Комментарии
- 26 сен 2019 20:15николай волковЛУДШИЕ СЫНЫ ! РУС!!!!!!!!!!!!
- 26 сен 2019 20:57Виктор РябовКак говорил Суворова чудо-богатыри! Молодцы воины!
- Александр ФетисовКомментарий удалён.
- 27 сен 2019 17:26Алексей ККремень-люди!
- 27 сен 2019 19:37Артур SЕго обороняли не 10 разных национальностей. Дом обороняли люди СОВЕТСКОЙ национальности именно Советской! Никто бы другой там не выжил. Начиная со святых девяностых эта национальность уничтожалась и уничтожается всеми способами. Заменяясь дарагими рассиянами ...чурками...кавказцами и прочими словами.
- 27 сен 2019 21:02Александр ФетисовВообще то 29 фамилий написано на фасаде здания защитников этого дома. Командовал ст. лейтенант Афанасьев.
- 27 сен 2019 21:12Александр ФетисовВ 13 гв. Воевал друг моего отца. Много, что рассказывал. С начала переправы 13 гв. Родимцева, до капитуляции группировки фашистов. Даже мысли не было о отступлении. Как он говорил, что мы выросли в землю и нас не выковорнуть. Вот это воля к победе. Я восхищаюсь нашими солдатами.
- 29 сен 2019 01:22Мария Бугаенкоgif
- 29 сен 2019 11:40Николай Ермак ответил Артуру S
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
"Нашествия"
НИЧТО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕДАНО ЗАБВЕНИЮ... ...
О ГЕРОЯХ БЫЛЫХ ВРЕМЕН...
27 сентября 1942 года - в ночь разведгруппа (3 бойца во главе с сержантом Я.Ф.Павловым) 42-го стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии захватила единственный уцелевший от бомбежки дом в центре Сталинграда и удерживала его почти трое суток.
В последующем гарнизон "Дома Павлова" (24 бойца различных национальностей, командир - лейтенант И.Ф.Афанасьев) в течение 58 дней отбивал атаки противника, а 24 ноября 1942 в составе полка перешел в наступление. На оперативной карте немецкого командующего сталинградской группировкой Паулюса «дом Павлова» был обозначен как крепость. Оборона "Дома Павлова" войдет яркой страницей в историю Великой Отечественной войны.
Дом Павлова
.....Полковник Елин решил воспользоваться затишьем и укрепить позиции полка. Он вызвал меня и отдал приказ штурмом взятъ четырехэтажный дом на площади 9-го Января, который местные жители называли райпотребсоюзом. Дом господствовал над всей прилегающей местностью, вплоть до Мамаева кургана. Из этого дома можно было фиксировать любое передвижение войск противника.
Возвратившись в батальон, я созвал штурмовую группу во главе с сержантом Яковом Павловым. Группу вооружил только автоматами и пулеметами. Кроме того, у каждого был штык-нож и по три гранаты Ф-1. Почему я избрал Павлова? Потому что это был энергичный, мужественный, исполнительный и в то же время находчивый сержант. Затем я договорился с командиром артиллерийского дивизиона об открытии по условленному сигналу массированного огня по дому, а с командиром 7-й роты — об огневой поддержке группы Павлова.
С наступлением темноты 27 сентября я с ординарцем Колей Формусатовым, связным Сашей Болдыревым, расчетом ручного пулемета и медицинской сестрой Марией Лодыченко вместе с группой Павлова выдвинулся на исходные позиции, которые находились в развалинах впереди мельницы, в нескольких десятках метров от дома, который предстояло штурмовать.
Дом Павлова после окончания Сталинградской битвы.
В двадцать два часа по моему приказу Коля Формусатов дал условленный сигнал, пустив в сторону Волги красную, а затем зеленую ракеты. Через считанные секунды артиллерийский дивизион открыл ураганный огонь по дому. Заработала и вся оборона батальона.
К этому времени в Сталинграде уже традиционно сложилось, что как только начинался бой на участке какого-то батальона, полка или дивизии, наши войска открывали огонь по всему фронту, чтобы скрыть истинное направление удара. И на этот раз не было исключения. Как только были произведены первые выстрелы артдивизиона, сразу же загрохотал весь передний край обороны наших войск в городе.
Но вот огонь артиллерийского дивизиона по дому прекратился, и я дал команду группе Павлова: «Вперед!» Мы видели, как они темными тенями бросились к дому и скрылись в проломе стены. Сразу же оттуда послышались автоматные очереди, а потом все стихло. Началось томительное ожидание, которое длилось двадцать минут, но мне оно показалось вечностью. Наконец от Павлова прибежал посыльный Черноголов и принес от него письменное донесение:
«Командиру батальона гвардии капитану Жукову. Дом взят. Жду дальнейших указаний, 28.9.42 г. Павлов».
