Выручка продуктовых сетей и цены на ягоды растут на величину в 2-3 раза больше инфляции
Зарплаты в супермаркетах выше зарплат сборщиков плодов, импорт продовольствия больше экспорта газа, топливный демпфер в 3 раза больше субсидий аграриям Сергей Ануреев - доктор экономических наук
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Реклама•18+
Фрукты и ягоды дорожают на треть за год, примерно пополам из-за роста цен в Евросоюзе через Турцию как общего поставщика и из-за скачка курса рубля ноября прошлого года с минимальным откатом в ценах ягод.
Импортной плодоовощной продукции у нас больше половины, с долей импорта в отдельных видах ягод и фруктов до 70-90%. На Кубани для местных цены на овощи-фрукты в 2-2,5 раза меньше столичных и для туристов, что намекает на огромные наценки сетей.
Крупнейшие торговые сети наращивают товарооборот в 1,5-2 раза быстрее официальной инфляции, а расходы на персонал – на треть за год.
Переток из традиционных сетей продуктов длительного хранения на маркеплейсы и алкоголя - в алкомаркеты (а это высокорентабельные продажи) вынуждает сети перекладывать больше издержек в цены продуктов первой необходимости.
Только в крупнейших торговых сетях, вместе крупнейшими платформами и курьерами занято людей в масштабах всей занятости в сельском хозяйстве.
Средние зарплаты в московских супермаркетах – масштаба зарплат сборщиков ягод и фруктов, при категорически более тяжёлой работе последних.
В 2014 году экспорт газа был в три раза больше импорта продовольствия, а в 2024 году поступления от газа стали меньше платежей за продовольствие, поскольку цены на газ (и объемы поставок) за десятилетку снизились, а на продовольствие выросли в полтора раза, что усиливает актуальность теплиц и потребления газа для них.
Топливный демпфер для сдерживания цен на бензин и дизель в три раза больше всех федеральных расходов на аграриев, при том что аграрии потребляют несколько процентов всего топлива, а у крупнейших сетей расходы на доставку меньше процента, что ставит вопрос об адресности и перераспределении субсидий и цен на топливо.
Федеральные деловые СМИ отметились сообщением, что на Кубани цена клубники по итогам июня составила 377 руб. за кило и выросла на 35% относительно предыдущего сезона, в среднем по стране клубника стоила 705 руб., а малина и черешня – ещё дороже. Типичная московская цена на черешню и клубнику 650-850 руб., малину и голубику – порядка 1000 руб. Также СМИ уже не в первый раз напомнили о поддержке Минсельхозом идеи заморозки цен на социально значимые продукты, «борщевого набора» и сезонных продуктов.
По личному опыту: в Краснодарском крае июльская цена помидоров – 140 руб., огурцов 95 руб, баклажанов и перца – 125 руб, кабачков – 65 руб., лука и картошки – 50 руб, винограда без косточек – 170 руб, абрикосов - 120 руб, персиков – 100, алычи и слив – 105 руб. Это для знающих дешёвые места местных жителей, хорошего качества и в розницу, а не подпорченных или мелких, а оптовая или вечерняя цена, либо за качество – ещё на 20% ниже.
Экспертно-аналитичеcкий центр Агробизнеса (ab-centre.ru) со ссылкой на Росстат публикует такие июльские цены и их годовую динамику: помидоры 189 руб (+5% за год), огурцы 124 руб (–4%), картофель 83 руб (+42%), лук 67 руб (+47%), морковь 80 руб (+17%), яблоки 186 руб (+13%). За последний месяц почти все эти цены снизились на 5-13%, поскольку начался сезон массового сбора, хотя вопрос: на сколько снижение серьезно и будет ли усилено к концу лета.
Росстат в середине июля зафиксировал недельное и месячное снижение потребительской инфляции в основном за счет продовольственной компоненты на несколько процентных пунктов, хотя в годовом выражении цены остаются выше на 9%. Данные Росстата за декабрь 2024 года показывали, что за тот год в целом продовольственные товары без учета плодоовощных подорожали на 9,5%, а плодоовощные – на 22%, а за весь 2023 год – на 6% и 24%[5]. Получается, что за два года плодоовощная продукция подорожала почти в полтора раза, по официальным данным.
В январе этого года федеральные СМИ написали о внимании к плодам и ягодам Совета Федерации (комитет по аграрно-продовольственной политике, сенатор Сергей Митин) и Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (курирует первый вице-премьер Денис Мантуров). Вопрос в целом о том, как поддерживать отечественного производителя, особенно в сезон массового сбора. Июль-август как раз сезон, и газета «Завтра» напоминает о той январской дискуссии.
Тогда же писали про импорт порядка 70% свежих фруктов и ягод, 90% - черешни, персиков, винограда, хорошо еще только 10-30% яблок. В рамках продовольственной безопасности самообеспечение плодами у нас в среднем на уровне 46,7%, и больше половины - импортные. Всего в 2024 году продовольствия было импортировано на 37,7 млрд долл., а экспортировано на 38 млрд долл. (в основном зерновые).
Министр сельского хозяйства Оксана Лут в июле этого года сообщила, что к концу года можно достичь показателей доктрины продовольственной безопасности по овощам. Отечественных овощей у нас должно быть не менее 90%. В январе этого года сообщалось, что в 2024 году в нашей стране собрано 4,5 млн тонн и импортировано 1,7 млн тонн овощей.
От себя добавим, что в столичных магазинах, ярмарках и на рынках много импортных помидор, перца и даже картофеля, не говоря уже о фруктах и ягодах. Особенно если пристально взглянуть на этикетки на ящиках или даже на честные ценники, где указана страна происхождения. Быть может, только столичный рынок очень интересен импортёрам, и это может стать предметом особого внимания Минсельхоза.
