61АА7307597 Император Всероссийский Николай II
25 мая

25 Мая (12 Мая по ст.

ст.) 1913. Прославленъ въ ликѣ святыхъ свщмуч. Ермогенъ, патр. Всероссійскій.
Император Николай II в тот день возвращался из Берлина в Царское Село и направил на имя обер-прокурора Святейшего синода Владимира Саблера телеграмму из Кошедар: «Поручаю вам передать святейшему патриарху Григорию, а также всем помолившимся за меня и мою семью в день прославления священномученика Ермогена мою сердечную благодарность. Искренно сожалею, что не мог быть на прославлении». Первый храм в честь нового святого был освящён митрополитом Макарием (Невским) 13 (26) мая 1913 года — устроен Русским монархическим собранием и Русским монархическим союзом в подземелье Чудова монастыря.
3 июля 1606 г., в годы смутного времени, на патриарший престол был возведен святейший патриарх Ермоген. Незадолго до этого, 17 мая 1606 г., в Москве вспыхнуло восстание, Лжедмитрий I был убит и к власти пришел Василий Шуйский. 1 июня 1606 г. он венчался на царство.
Смерть Лжедмитрия I была известна достоверно только Москве и округе, и в хаосе явился новый лжеспаситель — Лжедмитрий II. К нему примкнули многие бояре. В окружении польских войск, казаков и множества бродячего люда он в августе 1607 года появился в России, а 1 июня 1608 года вплотную подошел к Москве, став лагерем в Тушино.
Не устрашившись ни бесстыдного самозванца, ни могущественного польского короля Сигизмунда, святитель Ермоген, перед лицом изменников и врагов Отечества, стал духовным главой всей Русской земли. Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал:
«…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?… Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».
Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но в Москве воцарились поляки и изменники-бояре, преданные польскому королю Сигизмунду III.
Находясь под иноземным гнетом, патриарх Ермоген не пошел на попрание национальных интересов России: многими посланиями он воодушевлял народ на освобождение родины от польско-литовских захватчиков. В условиях Смутного времени, накануне своего пленения поляками, патриарх Ермоген, тем не менее, смог участвовать в торжественном чине «хождения на осляти» на Вербное воскресенье.
Не в обычной обстановке происходило в 1611 году это любимое народом церковное торжество: на площадях стояли ляхи и немцы, пехота и всадники, с обнаженными саблями и с пушками, но из православных почти никого не было. Существует известие, что будто бы сам патриарх, узнавший об умысле поляков избить собравшихся богомольцев, тайно приказал, чтобы ни духовенство, ни народ не являлись к шествию.
Вот как описывает это событие Конрад Буссов, уроженец немецкого Люнебургского княжества, очевидец польско-литовской интервенции в России, живший в Москве с 1601 по 1611 г: «Для участия в этом празднестве стекаются бесчисленные тысячи людей. Все, что только может двигаться, отправляется туда... Поскольку, однако, из-за запрещения этого праздника поляками, народ еще больше озлобился и получил повод говорить, что лучше умереть всем, чем отказаться от празднования этого дня, то им разрешили праздновать его, только вместо царя пришлось одному из знатных московитских вельмож Андрею Гундорову вести под уздцы осла (патриарха, сидящего на осле) до Иерусалимской церкви».
Через два дня (19 марта) в Москве началось восстание, и поляки, не имея сил подавить его, совершенно выжгли Москву, кроме Кремля и Китай-города, где укрылись сами. Святого Ермогена свели с патриаршего престола и в одежде простого инока посадили в крепкое заточение в Кирилловском подворье. К святителю приставили стражу из 50 стрельцов во главе с польским офицером, без разрешения которого никого не допускали к святому узнику, «а сам (он) и за порог не мог переступить». Ему давали скудную пищу и мало воды.
Более девяти месяцев томился патриарх Ермоген в заточении и 17 февраля 1612 г. скончался от голода. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 г. перенесено в Успенский собор Московского Кремля. Прославление патриарха Ермогена в лике святых было совершено 12 (25) мая 1913 г.

Комментарии

Комментариев нет.