показывать детям рекламу и предлагать группы и друзей.

На данный момент алгоритмы соцсетей работают так, что если ребенок начнет просматривать какой-то деструктив, то тот же самый ВК автоматически начнет предлагать ребенку такие же группы. Эта система ведет всегда к усилению влияния на детей подобных групп, и она выгодна соцсетям, зарабатывающим на этом.

Таким образом, соцсети искусственно погружают детей в информационные коконы, эхо-камеры, под которые не проникает уже никакая другая информация, и дети, не понимая в силу возраста такого влияния, уходят с головой в эти темы.

В соцсетях должен быть установлен запрет на любые действия платформ, связанные с предложением несовершеннолетним пользователям групп, друзей или рекламы. Также платформам должно быть запрещено собирать и обрабатывать персональные данные несовершеннолетних.

В этом вопросе уже имеется иностранный опыт, поскольку за границей происходили точно такие же деструктивные процессы.

В ВК это дополнительно выражается в том, что родители не имеют доступа к тем закрытым группам, в которых состоит их ребенок, и они не могут получить всю его переписку, хотя по закону имеют на это право.

5.20. Системы родительского контроля.

Мы перечислили основные направления в соцсетях и мессенджерах, по которым ведется соответствующая работа с нашими детьми в сети. Мы их кратко охарактеризовали, и предложили пути решения.

Теперь мы считаем важным разобрать те пути решения, которые родители предпринимают для самостоятельной защиты детей от деструктива в сети. В первую очередь родители выбирают такой способ защиты, как установку на телефон ребенка системы родительского контроля, и на этом успокаиваются, веря в их эффективность, а зря.

Ни одна система родительского контроля в принципе не способна защитить ребенка от вовлечения в опасные и деструктивные темы, поскольку это технически невыполнимая задача, которая вряд ли будет когда-либо решена по многим причинам, которые мы разберем далее.

Первое и главное, что должны понимать все родители – ни одна система не способна защитить ребенка от сетевых манипуляторов и мошенников, потому что они работают через общение, которое невозможно отфильтровать: все подобные системы не работают внутри социальных сетей и мессенджеров, но производители про это не говорят.

Приведем цитату на тему родительского контроля из той же статьи родителей, потерявших своих детей:

«Поставили Касперский Safe kids, а это не просто антивирус, а программа родительского контроля. Установили в начале учебного года, когда поняли, что ребенок зависает в интернете по ночам. Ограничения по времени использования интернета 3 часа в сутки + с 10 вечера до 7 утра блокировка телефона. И успокоились. А потом, уже после случившегося, стали выяснять – это все НЕ блокирует входящие звонки WhatsApp и Телеграм. И про это нигде не говорят и не пишут, просто замалчивают.

А выемку из этих программ сделать невозможно – ни через суд, никак. Они разрешены на территории России, но не подчиняются нашему законодательству. В завещании она написала, что делает это, «чтобы другим детям никогда не ставили Касперского на телефон», то есть эта тема была прокачана куратором по полной программе».

К системам родительского контроля на самом деле очень много вопросов. Фактически большинство производителей вводят родителей в заблуждение, потому что ни одна система не способна отличить хороший контент от плохого, а добро от зла. Это очень сложная задача, непосильная даже для многих людей, что уж говорить о программах? К тому же ни одна из подобных систем не способна работать внутри социальных сетей, мессенджеров, Тик-Тока, Ютуба и т.п. – внутри тех систем, где используется шифрованное соединение https. А это практически все ресурсы, где дети проводят свободное время, но производители про это умалчивают, часто обещая полную защиту.

Что же касается даже фильтрации поисковых запросов, то системы работают крайне халатно. Они не пропускают только те запросы, которые они знают, но это очень короткий и очевидный список, который легко обходится. К примеру, недавно во время теста системы Safe kids от лаборатории Касперского выяснилось, что она блокирует поисковый запрос «наркотики купить», но при изменении запроса на «соль скорость купить» (сленговые названия современных наркотиков) свободно выдает сайты наркомагазинов. К тому же данная система работает на телефонах только внутри браузера Google chrome и не работает на остальных браузерах, но родителям про это не говорят. Так же, как уже отмечалось ранее, ни одна система не способна защитить ребенка от опасного общения, особенно это касается мессенджеров, внутри которых ни одна система родительского контроля не работает.

Многие производители пользуются технической безграмотностью большинства родителей и продают им откровенно нерабочие продукты, которые с легкостью отключаются детьми, к тому же на Ютубе есть масса рабочих инструкций. В результате родители, поставив такую систему, успокаиваются и теряют бдительность по отношению к «зависанию» их ребенка в сети, что нередко приводит к непоправимым последствиям.

