Комментарии
- 7 окт 2017 11:39Александр ЗаботинВот и интересно, куда мы придём с такой презадминистрацией? То доски Колчакам, Маннергеймам, памятники предателям Родины.
- 10 ноя 2017 04:23К МИльин находит родство у нацизма и белого движения. Эти слова стоит высечь под всеми памятниками белых.
- 10 ноя 2017 11:51Владимир ЖмакинФашист в белых перчатках.
- 16 авг 2018 12:00Анатолий НечитайлоА мы ещё удивляемся, почему в Киеве пришёл к власти фашизм.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
"Нашествия"
Иван Ильин - фашистский апологет
Сегодня с легкой подачи президентской администрации, одним из самых популярных в России философов стал русский религиозный мыслитель И.А. Ильин. Его книги переиздаются, о нем снимают телевизионные передачи, цитировать его стало признаком "хорошего тона". Никто не скрывает, что такое триумфальное возвращение философа стало возможным только благодаря безоговорочной поддержке властей. Именно в рамках президентской программы "За примирение и согласие" произошло торжественное перезахоронение его праха в Москве. Очевидно, что такое беспрецедентное внимание к Ильину не случайно. Похоже, в его работах власть, наконец, нашла ту национальную идею, к поиску которой она призывала последнее десятилетие. Ведь в его работах очень удачно соединяются патриотизм, православие и государственничество. К тому же, очень кстати, Ильин оказался еще и ярым антикоммунистом. Полный джентльменский набор, как говориться...В общем, для власть имущих, православный философ подошел как нельзя лучше.
В поисках новой политической доктрины политические элиты постсоветской России вновь открыли труды давно забытого философа, которого советское правительство вынудило отправиться в 1922 г. в изгнание, и который жил до 1938 г. в Берлине, а затем в Швейцарии. Ильина провозгласили "блестящим мыслителем" и "провозвестником грядущей России". В современном восприятии Ильина, наряду с его философско-правовыми работами, в которых он, среди прочего, развивает свою идею будущей конституционной структуры России, на передний план выходит, прежде всего, его позднее творчество. Здесь эти вопросы дискутироваться не будут; задача настоящей статьи скорее в том, чтобы напомнить факты биографии и творчества Ильина, которые слишком мало обсуждаются при освоении его духовного наследия.
После того, как Ильин был выслан за пределы Советского Союза, он поселился в Германии, где занялся преподавательской деятельностью в Русском институте. Так вот, этот Русский институт состоял в т.н. "Лиге Обера". "Лига Обера" очень любопытная организация, ее полное название звучит как "Международная лига борьбы против III Интернационала". Другой схожий вопрос - взаимоотношения Ильина и лиги Обера. Сам факт контактов налицо. Известно, что Лодыженский, председатель русской секции Лиги, был знаком с Ильиным. Ильин писал вещи вполне в духе тематики Лиги. В русской Википедии нет статей ни о Ю.И.Лодыженском, ни о Т.Обере, ни о «Международном антикоммунистическом соглашении» («Лиге Обера»). Это очень досадный информационный пробел. До второй мировой войны Ладажинский занимался переброской в СССР контрреволюционной литературы белоэмигрантских организаций «Лига Обера» и «Легион Христов», был связан с реакционными кругами Франции. (http://veteran1941-45.narod.ru/9may/m10009182.htm) К счастью, в 2007 г. издательством «Айрис-пресс» тиражом 1500 экз. была выпущена книга воспоминаний Ю.И.Лодыженского «От Красного Креста к борьбе с коммунистическим Интернационалом», объединившая под своей обложкой две его книги: «Из записок военного врача эпохи второго российского «Смутного времени» и «Международное антикоммунистическое движение». Первая из них обнимает временной период 1907-1925 гг., вторая – 1924-1950 гг. У Лодыженского есть информация о контактах Лиги с нацистами. Лига даже какую-то бумагу подписала типа о лояльности/поддержке национал-социализма - Лодыженский упоминает как вынужденный шаг. Интересно, что у Лодыженского относительно много говорится об Ильине в Германии, но практически ничего о Швейцарии.
Самое удивительное, что нашего философа совсем не смущала фашистская сущность этой организации. Среди творчества Ильина, а его перу принадлежат около 40 книг и более 300 статей, можно найти не только откровенные националистические эссе, но и панегирики немецкому национал-социализму и итальянскому фашизму! Причем некоторые из статей появились уже после 45 года, когда ужасы фашизма уже не требовали доказательств. Особо выделяются две статьи: "Национал-социализм. Новый дух" 1933 года и "О фашизме" 1948 года. Чтобы ни у кого не возникало иллюзий насчет содержания этих статей, приведу несколько цитат.
