О ИВАНЕ ЛЕОНТЬЕВИЧЕ БАЙКАЛОВЕ

Материал о знаменитом на всю страну нашем земляке, садоводе – селекционере, заслуженном агрономе РФ, кандидате биологических наук, почётном гражданине Бейского района, члене совета стариков Саянского казачьего округа Иване Леонтьевиче БАЙКАЛОВЕ.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ «Революционность и значение полученных результатов сибирским агрономом-селекционером из Абакана трудно переоценить. Это настоящий прорыв не только в сибирском садоводстве, но и в садоводстве вообще. То, что в одиночку сделано Иваном Леонтьевичем Байкаловым, под силу разве что специализированным научным учреждениям и целым производственным объединениям".
Г.Титова, профессор кафедры плодоовощеводства Новосибирского государственного агроуниверситета СО РАН.

БИОГРАФИЯ и ГЕОГРАФИЯ
И.Л. БАЙКАЛОВ родился 28 июля 1932 года в селе Большой Монок Бейского района Хакасской автономной области, в многодетной семье Леонтия Ивановича и Марии Парамоновны Байкаловых. Как следует из краткой истории енисейского казачества, после подписания в 1727 году русско-китайского договора о сферах влияния и установления линии границы между Россией и Китаем, красноярскими, кузнецкими и томскими казаками на ней были основаны первые в Минусинской котловине казачьи посты и караулы. Постепенно вокруг них возникли русские сёла и деревни. Так, в 1759 году на месте слияния рек Абакан и Монок, был заложен казачий пост, а к лету 1768 года на его месте возникло новое поселение Байкалово, основателями которого были четверо красноярских казаков: Байкалов, Макаров, Ермолаев и Терсков. Позднее, в 1851 году Байкалово, во избежание путаницы, (т.к. в Минусинском уезде имелось ещё одно поселение с таким же наименованием), было переименовано в деревню Монуцкую, казённую, при реке Монок. 
Все деды и прадеды Ивана Леонтьевича по отцовской линии были монокскими казаками: Александр, Афанасий, Григорий, Егор, Леонтий, Модест... По воспоминаниям старожилов этих мест,  они являлись добросовестными тружениками - сельскими хлеборобами и трудились на своих земельных участках от зари до зари – в поте лица добывали себе и своим близким хлеб насущный. В печально известные тридцатые годы многие из них были репрессированы - пострадали за принадлежность к казачьему сословию. Думается, что именно от них это отменное качество - любовь к родной земле и неуемное желание трудиться на ней не покладая своих рук, передалось и самому Ивану Леонтьевичу...
ВОСПОМИНАНИЯ ЗЕМЛЯКА
Откровенно сказать, не каждому дано прожить на этой земле восемь полных десятков лет и, оставаясь в добром здравии и крепкой памяти, донести свои воспоминания о днях прошедших до нас с вами, уважаемые читатели: «…Моя малая Родина - село Большой Монок,  находится в Бейском районе РХ, у самого подножия отрогов Саянских гор, живёт в моём сердце всегда. Не любить его нельзя. Природа щедро одарила здешние места дивными красотами. У границы села – река Абакан, зажатый с двух сторон седыми Саянами, с рёвом вырывается на степной простор. Рокот речных волн далеко раздаётся в ночной деревенской тиши. Расположенная неподалёку от села гора Папальчиха одновременно и недоступна, и гостеприимна. Южная сторона её представляет собой многометровые обрывистые горные кручи, словно расположена она и не в Сибири вовсе, а где-нибудь на Кавказе. Северная же сторона горы покрыта густым березовым лесом, под покровом которого роскошь медвяного разнотравья, оранжевое зарево жарков и синее море незабудок…».

