О ГЕРОЯХ БЫЛЫХ ВРЕМЕН... 27 мая лётчик Сафонов был представлен ко второй Золотой Звезде. Прошло всего три дня.
Борис Сафонов Дважды Герой Советского Союза
Свой последний - 224-й боевой вылет гвардии подполковник Б.Ф. Сафонов совершил 30 мая 1942 года, на прикрытие конвоя союзников PQ-16, следовавшего в Мурманск. В налете на караван участвовали сорок пять "Юнкерсов", прикрываемых "Мессершмиттами". Враг бросал в бой десятки свежих торпедоносцев и бомбардировщиков, старался любой ценой потопить суда.
Задание было весьма ответственным, обстановка крайне напряженной. Сафонову как командиру полка разрешалось вылетать на боевые задания только с согласия командующего ВВС СФ. Гвардии подполковник Сафонов Б.Ф. попросил разрешения на этот полет у генерала Кузнецова и назначил в состав группы трех опытных летчиков - Кухаренко, Орлова и Покровского. В десятом часу четверка "Киттихаук" пилотируемые отважными североморцами поднялась в майское хмурое небо. Истребители американского производства фирмы Кертис P-40 "Киттихаук", не были приспособлены для эксплуатации в суровых условиях Заполярья - их двигатели часто выходили из строя. Неполадки случились и в этом вылете. Ведомый Сафонова А.Кухаренко из-за перебоев в работе мотора был вынужден вскоре после взлета возвратиться назад... Над побережьем Кольского залива самолеты летели на высоте 350 метров. Сафонов специально выбрал такую высоту. Нужно было определить снос самолета. Лететь над землей, в ее видимости, гораздо легче, чем в открытом море. В море нет ориентиров, и самолетовождение осуществляется только по компасу. Чтобы выйти в заданный квадрат моря, к месту встречи с караваном, и построить маршрут его поиска, необходимо было знать силу и направление ветра. Сафонов заметил две точки. Качнув крыльями, он повел звено в их сторону. Но, подлетев ближе, североморцы поняли, что впереди наши морские разведчики МБР-2. Через несколько минут североморцы обнаружили караван. На подходе к каравану группа Сафонова встретила 6 немецких бомбардировщиков Ju-88 и, преследуя их, разделилась. Сафонов остался один. Вскоре после начала боя он передал в эфир: "Одного сбил". Через минуту-две последовало новое сообщение: "Двух рубанул! Бью третьего... Есть третий!". Еще минуту спустя: "Прикройте с хвоста!.. Мотор!". Это были последние слова гвардии подполковника Бориса Сафонова. Был ли причиной гибели отказ мотора или очередь с бомбардировщика, по-видимому, так и останется тайной. Нападение истребителя маловероятно: о гибели Сафонова немцы узнали сразу, но, как стало позднее известно из трофейных документов, никто из немецких асов не заявил о столь желанной победе... Падающий самолет, предположительно самолет Сафонова, видели с миноносца "Валериан Куйбышев", тогда же было зафиксировано и место его гибели: 69 градусов 51 минута северной широты и 34 градуса 42 минуты восточной долготы.
По приказу Командующего флотом на проходящих мимо места гибели гвардии подполковника Сафонова на военных кораблях приспускают флаг, и личный состав, свободный от вахт, отдает долг памяти прославленному летчику-североморцу дважды Герою Советского Союза Борису Сафонову.
"Нашествия"
...
О ГЕРОЯХ БЫЛЫХ ВРЕМЕН...
27 мая лётчик Сафонов был представлен ко второй Золотой Звезде. Прошло всего три дня.
Свой последний - 224-й боевой вылет гвардии подполковник Б.Ф. Сафонов совершил 30 мая 1942 года, на прикрытие конвоя союзников PQ-16, следовавшего в Мурманск. В налете на караван участвовали сорок пять "Юнкерсов", прикрываемых "Мессершмиттами".
Враг бросал в бой десятки свежих торпедоносцев и бомбардировщиков, старался любой ценой потопить суда.
Задание было весьма ответственным, обстановка крайне напряженной. Сафонову как командиру полка разрешалось вылетать на боевые задания только с согласия командующего ВВС СФ. Гвардии подполковник Сафонов Б.Ф. попросил разрешения на этот полет у генерала Кузнецова и назначил в состав группы трех опытных летчиков - Кухаренко, Орлова и Покровского.
В десятом часу четверка "Киттихаук" пилотируемые отважными североморцами поднялась в майское хмурое небо. Истребители американского производства фирмы Кертис P-40 "Киттихаук", не были приспособлены для эксплуатации в суровых условиях Заполярья - их двигатели часто выходили из строя. Неполадки случились и в этом вылете. Ведомый Сафонова А.Кухаренко из-за перебоев в работе мотора был вынужден вскоре после взлета возвратиться назад...
Над побережьем Кольского залива самолеты летели на высоте 350 метров. Сафонов специально выбрал такую высоту. Нужно было определить снос самолета. Лететь над землей, в ее видимости, гораздо легче, чем в открытом море. В море нет ориентиров, и самолетовождение осуществляется только по компасу. Чтобы выйти в заданный квадрат моря, к месту встречи с караваном, и построить маршрут его поиска, необходимо было знать силу и направление ветра.
Сафонов заметил две точки. Качнув крыльями, он повел звено в их сторону. Но, подлетев ближе, североморцы поняли, что впереди наши морские разведчики МБР-2.
Через несколько минут североморцы обнаружили караван.
На подходе к каравану группа Сафонова встретила 6 немецких бомбардировщиков Ju-88 и, преследуя их, разделилась. Сафонов остался один. Вскоре после начала боя он передал в эфир: "Одного сбил". Через минуту-две последовало новое сообщение: "Двух рубанул! Бью третьего... Есть третий!". Еще минуту спустя: "Прикройте с хвоста!.. Мотор!". Это были последние слова гвардии подполковника Бориса Сафонова. Был ли причиной гибели отказ мотора или очередь с бомбардировщика, по-видимому, так и останется тайной. Нападение истребителя маловероятно: о гибели Сафонова немцы узнали сразу, но, как стало позднее известно из трофейных документов, никто из немецких асов не заявил о столь желанной победе... Падающий самолет, предположительно самолет Сафонова, видели с миноносца "Валериан Куйбышев", тогда же было зафиксировано и место его гибели: 69 градусов 51 минута северной широты и 34 градуса 42 минуты восточной долготы.
По приказу Командующего флотом на проходящих мимо места гибели гвардии подполковника Сафонова на военных кораблях приспускают флаг, и личный состав, свободный от вахт, отдает долг памяти прославленному летчику-североморцу дважды Герою Советского Союза Борису Сафонову.