В России создают уникальную операционную систему для самолетов

В России создают уникальную операционную систему для самолетов - 859203049348
Для нового отечественного пассажирского самолета МС-21 в России будет создана собственная операционная система (ОС).

Над ее созданием работает Государственный научно-исследовательский
институт авиационных систем (ГосНИИАС) с привлечением сторонних
подрядчиков.

Собственная ОС позволит защитить отечественную разработку от возможных
санкционных ограничений западных стран. Заказчиком выступил
Минпромторг.

Информацию о разработке ОС подтвердили в пресс-службе министерства.
В Минпромторге пояснили, что операционная система разрабатывается
в рамках научно-исследовательской работы без привязки к конкретному
самолету.

При этом ГосНИИАС нацелен на ее применение в составе нового российского
пассажирского самолета МС-21. К разработке привлечены соисполнители,
основной из них — Институт системного программирования РАН.

— Сейчас на гражданских самолетах используется ряд зарубежных
операционных систем реального времени (ОСРВ), например: MACS2,
LynxOS-178, VxWorks 653, PikeOS. В том числе иностранное программное
обеспечение используется на самолетах SuperJet-100, — сообщили
в пресс-службе министерства.

— Однако имеются очевидные риски их применения предприятиями
отечественного приборостроения из-за санкционной политики западных
стран, вследствие чего и была начата разработка отечественной ОСРВ.

ОСРВ в отличие от классической ОС создана для обслуживания приложений
реального времени, обрабатывающих данные по мере их поступления, без
задержек в буфере обмена.

По словам собеседника «Известий», участвующего в создании новой системы, она получила рабочее название JetOS.

— Уже существует рабочий прототип ОСРВ, функционирующий на платформах
отечественных разработчиков. Сертификационный пакет, удовлетворяющий
требованиям авиационных властей России, в соответствии с заключенными
контрактами планируется получить в конце 2019 года, — рассказали
в пресс-службе Минпромторга.

Ключевые характеристики современных ОСРВ — соответствие актуальной
версии стандарта ARINC 653 (регламентирует временное и пространственное
разделение ресурсов авиационной ЭВМ в соответствии с принципами
интегрированной модульной авионики), сертифицируемость по DO-178 °C (для
применения в гражданской авионике), поддержка работы на многоядерных
процессорах и возможность портирования между различными аппаратными
платформами.

— Два года ведется работа. Сам код пишется где-то год. Предстоит
проделать еще много проектных работ, — пояснил основатель группы
компаний DZ Systems (один из подрядчиков проекта JetOS) Дмитрий
Завалишин.

— По факту ОС уже существует и активно тестируется, но там еще много
работы. В гражданской авиации очень высоки требования к качеству кода.
Кроме того, требуется создать еще много вещей, которые операционку
окружают.

По его словам, при использовании иностранных ОС необходимы лицензионные отчисления их разработчикам.

— Если мы используем западные системы, то теряем компетенции, которые
могли бы получить в процессе разработки. Мы ограничены в возможностях
модификации, в использовании процессоров и т. д., — отметил Дмитрий
Завалишин.

Главный редактор отраслевого издания «Авиапорт» Олег Пантелеев
рассказал, что сегодня оборудование для авионики проектируется по новой
архитектуре. Чтобы не отстать, нужно идти в ногу со временем.

— Раньше на борту самолета было много различных систем, и у каждой —
собственный вычислительный компьютер, — пояснил Олег Пантелеев. — Сейчас
будет создаваться центральный вычислитель с высокой степенью
резервирования, высокой производительностью и т. д. К вычислителю будут
прилагаться разные датчики для определения параметров полета, различные
мониторы индикации и т. д.

Управлять этим всем будет центральный процессор и ОС, которая будет
по общемировым стандартам взаимодействовать с блоками. Тогда появится
возможность производить апгрейд оборудования, вынув один стандартный
блок, поставив другой и перезалив ПО.

Он отметил, что такой подход позволяет повысить серийность стандартных
блоков и увеличить количество вариантов ОС для разных летательных
аппаратов.

— Решение становится универсальным, гибким, легко масштабируемым
и обновляемым, — отметил Олег Пантелеев. — По сравнению с существующими
системами это новое поколение. Нам надо делать шаги в этом направлении,
чтобы остаться на рынке. И те, кто не сделает предложения такого класса,
перспектив на рынке не имеют.

Источник:
http://rusvesna.su/news/1506961877

Комментарии