Поскольку больше половины плодоовощной продукции у нас импортные, поэтому для нас важно внимание к мировым ценам на продовольствие. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН периодически публикует индекс цен (FAO Food Price Index), и в июне 2025 года этот индекс был на 0,5% выше мая и на 6% выше июня 2024 года, хотя и на 20% ниже пика марта 2022 года.
FAO за точку отсчёта берёт цены в 2014-2016 годах и приравнивает их к 100 процентам или пунктам. Продовольствие в целом в июне 2025 года было на 28% дороже оного десятилетней давности, зерновые – на 7%, растительные масла (пальмовое, рапсовое, соевое) – на 56%, мясо – на 26%, молочные продукты – 54%.
Для нас важно, что зерновые, как основная статья нашего продовольственного экспорта, минимально подорожали за десятилетие, тогда как продовольствие в целом и особенно молочные продукты подорожали намного серьезнее, в том числе повлияв на нашу продовольственную инфляцию.
В США фрукты и овощи почти не дорожали с 2014 до середины 2021 года, прибавив за семь лет всего 10%, но затем за два года к середине 2023 года цены скакнули еще на 35%, после чего с лета 2023 до лета 2025 года вновь почти нулевая динамика изменения цен. По продовольствию в целом была схожая сглаженная динамика, и в июле 2025 года цены в среднем на 42% выше 2014 года, и примерно ¾ роста пришлось на 2021-24 годы. Трамп в одном из своих первых указов даже обвинял Байдена в подорожании жизни в США за четырехлетку на 40% при официальной инфляции 20%.
Похожим на США образом вели себя цены на продовольствие в Евросоюзе, если обратиться к их официальной статистике. Плато цен было в 2015-2021 годах с колебаниями и ростом на 10% за семь лет, затем был скачок на 30% с сентября 2021 до марта 2023 года, после за два года цены прибавили еще 6%. В статистике цен на фрукты наблюдается несколько скачков цен с суммарным ростом на 45% с 2020 года, после плато цен в 2015-19 годах. Первый скачок цен на 12-14% был в апреле-мае 2020 года (первая волна Ковида), затем плюс 5% в апреле-мае 2022 года (начало СВО о ограничений на российский газ), плюс еще 10% в апреле-мае 2023 года (пик скачка тарифов из-за отказа от российского газа), умеренные плюс 2% в мае 2024 года, и еще ощутимые плюс 15% к июню 2025 года.
Для нас европейский рост цен на фрукты в полтора раза за последние несколько лет становится проблемой, поскольку Турция как крупнейший поставщик плодоовощной продукции может варьировать поставки, как и Грузия, Молдавия, Сербия. Это также заостряет проблематику нашей продовольственной безопасности, которая даже несмотря на разрыв торговых и финансовых операций с Евросоюзом, все равно зависит от их экономических экспериментов.
Курс евро был в среднем 82 рубля в 2020 году и 94 рубля в 2025 году, прибавив всего 15%, и вместе с европейской продовольственной и фруктовой инфляцией 36-45%, доведя наш рост цен до 50-60% за пятилетку. За последний год европейский рост цен на 15% наложился на короткую девальвацию рубля конца осени 2024 года на 24% по евро, но только рубль отыграл падение, а цены на импортные ягоды как раз подскочили на треть, суммарно по обоим факторам без реакции на отскок рубля.
Для лучшего понимания последнего тезиса обратимся к отчетности одной из крупнейших российских торговых сетей за 2-й квартал 2025 года. Мы в этой заметке сознательно не пишем название сети, ожидая, что наши читатели легко поймут, о ком идет речь. К тому же эта сеть единственная из нескольких крупнейших оперативно публикует свои квартальные результаты и консолидированные данные. Другие публикации затягивают, быть может опасаясь общественной дискуссии и правительственного воздействия.
Итак, выручка этой неназываемой нами сети выросла во 2 квартале 2025 года относительно этого же квартала 2024 года на 21,6%, а число магазинов - на 4,5%. Эта сеть в своей отчетности со ссылкой на Росстат заявляет о продовольственной инфляции 12,4% и росте номинальных зарплат на 15,3% по таким же квартальным данным. Получается, что рост выручки опередил официальную инфляцию и рост числа магазинов почти на 5% (21,6-4,5%-12,4). При этом официальная инфляция, по мнению этой сети, на 3% выше, чем в сообщениях Росстата в СМИ, и продолжает ускоряться.
Обсуждаемая нами сеть опубликовала финансовые результаты за 1 квартал (на момент написания этой заметки). Расходы на персонал выросли в годовом исчислении на впечатляюще 36,7%, при том, что магазинов стало только на 4,5% больше. Как процент от товарооборота, расходы на персонал выросли с 8,4 до 9,6% (стр. 15 финансового отчёта за 1 квартал, верхняя строка). Представители сети могут жонглировать цифрами, доказывая как заботу о персонале, так и незначительность вклада этой заботы в финальную цену продуктов. Еще здесь пропишем показатель «расходы на доставку», которые выросли за год с 0,6 до 0,8% от выручки.
Квартальные расходы на персонал больше 100 млрд руб в этом году и были масштаба 75 млрд руб в прошлом. Численность персонала составила в 2024 году 372 тыс чел, а в 2020 году было 342 тыс чел, с минимальным ростом за пятилетку. В среднем один сотрудник обходился в порядка 90 тыс руб в месяц с налогами, включая как Москву с высокими зарплатами, так и преимущественно небогатые регионы. Это хотя бы официальная занятость по основной системе налогов, без ухищрений с самозанятыми на сборке и доставке заказов.
Другая очень крупная сеть традиционных продуктовых магазинов сообщала о 360 тыс сотрудников в 2024 году, даже называя себя крупнейшим частным работодателем в России.
Если общая выручка упомянутой сети выросла за год на 22%, то это «средняя температура по больнице». У сетевых продуктовых магазинов 20-25% в продажах занимают товары длительного хранения, такие как консервы, кофе-чай, печенья-конфеты, бытовая химия, корма для животных. Доля продаж таких товаров через маркетплейсы увеличилась только за год к началу 2025 года с примерно 10% до 15%. Точнее, молодежь уже закупает половину таких товаров на маркетплейсах, а продовольственные магазины держатся в продажах таких товаров за счет пожилых покупателей.
