Простите, что по моей вине эта 1-я часть поставлена позже 2-й.
Самый быстрый танк России. Плохой дебют, экспортный успех и громкое возвращение ===================================== 50 лет назад начал госиспытания "Объект-219", будущий Т-80
Одна из самых последних модификаций танка Т-80БВМ, появившаяся в начале нынешнего десятилетия. Фото МО РФ
Накануне российские военные представили новую модификацию танка Т-80, уже четвертую, начиная с 2020 года. Пожалуй, ни одна из наших бронированных машин не вызывала столько споров, как "Объект-219" - самый быстрый и самый "прожорливый" российский танк, имеющий газотурбинную силовую установку такого же типа, как у американского "Абрамса". Он пошёл в серийное производство в далёком 1976 году, на фоне крупнейшего в Советской Армии скандала среди высшего армейского руководства, вспыхнувшего как раз по его поводу. Несмотря на критику, танк имеет достаточно удачную экспортную судьбу и продавался в том числе в страны, где российским боевым машинам было появиться практически без шансов. Впрочем, обо всём - по порядку.
Объект-219 на испытаниях в феврале 1975 года. Фото "Красная звезда"
Газотурбинный двигатель пришёл в танкостроение из авиации. Первыми, кто использовал его в серийном изделии, стали шведы, снабдившие ГТД фирмы "Боинг" для вертолёта KAMAN свой необычный танк Strv 103, в качестве дополнительной силовой установки. В Советском Союзе на этом поприще экспериментировала конструкторская группа из Ленинграда под руководством Александра Старостиненко, но успехом эти эксперименты не увенчались. Вторая попытка произошла в конце 50-х годов, но тоже сорвалась из-за прямого противодействия Генерального Секретаря КПСС Н. С.ергеевича Хрущёва. Так что, даже не родившись, Т-80, а точнее - проект танка с ГТД, встречал сопротивление и жёсткую критику на пути к серийному производству. И только в 1963 году, в инициативном порядке, в КБ Александра Морозова была создана газотурбинная версия Т-64Т. Её-то и можно считать прообразом Т-80, на доработку которого потребовалось ещё как минимум 10 лет. После появления в 1973 году уральского Танка Т-72, по отношению турбинному танку произошёл ещё один серьёзный раскол внутри военного руководства страны. Министр Обороны Андрей Гречко, поддержанный начальником штаба маршалом Куликовым и его замом Сергеем Ахромеевым, категорически невзлюбили "Объект-219", и было за что.
Фото "Красная звезда"
Скорость, конечно, он набирал приличную (свыше 70км), и задним ходом мог ездить быстрее всех остальных советских танков, но на этом преимущества заканчивались. Топливо Т-80 жёг непозволительно много для экономичной модели Советской Армии и никаких особых достоинств, по сравнению с более скромным по запросам Т-72, не показывал. Но после скоропостижной кончины министра Гречко, его преемником стал Дмитрий Устинов, испытывавший к Т-80 какую-то особую симпатию… Государственные испытания машины завершились в феврале 1975 года, но только после личного утверждения Устиновым, в мае 1976 года, промышленность получила отмашку для серийного производства "восьмидесятки".
Т-80 нередко фигурирует в компьютерных играх. Компоновка танка от War Thunder
Главным конструктором танка стал талантливый ленинградский инженер Николай Попов. Танк предполагалось использовать в западных группах войск, чтобы, по выражению министра Устинова: "Он по хорошим шоссе так и жал до Ла-Манша". Новый ОБТ [Основной Боевой Танк] был вооружён 125-мм гладкоствольным орудием 2А46, с возможностью запуска управляемых ракет, курсовым ПКТ и 12,7-мм зенитным "Утёсом". Лобовая броня с динамическими блоками по бронепробиваемости соответствовала 800 мм катанной гомогенной стали. У танка было много модификаций, но особого внимания заслуживает вариант Т-80У, ставший самым коммерчески успешным во всей линейке.
Т-80У на вооружении южнокорейской армии. Фото "Рёнхап"
Первое же боевое применение "восьмидесятки" произвело крайне тяжёлое впечатление, хотя оно, конечно, не имеет отношения к свойствам самой машины. Четвертого октября 1993 года шестёрка Т-80УД Кантемировской дивизии выпустили по зданию российского парламента 12 снарядов, после чего "Белый дом" был охвачен пожаром. Всё это в прямом эфире транслировал канал СNN, и так танк прославился на весь мир. А впереди была Первая Чеченская, где Т-80 вновь вызвал отнюдь не восторги. Об этом мы расскажем во второй части материала, как и о экспортной судьбе Т-80, которая развивалась неровно, но весьма успешно и очень необычно для отечественной машины. Вы, например, узнаете, как "восьмидесятка" повлияла на южнокорейское танкостроение и непосредственно на судьбу одного из самых популярных ОБТ современности - К2 "Чёрная пантера".
Продолжение следует… ………………………… По материалам статьи автора: Дневники Зелёного края 09.02.2025
"Нашествия"
Простите, что по моей вине эта 1-я часть поставлена позже 2-й.
Самый быстрый танк России. Плохой дебют, экспортный успех и громкое возвращение
=====================================
50 лет назад начал госиспытания "Объект-219", будущий Т-80
Накануне российские военные представили новую модификацию танка Т-80, уже четвертую, начиная с 2020 года. Пожалуй, ни одна из наших бронированных машин не вызывала столько споров, как "Объект-219" - самый быстрый и самый "прожорливый" российский танк, имеющий газотурбинную силовую установку такого же типа, как у американского "Абрамса". Он пошёл в серийное производство в далёком 1976 году, на фоне крупнейшего в Советской Армии скандала среди высшего армейского руководства, вспыхнувшего как раз по его поводу. Несмотря на критику, танк имеет достаточно удачную экспортную судьбу и продавался в том числе в страны, где российским боевым машинам было появиться практически без шансов. Впрочем, обо всём - по порядку.
Газотурбинный двигатель пришёл в танкостроение из авиации. Первыми, кто использовал его в серийном изделии, стали шведы, снабдившие ГТД фирмы "Боинг" для вертолёта KAMAN свой необычный танк Strv 103, в качестве дополнительной силовой установки.
В Советском Союзе на этом поприще экспериментировала конструкторская группа из Ленинграда под руководством Александра Старостиненко, но успехом эти эксперименты не увенчались.
Вторая попытка произошла в конце 50-х годов, но тоже сорвалась из-за прямого противодействия Генерального Секретаря КПСС Н. С.ергеевича Хрущёва.
Так что, даже не родившись, Т-80, а точнее - проект танка с ГТД, встречал сопротивление и жёсткую критику на пути к серийному производству.
И только в 1963 году, в инициативном порядке, в КБ Александра Морозова была создана газотурбинная версия Т-64Т. Её-то и можно считать прообразом Т-80, на доработку которого потребовалось ещё как минимум 10 лет.
После появления в 1973 году уральского Танка Т-72, по отношению турбинному танку произошёл ещё один серьёзный раскол внутри военного руководства страны. Министр Обороны Андрей Гречко, поддержанный начальником штаба маршалом Куликовым и его замом Сергеем Ахромеевым, категорически невзлюбили "Объект-219", и было за что.
Скорость, конечно, он набирал приличную (свыше 70км), и задним ходом мог ездить быстрее всех остальных советских танков, но на этом преимущества заканчивались. Топливо Т-80 жёг непозволительно много для экономичной модели Советской Армии и никаких особых достоинств, по сравнению с более скромным по запросам Т-72, не показывал.
Но после скоропостижной кончины министра Гречко, его преемником стал Дмитрий Устинов, испытывавший к Т-80 какую-то особую симпатию…
Государственные испытания машины завершились в феврале 1975 года, но только после личного утверждения Устиновым, в мае 1976 года, промышленность получила отмашку для серийного производства "восьмидесятки".
Главным конструктором танка стал талантливый ленинградский инженер Николай Попов. Танк предполагалось использовать в западных группах войск, чтобы, по выражению министра Устинова: "Он по хорошим шоссе так и жал до Ла-Манша".
Новый ОБТ [Основной Боевой Танк] был вооружён 125-мм гладкоствольным орудием 2А46, с возможностью запуска управляемых ракет, курсовым ПКТ и 12,7-мм зенитным "Утёсом". Лобовая броня с динамическими блоками по бронепробиваемости соответствовала 800 мм катанной гомогенной стали. У танка было много модификаций, но особого внимания заслуживает вариант Т-80У, ставший самым коммерчески успешным во всей линейке.
Первое же боевое применение "восьмидесятки" произвело крайне тяжёлое впечатление, хотя оно, конечно, не имеет отношения к свойствам самой машины. Четвертого октября 1993 года шестёрка Т-80УД Кантемировской дивизии выпустили по зданию российского парламента 12 снарядов, после чего "Белый дом" был охвачен пожаром. Всё это в прямом эфире транслировал канал СNN, и так танк прославился на весь мир.
А впереди была Первая Чеченская, где Т-80 вновь вызвал отнюдь не восторги.
Об этом мы расскажем во второй части материала, как и о экспортной судьбе Т-80, которая развивалась неровно, но весьма успешно и очень необычно для отечественной машины.
Вы, например, узнаете, как "восьмидесятка" повлияла на южнокорейское танкостроение и непосредственно на судьбу одного из самых популярных ОБТ современности - К2 "Чёрная пантера".
Продолжение следует…
…………………………
По материалам статьи автора: Дневники Зелёного края
09.02.2025