Иван Леонтьевич, который доподлинно знает историю образования казацкого форпоста и поселения при нём, точно также как и историю возникновения колхоза. Собственно, становление колхоза происходило вначале на его глазах, а позднее и при непосредственном участии его самого. Вот что вспоминает ветеран: «…на бывших станичных казачьих землях и было образовано первое в селе «товарищество по совместной обработке земли». Весной 1929 года его реорганизовали в колхоз, который получил наименование «Горный Абакан». Его первым председателем был избран Григорий Степанович Байкалов, отец Ольги Григорьевны, учившей впоследствии многих местных ребятишек,  репрессированный в конце тридцатых годов... 
 В те годы репрессии являлись обычным делом и коснулись судеб многих монокских жителей. В составе колхоза имелось три полеводческие бригады, одна бригада по выращиванию конопли и животноводческие фермы. Сеяли рожь, яровые, коноплю, лён, знаменитые минусинские арбузы и некоторые другие сельхозкультуры. В предвоенное время колхоз «Горный Абакан» постоянно наращивал объёмы выпуска сельхозпродукции. Достигалось это, прежде всего, тяжёлым изнурительным трудом колхозников и колхозниц. Рабочий день в колхозе начинался, как только начинало светать, и продолжался весь световой день, до тех самых пор пока не стемнеет. Работать нашим родителям приходилось много. Они выполняли различную сельскую работу, будь-то в поле или на животноводческих фермах. Всё это приносило свои плоды. Медленно, но верно в предвоенные годы жизнь колхозников стало медленно, но верно, стала меняться к лучшему, на горизонте забрезжила надежда на сытые времена, но…  пришел день  22 июня 1941 года, когда   немцы напали на СССР. 
Началась Великая Отечественная война... Тяжёлым бременем легла она в тылу на женщин, стариков и подростков. Война принесла горе и слёзы во многие семьи монокских жителей. Деревенские ребятишки, с малолетства приученные к сельскому труду, свободно управлялись с лошадьми примерно с десятилетнего возраста. Они как могли, помогали своим матерям на колхозных полях и фермах. Подростки работала летом на сеноуборке, а те, кто были постарше, самостоятельно пахали, косили, возили зерно с полей на центральный склад. Как вспоминал Иван Леонтьевич,: «...военные годы были холодны и голодны. Питались мы в основном «подножным» кормом. В пищу шло всё: крапива, щавель, сарана... Занимались сбором дикого лука, заросли которого имелись на отвесных скалах в окрестностях Монока. Очень сильно выручала рыбалка. Она давала возможность хоть как-то разнообразить свой скудный рацион. Собирали на полях прошлогоднюю картошку, свёклу и чего греха таить, - собирали старые кости, которые мелко разрубали и пытались вываривать из них костный жир.
Ранней весной все школьники отправлялись на поля для сбора колосков, оставшиеся после уборки урожая. Ведро колосков за день – это был своеобразный рекорд. Белянки и грузди наполняли березовые леса, а рыжики росли для нас в красивом сосновом бору. Корни солодки служили заменителем сахара для любителей сладкого. Что и говорить, окрестные леса давали людям пищу и тепло, спасали в трудные военные годы односельчан от голодной смерти. На зиму припасали огородные культуры. Хорошо помню, как радовались  мы осенью доброму урожаю картошки, которая зачастую заменяла всем нам хлеб. 
 Непременной обязанностью каждого деревенского пацанёнка была заготовка дров в зимнее время для нужд семьи. Навсегда осталось в моей памяти, как в лютые тридцатиградусные морозы с топорами и санками наша ребячья ватага гуськом шла на абаканские острова - в Попалков, за  протоку  Агеиху, за сбором сушняка. Нарубив и нагрузив сообща каждому из подростков  грузили свой саночный воз, который часто не каждому взрослому то был под силу, наша ребячья компания, надрываясь и падая от усталости - Мишка, Кешка, Васька, Колька, Венька и два Ванчи Байкаловы, Павлик Сипкин, Лёнька Уваров, Толик Чердоков, Санька, Толька и Ванька Терские тащили свои возы на себе, и дорогой, как могли помогали друг другу, если кто-то уж совсем ослабевал...".
Как вспоминал Иван Леонтьевич :"...На все долгие годы войны подростки и женщины заменили своих отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Они и работали на колхозных полях и фермах. Их труд был организован таким образом, что домой приезжали только на выходной день, главным образом для того, чтобы постирать бельё и одежду, помыться в бане и между делом узнать новости. Всё остальное время находились в поле – на заготовке ли сена или на уборке хлеба. Спали в шалашах – «балаганах», в стогах или скирдах. Бригадиры бригад, а это были, как правило, возвратившиеся с войны по ранению или болезни инвалиды – фронтовики, слыли для нас пацанов непререкаемым авторитетом. Их слово было законом. Своё дело делала и наглядная агитация - помню,  все подходящие для этого стены и заборы были исписаны известкой лозунгами: «Всё для фронта. Всё для Победы!» или «Каждая горсть зерна золотого, как пуля, как воздух для фронта нужна!». 
У меня, как и у многих моих сверстников отцы были на фронте. Хорошо помню, с какой надеждой и тревогой мы ожидали вестей оттуда. Однако война есть война. Многие семьи вместо таких желанных писем своих родных и близких людей получали казённые конверты – похоронки. И поднимался в такие моменты над деревней жуткий бабий вой – это очередная мать-солдатка, в одночасье сделавшаяся многодетной вдовой с кучей голодных ребятишек, громко подвывавших ей, оплакивала потерю своего мужа или сына, сложившего свою голову (или пропавшего без вести) на фронте..."
И всё-таки молодость брала своё: тяжёлый, подчас просто непосильный физический труд для нас, подростков, всё-таки был не в тягость - мы хорошо понимали, что работаем на на нашу Победу. Это удесятеряло наши силы. Жизнь, это ведь не только война да непосильный труд в тылу. Сколько веселья, радости испытывала молодёжь в редкие и короткие минуты отдыха! При любой возможности пели, плясали, устраивали танцы под гармошку. Как тут не вспомнить наших звонкоголосых монокских девчонок – Наташу, Нину, Веру, Тамару Байкаловых, Полю и Лизу Юдановых, Нину Серёдкину, Машу Сергееву, Нину Кочнёву…".
 
