Незнакомый андалусский фольклор, или скрипка своими руками
Во всём мире жаркая Андалусия и Испания в целом ассоциируются с надрывным пением фламенко, игрой на гитаре, стуком кастаньет и жизнеутверждающим «Оле!», но и есть другая разновидность местного фольклора – необычная и с глубоким смыслом, присущая таким городам как Гранада, Малага, Альмерия, Хаэн и Кордова и находящаяся буквально на грани исчезновения.По мнению историка, автора многих научных работ и профессора музыки Рамона Родригеса, именно это искусство наиболее близко рабочему классу - простым работникам сельского хозяйства. В этих муниципалитетах (или как их называют в Испании, комарках) традиционным музыкальным инструментом является скрипка, которую ошибочно относят только к кельтскому фольклору, забывая о её роли в культуре южных регионов Испании. В Андалусии на скрипке по традиции играли на всех местных посиделках – рондас и вердьялес, аккомпанируя лирическим «тробос» (старинные песни о любви) и ритмичным «фанданго» (традиционный энергичный андалусский танец под гитару, кастаньеты и скрипку). В числе приверженцев этой части андалусского фольклора – Доротео Идальго, скрипач-самоучка из небольшого посёлка Чарилья (Хаэн), который скончался в 2013 году на 99-м году жизни. Его Родригес считает настоящим героем, потому что музыкант сумел не только отразить в своём творчестве традиционные «фанданго», которые танцевались ещё при свете средневековых лампад, но и выпустить музыкальный альбом в этом стиле. Причём скрипач умело сочетал свою необычную творческую деятельность с нелёгкой профессией рядового почтальона.Среди других «нестандартных» музыкальных инструментов, формирующих фольклор Андалусии, нельзя не отметить своеобразный прототип маракаса - чичарру и «усовершенствованный цветочный горшок» самбомбу, которые жители изготовляли из любых подручных материалов, в том числе из сточных труб. Домашние же скрипки в основном выполняли из металла или картона. «Сегодня уже никто не экспериментирует с созданием скрипок своими руками, потому что гораздо дешевле купить какую-нибудь китайскую подделку», - не без сожаления отмечает Родригес. Фламенко же, напротив, с каждым годом всё больше завоевывает популярность. Ведь атмосферу этого спектакля сложно забыть: когда гаснет свет, сердце, словно начинает чаще биться, а нетерпеливая публика принимается перешёптываться в предвкушении страстного шоу. Постепенно зал умолкает, и, словно из пустоты, доносятся первые гитарные аккорды. Зрители замирают в ожидании чуда…Фламенко всегда играло важную роль в культуре Испании, но в последние годы этот эмоциональный стиль танца, пения и жизни стал уже чем-то больше, чем просто очередная достопримечательность. В Кордове даже существует специальный Национальный конкурс искусства фламенко (CNAF). В первый раз он прошёл ещё в 1956 году, и тогда всё его внимание было сконцентрировано на «канте хондо» - надрывном стиле пения, возникшем в результате слияния мавританской культуры и цыганской музыки. В настоящее время CNAF проходит регулярно один раз в три года и включает уже три номинации: пение, танец и игра на гитаре. Хочется надеяться, что будущее есть не только у испанской гитары, но и у андалусских чичарры и самбомбы. Ведь однажды в другой автономии Испании - Стране Басков - уже спасли от исчезновения не менее старинную составляющую местного фольклора. Десять лет назад никто и понятия не имел об особом стиле декламации стихов на баскском языке - «версолари», а сегодня у необычных поэтических чтений уже много верных поклонников.
Андалусия по- русски . Испания .
:Ольга Воронкова
Незнакомый андалусский фольклор, или скрипка своими руками
Во всём мире жаркая Андалусия и Испания в целом ассоциируются с надрывным пением фламенко, игрой на гитаре, стуком кастаньет и жизнеутверждающим «Оле!», но и есть другая разновидность местного фольклора – необычная и с глубоким смыслом, присущая таким городам как Гранада, Малага, Альмерия, Хаэн и Кордова и находящаяся буквально на грани исчезновения.По мнению историка, автора многих научных работ и профессора музыки Рамона Родригеса, именно это искусство наиболее близко рабочему классу - простым работникам сельского хозяйства. В этих муниципалитетах (или как их называют в Испании, комарках) традиционным музыкальным инструментом является скрипка, которую ошибочно относят только к кельтскому фольклору, забывая о её роли в культуре южных регионов Испании.
В Андалусии на скрипке по традиции играли на всех местных посиделках – рондас и вердьялес, аккомпанируя лирическим «тробос» (старинные песни о любви) и ритмичным «фанданго» (традиционный энергичный андалусский танец под гитару, кастаньеты и скрипку).
В числе приверженцев этой части андалусского фольклора – Доротео Идальго, скрипач-самоучка из небольшого посёлка Чарилья (Хаэн), который скончался в 2013 году на 99-м году жизни. Его Родригес считает настоящим героем, потому что музыкант сумел не только отразить в своём творчестве традиционные «фанданго», которые танцевались ещё при свете средневековых лампад, но и выпустить музыкальный альбом в этом стиле. Причём скрипач умело сочетал свою необычную творческую деятельность с нелёгкой профессией рядового почтальона.Среди других «нестандартных» музыкальных инструментов, формирующих фольклор Андалусии, нельзя не отметить своеобразный прототип маракаса - чичарру и «усовершенствованный цветочный горшок» самбомбу, которые жители изготовляли из любых подручных материалов, в том числе из сточных труб. Домашние же скрипки в основном выполняли из металла или картона.
«Сегодня уже никто не экспериментирует с созданием скрипок своими руками, потому что гораздо дешевле купить какую-нибудь китайскую подделку», - не без сожаления отмечает Родригес.
Фламенко же, напротив, с каждым годом всё больше завоевывает популярность. Ведь атмосферу этого спектакля сложно забыть: когда гаснет свет, сердце, словно начинает чаще биться, а нетерпеливая публика принимается перешёптываться в предвкушении страстного шоу. Постепенно зал умолкает, и, словно из пустоты, доносятся первые гитарные аккорды. Зрители замирают в ожидании чуда…Фламенко всегда играло важную роль в культуре Испании, но в последние годы этот эмоциональный стиль танца, пения и жизни стал уже чем-то больше, чем просто очередная достопримечательность.
В Кордове даже существует специальный Национальный конкурс искусства фламенко (CNAF). В первый раз он прошёл ещё в 1956 году, и тогда всё его внимание было сконцентрировано на «канте хондо» - надрывном стиле пения, возникшем в результате слияния мавританской культуры и цыганской музыки. В настоящее время CNAF проходит регулярно один раз в три года и включает уже три номинации: пение, танец и игра на гитаре.
Хочется надеяться, что будущее есть не только у испанской гитары, но и у андалусских чичарры и самбомбы. Ведь однажды в другой автономии Испании - Стране Басков - уже спасли от исчезновения не менее старинную составляющую местного фольклора. Десять лет назад никто и понятия не имел об особом стиле декламации стихов на баскском языке - «версолари», а сегодня у необычных поэтических чтений уже много верных поклонников.