КАК ПРОВЕРИТЬ ФОРСУНКИ НЕ СНИМАЯ С ДВИГАТЕЛЯ: ИНСТРУКЦИЯ

Исправность и стабильность системы впрыска топлива — залог эффективной работы двигателя внутреннего сгорания. На современных бензиновых и дизельных автомобилях за это отвечают форсунки. Естественный износ, засор и прочие неполадки инжектора приводят к массе проблем — от затруднённого запуска мотора до нестабильных холостых, потери динамики, повышения расхода топлива. Проверять форсунки двигателя рекомендуется не реже одного раза каждые 20 тыс. км пробега. Несмотря на кажущуюся сложность, выполнить эту процедуру можно своими руками несколькими способами. Без специального оборудования.
Что такое форсунки?
Форсунка — это элемент системы принудительного впрыска топлива инжекторного двигателя. Представляет собой клапан, через который в камеру сгорания подаются точно выверенные порции бензина или солярки. Назначение форсунки — своевременно открываться и закрываться, пропуская определённый объём топлива, зависящий от текущего режима работы двигателя. Чтобы горючее лучше перемешивалось с воздухом и легче воспламенялось, оно должно качественно распыляться.
Где установлены форсунки?
Конструктивно топливная форсунка должна находиться в верхней части цилиндра. В классических движках впрыск осуществляется непосредственно в камеру сгорания — полость над поршнем в верхней мёртвой точке. Есть также решения, когда форсунка распыляет топливо в предварительную камеру. По задумке инженеров это должно улучшать перемешивание горючего с воздухом.
Если в верхней части поршня предусмотрено углубление, то оно используется для лучшего смешивания топлива с воздухом. В таких двигателях форсунки установлены в направлении этих углублений, и подают бензин прямо в смесительную камеру в поршне. Такое решение особенно хорошо показало себя в дизельных моторах, поскольку солярка воспламеняется гораздо неохотнее, чем бензин.
Поскольку система впрыска нуждается в периодическом обслуживании, форсунки устанавливаются на двигателе с учётом их доступности. К ним должно быть также легко добраться, как до свечей зажигания.
Сколько форсунок в двигателе?
В дизельных двигателях на каждый цилиндр предусмотрена одна форсунка. В устаревших бензиновых моторах, которые пришли на смену карбюраторным, она всего одна. Называется такая система впрыска — моноинжектор. Установлено устройство непосредственно перед дроссельной заслонкой и работает на все цилиндры, независимо от их количества.
Примерно с 90-х годов прошлого века на всех бензиновых двигателях устанавливается по одной форсунке на каждый цилиндр. То есть, в четырёхцилиндровом силовом агрегате их должно быть четыре штуки. Каждая из них срабатывает в конце такта сжатия перед рабочим ходом поршня. За слаженную и своевременную работу форсунок отвечает электронный блок управления. Момент впрыска и дозирование топлива осуществляется по заложенным в программе таблицам в зависимости от режима работы двигателя и сигналов с многочисленных датчиков.
Виды форсунок
Топливные форсунки бывают следующих четырёх видов:
Механические.
Электромагнитные.
Пьезоэлектрические.
Гидравлические.
В бензиновых двигателях повсеместно применяются электромагнитные форсунки. В некоторых простых дизелях установлены гидравлические. Самым технологически сложным и совершенным видом является пьезоэлектрическая форсунка. Они встречаются на дизельных двигателях с системой впрыска Common Rail. Основным их преимуществом является многократный впрыск топлива за один такт, что уменьшает ударные нагрузки и повышает эффективность двигателя.
Устройство и принцип работы гидравлической форсунки
Впрыск этого типа часто встречается на одноцилиндровых дизельных моторах. Основные элементы гидравлической форсунки — игольчатый распылитель и пружина. Работает следующим образом. Топливный насос высокого давления нагнетает солярку в форсунку. Пока давления недостаточно для преодоления сопротивления пружины, клапан закрыт. При достижении расчётного давления сопротивление пружины преодолевается, игла кратковременно открывает калиброванное отверстие и происходит впрыск топлива.
