Комментарии
- 31 мая 05:04Ольга Чжан-До-ЛиЯпонцы подобным образом подняли производство "тайоты" администрация завода распорядилась,что бы работники завода приобретали только свои машины,а через пять лет приобретали новую. Так они подняли своё производство
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
"Нашествия"
Эффект такси
Как увеличить производство автомобилей и укрепить рубль
Сергей Ануреев - доктор экономических наук
Президент России В.В. Путин 23 мая 2025 года подписал закон об установлении требований к уровню локализации автомобилей такси. На "столе" госрегулирования ещё проблематика утилизационного сбора с импортных машин такси (приобретаемых отнюдь не для личного пользования), аттестации и страхования таксистов (с контролем через дорожные видеокамеры), тарифов на платные парковки и проезд в зависимости от марки (локализации) машины, автокредитования (с ужесточением условий на покупку импортных автомобилей), а также государственных закупок.
Речь идёт не о большей доступности такси для врачей, учителей, полицейских, военных или пенсионеров, а о косвенном эффекте для экономики, бюджетной и курсовой стабильности за счёт роста внутреннего производства автомобилей, масштаба бюджетов поволжских регионов (например, Самарской области, где находится АвтоВАЗ) или пятой части профицита счёта текущих операций платёжного баланса РФ.
Принятый закон о локализации автомобилей такси требует использования автомобилей преимущественно отечественного производства: это автомобили и АвтоВАЗа, и иностранных марок из компонентов с высокой степенью локализации. Закон вступит в силу с 1 марта 2026 года и предполагает длительный переходный период с использованием уже зарегистрированных автомобилей такси до исчерпания их ресурса. Всего в такси зарегистрировано более 1 млн легковых автомобилей.
Газета "Завтра" внесла свою лепту в принятый закон. В беседе с автором этих строк, опубликованной под заголовком "Яндекс и налоги" в июне 2023 года, прямо предлагалось использовать отечественные автомобили в такси, со ссылкой на лондонский опыт. В заметке "Бюджет-2024: скрытые резервы и донастройка налогов в пользу производителя" в сентябре 2024 года предлагалось лизинг и возврат НДС по капитальным вложениям допускать только по отечественным автомобилям. В наделавшей много шума в СМИ заметке "Ключ к инфляции, девальвации и дефициту кадров в избытке самозанятых в столицах" в декабре 2024 года также было уделено внимание донастройке отрасли такси. Законопроект об отечественных автомобилях для такси был внесён на рассмотрение в Госдуму в декабре 2023 года, а принят во втором чтении в начале мая 2025 года.
При подготовке законопроекта против выступали и любители импортных автомобилей, и даже эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ), заявившие о якобы потерях для бюджета в 350 млрд руб. за три года и для отрасли такси — 500 тыс. водителей, но без раскрытия деталей расчётов.
Подобная дискуссия была и относительно якобы вредности ограничения иностранных видеоплатформ и мессенджеров, дескать, без "Ютюба" и "Ватсапа" нам никак, их запрет вызовет чуть ли не волнения, поскольку отечественные аналоги никуда не годятся. Но по прошествии довольно короткого времени после введения ограничений наши платформы "Рутуб" и "ВК-видео" с дизайнерской и технической сторон стали вполне вровень с иностранными конкурентами и продолжают наращивать контент. На подходе существенные улучшения в отечественных мессенджерах, поскольку закон об усилении ограничения иностранных подписан президентом РФ Владимиром Путиным и вступает в силу с 1 июня 2025 года.
Вспомним и историю с "Яндексом", который до начала 2024 года был зарегистрирован в Амстердамском аэропорту Стипхолл, с торговлей акциями на западных биржах. "Яндекс" занимает доминирующее, почти монопольное положение как агрегатор такси, в поиске, интернет-рекламе и отчасти в доставке с совокупной выручкой больше триллиона рублей за 2024 год. Потребовалось много усилий политиков и журналистов, публикаций (в том числе в газете "Завтра") для разрешения этой коллизии. Теперь "Яндекс" вновь стал российской компанией, без угрозы влияния на неё со стороны недружественных стран и с налогами в наш бюджет.
В такси усиливаются требования к аттестации водителей, хотя у начинания мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва было много критиков и попыток отложить аттестацию. Здесь на первый план выходят вопросы безопасности, поскольку автомобили такси с неясными водителями и приложениями агрегаторов, иностранными мессенджерами и видеорегистраторами использовались в терактах. Периодические отключения мобильного интернета из соображений безопасности также подтвердили необходимость аттестации водителей, которые должны знать город без подсказок из интернета.
Следующим направлением наведения порядка в такси стало страхование автогражданской ответственности. Заявляется об объединении информационных систем фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, реестра полисов ОСАГО и ОСГОП, чтобы автоматически отслеживать не оформивших эти полисы. Напомним, что ОСАГО — это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а ОСГОП — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам. Для такси базовый тариф ОСАГО составляет примерно 15 тыс. руб. в год, что вдвое больше, чем для обычных частных автомобилей, а тариф ОСГОП — примерно 5 тыс. руб., с увеличением в случае неаккуратной езды.
Ещё одним значимым усилением регулирования стало закрытие лазеек в параллельном импорте автомобилей. С начала 2025 года многие владельцы новых автомобилей стали получать требования по доначислению НДС и утильсбора, поскольку импортёры-перекупщики манипулировали условиями ввоза. В середине мая 2025 года Грузия запретила реэкспорт (он же для нас — параллельный импорт) автомобилей, подыграв действиям российских властей по наведению порядка. Очевидно, автомобили такси нельзя признавать используемыми в личных целях, и на них не должна распространяться льгота по утильсбору, даже если сам таксист закупил автомобиль якобы для себя.
Высокая ключевая ставка сократила объёмы выдач автокредитов, которые до того шли в основном на импортные автомобили. По данным Национального бюро кредитных историй, в апреле 2025 года объём выдач автокредитов сократился на 49% по сравнению с аналогичным месяцем 2024 года (в апреле 2025 года — 101 млрд руб., в апреле 2024 года — 197 млрд руб.). Лидерами по автокредитам были богатые столичные регионы, а также крупнейшие банки, многие из которых государственные. Теперь развиваются программы льготного кредитования на покупку отечественных автомобилей для врачей, учителей, военнослужащих, инвалидов и семей с детьми. Потенциал ужесточения условий кредитования для покупки импортных автомобилей ещё далеко не исчерпан.
Обратимся к статистике импорта автомобилей. В СМИ со ссылкой на таможню Китайской Народной Республики сообщалось, что за январь-апрель 2025 года импорт китайских легковых авто сократился в 1,9 раза (на 47%) по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, до 1,9 млрд долл., или 84 тыс. штук. За весь 2024 год импорт китайских автомобилей достиг 15 млрд долл., или порядка 1 млн штук, хотя в 2023 году было 11 млрд долл. и 756 тыс. штук, в 2022 году — 1,7 млрд долл., в 2021 году — 1,5 млрд долл. То есть импорт китайских автомобилей просто нормализовался до уровня 2023 года, а всплеск 2024 года был вызван отложенным усилением регулирования импорта. Также было ввезено порядка 400 тыс. подержанных автомобилей, преимущественно японских и южнокорейских марок, немного немецких.
Отечественных легковых автомобилей произвели в 2024 году 756 тыс. штук, в том числе 525 тыс. штук на АвтоВАЗе. По статистике продаж новых автомобилей по маркам за 2024 год, "Лада" заняла первое место с 436 тыс. штук (рост в штуках на 34%, но снижение доли рынка на 3%), затем идут восемь китайских брендов суммарно с 1 млн штук. В январе-апреле 2025 года производство и продажи отечественных автомобилей немного снизились (на 9%) вследствие как бы борьбы с перегревом экономики. Однако доля отечественных автомобилей в продажах новых автомобилей увеличилась на 10%, превысив половину (219 тыс. из 404 тыс. штук). Даже несмотря на падение начала года у российских производителей есть шанс превзойти в 2025 году результаты 2024 года.
АвтоВАЗ официально не раскрывает выручку за 2024 год, но в 2021 году она составила порядка 300 млрд руб. при производстве 304 тыс. штук. За 2021–2023 годы цены на "Лады" выросли примерно в 1,6 раза, а продажи в штуках — в 1,4 раза, что указывает на выручку масштаба 700 млрд руб. за 2024 год. Экстраполируя результаты АвтоВАЗа на всех отечественных производителей, можно оценить масштабы их выручки в 1 трлн руб. (АвтоВАЗ произвёл две трети отечественных авто).
Если взять весь импорт новых китайских автомобилей в 15 млрд долл. за 2024 год и пересчитать по среднему курсу 100 рублей за доллар, то получится 1,5 трлн руб. Плюс импорт подержанных автомобилей в размере порядка 40% от новых китайских, что даст ещё 0,6 трлн руб. (отчасти меньше из-за специфики цен подержанных авто).
В 2019 году российские автозаводы с разной степенью локализации произвели 1,7 млн легковых автомобилей, а импортировано было 0,3 млн новых и примерно столько же подержанных. Тогда внутреннее производство составило 74%, а импорт — лишь четверть от совокупного числа проданных авто. Пересчитав соотношение 2019 года на объём рынка 2024 года, получим, что потенциал внутреннего производства составляет не 1 трлн руб., а 2,3 трлн руб. Внутреннее производство может потенциально добавить 1,3 трлн руб. (или 1 трлн руб., с гипотетической поправкой на частично импортные автокомпоненты).
Разумеется, удвоения производства не произойдёт только за счёт такси, но это значимый шаг и, возможно, не единственный. В арсенале государственного регулирования ещё есть государственные закупки автомобилей для нужд силовых органов, здравоохранения, ЖКХ, общественного транспорта. Возможны различия в тарифах платных парковок и платных магистралей в зависимости от отечественной или импортной марки автомобиля.
Теперь вернёмся к бюджетникам и подумаем: насколько значим для нас потенциальный второй триллион выручки отечественных автопроизводителей? Рост внутреннего производства автомобилей, как любой рост производства, означает рост доходов отечественных предприятий и снижение потребности в их бюджетной поддержке. ВВП России составил 201 трлн руб. в 2024 году, а налоговая служба собрала 56 трлн руб., что означает среднее налоговое бремя в 28%. Автопроизводство — крупное по масштабу, автопроизводители работают на основной системе налогов, и правильнее говорить минимум о трети налогов в выручке. Так, второй триллион потенциального роста внутреннего производства даст дополнительно треть триллиона бюджетных доходов.
Это уже масштаб необъяснимых потерь по расчётам ВШЭ, только в реальности не потерь, а поступлений, и не за три года, а за год.
Бюджет Самарской области на 2024 год был запланирован по доходам в размере 292 млрд руб. и с дефицитом 40 млрд руб. (в этой области как раз и расположен АвтоВАЗ), Нижегородской области — 336 млрд и 57 млрд руб., Ульяновской области — 81 млрд и 1,5 млрд руб. То есть дополнительные налоговые доходы потенциального удвоения отечественного автопроизводства сопоставимы с бюджетами крупнейших регионов базирования основных автопроизводителей и с суммарным дефицитом бюджетов многих регионов.
Рост внутреннего производства, даже с частично приличной локализацией, означает снижение потребности в импорте, а значит, снижение давления на торговый баланс и курс рубля.
В принципе, 1 трлн руб. в пересчёте на доллары — всего 10 млрд долл. — при общем объёме китайского импорта в 115 млрд долл. кажется небольшим, но профицит счёта текущих операций составил 62 млрд долл. в 2024 году и 4,4 млрд долл. в апреле 2025 года (оценочно 50 млрд долл. за 2025 год), и речь идёт уже о пятой части этого профицита. Профицит под угрозой дальнейшего сокращения из-за снижения мировых цен на нефть, западных санкций и пошлин Трампа, и поддержание профицита путём сокращения импорта необходимо для стабильности курса рубля.