Ещё один удар по традиционным сетевым продуктовым магазинам наносит буйство алкомаркетов. По темпам роста продаж в десятки процентов ежегодно крупнейшие сети алкомаркетов даже соперничают с маркетплейсами. За счет специализации и мелких помещений, алкомаркеты удерживают меньшие цены на алкоголь. Точнее, еще и на безалкогольные напитки, снеки, закуски. Полки с напитками же занимают до 20-25% пространства традиционных продуктовых магазинов.
Умножив друг на друга по 20-25% продаж у продуктовых магазинов указанных двух групп товаров, рост доли таких продаж на 5% у маркетплейсов и алкомаркетов за год (20%х5%/100), получим, кажется, всего по проценту потери выручки традиционных сетей от каждой из этих категорий товаров. Однако эти два вида товаров высокомаржинальные и с малыми потерями от «усушки-утруски», на которых сети зарабатывали и могли держать заниженные наценки на социально значимые товары ежедневного рациона. Эти пара процентов теперь ежегодно добавляются в и без того повышенный относительно официальной инфляции фон роста выручки, точнее, цен продовольствия.
Когда-то крупные ныне сети выросли в своих форматах как раз за счет размещения под «одной крышей» разных типов товаров. Они поглотили традиционные отдельные булочные, молочные, мясные, овощные магазины. В столицах и многих городах-миллионниках больше десяти лет назад прошла волна ликвидации ларьков и продуктовых рынков. Теперь «бумеранг» изменения торговых форматов бьет уже по самим крупным сетям, как минимум заставляя сокращать супермаркеты и гипермаркеты в пользу малоформатных магазинов. Однако и малоформатные магазины испытывают давление маркетплейсов и алкомаркетов.
В 2025 году было два сообщения о серьёзных изменениях в составе собственников двух сетей крупных гипермаркетов, вероятно, из-за структурных изменений в товарообороте.
Частично продовольственные сети смогли нарастить продажи выпечки и готовой еды, а это еще один важнейший тренд последних лет. Каждый из нас может оценить появление во многих сетевых магазинах кофе-машин, свежих булочек, еды в пластиковых коробочках, микроволновок. Однако цены на готовые продукты питания обычно выше цен на традиционные продукты для домашнего приготовления. Ориентируются сети в этом сегменте на молодежь, предпочитающую не обременять себя готовкой. Для многих пожилых или семейных покупателей в силу низкого достатка готовая более дорогая еда просто не по карману.
Федеральная таможенная служба сообщала по итогам 2024 года об экспорте продовольствия на сумму 38 млрд долл и импорте на 37,7 млрд долл., а в 2014 году эти показатели были 13 и 22 млрд долл. Экспорт трубопроводного газа составил в 2024 году оценочно 32 млрд долл (точные цифры трудно найти в открытых источниках), и это позитивно после провала до 24 млрд долл в 2023 году, но было 55 млрд долл в 2014 году и 66 млрд долл в 2013 году.
Главное в сопоставлении показателей по продуктам и газу в том, что десять лет назад примерно треть доходов от экспорта газа условно уходила на импорт продовольствия, а теперь за импорт продуктов мы платим больше, чем получаем от экспорта газа. Газпром конечно же не должен напрямую заниматься сельским хозяйством, но на государственном уровне в целом эти сопоставления заставляют задуматься.
В феврале 2023 года газета «Завтра» публиковала такую заметку: «Новый экспортный газопровод или больше теплиц в России? Продолжение импортозамещения и роста экспорта продовольствия способно поглотить все объёмы газа, от которых отказался Евросоюз». В июле этого года Евросоюз вновь подтвердил стратегию полного отказа от российского газа и даже ускорил её до 1 января 2027 года.
По итогам 2024 года в нашей стране теплиц было 3,3 тыс. га, в которых собрали 1,2 млн тонн продукции, в основном огурцов 642 тыс. тонн и помидор 500 тыс. тонн. В советские времена теплиц было порядка 5 тыс га.
Турция имеет площадь теплиц порядка 75 тыс. га, собрала в них 9,4 млн тонн овощей и фруктов, вплотную приблизившись к первой в Европе Испании[21]. Турция в теплицах собирает два урожая клубники с августа по март и продаёт их задорого, когда в магазинах нет летней грунтовой отечественной клубники.
Цены на российский газ для Турции в 2025 году ниже 2014 года, при том, что европейские цены на турецкую плодово-ягодную продукцию выросли более чем в полтора раза за десять лет только по официальной статистике.
Канада, очень близкая к нам по климату и с населением в 3,5 раза меньше нашего собрала в 2023 году примерно по 300 тыс. тон тепличных помидор и огурцов, суммарно на 2,7 млрд канадских долларов. Там ещё ежегодно на десятки процентов растёт сбор тепличных ягод, много собирают тепличных цветов.
Если привести канадский сбор к нашему населению, то могло бы быть по 1,05 млн тонн отдельно и огурцов, и помидор, а у нас их столько в теплицах суммарно, т. е. с потенциалом удвоения. Это не считая других видов овощей и особенно ягод.
Ещё один популярный вопрос – это влияние динамики цен бензина и дизеля на цены продуктов питания. Многие агропроизводства сильно зависят от цен на топливо, особенно в массовом производстве зерновых. В конце лета 2023 года даже СМИ писали о топливном кризисе в южных регионах с наложением туристического сезона и сезона сбора урожая. В текущем году снова наложение двух сезонов, и СМИ писали о готовности Правительства РФ ввести сезонный запрет на экспорт бензина.
Инструментом сдерживания внутренних цен на топливо является топливный демпфер, заключающийся в возврате части собранных с нефтяников налогов. В 2024 году демпфер в пользу нефтяников составил 1,8 трлн руб, в 2023 году – 1,5 трлн руб. Вопрос к демпферу заключается в том, что субсидируется весь бензин и дизель, независимо от отрасли его потребления, от региона и достатка автовладельца. Когда-то в нашей стране были похожие субсидии ЖКХ и общественному транспорту, но потом было много усилий для повышения адресности, с переводом субсидий нуждающимся людям.
В нашей стране в 2024 году произведено бензина 41 млн тонн и дизельного топлива 82 млн тонн, а на аграриев на 2025 год централизованно было запланировано 1,4 млн тонн дизеля и 100 тыс тонн бензина, плюс некоторые объемы малых децентрализованных закупок. Т.е. потребление аграриями топлива составляет величину масштаба нескольких процентов от всего потребления топлива, но со ссылкой на аграриев и сельхозсезон демпфер распространяется на все топливо. Только на небедные Москву и Подмосковье приходится порядка 30% всех продаж бензина всей страны, где сельское хозяйство представлено в минимальных объемах.
Поддержка сельского хозяйства из Федерального бюджета в 2024 году составила 558 млрд руб., примерно в 3 раза меньше топливного демпфера. Газета «Завтра» в июне 2025 года предлагала подумать над большей дифференциацией топливных акцизов и цен на бензин между богатыми и небогатыми регионами, где пока цена топлива различается на 10%, а средние зарплаты – в 3 раза, и доступность бензина в богатых столичных регионах (где продаётся треть всего бензина) зримо лучше, чем в небогатых.
В США скачок цен на фрукты и продукты в целом произошел из-за ковидных ограничений на передвижение, первая волна которых началась незадолго до сезона сбора урожая, а затем системный дефицит сборщиков усилился из-за роста привлекательности дистанционной занятости и доставщиков. Сейчас многие в США обсуждают, как антимигрантские меры Трампа усилят дефицит сезонных сельхозработников, особенно в Калифорнии, где Трамп давит на контролирующих штат демократов и где выращивается до 30% фруктов и овощей. Эти три фактора являются важными и для нас.
Полтора года назад я побывал в Дагестане, много поездил, поговорил. Меня тогда удивила заброшенность части полей и садов, отнюдь не сезонная, поскольку была ранняя весна. Несколько раз от местных слышал цифру о миллионе выходцев из этого региона на заработках в Москве и Подмосковье. Возрастные люди говорили, что молодежь не хочет заниматься тяжелым сельским трудом. Проще работать на перекупе и доставке фруктов и ягод из Турции и Азербайджана. Бум туризма последних лет еще больше усилил дефицит кадров в сельском хозяйстве.
На популярных платформах можно ознакомиться с актуальными условиями вакансий сборщиков ягод в Краснодарском крае. предлагают зарплату от 80-130 тыс руб в месяц, точнее 2,5-3 тыс руб за смену за 70 кг ягод, бывают вакансии по 70 руб за кг. В 2024 году в сезон зарплаты начинались от 90 тыс руб с ростом в полтора раза от уровня 2023 года. В 2021 году хорошим считался заработок 45-50 тыс руб при обычном 30 тыс руб. По данным Росстата, средняя зарплата на Кубани в начале 2025 года была 90 тыс руб в городах и 55 тыс руб в станицах, год назад в городах была 75 тыс руб.
«Российская газета» – одно из немногих СМИ, которое летом этого года задалось вопросом: почему яблокам всё труднее добраться до прилавков? Со спецификой работы и заработков сборщиков. Работа с раннего утра до обеда (из-за жары), и за это время – 3 тыс руб (при выполнении нормы). Много раз подчеркнуто про тотальный дефицит кадров, про низкие закупочные цены сетей (56 руб за кг яблок) и их накрутку минимум вдвое. От себя добавлю, что сборка яблок зримо проще, чем сборка ягоды.
Только на Кубани в сельском хозяйстве работает от 400 до 600 тыс чел. – крупнейшая величина среди российских регионов. По данным Росстата, в сельском хозяйстве по всей стране занято порядка 4,4 млн чел.
Теперь еще раз обратимся к теме работающих в крупных торговых сетях. Помимо двух крупнейших традиционных сетей с численностью работников 360-370 тыс чел в каждой, у третьей сети 80 тыс сотрудников, у четвертой-пятой по 30-40 тыс чел. Еще огромная занятость в торговом малом бизнесе – многочисленных магазинчиках, ларьках, рынках, вероятно, масштаба второго миллиона (после крупных сетей). Речь только о продовольственных магазинах.
Крупнейший маркетплейс, с оборотом масштаба каждой из двух крупнейших традиционных сетей, официально не сообщает о численности персонала, а искусственный интеллект поисковика гадает о 154 или 550 тыс чел, с учетом складов и партнерских пунктов выдачи заказов. Второй по величине маркетплейс сообщает о более чем 80 тыс сотрудников, скорее всего без учета в разы большего числа сотрудников пунктов выдачи заказов, оформленных на сторонних лиц. Крупнейшая сеть алкомаркетов также официально не публикует численность сотрудников, а ИИ поисковика и отдельные СМИ гадают о 141 тыс сотрудников в 2023 году, после чего количество магазинов еще возросло.
Ещё в России работает порядка 1,5 млн курьеров и 0,5 млн упаковщиков-сборщиков заказов, о чем в конце 2024 годов говорил руководитель одного из департаментов Минпромторга Никита Кузнецов, с акцентом в его словах на здоровых и сильных людей, которые оттягиваются из промышленности. По его словам, ситуацию усугубляет активное использование сервисами доставки самозанятых с налоговыми льготами.
От себя добавим, что проблема дефицита кадров еще более актуальна в сельском хозяйстве и выражается в росте импорта трудоемких продуктов питания, а теперь еще и в росте их цены, серьезно влияя на многие процессы в нашей экономике.