Система этого типа называется гидравлической, поскольку работоспособность обеспечивается только за счёт давления топлива. За своевременный впрыск отвечает насос и пружина в форсунке. Обычно для регулировки давления её срабатывания предусмотрен регулировочный винт. В более примитивных моделях это делается при помощи металлических шайб, которые подкладываются под пружину.
Устройство и принцип работы электромагнитной форсунки
Электромагнитные форсунки считаются наиболее удачным изобретением. Они сравнительно простые и одновременно надёжные. Но главное их преимущество в том, что ими можно очень точно управлять при помощи электрических импульсов. Практически на всех серийных бензиновых машинах установлены именно эти форсунки.
Рассмотрим, из чего состоит форсунка этого типа. Основной элемент — игольчатый клапан, приводимый в действие электромагнитом. Для подачи электрических импульсов и управления форсункой предусмотрен разъём. Принцип работы тоже очень простой. В нужный момент с ЭБУ подаётся импульс, который приводит в действие электромагнит. Клапан открывается, и находящееся под постоянным давлением топливо принудительно впрыскивается в камеру сгорания.
Признаки неисправности форсунок
Определить сбои в системе впрыска предварительно можно без доскональной диагностики — по изменениям в поведении двигателя. Чтобы он нормально работал, должно выполняться сразу несколько условий. Топливо должно впрыскиваться своевременно, в точно выверенном объёме, зависящем от режима работы мотора, и качественно распыляться. Если хоть одно из этих условий не выполняется, появляются проблемы.
Признаки неисправности форсунок бензинового двигателя:
неуверенный запуск (особенно на «холодную»);
нестабильные холостые обороты;
плохая приемистость;
«провалы» при наборе мощности;
потеря динамики;
подергивание во время движения;
чёрный дым из выхлопной системы;
нагар не кирпичного цвета на свечах зажигания;
периодические хлопки в выхлопную трубу;
заметное повышение расхода топлива.
Совет в помощь. Перед тем, как проверить форсунки при появлении этих признаков, стоит убедиться, что причина не в плохом топливе или системе зажигания. Если накануне вы посетили незнакомую заправку, слейте подозрительное топливо и залейте проверенное. Если не помогло, замените свечи зажигания на заведомо исправные. Как бы идеально не работали форсунки — без уверенной искры ничего работать нормально не будет. Еще полезно проверить компрессию в цилиндрах. Всё это быстро позволит сузить «круг подозреваемых».
Признаки забитых форсунок
Основная болячка системы впрыска — засорение калиброванных отверстий в форсунках. Они имеют очень маленькое сечение, а работают в жёстких условиях. Засорение приводит к уменьшению объёма впрыскиваемого топлива и ухудшению качества распыления.
Помимо перечисленных выше признаков на забитые форсунки может указывать троящий двигатель и белесый цвет электродов на свечах зажигания. «Мокрые» свечи могут быть признаком некачественного распыления топлива, что указывает на засор форсунок.
Причины засорения форсунок:
грязное некачественное топливо;
коррозия внутри топливного бака;
несвоевременная замена топливных фильтров;
неправильная работа системы зажигания;
износ или разрушение поршневых и маслосъёмных колец;
низкая компрессия в цилиндрах;
длительная работа ЭБУ в аварийном режиме (из-за неисправности какого-либо датчика);
естественное образование нагара.
Установить факт засора форсунок можно предварительно не снимая их с двигателя. Более точно узнать состояние распылителей возможно только после их демонтажа.
Как проверить работоспособность форсунок на инжекторных двигателях?