"...В окрестностях села была расположена «фондовская» конеферма, которая все предвоенные и военные годы поставляла для нужд Красной Армии отборных строевых лошадей. Предполагаю, что вовсе неспроста местом её расположения был выбран наш  Монок. Районное руководство, похоже, хорошо понимало, что именно потомки казаков лучше многих других жителей знают толк в лошадях. О они  и принесут на этом поприще наибольшую пользу стране в деле обороны. И мы старались оправдать это высокое доверие. За годы войны здесь было выращено и отправлено для укомплектования кавалерийских и иных частей РККА сотни прекрасных лошадей. В этом деле был вклад и нас, табунщиков-мальчишек, которые пасли табуны, объезжали молодняк, водили коней в ночное…"
9 мая 1945 года весть о Великой Победе  пришла и в нашу небольшую деревню. Народ плакал и ликовал, в колхозной конторе был накрыт по этому случаю праздничный стол. Навсегда осталось в сердце и в памяти какая это была великая радость – Победа!!!. Вернулся с войны живым и мой отец - Леонтий Иванович. Как мне думается с высоты прожитых мною лет, его возращение также сыграло свою определённую роль в моём дальнейшем выборе – трудиться на земле. Вернувшись с войны  орденоносцем и членом партии, отец тут же был избран членом правления колхоза "Горный Абакан". Замечу, что мужского населения в предвоенные и военные годы в нашем селе значительно поубавилось: сказались лютые предвоенные репрессии 20-30-х годов в отношении большинства казачьих семей из Монока, и немалые потери земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Крепких мужских рук  часто не хватало, поэтому, после закрытия местной школы в 1944 году, я  тоже пошёл трудиться в колхоз. Кем только не приходилось трудиться в те годы: вручную косил траву на покосе, возил снопы зерна к месту обмолота, пас лошадей,  работал прицепщиком тракторной бригады... 
Однако где бы ни был, и чтоб не делал, я всегда помнил о своей детской мечте, можно сказать, - почти бредил ею и при первой же возможности постоянно вёл с отцом разговоры о закладке своего колхозного сада на своей малой Родине. Он в свою очередь, переговорил с председателем колхоза. И на одном из правлений они подняли вопрос перед членами правления. Правление приняло решение, что саду в Моноке - быть! Прошло совсем немного времени и мне представилась возможность самому поехать за саженцами в соседнее Иудино, где имелся свой колхозный сад. Время было трудное, послевоенное, голодное, но мне удалось выменять у сторожа за бутылку самогона несколько лишних саженцев и для своих собственных нужд. Эти саженцы я посадил у себя дома, на отцовской усадьбе и стал за ними ухаживать. С этого времени и началась моя «селекционная» работа с фруктовыми саженцами. С тех пор прошло много-много лет, давно нет в живых моих родителей, а некоторые из тех плодовых деревьев посаженных мною, живут и плодоносят до сих пор. А увлечение моё стало моим призванием и делом всей моей жизни…
Ещё одним ярким, незабываемым событием остался в моей памяти и праздничный майский день послевоенного 1948 года, когда нам, группе местных шестнадцати – семнадцатилетних  подростков вручали государственные награды - медали «За ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945г.г.». Это моя самая первая и самая дорогая для меня государственная награда.

В 1951 году, на 19-ом году жизни,  мне подошла пора идти на службу в Советскую Армию. Прослужив три года срочной службы, я демобилизовался в 1954 году, но свою мечту о разведении садов в Сибири не оставил. Наоборот, ещё более укрепился в ней. Все эти годы занимался садоводством и вопросами селекции растений по разведению и выращиванию ценных пород плодовых культур: в Аскизском ЛПХ, в овцесовхозе им Калинина Аскизского района, в совхозе им. 23 партсъезда Бейского района, на Минусинской опытной станции, в совхозе им. Кирова Алтайского района. Заочно окончил в 1979 году Всесоюзный Мичуринский сельскохозяйственный институт садоводства. Начал работать в 1944 году в колхозе «Горный Абакан», продолжал работу на садоводческом поприще вплоть до 1990 года, до самого ухода на пенсию. Несмотря на свой преклонный возраст, в меру своих сил занимаюсь этим направлением и теперь. Многие селекционные сорта, выведенные мною, успешно прошли государственные испытания и занесены в государственный реестр России. Всегда стремился сделать так, чтобы земля наша становилась красивее, а от моей деятельности была бы несомненная польза людскому сердцу и душе». 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как говориться, к словам нашего земляка, знаменитого садовода-селекционера, всю свою сознательную жизнь украшающего землю садами, добавить нечего. Вот только неплохо бы было увековечить его имя в названии улицы на его малой Родине. Думаю, он вполне заслужил это право своим трудом и всей своею жизнью.
.Сергей Байкалов
 Абакан- Большой Монок


PS Вечная память нашему земляку Ивану Леонтьевичу БАЙКАЛОВУ, ушедшему в мир иной в феврале 2014 года.

Комментарии