Подняв свою группу, я вместе с ней, преодолев открытое пространство, через пролом тоже попал в дом. Сержант Павлов доложил, что противник оставил дом, но в самом конце дома в полуподвальном помещении есть люди. Судя по отрывкам разговора — русские.
Вместе с Павловым мы еще раз обошли весь дом и, убедившись, что противника действительно нет, направились в помещение, где предположительно были люди. Приняв все меры предосторожности, открыли дверь и осветили фонариком помещение. В страхе прижавшись, друг к другу, в углу стояли несколько женщин и детей и широко открытыми испуганными глазами смотрели на нас.
Вдруг у одной женщины, лет двадцати пяти, страх пропал, она улыбнулась и крикнула:
— Господи, так это же наши, наши!
Женщины бросились к нам, стали обнимать и целовать.
— Спасители наши… Спасибо вам, — шептали они.
Отправив женщин и детей на берег Волги к переправе, мы с сержантом Павловым обсудили все меры по обороне дома, и я, пообещав ему прислать подкрепление, направился на позиции батальона.
С наступлением темноты по моему приказу Павлову было отправлено 2 станковых и 6 ручных пулеметов, 2 противотанковых ружья и сорокапятимиллиметровая противотанковая пушка. Туда же направились дивизионный и артиллерийский наблюдатели для доклада генерал-майору Родимцеву о передвижениях немецких войск и для корректировки артиллерийского огня из-за Волги.
Когда я о принятых мерах доложил командиру полка полковнику Елину, он их полностью одобрил, но в заключение добавил:
— Смотри, Жуков, головой мне отвечаешь за этот дом!
На следующую же ночь я приказал заминировать все подступы к дому со стороны противника противопехотными минами, а где могли пройти танки — и противотанковыми. В дополнение ко всему саперы вокруг дома протянули спираль Бруно.
К нашему счастью, кладка дома была настолько прочной, что артиллерийские снаряды делали только выбоины или, в крайнем случае, пробоины, но стены стояли, как монолит.
В течение месяца, с конца сентября и до 28 октября 1942 года, немцы почти ежедневно, а то и по нескольку раз в день штурмовали дом, но защитники дома во главе с Яковом Павловым мужественно отражали все атаки. Оставив на подступах к дому множество трупов, противник снова отходил на свои позиции.
Особенно крупные силы противник стал накапливать на подступах к дому в конце октября. Чтобы сорвать план противника овладеть домом, было принято решение во второй половине дня 28 октября всем батальоном перейти в наступление. Завязался кровопролитный бой, который длился до самого вечера. Немцы несколько раз переходили в контратаки, но каждый раз метким огнем их встречал двадцатилетний станковый пулеметчик Илья Воронов. Это был настоящий богатырь. Даже будучи раненным, он продолжал вести огонь по врагу. А когда к вечеру закончились патроны и немцы попытались захватить мужественного воина, он, выдергивая чеку зубами, так как левая рука после ранения уже не действовала, забросал их гранатами Ф-1.
Когда атаки врага прекратились, Воронов, весь израненный, не только пытался сам ползти, но здоровой правой рукой тащил за собой и пулемет. В это время к нему подоспела группа бойцов, которую я выслал ему на помощь. Они вынесли с поля боя и Воронова, и его пулемет. Когда я подошел к нему, превозмогая боль, он произнес:
— Ох, и побил же я их, гадов! Это я за Пашу Демченко отомстил! — потом внимательно посмотрел на меня и тихо попросил: — Товарищ капитан, попросите начальника медсанбата, чтобы он не отправлял меня в тыловой госпиталь, чтобы после излечения я снова попал в свой батальон.
Я пообещал, но в медсанбате у него обнаружили около десятка пулевых и осколочных ранений, в том числе несколько тяжелых, а в довершение ко всему ампутировали ногу, так что он не только в свой батальон, но и вообще уже на фронт не попал.
Это был для батальона самый тяжелый бой. Мы потеряли почти шестьдесят процентов личного состава. Погиб командир 7-и роты Наумов, ранены Афанасьев, Глущенко, Гридин, Черноголов. Но дом мы все-таки отстояли!
… Когда был пленен командующий 6-й немецкой армией генерал-фельдмаршал Паулюс, то на первом же допросе он чистосердечно признался, что при попытках захватить дом на площади 9-го Января Германия потеряла больше своих солдат, чем при завоевании Франции.
Источник: Солдаты Сталинграда. Волгоград:Издатель, 1998.
Павлов Яков Федотович
17.10.1917 - 28.09.1981
Герой Советского Союза
Павлов Яков Федотович - командир пулемётного отделения 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии 62-й армии Донского фронта, гвардии старший сержант.
Родился 4 (17) октября 1917 года в деревне Крестовая ныне Валдайского района Новгородской области в крестьянской семье. Русский. Окончил начальную школу.