"Нашествия"
Выручка продуктовых сетей и цены на ягоды растут на величину в 2-3 раза больше инфляции
Зарплаты в супермаркетах выше зарплат сборщиков плодов, импорт продовольствия больше экспорта газа, топливный демпфер в 3 раза больше субсидий аграриям
Сергей Ануреев - доктор экономических наук
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Реклама•18+
Фрукты и ягоды дорожают на треть за год, примерно пополам из-за роста цен в Евросоюзе через Турцию как общего поставщика и из-за скачка курса рубля ноября прошлого года с минимальным откатом в ценах ягод.
Импортной плодоовощной продукции у нас больше половины, с долей импорта в отдельных видах ягод и фруктов до 70-90%. На Кубани для местных цены на овощи-фрукты в 2-2,5 раза меньше столичных и для туристов, что намекает на огромные наценки сетей.
Крупнейшие торговые сети наращивают товарооборот в 1,5-2 раза быстрее официальной инфляции, а расходы на персонал – на треть за год.
Переток из традиционных сетей продуктов длительного хранения на маркеплейсы и алкоголя - в алкомаркеты (а это высокорентабельные продажи) вынуждает сети перекладывать больше издержек в цены продуктов первой необходимости.
Только в крупнейших торговых сетях, вместе крупнейшими платформами и курьерами занято людей в масштабах всей занятости в сельском хозяйстве.
Средние зарплаты в московских супермаркетах – масштаба зарплат сборщиков ягод и фруктов, при категорически более тяжёлой работе последних.
В 2014 году экспорт газа был в три раза больше импорта продовольствия, а в 2024 году поступления от газа стали меньше платежей за продовольствие, поскольку цены на газ (и объемы поставок) за десятилетку снизились, а на продовольствие выросли в полтора раза, что усиливает актуальность теплиц и потребления газа для них.
Топливный демпфер для сдерживания цен на бензин и дизель в три раза больше всех федеральных расходов на аграриев, при том что аграрии потребляют несколько процентов всего топлива, а у крупнейших сетей расходы на доставку меньше процента, что ставит вопрос об адресности и перераспределении субсидий и цен на топливо.
Федеральные деловые СМИ отметились сообщением, что на Кубани цена клубники по итогам июня составила 377 руб. за кило и выросла на 35% относительно предыдущего сезона, в среднем по стране клубника стоила 705 руб., а малина и черешня – ещё дороже. Типичная московская цена на черешню и клубнику 650-850 руб., малину и голубику – порядка 1000 руб. Также СМИ уже не в первый раз напомнили о поддержке Минсельхозом идеи заморозки цен на социально значимые продукты, «борщевого набора» и сезонных продуктов.
По личному опыту: в Краснодарском крае июльская цена помидоров – 140 руб., огурцов 95 руб, баклажанов и перца – 125 руб, кабачков – 65 руб., лука и картошки – 50 руб, винограда без косточек – 170 руб, абрикосов - 120 руб, персиков – 100, алычи и слив – 105 руб. Это для знающих дешёвые места местных жителей, хорошего качества и в розницу, а не подпорченных или мелких, а оптовая или вечерняя цена, либо за качество – ещё на 20% ниже.
Экспертно-аналитичеcкий центр Агробизнеса (ab-centre.ru) со ссылкой на Росстат публикует такие июльские цены и их годовую динамику: помидоры 189 руб (+5% за год), огурцы 124 руб (–4%), картофель 83 руб (+42%), лук 67 руб (+47%), морковь 80 руб (+17%), яблоки 186 руб (+13%). За последний месяц почти все эти цены снизились на 5-13%, поскольку начался сезон массового сбора, хотя вопрос: на сколько снижение серьезно и будет ли усилено к концу лета.
Росстат в середине июля зафиксировал недельное и месячное снижение потребительской инфляции в основном за счет продовольственной компоненты на несколько процентных пунктов, хотя в годовом выражении цены остаются выше на 9%. Данные Росстата за декабрь 2024 года показывали, что за тот год в целом продовольственные товары без учета плодоовощных подорожали на 9,5%, а плодоовощные – на 22%, а за весь 2023 год – на 6% и 24%[5]. Получается, что за два года плодоовощная продукция подорожала почти в полтора раза, по официальным данным.
В январе этого года федеральные СМИ написали о внимании к плодам и ягодам Совета Федерации (комитет по аграрно-продовольственной политике, сенатор Сергей Митин) и Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (курирует первый вице-премьер Денис Мантуров). Вопрос в целом о том, как поддерживать отечественного производителя, особенно в сезон массового сбора. Июль-август как раз сезон, и газета «Завтра» напоминает о той январской дискуссии.
Тогда же писали про импорт порядка 70% свежих фруктов и ягод, 90% - черешни, персиков, винограда, хорошо еще только 10-30% яблок. В рамках продовольственной безопасности самообеспечение плодами у нас в среднем на уровне 46,7%, и больше половины - импортные. Всего в 2024 году продовольствия было импортировано на 37,7 млрд долл., а экспортировано на 38 млрд долл. (в основном зерновые).
Министр сельского хозяйства Оксана Лут в июле этого года сообщила, что к концу года можно достичь показателей доктрины продовольственной безопасности по овощам. Отечественных овощей у нас должно быть не менее 90%. В январе этого года сообщалось, что в 2024 году в нашей стране собрано 4,5 млн тонн и импортировано 1,7 млн тонн овощей.
От себя добавим, что в столичных магазинах, ярмарках и на рынках много импортных помидор, перца и даже картофеля, не говоря уже о фруктах и ягодах. Особенно если пристально взглянуть на этикетки на ящиках или даже на честные ценники, где указана страна происхождения. Быть может, только столичный рынок очень интересен импортёрам, и это может стать предметом особого внимания Минсельхоза.