В связи с этим давно необходимо установить правила продажи и рекламы подобных систем, чтобы обязать производителей рекламы подробно описывать все функции и возможности. Также для производителей должна быть прописана ответственность за введение родителей в заблуждение.

Кроме того, мы получаем множество сообщений от родителей о том, что к детям в мессенджерах начинают добавляются в друзья неизвестные люди, которые представляются их одногодками, и начинают общаться. Но это очень специфичное и, что самое важное, – одинаковое общение, потому что оно во всех историях касается одних и тех же тем, будто с детьми общается один человек. Возможно, этим занимаются боты, индуцирующие у жертв определенные состояния.

Основные темы такого «дружеского» общения всегда сводятся к обсуждению проблем с родителями, депрессии, ЛГБТ и почти всегда – способов самоповреждения. И дети до сих пор никак не защищены от такого воздействия, потому что все мессенджеры фактически бесконтрольны.

Заметим, что алгоритм действий во всех группах/ролках осуществляется по единому принципу, при том, что до сих про вся «антисуицидальная» профилактика и мониторинг строятся на основе старых знаний о тех механиках вовлечения, которые нам стали известны после появления «Синего кита».

Но теперь все поменялось, и сам подход должен быть иным, но это, к сожалению, нигде не учитывается, хотя сама по себе технология вовлечения детей в подобное закрытое общение совсем не новая.

Когда родители осознают, что они теряют ребенка, возникает еще одна сложность – им некуда обратиться с этой проблемой. В МВД и СК до сих пор нет никаких инструкций и алгоритмов помощи в таких ситуациях. Очень часто сотрудники не знают, как работать с мессенджерами, не умеют доставать переписку и не всегда могут разблокировать телефон. Родителям приходится самостоятельно искать информацию по перепискам пострадавших, или уже погибших детей. Практически все дела такого характера закрываются.

Уже давно назрела необходимость как в создании специальных отделов, занимающихся именно такими делами, так и в создании служб специальной психологической помощи родителям и детям, попавшим под эту обработку. Важный момент заключается в том, что специалисты таких центров должны быть не только психологами, но и технически грамотными пользователями, понимающими суть происходящего, а также осознающими влияние на детскую психику рассматриваемых нами технологий.

Возможно, данный процесс займет долгое время, но его необходимо начинать уже сейчас. Что касается экстренных мер, то необходим срочный и полный запрет Телеграма как минимум для несовершеннолетних.

6. Компьютерные игры.

О проблеме компьютерных игр и их влиянии на развитие детей и подростков говорится довольно часто, но при этом у нас в стране до сих пор нет ни одного комплексного исследования, раскрывающего все проблемы, связанные с этой индустрией. Проблем накопилось очень много, и все они требуют срочного решения, поскольку ситуация с каждым годом усугубляется. В представленном докладе содержится общее описание принципов функционирования и заработка этой индустрии.

6.1. Принципы работы современных компьютерных игр. Почему они вызывают зависимость?

Современные игры сильно изменились. Любая современная компьютерная многопользовательская онлайн-игра – это инструмент вымогательства с игроков денег, причем инструмент гораздо более наглый и эффективный, чем игровые автоматы. Задача всех разработчиков современных игр довольно простая – подсадить человека на игру, сформировать у него зависимость и заставить игрока платить реальные деньги за некоторые преференции в игре, за дополнительные возможности или, чаще всего, за дизайн.

Раньше, до появления онлайн-игр, задача производителей игр была только одна – заставить вас купить диск с их игрой, дальше было безразлично, сколько вы будете в нее играть, главное, что товар продан.

Сейчас же поход к играм совершенно другой. Производители давно поняли, что гораздо выгоднее не продавать игры, а давать их бесплатно, чтобы потом получать с игроков несоизмеримо большие суммы, заставляя их покупать в игре некие преференции или игровые предметы.

Теперь с изменением экономической модели игр производителям стало необходимо, чтобы в их игры играли круглые сутки, ведь от количества одновременно играющих зависит популярность игры и непосредственный доход производителя.

Но как им было заставить человека играть в их игру месяцами и годами? Ведь для того, чтобы ребенку было интересно, нужно придумывать интересный игровой сюжет, как это было раньше. Где взять столько фантазии? Такой сюжет придумать невозможно, но, как выяснилось, это и не нужно: на помощь производителям пришли психологи, и они объяснили, как делать игры так, чтобы в них практически полностью отсутствовал сюжет, герои и интересный сценарий, но при этом чтобы человек выполнял бы одни и те же тупые действия часами, месяцами и годами, забыв обо всем на свете.