"Европа не понимает национал-социалистического движения. Не понимает и боится. И от страха не понимает еще больше. И чем больше не понимает, тем больше верит всем отрицательным слухам, всем россказням "очевидцев", всем пугающим предсказателям"
"...я категорически отказываюсь расценивать события последних трех месяцев в Германии с точки зрения немецких евреев, урезанных в их публичной правоспособности, в связи с этим пострадавших материально или даже покинувших страну. Я понимаю их душевное состояние; но не могу превратить его в критерий добра и зла, особенно при оценке и изучении таких явлений мирового значения, как германский национал-социализм" Понимаете, для Ильина фашизм - это лишь россказни немецких евреев, а смотреть на Гитлера их глазами, значит "втягиваться в перекличку ненависти и злобы"! "Я отказываюсь судить о движении германского национал-социализма по тем эксцессам борьбы, отдельным столкновениям или временным преувеличениям, которые выдвигаются и подчеркиваются его врагами" . "Мы советуем не верить пропаганде, трубящей о здешних "зверствах", или, как ее называют, "зверской пропаганде". Есть такой закон человеческой природы: испугавшийся беглец всегда верит химерам своего воображения и не может не рассказывать о чуть-чуть не настигших его "ужасных ужасах"
Напоминаю, 1933 год, уже 11 лет у власти Муссолини, уже написана гитлеровская "Майн Кампф", а для Ильина это все "химеры воображения".
"Что cделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе ...Пока Муссолини ведет Италию, а Гитлер ведет Германию - европейской культуре дается отсрочка"
"До сих пор европейское общественное мнение все только твердит о том, что в Германии пришли к власти крайние расисты, антисемиты; что они не уважают права; что они не признают свободы; что они хотят вводить какой-то новый социализм; что все это "опасно" и что, как выразился недавно Георг Бернгард <...>, эта глава в истории Германии, "надо надеяться, будет короткой"... Вряд ли нам удастся объяснить европейскому общественному мнению, что все эти суждения или поверхностны, или близоруки и пристрастны"
Здесь думаю, комментарии излишни.
"То, что совершается, есть великое социальное переслоение; но не имущественное, а государственно-политическое и культурно-водительское (и лишь в эту меру - служебно-заработанное)"
"Удаляется все, причастное к марксизму, социал-демократии и коммунизму; удаляются все интернационалисты и большевизаны; удаляется множество евреев..."
"Дух национал-социализма не сводится к "расизму". Он не сводится и к отрицанию. Он выдвигает положительные и творческие задачи. И эти творческие задачи стоят перед всеми народами. Искать путей к разрешению этих задач обязательно для всех нас. Заранее освистывать чужие попытки и злорадствовать от их предчувствуемой неудачи - неумно и неблагородно. "
" Новый дух» национал-социализма имеет, конечно, и положительные определения: патриотизм, вера в самобытность германского народа и силу германского гения, чувство чести, готовность к жертвенному служению (фашист-ское «sacrificio»), дисциплина, социальная справедливость и внеклассовое, братски-всенародное единение. Этот дух составляет как бы субстанцию всего движения; у всякого искреннего национал-социалиста он горит в сердце, напрягает его мускулы, звучит в его словах и сверкает в глазах. Достаточно видеть эти верующие, именно верующие лица; достаточно увидеть эту дисциплину, чтобы понять значение происходящего и спросить себя: «да есть ли на свете народ, который не захотел бы создать у себя движение такого подъема и такого духа?...» Словом - этот дух, роднящий немецкий национал-социализм с итальянским фашизмом. Однако не только с ним, а еще и с духом русского белого движения".
И этого человека, с государственными почестями за государственный счет хоронят у нас, в стране, победивший фашизм! Причем, все это происходит с полным одобрением РПЦ. Определённое влияние на возрождение идей Ильина и памяти о нём оказывает российский актёр и кинорежиссёр Никита Михалков. Популярность идеи Ильина набирают и среди Русской православной церкви. Цитаты из трудов Ильина использовали в своих речах генеральный прокурор В. В. Устинов и президент В. В. Путин . У РПЦ, кстати, полно таких "духовных" авторитетов: начиная от "невинноубиенного" Николая II, кончая "самым чтимым в православии праведником" о. Иоанном Кронштадтским. А они потом удивляются, откуда в России внезапно (sic!) возникли фашистские организации!?
С одной стороны, к тому моменту было известно несколько свидетельств и текстов, указывающих на первоначальные симпатии Ильина к фашизму и нацизму: 1) серия статей «Письма о фашизме», опубликованная в парижской эмигрантской газете «Возрождение» (конец 1925 – середина 1926) - результат поездки Ильина по Италии, где недавно к власти пришел Муссолини; 2) Резко полемическая, за гранью фола, статья в "Возрождении" (май 1933) в поддержку первых действий право-консервативного кабинета райхсканцлера А. Гитлера и вице-канцлера Ф. Папена. ( именно ее последние годы цитируют, желая уколоть Путина, что «любимый автор президента РФ» - антисемит. При этом никто не указывал, что статья была размещена еще весной 2002 г. в Интернете самими составителями Собр.соч. - http://iljinru.tsygankov.ru/works/vozr170533full.html 3) воспоминания И. Гессена о якобы ильинском авторстве "пышного адреса Гитлеру, возлагавшего на него сокрушение не только коммунизма, но и Маммоны" (Гессен И.В. Годы изгнания. Париж, 1979. - с. 242). 4) письмо Романа Гуля Ильину 1949 г. со словами «про-гитлеровец Ильин в 1933».
http://iljinru.tsygankov.ru/works/vozr170533full.html