Поскольку больше половины плодоовощной продукции у нас импортные, поэтому для нас важно внимание к мировым ценам на продовольствие. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН периодически публикует индекс цен (FAO Food Price Index), и в июне 2025 года этот индекс был на 0,5% выше мая и на 6% выше июня 2024 года, хотя и на 20% ниже пика марта 2022 года.
FAO за точку отсчёта берёт цены в 2014-2016 годах и приравнивает их к 100 процентам или пунктам. Продовольствие в целом в июне 2025 года было на 28% дороже оного десятилетней давности, зерновые – на 7%, растительные масла (пальмовое, рапсовое, соевое) – на 56%, мясо – на 26%, молочные продукты – 54%.
Для нас важно, что зерновые, как основная статья нашего продовольственного экспорта, минимально подорожали за десятилетие, тогда как продовольствие в целом и особенно молочные продукты подорожали намного серьезнее, в том числе повлияв на нашу продовольственную инфляцию.
В США фрукты и овощи почти не дорожали с 2014 до середины 2021 года, прибавив за семь лет всего 10%, но затем за два года к середине 2023 года цены скакнули еще на 35%, после чего с лета 2023 до лета 2025 года вновь почти нулевая динамика изменения цен. По продовольствию в целом была схожая сглаженная динамика, и в июле 2025 года цены в среднем на 42% выше 2014 года, и примерно ¾ роста пришлось на 2021-24 годы. Трамп в одном из своих первых указов даже обвинял Байдена в подорожании жизни в США за четырехлетку на 40% при официальной инфляции 20%.
Похожим на США образом вели себя цены на продовольствие в Евросоюзе, если обратиться к их официальной статистике. Плато цен было в 2015-2021 годах с колебаниями и ростом на 10% за семь лет, затем был скачок на 30% с сентября 2021 до марта 2023 года, после за два года цены прибавили еще 6%. В статистике цен на фрукты наблюдается несколько скачков цен с суммарным ростом на 45% с 2020 года, после плато цен в 2015-19 годах. Первый скачок цен на 12-14% был в апреле-мае 2020 года (первая волна Ковида), затем плюс 5% в апреле-мае 2022 года (начало СВО о ограничений на российский газ), плюс еще 10% в апреле-мае 2023 года (пик скачка тарифов из-за отказа от российского газа), умеренные плюс 2% в мае 2024 года, и еще ощутимые плюс 15% к июню 2025 года.
Для нас европейский рост цен на фрукты в полтора раза за последние несколько лет становится проблемой, поскольку Турция как крупнейший поставщик плодоовощной продукции может варьировать поставки, как и Грузия, Молдавия, Сербия. Это также заостряет проблематику нашей продовольственной безопасности, которая даже несмотря на разрыв торговых и финансовых операций с Евросоюзом, все равно зависит от их экономических экспериментов.
Курс евро был в среднем 82 рубля в 2020 году и 94 рубля в 2025 году, прибавив всего 15%, и вместе с европейской продовольственной и фруктовой инфляцией 36-45%, доведя наш рост цен до 50-60% за пятилетку. За последний год европейский рост цен на 15% наложился на короткую девальвацию рубля конца осени 2024 года на 24% по евро, но только рубль отыграл падение, а цены на импортные ягоды как раз подскочили на треть, суммарно по обоим факторам без реакции на отскок рубля.
Для лучшего понимания последнего тезиса обратимся к отчетности одной из крупнейших российских торговых сетей за 2-й квартал 2025 года. Мы в этой заметке сознательно не пишем название сети, ожидая, что наши читатели легко поймут, о ком идет речь. К тому же эта сеть единственная из нескольких крупнейших оперативно публикует свои квартальные результаты и консолидированные данные. Другие публикации затягивают, быть может опасаясь общественной дискуссии и правительственного воздействия.
Итак, выручка этой неназываемой нами сети выросла во 2 квартале 2025 года относительно этого же квартала 2024 года на 21,6%, а число магазинов - на 4,5%. Эта сеть в своей отчетности со ссылкой на Росстат заявляет о продовольственной инфляции 12,4% и росте номинальных зарплат на 15,3% по таким же квартальным данным. Получается, что рост выручки опередил официальную инфляцию и рост числа магазинов почти на 5% (21,6-4,5%-12,4). При этом официальная инфляция, по мнению этой сети, на 3% выше, чем в сообщениях Росстата в СМИ, и продолжает ускоряться.
Обсуждаемая нами сеть опубликовала финансовые результаты за 1 квартал (на момент написания этой заметки). Расходы на персонал выросли в годовом исчислении на впечатляюще 36,7%, при том, что магазинов стало только на 4,5% больше. Как процент от товарооборота, расходы на персонал выросли с 8,4 до 9,6% (стр. 15 финансового отчёта за 1 квартал, верхняя строка). Представители сети могут жонглировать цифрами, доказывая как заботу о персонале, так и незначительность вклада этой заботы в финальную цену продуктов. Еще здесь пропишем показатель «расходы на доставку», которые выросли за год с 0,6 до 0,8% от выручки.
Квартальные расходы на персонал больше 100 млрд руб в этом году и были масштаба 75 млрд руб в прошлом. Численность персонала составила в 2024 году 372 тыс чел, а в 2020 году было 342 тыс чел, с минимальным ростом за пятилетку. В среднем один сотрудник обходился в порядка 90 тыс руб в месяц с налогами, включая как Москву с высокими зарплатами, так и преимущественно небогатые регионы. Это хотя бы официальная занятость по основной системе налогов, без ухищрений с самозанятыми на сборке и доставке заказов.
Другая очень крупная сеть традиционных продуктовых магазинов сообщала о 360 тыс сотрудников в 2024 году, даже называя себя крупнейшим частным работодателем в России.
Если общая выручка упомянутой сети выросла за год на 22%, то это «средняя температура по больнице». У сетевых продуктовых магазинов 20-25% в продажах занимают товары длительного хранения, такие как консервы, кофе-чай, печенья-конфеты, бытовая химия, корма для животных. Доля продаж таких товаров через маркетплейсы увеличилась только за год к началу 2025 года с примерно 10% до 15%. Точнее, молодежь уже закупает половину таких товаров на маркетплейсах, а продовольственные магазины держатся в продажах таких товаров за счет пожилых покупателей.
Ещё один удар по традиционным сетевым продуктовым магазинам наносит буйство алкомаркетов. По темпам роста продаж в десятки процентов ежегодно крупнейшие сети алкомаркетов даже соперничают с маркетплейсами. За счет специализации и мелких помещений, алкомаркеты удерживают меньшие цены на алкоголь. Точнее, еще и на безалкогольные напитки, снеки, закуски. Полки с напитками же занимают до 20-25% пространства традиционных продуктовых магазинов.
Умножив друг на друга по 20-25% продаж у продуктовых магазинов указанных двух групп товаров, рост доли таких продаж на 5% у маркетплейсов и алкомаркетов за год (20%х5%/100), получим, кажется, всего по проценту потери выручки традиционных сетей от каждой из этих категорий товаров. Однако эти два вида товаров высокомаржинальные и с малыми потерями от «усушки-утруски», на которых сети зарабатывали и могли держать заниженные наценки на социально значимые товары ежедневного рациона. Эти пара процентов теперь ежегодно добавляются в и без того повышенный относительно официальной инфляции фон роста выручки, точнее, цен продовольствия.
Когда-то крупные ныне сети выросли в своих форматах как раз за счет размещения под «одной крышей» разных типов товаров. Они поглотили традиционные отдельные булочные, молочные, мясные, овощные магазины. В столицах и многих городах-миллионниках больше десяти лет назад прошла волна ликвидации ларьков и продуктовых рынков. Теперь «бумеранг» изменения торговых форматов бьет уже по самим крупным сетям, как минимум заставляя сокращать супермаркеты и гипермаркеты в пользу малоформатных магазинов. Однако и малоформатные магазины испытывают давление маркетплейсов и алкомаркетов.
В 2025 году было два сообщения о серьёзных изменениях в составе собственников двух сетей крупных гипермаркетов, вероятно, из-за структурных изменений в товарообороте.
Частично продовольственные сети смогли нарастить продажи выпечки и готовой еды, а это еще один важнейший тренд последних лет. Каждый из нас может оценить появление во многих сетевых магазинах кофе-машин, свежих булочек, еды в пластиковых коробочках, микроволновок. Однако цены на готовые продукты питания обычно выше цен на традиционные продукты для домашнего приготовления. Ориентируются сети в этом сегменте на молодежь, предпочитающую не обременять себя готовкой. Для многих пожилых или семейных покупателей в силу низкого достатка готовая более дорогая еда просто не по карману.
Федеральная таможенная служба сообщала по итогам 2024 года об экспорте продовольствия на сумму 38 млрд долл и импорте на 37,7 млрд долл., а в 2014 году эти показатели были 13 и 22 млрд долл. Экспорт трубопроводного газа составил в 2024 году оценочно 32 млрд долл (точные цифры трудно найти в открытых источниках), и это позитивно после провала до 24 млрд долл в 2023 году, но было 55 млрд долл в 2014 году и 66 млрд долл в 2013 году.
Главное в сопоставлении показателей по продуктам и газу в том, что десять лет назад примерно треть доходов от экспорта газа условно уходила на импорт продовольствия, а теперь за импорт продуктов мы платим больше, чем получаем от экспорта газа. Газпром конечно же не должен напрямую заниматься сельским хозяйством, но на государственном уровне в целом эти сопоставления заставляют задуматься.
В феврале 2023 года газета «Завтра» публиковала такую заметку: «Новый экспортный газопровод или больше теплиц в России? Продолжение импортозамещения и роста экспорта продовольствия способно поглотить все объёмы газа, от которых отказался Евросоюз». В июле этого года Евросоюз вновь подтвердил стратегию полного отказа от российского газа и даже ускорил её до 1 января 2027 года.
По итогам 2024 года в нашей стране теплиц было 3,3 тыс. га, в которых собрали 1,2 млн тонн продукции, в основном огурцов 642 тыс. тонн и помидор 500 тыс. тонн. В советские времена теплиц было порядка 5 тыс га.
Турция имеет площадь теплиц порядка 75 тыс. га, собрала в них 9,4 млн тонн овощей и фруктов, вплотную приблизившись к первой в Европе Испании[21]. Турция в теплицах собирает два урожая клубники с августа по март и продаёт их задорого, когда в магазинах нет летней грунтовой отечественной клубники.
Цены на российский газ для Турции в 2025 году ниже 2014 года, при том, что европейские цены на турецкую плодово-ягодную продукцию выросли более чем в полтора раза за десять лет только по официальной статистике.
Канада, очень близкая к нам по климату и с населением в 3,5 раза меньше нашего собрала в 2023 году примерно по 300 тыс. тон тепличных помидор и огурцов, суммарно на 2,7 млрд канадских долларов. Там ещё ежегодно на десятки процентов растёт сбор тепличных ягод, много собирают тепличных цветов.
Если привести канадский сбор к нашему населению, то могло бы быть по 1,05 млн тонн отдельно и огурцов, и помидор, а у нас их столько в теплицах суммарно, т. е. с потенциалом удвоения. Это не считая других видов овощей и особенно ягод.
Ещё один популярный вопрос – это влияние динамики цен бензина и дизеля на цены продуктов питания. Многие агропроизводства сильно зависят от цен на топливо, особенно в массовом производстве зерновых. В конце лета 2023 года даже СМИ писали о топливном кризисе в южных регионах с наложением туристического сезона и сезона сбора урожая. В текущем году снова наложение двух сезонов, и СМИ писали о готовности Правительства РФ ввести сезонный запрет на экспорт бензина.