В основе всех современных многопользовательских онлайн-игр лежат работы ведущих мировых психологов, например, таких, как Б. Ф. Скиннер.[19] На эту тему написано много научных работ и исследований, и именно комбинацией нужных психологических приемов в играх создаются игровые механики, вызывающие у игроков зависимость.

Производители игр используют такие психологические приемы, как иллюзию развития (прокачку персонажа), вознаграждение с переменным режимом времени (рандом), формирование условных рефлексов путем последовательного приближения к конечной цели, эффект Овсянкиной, Зейгарник (возвращение к незавершенным задачам)[20] и многие другие приемы, в том числе взятые из индустрии азартных игр, о чем чуть ниже.

Из-за бесконтрольного применения производителями игр таких психологических игровых механик, вызывающих зависимость, проблема игровой зависимости именно сейчас встала настолько остро, что ВОЗ включила зависимость от компьютерных игр в МКБ-11.[21] У детей в силу возраста нет психологической защиты от подобных манипуляций производителей. Из-за наличия таких механик в современных компьютерных играх сейчас в Китае вводят ограничения на их использование детьми до нескольких часов в неделю.[22]

У нас же игры, содержащие подобные механики не только не ограничиваются, но и популяризируются на государственном уровне через тему так называемого «киберспорта».

6.2. Приемы производителей, которые заставляют игроков платить.

Все крупные производители игр давно перешли к единой экономической модели, когда игрок скачивает игру бесплатно, а потом вносит в нее большие деньги (как правило, родителей) ради преодоления неких трудностей, которые игра ему для этого и создает, а затем мягко подводит к «нужному» решению проблемы с помощью денег.

В определенные моменты, когда разработчики понимают, что игрок уже достаточно увлечен игрой, они могут специально создать ему определенные трудности, которые вынудят его платить.

Считаем, что дети должны быть защищены от производителей игр, использующих подобные приемы, а также те приемы, о которых речь пойдет далее.

6.3. Азартные игровые механики в современных компьютерных играх. Лутбоксы.

С 2017 года мировая общественность обсуждает игровую механику, известную как лутбокс. Она представляет собой виртуальный ящик, который игрок покупает за реальные деньги, и который содержит какой-нибудь игровой предмет, который может быть как чем-то ценным, так и совершенно ненужной вещью. Естественно, узнать наперед, что именно выпадет, невозможно.

По сути, покупая лутбокс, вы покупаете фишку для «однорукого бандита» или лотерейный билет – разницы никакой, – и этот прием с сундуками, в которых неизвестно что лежит, сейчас используют практически все производителей игр. Более того, прибыль с лутбоксов составляет их основной доход. Например, прокачка персонажа в Brawl Stars изначально построена на лутбоксах. При этом они являются неотъемлемой частью самой игры и игрового процесса.

Они есть в Warcraft в танках, и в League of Legends, в Counter-Strike и в прочих играх, в том числе в тех, которые входят в наш киберспорт. Таким образом, школа, проводя турниры по киберспорту, фактически напрямую вовлекает детей в азартные игры, что категорически запрещено законом. Поэтому мы считаем, что все игры, содержащие подобную игровую механику, должны быть исключены из киберспортивых соревнований, и ни в каком виде не должны рекламироваться детям.

К сожалению, мы являемся одной из немногих стран, полностью игнорирующих эту проблему. У нас подобные азартные игровые технологии не только не запрещены, но и вообще никак не регулируются законом, в связи с чем наша страна является сверхвыгодным источником прибыли для западных производителей игр.

По данным «Форбс» Россия входит в первую пятерку стран по потреблению платного игрового контента.[23] То есть сейчас, в условиях санкций, западные производители игр продолжают иметь с наших игроков астрономические суммы. При этом другие страны с лутбоксами борются: с 2012 года использование лутбоксов ограничено в Японии, с 2017-го они запрещены в Китае, где они справедливо приравнены к лотерейным билетам, а в Бельгии и Нидерландах они приравнены к азартным играм.[24]

Необходимо оградить детей в России от компьютерных игр, содержащих подобные азартные игровые механики. Нужен законодательный запрет использования подобных игровых механик в компьютерных играх. В тех странах, в которых такой запрет есть, производители убирают лутбоксы из национальных версий своих игр.

Лутбоксы и прочие азартные игровые механики, вытягивающие из игроков деньги, должны быть как минимум приравнены к лотереям со всеми вытекающими последствиями.

