Гомельчанка хочет, чтобы из старинного парохода, стоящего на базе отдыха в Якубовке, сделали музей.
«Сильные Новости» попытались выяснить, возможно ли это и что за пароход такой? Оксана Плющеня-Карпова позвонила на прямую линию к Ивану Крупко с предложением сделать музей на старинном пароходе «Орша» 1902 года постройки. По ее словам, это тот самый пароход, который подняли со дна Днепра в 1945 году. Сейчас «Орша» – часть базы отдыха «Бухта капитанов». «Считаю исторической несправедливостью, что дебаркадер с такой историей используется сейчас как увеселительное заведение», – заявила женщина. «Сильные Новости» связались с Александром Германовым – директором ОАО «Комплекс-партнер», которому принадлежит «Бухта капитанов», и спросили, что он думает об инициативе гомельчанки. Директор ответил, что с таким предложением к нему никто не обращался. Комментарий пока дать не может – подобные вопросы нужно решать во взаимодействии с властями. Получится ли из «Орши» музей, пока не известно. Пароходу 123 года, он дважды тонул и использовался в военных целях – вряд ли его состояние можно назвать идеальным. Для создания музея наверняка потребует капитального ремонта. Многое из истории судна в свое время удалось ( https://newsgomel.by/archive_news/society/3293-gomel-chanin-issledoval-istoriyu-starinnogo-debarkadera_18703.html ) узнать гомельчанину Григорию Шагину. Вот она в кратком изложении: 📍 построен в 1902 году в Пинске и сразу получил название «Орша», был служебно-разъездным пароходом – «возил высокое начальство»; 📍 в 1918 году переименован в «Берестя», а в 1819 – в «Марат», включен в состав Днепровской военной флотилии и оборудован двумя пулеметами; 📍 в 1920 году из-за аварии затонул в районе шоссейного моста в Гомеле. В 1921-1922 поднят со дна и снова введен как гражданское судно – буксирный пароход; 📍 затоплен в августе 1941 года, поднят предположительно 9 мая 1945 года, в 1947 году отремонтирован на Речицкой судоверфи и снова стал пароходом-буксиром до 1959 года; 📍 отремонтирован на Речицком судоремонтном заводе и стал дебаркадером – несамоходным судном. Стоял в качестве причала в Речице, в 90-е перебазирован в Гомель в детско-юношеский клуб «Пламя». Источники: https://belta.by/regions/view/raritetnyj-parohod-medpomosch-i-strojotrasl-kakie-temy-oboznachili-krupko-zhiteli-gomelskoj-oblasti-713329-2025/ https://newsgomel.by/archive_news/society/3293-gomel-chanin-issledoval-istoriyu-starinnogo-debarkadera_18703.html
Сильные Новости - новостная группа Гомеля
Гомельчанка хочет, чтобы из старинного парохода, стоящего на базе отдыха в Якубовке, сделали музей.
«Сильные Новости» попытались выяснить, возможно ли это и что за пароход такой?
Оксана Плющеня-Карпова позвонила на прямую линию к Ивану Крупко с предложением сделать музей на старинном пароходе «Орша» 1902 года постройки. По ее словам, это тот самый пароход, который подняли со дна Днепра в 1945 году. Сейчас «Орша» – часть базы отдыха «Бухта капитанов».
«Считаю исторической несправедливостью, что дебаркадер с такой историей используется сейчас как увеселительное заведение», – заявила женщина.
«Сильные Новости» связались с Александром Германовым – директором ОАО «Комплекс-партнер», которому принадлежит «Бухта капитанов», и спросили, что он думает об инициативе гомельчанки.
Директор ответил, что с таким предложением к нему никто не обращался. Комментарий пока дать не может – подобные вопросы нужно решать во взаимодействии с властями.
Получится ли из «Орши» музей, пока не известно. Пароходу 123 года, он дважды тонул и использовался в военных целях – вряд ли его состояние можно назвать идеальным. Для создания музея наверняка потребует капитального ремонта.
Многое из истории судна в свое время удалось ( https://newsgomel.by/archive_news/society/3293-gomel-chanin-issledoval-istoriyu-starinnogo-debarkadera_18703.html ) узнать гомельчанину Григорию Шагину. Вот она в кратком изложении:
📍 построен в 1902 году в Пинске и сразу получил название «Орша», был служебно-разъездным пароходом – «возил высокое начальство»;
📍 в 1918 году переименован в «Берестя», а в 1819 – в «Марат», включен в состав Днепровской военной флотилии и оборудован двумя пулеметами;
📍 в 1920 году из-за аварии затонул в районе шоссейного моста в Гомеле. В 1921-1922 поднят со дна и снова введен как гражданское судно – буксирный пароход;
📍 затоплен в августе 1941 года, поднят предположительно 9 мая 1945 года, в 1947 году отремонтирован на Речицкой судоверфи и снова стал пароходом-буксиром до 1959 года;
📍 отремонтирован на Речицком судоремонтном заводе и стал дебаркадером – несамоходным судном. Стоял в качестве причала в Речице, в 90-е перебазирован в Гомель в детско-юношеский клуб «Пламя».
Источники: https://belta.by/regions/view/raritetnyj-parohod-medpomosch-i-strojotrasl-kakie-temy-oboznachili-krupko-zhiteli-gomelskoj-oblasti-713329-2025/ https://newsgomel.by/archive_news/society/3293-gomel-chanin-issledoval-istoriyu-starinnogo-debarkadera_18703.html