Простая проверка форсунок своими руками может быть выполнена несколькими способами. Ниже рассмотрены действия, которые можно проделать в любом гараже без спецоборудования и профессионального инструмента. Сначала рассмотрены методы, как проверить форсунки не снимая с двигателя. В завершение пару способов более детальной и наглядной диагностики (с демонтажом форсунок).
Проверка при помощи мультиметра (омметра)
Самый простой метод установить неисправность электромагнитной форсунки — проверить сопротивление обмотки её электромагнита. Для выполнения этой процедуры подойдёт любой мультиметр. Снятие форсунок не требуется.
Алгоритм:
Снимите минусовую клемму с АКБ.
Отсоедините разъём от форсунки.
Включите мультиметр в режим измерения сопротивления в минимальном диапазоне (обычно 0…200 Ом).
Подсоедините щупы к контактам в гнезде форсунки.
Зафиксируйте показания прибора.
Для высокоомных форсунок нормальным считается сопротивление порядка 11…16 Ом. Для низкоомных — 2…5 Ом. Если сопротивление гораздо меньше, то это указывает на межвитковое замыкание. Отсутствие показаний или бесконечно большое сопротивление указывает на обрыв. В обоих случаях форсунка неисправна и подлежит замене.
Недостаток способа. Измерение сопротивления позволяет выявить только полностью «мертвые» форсунки, что бывает достаточно редко. В случае отказа признаки неисправности проявляются более выражено, чем при засоре.
Проверка подачи питания на форсунки
Если измерение сопротивления не дало результатов, следующим шагом нужно проверить, доходит ли до форсунок управляющий сигнал с ЭБУ. Для этого потребуется тот же самый простой мультиметр. Перед тем, как проверить питание на форсунках, внимательно изучите правильную последовательность действий.
Алгоритм:
Отсоедините разъёмы всех форсунок.
Включите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения в диапазоне 0…20 В.
Включите зажигание, но двигатель не запускайте.
Подсоедините чёрный щуп мультиметра к «массе» или «минусу» АКБ.
Красным щупом произведите замеры на контактах отсоединённых от форсунок разъёмах.
На одном из контактов будет 0 вольт, а на втором напряжение, равное напряжению на клеммах АКБ (12.0…12.7 В). Отсутствие напряжения при включённом зажигании указывает на то, что сигнал на форсунки во время работы двигателя не подаётся. Необходимо прозвонить цепь и устранить причину.
Проверка пусковой форсунки (моновпрыск)
Форсунка моноинжектора устроена и работает так же, как обычная электромагнитная. Проверяется аналогично. Сначала выполняется замер сопротивления обмотки электромагнита. Затем проверяется питание клапана. В случае выявления неисправности деталь необходимо заменить.
Проверка форсунок на слух
Ещё один простой способ проверки системы впрыска без разборки. Для её выполнения потребуется медицинский стетоскоп. Альтернативный вариант — деревянная дощечка. Принцип диагностики сводится к тому, чтобы при работающем на холостом ходу двигателе расслышать срабатывание форсунок на всех цилиндрах. В момент впрыска пропускающая топливо игла издаёт характерный клацающий звук. На двигателях с гидравлическими форсунками эти щелчки можно услышать невооружённым слухом.
Обратите внимание. Иногда клацанье форсунок ложно путают с неисправными гидрокомпенсаторами клапанов газораспределительного механизма. Они издают очень похожий шум, из-за которого бензиновый двигатель может звучать, как дизель.
Проверка баланса форсунок
Цель диагностики — проверить равномерность впрыска всеми форсунками. Понадобится манометр для измерения давления в топливной рампе и оборудование для программной диагностики.
Алгоритм:
Отключите бензонасос.
Запустите двигатель и дождитесь, когда он заглохнет.
Подсоедините манометр.
Подключите бензонасос.
Подключите оборудование для диагностики.
Включите зажигание.
Зафиксируйте давление в рампе.
Программно включите первую форсунку.
Зафиксируйте падение давления.
Повторите процедуру для всех цилиндров.
Если падение давления имеет значительный разброс — впрыск неравномерный. Это указывает на то, что форсунки нуждаются в чистке. Нулевое падение давления свидетельствует об отказе соответствующей форсунки.
Проверка инжекторных форсунок на двигателях с Common Rail на перелив
Цель диагностики — проверить давление в топливной системе и отсутствие засора в форсунках. Принцип основан на том, что солярка, не поданная в камеру сгорания, возвращается обратно в бак через переливную систему. Для проведения диагностики понадобится медицинский шприц на 20 мл.
Алгоритм:
При работающем двигателе подсоедините шприц без поршня к «обратке» форсунки.
Подождите пару минут.
Отметьте количество сброшенного в «обратку» топлива.
Повторите процедуру для всех цилиндров.
Сравните результаты.
Если шприц пустой или в нём скопилось не более 5 мл солярки, значит форсунка работает исправно. Объём в 10…15 мл указывает на засор калиброванного отверстия. Сброс солярки в количестве более 20 мл/мин свидетельствует о сильном износе или критическом засоре форсунки.
Проверка форсунок на рампе
Цель диагностики — оценка баланса топливной системы и качества распыления топлива. Для выполнение потребуется снять топливную рампу вместе с форсунками. После демонтажа система подключается обратно, а форсунки располагаются над прозрачными ёмкостями.
Помощник включает зажигание и запускает стартер на несколько секунд. Второй человек отмечает количество поданного форсункой топлива и оценивает качество распыла. Если наблюдается однонаправленная струйка — устройство нуждается в чистке. Исправный впрыск даёт качественный распыл в виде мелкодисперсного тумана.
Внимание! В ходе проведения данной проверки соблюдайте меры противопожарной безопасности. Не допускайте курение, наличие источников открытого огня, попадания топлива на горячий выпускной коллектор. В случае разлива топлива уберите его сухой ветошью или дайте время на испарение.
Как продлить срок службы форсунок?
Современные форсунки являются достаточно дорогими деталями двигателя. В нормальных условиях они способны служить не менее 100 000 км пробега. Чтобы увеличить их ресурс, прислушайтесь к следующим рекомендациям:
Всегда заправляйте качественное топливо на проверенных АЗС.
Избегайте бензина и солярки, распространяемых «с рук».
Узнайте признаки наличия воды в бензобаке и своевременно принимайте меры по её устранению.
Регулярно меняйте топливные фильтры.
Каждые 20 000 км выполняйте диагностику форсунок.
В случае отказа одной из форсунок рекомендуется менять сразу весь комплект.
Автор: Андрей Савинов (Автоэксперт портала avto-idea.ru )
Сергей Василенков
#двигатель #форсунки #проверка #tvolk #тволк #Рассказово #ТамбовскаяОбласть https://tvolk.ru/news/novosti-kompaniy/kak_proverit_forsunki_ne_snimaya_s_dvigatelya_instruktsiya/

КАК ПРОВЕРИТЬ ФОРСУНКИ НЕ СНИМАЯ С ДВИГАТЕЛЯ: ИНСТРУКЦИЯ - 956078982294
КАК ПРОВЕРИТЬ ФОРСУНКИ НЕ СНИМАЯ С ДВИГАТЕЛЯ: ИНСТРУКЦИЯ - 956078982038
КАК ПРОВЕРИТЬ ФОРСУНКИ НЕ СНИМАЯ С ДВИГАТЕЛЯ: ИНСТРУКЦИЯ - 956078981782
КАК ПРОВЕРИТЬ ФОРСУНКИ НЕ СНИМАЯ С ДВИГАТЕЛЯ: ИНСТРУКЦИЯ - 956078981526
КАК ПРОВЕРИТЬ ФОРСУНКИ НЕ СНИМАЯ С ДВИГАТЕЛЯ: ИНСТРУКЦИЯ - 956078981270

Комментарии

Комментариев нет.