В Кодексе административных правонарушений есть статья 14.27 «Нарушение законодательства о лотереях». В пункт 6 «Распространение (реализация, выдача) лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных лотерейных билетов среди лиц, не достигших возраста восемнадцати лет» необходимо добавить формулировку, учитывающую лутбоксы и прочие азартные игровые механики, используемые в компьютерных и мобильных играх.

Кроме того, необходимо отдельно прописать более строгую ответственность для производителей компьютерных и мобильных игр, применяющих данные игровые механики на территории РФ. Такие механики должны быть полностью исключены из игр вне зависимости от возраста игроков.

Практика показывает, что системы подтверждения возраста в играх не работают должным образом, к тому же производители не заинтересованы в качественной работе таких систем. Сама по себе любая компьютерная и мобильная игра рассматривает детей как главных потребителей, соответственно никаких азартных механик в играх быть не должно.

Проблемы участия несовершеннолетних в азартных играх активно исследовались зарубежными учеными. Например, А. Чамберс, М. Потенца и Дж. Тэйлор, анализируя особенности игорной зависимости среди несовершеннолетних, установили, что среди подростков и молодежи увлечение азартными играми встречается в 2 – 4 раза чаще, чем среди взрослых.[25]

В связи с вышеизложенным считаем необходимым:

- создание научной группы по исследованию психологических технологий, искусственно вызывающих у игроков зависимость, которые используются в современных компьютерных играх.

- создание национальной службы по мониторингу и анализу компьютерных игр, используемых на территории РФ; нужен анализ каждой игры на предмет соответствия 436-ФЗ о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию. Производители игр ставят возрастной ценз, как правило, «с потолка», и никто у нас до сих пор не проверяет его соответствие с реальностью, хотя критерии возрастных маркировок в России и у стран производителей могут сильно отличаться, особенно это касается проблемы ЛГБТ-пропаганды в играх;

- при обнаружении в играх психологических технологий, вызывающих у игроков зависимость, на них должно ставиться соответствующее предупреждение с описанием используемых приемов; то же самое касается предупреждений об использовании в играх азартных игровых механик, лутбоксов и платного контента.

6.4. Сайты-казино и букмекерские конторы, принимающие ставки игровыми предметами.

Еще одни акулы, крутящиеся вокруг этой сверхденежной игровой индустрии, – это букмекерские конторы, ставки на спорт и онлайн казино. Все эти «сервисы» берут в качестве ставок заработанные или купленные игроками за реальные деньги игровые предметы. Для таких ставок на этих сайтах нет никаких ограничений по возрасту, и они в нашей стране до сих пор никак и никем не регулируются. По статистике более 50% всех операций в этих букмекерских конторах связаны с Dota 2, большинство игроков которой – дети.

Детей на этих сайтах вовлекают уже в азартные игры, которые кончаются вывернутыми карманами родителей. Дети, купившиеся на такой азарт выигрыша, начинают воровать деньги, будучи уверены, что смогут отыграться и все вернуть. Вокруг таких сайтов работают целые команды игровых блогеров, стримеров, вовлекающих туда детей, и зарабатывающих на этом свои проценты.

В середине сентября 2018 года 15 ведущих стран, включая Австрию, Чехию и Испанию, создали специальный альянс,[26] который решил привлечь внимание разработчиков к проблеме сайтов-казино, где дети и взрослые ставят на кон игровые предметы. Кроме того, альянс займется регулированием различных азартных механик в видеоиграх – вроде лутбоксов, о которых упоминалось ранее. Следовательно, об этой проблеме знают, и ей занимаются. Россия же, как обычно, находится в числе тех стран, которые вообще не у дел. Тот же самый Роскомнадзор лутбоксы вообще не считает проблемой, также как и все онлайн-рулетки и букмекерские конторы, принимающие ставки в виде игровых предметов. Его волнуют только те сайты, где висит вывеска «Казино». А то, что на этих сайтах происходит все тоже самое, да еще и с активным участием несовершеннолетних, у него не вызывает никаких вопросов.

Официально все многочисленные онлайн-казино, действующие в России, незаконны, и они периодически блокируются. Все, кроме сайтов-казино, принимающих в виде ставок игровые предметы. Нужно законодательное приравнивание подобных сайтов к сайтам казино с соответствующими для них последствиями.

6.5. Кланы, команды. Закрытое общение.

Все современные игры крайне активно поощряют создание кланов, команд и прочих объединений игроков, потому что это крайне эффективное для производителей средство удержания игрока. Ведь если игрок состоит в каком-нибудь клане, то он будет входить в игру лишний раз, даже тогда, когда он этого не хочет, – просто чтобы не подвести свою команду и поучаствовать в какой-нибудь бесполезной тренировке. Но именно время нахождения в игре для производителей сейчас ключевое.

Хотим отметить, что любая современная онлайн-игра – это мини-социальная сеть, в которой присутствует тот же самый ассортимент деструктива, что и в соцсетях, только в несколько другом виде. Дети часто первично знакомятся с какими-нибудь деструктивными явлениями или субкультурами именно через онлайн-игры, во время виртуального общения, в команде с незнакомыми им людьми.

В игровых чатах часто бывают кураторы, которые, к примеру, находят среди игроков подходящих им по их параметрам жертв, и дают им ссылки на закрытые группы или Телеграм-каналы. Вся последующая обработка проводится уже там, хотя она может вестись и в самой игре, ведь сервера всех этих игр находятся за границей.

Все то, что происходит в этих чатах, нельзя увидеть со стороны, однако было уже много случаев, когда через игровой процесс некие люди в игровом клане игры манипулировали детьми. А в процессе игры это сделать особенно просто, потому что там часто складываются доверительные отношения. Ребенок в игре раскрывается и выдает незнакомым людям личную информацию, не понимая, как потом против него ее будут использовать.

Игра может быть любая, она служит лишь инструментом, но, к сожалению, абсолютное большинство родителей этого не понимают и смотрят только на внешнее отражение игры. Например, известно, что казанский убийца, который устроил в школе расстрел, звал своих одногруппников по колледжу «вступить в какую-то секту». Вот отрывок из интервью, которое давал староста группы, в которой учился Ильназ.

Он говорил: «Есть секта, давай к нам». Мы подумали, что это прикол, и как-то свели все на нет. А сейчас вот думаю, что, может, и не прикол это был», – заявил староста. Он предположил, что Галявиев вряд ли мог пойти на такое преступление без чужого влияния – якобы «был неспособен».[27]

При этом известно, что он очень много играл в Counter-Strike (CS) – это была его любимая игра, и в ней он провел в общей сложности 549 часов реального времени, и в ней же он заработал денег на ружье.

Когда специалисты делали анализ игрового аккаунта Галявиева в Counter-Strike, они обнаружили, что он практически всегда играл за террористов. Возможно, там он и мог подпасть под чье-то влияние, тем более что такие случаи, связанные с подобной игрой, уже были.

Именно по этой игре у нас до сих продолжают проводиться турниры, в том числе официально поддерживаемые на государственном уровне через киберспорт! На иностранных серверах в игровых чатах ежедневно сидят миллионы детей, и у наших органов нет возможности в случае угрозы ребенку получить его переписку! Очевидно, что там с детьми «работают», и это невозможно увидеть со стороны.

Считаем необходимым всех производителей игр обязать переводить виртуальное общение игроков исключительно на сервера, находящиеся на территории РФ. При этом вся переписка на этих серверах должна по закону Яровой храниться не менее полугода.

6.6. Несоответствие платежных механик игр нашим законам.

Еще одна серьезная проблема, с которой сталкиваются многие геймеры – невозможность защитить себя от произвола иностранных игровых компаний в суде.

Возврат.

Если раньше человек покупал диск с игрой, то в случае ненадлежащего качества диска или игры он по закону о защите прав потребителей имел право в течение определенного срока вернуть в магазин диск, а ему магазин должен был вернуть деньги за товар. Теперь игры продаются онлайн, часто на специальных сервисах, таких как Steam, и игроки фактически лишаются такой возможности.

То же самое касается покупки достаточно дорогих игровых предметов. Несмотря на то, что подобные сделки происходят на территории РФ, на них фактически не распространяются наши законы, и человек не имеет возможности вернуть свои деньги, чем и пользуются западные производители.

Во всех играх участники покупают игровые товары без чека, и в результате потом не могут защитить свои права.

Владение товаром.

Поскольку, как отмечалось выше, большинство игр нашими игроками сейчас покупаются на западной платформе Steam, причем за реальные деньги, это вовсе не означает владение ими как товаром. Покупаются только права пользования игрой с невозможностью ее перепродажи и возврата денежных средств по закону о защите прав потребителей. Игра привязывается к аккаунту пользователя, которым он по факту тоже не владеет, и не может продать или передать его другому лицу.

ОКОНЧАНИЕ ТУТ :
https://ok.ru/ivototomch/topic/157345525831827

Комментарии

Комментариев нет.