В Красной Армии с 1938 года. Во время Великой Отечественной войны, участие в которой он принимал с июня 1941 года, Я.Ф. Павлов был командиром пулемётного отделения, наводчиком орудия и командиром отделения разведки; участвовал в боях на Юго-Западном, Донском, Сталинградском, 3-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах, пройдя боевой путь от Сталинграда до Эльбы. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года.
В период оборонительных боёв в городе Сталинграде (ныне город-герой Волгоград) в ночь на 27 сентября 1942 года, выполняя приказ командира роты 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии (62-я армия, Донской фронт) старшего лейтенанта Наумова И.И., разведывательная группа (ефрейтор Глущенко В.С., красноармейцы Александров А.П., Черноголовый Н.Я.), возглавляемая командиром пулемётного отделения сержантом Павловым Я.Ф., захватила в центре города чудом уцелевший 4-этажный жилой дом № 61 Сталинградского облпотребсоюза по улице Пензенской, чтобы закрепиться в нём и не допустить прорыв немецких войск к реке Волге в районе площади 9 января (ныне площадь имени Ленина).
На командный пункт 42-го гвардейского стрелкового полка, находившийся напротив, в разрушенной мельнице, Я.Ф. Павлов отправил донесение: «Немцев выбил, закрепился. Прошу подкрепления. Павлов». После этого его группа удерживала дом, вошедший в историю Сталинградской битвы как «Дом Павлова», в течение почти трёх суток...
На третьи сутки в «Дом Павлова» прибыло подкрепление: пулемётный взвод гвардии лейтенанта Афанасьева И.Ф. из 3-й пулемётной роты, группа бронебойщиков и автоматчиков. Гарнизон дома увеличился до 24-х человек. Гвардейцы при помощи сапёров усовершенствовали оборону дома, заминировав все подходы к нему, прорыли небольшую траншею, по которой поддерживалась связь с командованием, доставлялось продовольствие, боеприпасы. Позднее, в подвале дома был установлен полевой телефон (позывной «Маяк»). Дом стал неприступной крепостью! Героическая оборона «Дома Павлова» продолжалась до дня ликвидации группировки немецко-фашистских войск в районе Сталинграда.
В течение 58-и дней (с 27 сентября 1942 года по 2 февраля 1943 года) легендарный гарнизон советских воинов-гвардейцев, представителей шести национальностей народов Советского Союза, удерживал «Дом Павлова» и не отдал его врагу. А когда гитлеровцам всё же удалось разрушить одну из стен дома-крепости, бойцы шуткой отвечали: «У нас есть ещё три стены. Дом, как дом, только с небольшой вентиляцией».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года
старшему сержанту Павлову Якову Федотовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6775).
В 1946 году отважный воин-гвардеец демобилизован. Окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, работал в народном хозяйстве.
Скончался 29 сентября 1981 года. Похоронен в городе Новгороде (ныне - Великий Новгород) на Западном кладбище.
Награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Решением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 7 мая 1980 года «за особые заслуги, проявленные в обороне города и разгроме немецко-фашистских войск в Сталинградской битве» Я.Ф. Павлову присвоено звание «Почётный гражданин города-героя Волгограда».
Имя Героя Советского Союза Якова Павлова присвоено школе-интернату для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей города Великий Новгород и судну Министерства рыбного хозяйства. В Новгороде, на доме где жил Герой, установлена мемориальная доска.
***
«Этот дом в конце сентября 1942 года был занят сержантом Павловым Я. Ф. и его боевыми товарищами Александровым А. П., Глущенко В. С., Черноголовым Н. Я. В течение сентября-ноября 1942 года дом героически защищали воины 3-го батальона 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии: Александров А. П., Афанасьев И. Ф., Бондаренко М. С., Воронов И. В., Глущенко В. С., Гридин Т. И., Довженко П. И., Иващенко А. И., Киселев В. М., Мосиашвили Н. Г., Мурзаев Т., Павлов Я. Ф., Рамазанов Ф. 3., Сараев В. К., Свирин И. Т., Собгайда А. А., Торгунов К., Турдыев М., Хайт И. Я., Черноголов Н. Я., Черныщенко А. Н., Шаповалов А. Е., Якименко Г. И.»
Обороняли дом Павлова бойцы 10 национальностей – грузин Масиашвили и украинец Лущенко, еврей Лицман и татарин Рамазанов, абхаз Сукба и узбек Тургунов. Так дом Павлова стал настоящим оплотом дружбы народов во время Великой Отечественной войны.
Данные о количестве защитников колеблются от 24 до 31. В подвалах также находились более тридцати гражданских лиц, некоторые были тяжело ранены в результате пожаров, которые возникали после атак немецкой артиллерии и бомбардировок. Дом Павлова обороняли военнослужащие разных национальностей..
СЛАВА ГЕРОЯМ НАШЕЙ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ !