61АА7307597 Император Всероссийский Николай II
18 мая

В Омском архиве обнаружены уникальные сведения очевидцев о последней Пасхе в земной жизни адмирала Колчака, которую он праздновал в Омске.

Александр Васильевич Колчак был верующим человеком, и своё участие в Гражданской войне отождествлял стоянию за Родину и православие. Свою последнюю Пасху в земной жизни 20 апреля 1919 г. Верховный правитель адмирал А. В. Колчак встретил в Белом Омске вместе с архиепископом Омским и Павлодарским Сильвестром.
Праздник глазами современников.
Адмирал Колчак был почётным гостем на праздничном богослужении в Успенском Кафедральном соборе. Сохранились воспоминания присутствовавших на этом богослужении лиц.
Офицер английской королевской морской пехоты Томас Генри Джеймсон (1880 - 1970) в период Гражданской войны в чине капитана находился в составе экспедиции англичан, воевавших на стороне А. В. Колчака. В своих мемуарах он пишет:
"19 апреля лейтенант Берн и я к 11 часам вечера пошли в самый большой собор (Успенский Кафедральный - авт.) на полуночную православную службу. В русских церквях нет скамей, огромное здание было так плотно набито людьми, что к началу службы трудно было пошевелить пальцем. Хор занял свои места. Затем вышли священники с длинными бородами, в разукрашенных золотом головных уборах и великолепных одеждах. Служба началась пением. Не было никакой музыки, но пели прекрасно, собор наполнила незабываемая гармония голосов. Это было очень впечатляюще. Затем мы все вышли из собора, торжественным шествием обошли его и вновь вошли для окончания службы. Главный священник (архиепископ Сильвестр - авт.) стоял на возвышении. В полночь он поднял руки над головой и провозгласил звучным голосом: "Христос воскресе", - и все ответили русской фразой, выражающей радость от этой вести. Раздался громовой звон колоколов, люди целовались, зажигали свечи и пробирались к выходу, чтобы идти домой. По обе стороны ступеней храма было выставлено множество пирогов и огромных булок, покрытых розовой глазурью. Их покупали и давали нищим, с радостью принимавшим дары".
Николай Васильевич Устрялов (1890 - 1937) был юрисконсультом при Управлении делами Верховного правителя России, а затем директором пресс-бюро отдела печати колчаковского правительства. После разгрома Белого движения эмигрировал в Китай, преподавал в Харбинском университете. В 1935 г. возвратился в Москву. Находясь в изгнании, подготовил к публикации рукопись "Белый Омск". В ней читаем:
"Омск, 1919 год. 19 апреля (Великая суббота)... Вчера в два часа дня был в соборе. Торжественная служба в присутствии Верховного правителя, министров и "чинов до четвёртого класса включительно". Прошёл удачно и стал напротив этих особ, совсем недалеко от адмирала. Всматривался, как и все в его лицо. Физиономия не совсем русского типа. Интересные черты. Худой, сухой какой-то, быстрые чёрные глаза, чёрные брови, облик, напоминающий хищную птицу... Если вдаваться в фантазию, можно, пожалуй сказать, что чувствуется на этом лице некая печать рока, обречённости... За всю службу он перекрестился всего один раз, да ии то как-то нескоро, небрежно, да ещё в конце, когда прикладывался к плащанице, дважды опустился на колени и крестился уже как следует... По окончании Правитель обошёл войска, выстроившиеся на площади перед собором, и уехал на автомобиле. Приятно всё-таки, что опять Пасха - праздник, открыто чтимый государством, радостное торжество. Не то что в прошлом году..."
В воспоминаниях журналиста Л. В. Арнольдова есть записи об этом замечательном дне, первой и последней Пасхе в столичном Омске:
"На заутрене в главном омском соборе присутствовал сам Верховный правитель. А потом начались гуляния по центральной омской улице - Любинскому проспекту. Праздничная толпа, не помещаясь на тротуарах, зауживала мостовую. Автомобили и коляски осторожно пробирались среди пешеходов..."
В пасхальные апрельские дни 1919 года омские газеты писали: "В первый день Святой Пасхи Верховный правитель принимал у себя на квартире поздравления с праздником от фельдфебелей и вахмистров частей Омского гарнизона".
20 апреля, на Пасху, генерал Жанен, в сопровождении большой свиты, в парадном мундире, при орденах, благоухающий одеколоном "Шипр", явился в особняк на берегу Иртыша, где христосовался по православному обычаю с Адмиралом, а потом они "выпили по рюмке старой "смирновки", чистой и прозрачной как слеза". До того, как Жанен предаст Колчака и отдаст его на расправу в Иркутске, оставалось меньше года...
Как поздравляли в старом Омске.
Во время Первой мировой и Гражданской войн для поздравления высших чинов стал активно использоваться телеграф. Один из апрельских номеров официальной газеты Белого Омска "Правительственный вестник" писал: "К Верховному правителю ко дню Святой Пасхи поступили и продолжают поступать приветствия и поздравления от органов самоуправления, отдельных групп населения, должностных и частных лиц. Не имея возможности ответить на каждое из этих приветствий, Верховный правитель приказал благодарить всех принесших ему поздравления".
В первые дни Пасхи Верховный правитель принял не только устное поздравление от Святителя Сильвестра, но и телеграфное от других епископов. Им была получена следующая телеграмма: "Сердечно благодарю за подарок. Поздравляю с великим праздником. Епископ Андрей (Ухтомский - авт.)". Получил он поздравления и от архиепископа Оренбургского и Тургайского Мефодия (Герасимова). Ответная телеграмма, отправленная ему А. В. Колчаком, в частности, гласила: "Благодарю Вас, Владыко, за поздравления и молитвенные пожелания. Надеюсь на содействие мне пастырей церкви в деле возрождения Родины. Верховный Правитель Адмирал Колчак".
Но поздравляли адмирала с Пасхой не только высокопоставленные духовные особы, воинские и гражданские чины, но и представители непривилегированных социальных групп. Вот телеграмма из Омска, отправленная в Светлое Христово Воскресение, в 13 ч. 20 мин.: "... Собравшись после Пасхальной заутрени, мы, служащие и рабочие экспедиции заготовления Государственных бумаг, во главе с господином Министром Финансов (Михайлов И. А. - авт.), восхищённые подвигами доблестных войск, идущих к сердцу России - Москве, шлём Вам, как вождю молодой, но бесстрашной армии, наше искреннее "Христос Воскресе!"
А вот другое письмо, отправленное накануне, 19 апреля из Канска (ныне г. Куйбышев Новосибирской области - авт.): "Ваше Высокопревосходительство, инвалиды общежития дома Вашего имени почтительно поздравляют Вас с высокоторжественным праздником Светлого Христова Воскресения, а также поздравляем нашу доблестную армию. Председатель союза инвалидов Михайлов".
Как видим, несмотря на военное время празднование Пасхи столетие назад для православных жителей не только Омска, но и соседних городов, носило массовый истинно религиозный (а не формальный) характер.
И радость у представителей всех социальных групп была действительно всенародная. Вот её-то и пытались донести до тогдашней верховной власти.
Неизвестный визит.
На Светлой седьмице 1919 г. Верховный правитель адмирал А. В. Колчак посетил расположенный в селе Николаевка Омского уезда кавалерийский полк. По приезде адмирала в полку было совершено молебствие, после чего состоялась передача штандарта и произведён смотр - учение полка.
Владимир Князев, ротмистр и личный адъютант А. В. Колчака, в своих воспоминаниях "Жизнь за всех и смерть за всех" посвятил этому событию также несколько строчек:
"... В конце апреля 1919 г. был парад Симбирского уланского полка (новое название после революции), и Адмирал вручил бывший штандарт Литовского уланского полка его командиру, ротмистру Ошанину, который впоследствии к моему величайшему удивлению ушёл с женой (урождённой Хвощинской) в СССР".
Командир полка Александр Михайлович Ошанин (1886 - 1931), о котором идёт речь, после разгрома войск Колчака эмигрировал в Китай, где работал в Харбине, в юридическом отделе КВЖД. После попытки захвата железной дороги китайцами в 1929 г. эвакуирован в Москву. Через год вернулся в Китай, где и умер от воспаления лёгких.
Интересна судьба и штандарта полка, который в январе 1920 г. по приказу полковника Ошанина был спущен под лёд Енисея, во время боя, при угрозе окружения его отряда партизанами.
А тогда, в апреле 1919 г., в с. Николаевке полк прошёл церемониальным шагом мимо Верховного правителя, после чего удостоился его одобрения. Офицеры полка были приглашены в палатку Верховного правителя к завтраку. В это время крестьяне из села Николаевка и казаки станицы Захламинской по русскому обычаю преподнесли Верховному правителю хлеб-соль, приняв которые, А. В. Колчак произнёс в адрес подносивших несколько приветственных и благодарственных слов.
Вера в Бога является сакральным элементом человеческого бытия, но она во многом определяет поведенческую линию человека, выражающуюся в первую очередь в его поступках. И таковые у адмирала, конечно же, были. Яркий тому пример - омская Пасха 1919 г. Последняя в земной жизни Александра Колчака.
(Александр Лосунов, омский историк-краевед)

Комментарии

Комментариев нет.