Инструментом сдерживания внутренних цен на топливо является топливный демпфер, заключающийся в возврате части собранных с нефтяников налогов. В 2024 году демпфер в пользу нефтяников составил 1,8 трлн руб, в 2023 году – 1,5 трлн руб. Вопрос к демпферу заключается в том, что субсидируется весь бензин и дизель, независимо от отрасли его потребления, от региона и достатка автовладельца. Когда-то в нашей стране были похожие субсидии ЖКХ и общественному транспорту, но потом было много усилий для повышения адресности, с переводом субсидий нуждающимся людям.
В нашей стране в 2024 году произведено бензина 41 млн тонн и дизельного топлива 82 млн тонн, а на аграриев на 2025 год централизованно было запланировано 1,4 млн тонн дизеля и 100 тыс тонн бензина, плюс некоторые объемы малых децентрализованных закупок. Т.е. потребление аграриями топлива составляет величину масштаба нескольких процентов от всего потребления топлива, но со ссылкой на аграриев и сельхозсезон демпфер распространяется на все топливо. Только на небедные Москву и Подмосковье приходится порядка 30% всех продаж бензина всей страны, где сельское хозяйство представлено в минимальных объемах.
Поддержка сельского хозяйства из Федерального бюджета в 2024 году составила 558 млрд руб., примерно в 3 раза меньше топливного демпфера. Газета «Завтра» в июне 2025 года предлагала подумать над большей дифференциацией топливных акцизов и цен на бензин между богатыми и небогатыми регионами, где пока цена топлива различается на 10%, а средние зарплаты – в 3 раза, и доступность бензина в богатых столичных регионах (где продаётся треть всего бензина) зримо лучше, чем в небогатых.
В США скачок цен на фрукты и продукты в целом произошел из-за ковидных ограничений на передвижение, первая волна которых началась незадолго до сезона сбора урожая, а затем системный дефицит сборщиков усилился из-за роста привлекательности дистанционной занятости и доставщиков. Сейчас многие в США обсуждают, как антимигрантские меры Трампа усилят дефицит сезонных сельхозработников, особенно в Калифорнии, где Трамп давит на контролирующих штат демократов и где выращивается до 30% фруктов и овощей. Эти три фактора являются важными и для нас.
Полтора года назад я побывал в Дагестане, много поездил, поговорил. Меня тогда удивила заброшенность части полей и садов, отнюдь не сезонная, поскольку была ранняя весна. Несколько раз от местных слышал цифру о миллионе выходцев из этого региона на заработках в Москве и Подмосковье. Возрастные люди говорили, что молодежь не хочет заниматься тяжелым сельским трудом. Проще работать на перекупе и доставке фруктов и ягод из Турции и Азербайджана. Бум туризма последних лет еще больше усилил дефицит кадров в сельском хозяйстве.
На популярных платформах можно ознакомиться с актуальными условиями вакансий сборщиков ягод в Краснодарском крае. предлагают зарплату от 80-130 тыс руб в месяц, точнее 2,5-3 тыс руб за смену за 70 кг ягод, бывают вакансии по 70 руб за кг. В 2024 году в сезон зарплаты начинались от 90 тыс руб с ростом в полтора раза от уровня 2023 года. В 2021 году хорошим считался заработок 45-50 тыс руб при обычном 30 тыс руб. По данным Росстата, средняя зарплата на Кубани в начале 2025 года была 90 тыс руб в городах и 55 тыс руб в станицах, год назад в городах была 75 тыс руб.
«Российская газета» – одно из немногих СМИ, которое летом этого года задалось вопросом: почему яблокам всё труднее добраться до прилавков? Со спецификой работы и заработков сборщиков. Работа с раннего утра до обеда (из-за жары), и за это время – 3 тыс руб (при выполнении нормы). Много раз подчеркнуто про тотальный дефицит кадров, про низкие закупочные цены сетей (56 руб за кг яблок) и их накрутку минимум вдвое. От себя добавлю, что сборка яблок зримо проще, чем сборка ягоды.
Только на Кубани в сельском хозяйстве работает от 400 до 600 тыс чел. – крупнейшая величина среди российских регионов. По данным Росстата, в сельском хозяйстве по всей стране занято порядка 4,4 млн чел.
Теперь еще раз обратимся к теме работающих в крупных торговых сетях. Помимо двух крупнейших традиционных сетей с численностью работников 360-370 тыс чел в каждой, у третьей сети 80 тыс сотрудников, у четвертой-пятой по 30-40 тыс чел. Еще огромная занятость в торговом малом бизнесе – многочисленных магазинчиках, ларьках, рынках, вероятно, масштаба второго миллиона (после крупных сетей). Речь только о продовольственных магазинах.
Крупнейший маркетплейс, с оборотом масштаба каждой из двух крупнейших традиционных сетей, официально не сообщает о численности персонала, а искусственный интеллект поисковика гадает о 154 или 550 тыс чел, с учетом складов и партнерских пунктов выдачи заказов. Второй по величине маркетплейс сообщает о более чем 80 тыс сотрудников, скорее всего без учета в разы большего числа сотрудников пунктов выдачи заказов, оформленных на сторонних лиц. Крупнейшая сеть алкомаркетов также официально не публикует численность сотрудников, а ИИ поисковика и отдельные СМИ гадают о 141 тыс сотрудников в 2023 году, после чего количество магазинов еще возросло.
Ещё в России работает порядка 1,5 млн курьеров и 0,5 млн упаковщиков-сборщиков заказов, о чем в конце 2024 годов говорил руководитель одного из департаментов Минпромторга Никита Кузнецов, с акцентом в его словах на здоровых и сильных людей, которые оттягиваются из промышленности. По его словам, ситуацию усугубляет активное использование сервисами доставки самозанятых с налоговыми льготами.
От себя добавим, что проблема дефицита кадров еще более актуальна в сельском хозяйстве и выражается в росте импорта трудоемких продуктов питания, а теперь еще и в росте их цены, серьезно влияя на многие процессы в нашей экономике.