ДИВНОГОРСКИЕ РАССКАЗЫ

Предисловие
Родился я в хуторе Дивногорье, месте удивительном с разных точек зрения.
Во первых, место это находится на Среднерусской возвышенности Восточно-Европейской равнины. Здесь сочетаются спепи и лесостепи.
Со всем разнообразием трав, цветов, кустарников и деревьев, а также разнообразием птиц, зверей , земноводных и насекомых ! И всё это разнообразие мы с детства изучали не по учебникам.
Во вторых Дивногорье находится на меловых отложениях, которым не менее 130 миллионов лет. На месте сегодняшнего Дивногорья миллионы лет было море и на дно моря оседали остатки раковин и скелетов морских животных. Со временем эти остатки превратились в мел.
Толщина мелового слоя в наших местах доходит до 100м.
Мел добывается, как полезное ископаемое, а местные жители использовали мел, как хороший строительный материал.
В меловых каменоломнях мы с малых лет видели в разломах мела отпечатки древних обитателей моря. Можно сказать, история земли дышала на нас …
Более поздняя история жизни людей в нашей местности открывалась нам и на Маяцком городище и в других местах.
Историю ВОВ мы узнавали из рассказов родных, переживших все тяготы войны и из оставленных фашистами снарядов, пороха, взрывателей…
Огромное впечатление с раннего детства на меня производила красивейшая природа наших мест !
Меловые откосы, леса и перелески с ароматами трав, цветов, земляничных полян и разнообразным пением птиц , меловые столбы, напоминающие застывших великанов, прекрасные дали, открывающиеся перед тобой, излучины Тихой Сосны и Дона…
Всё это с раннего детства сформировало у меня, пусть и восторженно- наивное, представление о том, что Дивногорье и есть Центр Земли, а может и всей Вселенной !
Это моя малая Родина…
Вопреки правилам орфографии я пишу это слово с большой буквы.
Для меня слово Родина всеобъемлюще.
Мои Дивногорские рассказы основаны на моих личных впечатлениях, в основном детских, рассказов родных и своих земляков-хуторян.
Я никогда не имел литературных знаний и опыта, поэтому не обессудьте.
А править мои рассказы мне помогает моя жена Валентина Алексеевна Семченко (Ерофеева).
НАЧАЛО ХУТОРА И КОЛХОЗА
Рассказ
История проживания людей в красивейшем уголке земли русской - Дивногорье уходит далеко в глубь веков…
Но мой рассказ не об этом, а о том, как образовался хутор Дивногорье и первый колхоз.
Мой род по линии бабушки Мани большой! У моих прадедушки Семена Захаровича и прабабушки Ольги Захаровны Коробкиных родилось 11 детей и 9 из них дожили до старости! Жили они в Селявном, в Яру.
Эту историю рассказывала мне моя бабушка Мария Семёновна Макаренко (Коробкина).
Маня была старшая. Родилась она в 1907 году, а записали, что в 1905. Видимо, чтобы замуж раньше отдать. Ведь десятину (около одного га) земли наделяли только на мальчиков.
Девочки были «лишними ртами» и их старались пораньше «выдать».
Я не знаю, когда Маня венчалась с Филиппом Николаевичем Макаренко, моим дедушкой (1903-1943гг), но уже в 1927 году у них родилась Настя, моя мама, а в 1929 и Дуня.
Семьи разрастались, земли не хватало и многие молодые семьи стали отделяться и выезжать на «отруба» или «на хутора»- свободные земли.
На сходе жителей села Селявное в 1924 году было решено: кто желает, может выехать и поселиться рядом с дальними наделами.
В 1925 году выехало более 70 семей. Доподлинно неизвестно, когда родители моей мамы выехали «на хутор», но бабушка рассказывала мне, что «Настя вже була…».
Так и возник хутор имени Маршала Климента Ефремовича Ворошилова, в последствии его стали называть хутор Дивногорье, а первое название теперь мало кто помнит…
Выезжали,как правило, молодые семьи, «родычи»- родные и двоюродные братья , сестры, кумовья, сваты…
В основном это были младшие представители крупных семей
жителей Яра, улицы в лесистой балке с Селявное.
И хоть и были«единоличниками», но в поле, на лугах работали вместе, сообща!
Так было сподручней.
Помогали друг другу тягловой силой (волы, лошади), сельхозтехникой: у одного была паровая жатка, у другого конная косилка, молотилка , у третьего ещё что-то…
Хаты строили тоже вместе, всем хутором !
Хозяин заранее заготавливал материалы: меловые бруски для фундамента, дубки или «ясынкы» для основания хаты , глину, солому для стен и крыши, камыш для крыши, а мастера делали фундамент из мела, остов из крепкой древесины, выкладывалась печь из обожжёжнного красного кирпича…
А рядом с хатой, со временем, выкладывался «сводом» меловой «выход»- погреб со ступеньками.
В нём зимой хранились овощи, заготовки, а летом -молоко, квас, мёд…
Нужно отметить, что «выход»- отличное место хранения продуктов- этакий «термос»!Жители соседних хуторов, сёл и ближайших городов, те, кто посостоятельнее, заказывали в ближайшей каменоломне меловые блоки (прямоугольные и «на клин»- для свода), привозили и выкладывали «выход».
Стены хат делались из самана (глина с соломой). Хаты были «глынобытни»-зимой в них было тепло, а летом прохладно…
Глина заранее замачивалась, а накануне месилась с соломой. Месить глину было любимым занятием пацанов!
Я помню, с каким удовольствием делали это мы, пацаны 50-х, верхом на лошадях !
Поэтому я так живо помню этот праздник- «робыть хату усим хутором».
Собиралось до полусотни человек, участвовали и взрослые и дети: кто-то месил глину, другие нарезали «ковэлькы» из самана, третьи подносили их к строящимся стенам. «Набывать стины» было ответственной работой и поручалась она не каждому…
А женщины (жинкы) в это время выравнивали стены - «мазалы хату».
Работали «с позаранку» и до обеда! А обед начинался после возведения стен, далеко за полдень. С хорошим застольем!
Работа «усим мыром» шла споро… А уж как весело проходило «застолье» и говорить не надо!
Слово взял в кавычки потому, что стола, как такового и не было, самогонка и еда-закуска располагались прямо на покрывалах, на земле, траве…
Стены хаты возводили в один день, а на второй день мастера крыли крышу камышом, сверху соломой с глиной.
На следующий выходной ставили хату другой семье, кто успевал всё подготовить.
А осенью, после Покрова, когда все полевые работы заканчивались, группы по несколько семей, по-очереди, собирались «квасыты» (квасить) капусту.
Как Вы, дорогие мои читатели, заметили, что я много слов употребляю на нашем местном «хахлячем» наречии. Именно, звучит через «а», хоть и пишется через «о». Видимо, сказалось влияние русского
«акания».
Некоторые называют его «суржиком», а мы раньше и слова этого не знали.
В общем, наше местное наречие - смесь украинского и русского, с преобладанием украинского.
Кстати, у нас слова «хохол», «москаль» не были бранными, оскорбительными… рядом были «хохлячьи» села, хутора и «москалячьи» посёлки. Есть Селявное, Копанище русскоязычное, а есть «хохлячье» «Сылявнэ», «КопанЫщэ».
Рядом с нами в хуторе Дивногорье жил Лёнька «москаль», мы с детства дружили с его сыном Ванькой.
Слились вместе и две культуры, обычаи, уклады жизни, одежда, песни и пляски !
А по-большому, это одна славянская культура.
Конечно об этом нужен отдельный рассказ и не один…
Наше наречие колоритное, звучное, поэтому, чтобы не нарушать его, я дальше перейду на него.
Не гарантирую правильного написания и звучания, но попытаюсь…
Напомню: «и» пишется как «i», а «ы» как «и», «э», как «е».
Квасити капусту збиралися разом жінки в «нижній» хаті, а у «верхній»-тільки чоловіки (мужчины).
Жiнки квасили капусту, а мужики «квасили» горiлку-на столi стояла чверть (четверть ведра, 3л,
ведро раньше считалось 12 л) мутного, бурякового, вонючого самогона, закупорена качаном кукурудзи и проста закуска: солоні огірочки, картоха, чорний хліб, квас и об’язателно- солоне сало…
Пили не як небудь, а з тостом!
-Ну i за шо, хлопцi вип'ємо?
-Кум, а у тебе сёднi хрищениця
народилася, оцэ за те i вип'ємо !
Почали чверть…
Посидiли, закурили самокрутку махорки…
Налили ще…
-Так за що тепер будемо пити? Без тосту не можна!
-Сват, а давай півнями (петухами) поміняємося ! За це ще вип'ємо…
Випили ще по малій…
Закусили свіжоквашеною капустою, огIрочками, закурили…
Тихенько заспівали:
«По Дону гуляє козак молодий…»
Так чверть непомітно закінчилася. Жінка принесла з комори хіншу (другую).
Почали, але без тосту ніяк не можна !!!
Сват Минька сказав
-А давай сват Пилип хатАми поміняємося !
-Добре, бути по твоєму. За це і вип'ємо !!!
За це випили не по одному разу…
За вікнами темніло, а може і в очах теж…
Тут Грицко і каже:
-А ви чули мужики, що в місті кажуть (в городе, городом называли старинный Острогожск, а Лиски называли Станція), шо якісь колгоспи затівають?
-А що це таке?
-Це коли і працюють(работают) разом, і відпочивають (отдыхают), і п'ють…
-Так і у нас всі разом !
-Оце у нас є привід випити! Ми зробимо колгосп !
-За це і вип'ємо !!!
Випили,закусили солоними огірочками, сальцем, покурили, голосно поспівали: «Посіяли огірочки близько над водою…»
і налили знову…
Тут з'явився сумнів: а хто буде головою?
-Кум , ти грамотний, вважати (считать) можеш, тобі і бути головою, а сват Пилип буде бригадиром, а
братко Василь - комірником, а я хвораю, я на пасіці буду, може підлікуюся…
-А хто робить то буде ?
-Так жінки і будуть робыть ! -Ось це добре, як і зараз у нас !!!
-За це потрібно добре випити, і пора вже і закусити, неси жінка на стіл усе, що є!
Проголосували між собою.
-А в понеділок їдь кум в Місто і реєструй колгосп !!!
Так и родился колхоз имени Ворошилова, в последствии он стал называться Дивногорье.
О том, что было потом, может, расскажу позже…
Алексей Тихонович Семченко. 2024г.
К 100 летию хутора Дивногорье.

Комментарии

  • 10 мар 06:21
    Нужно вместо ,, и" писать ,, ы" , потому что так говорили ,,выпыть"
  • 10 мар 11:35
    Любовь, мне хотелось отразить наше колоритное хохлячье наречие, смесь украинского и русского говора.
    Я не придумал лучшего, чем сочетание украинского и русского алфавитов , а литературного «суржика» нет, тем более, что разновидностей его много.
    Хотелось, чтобы было понятно всем, поэтому и дал пояснение:
    «…Не гарантирую правильного написания и звучания, но попытаюсь…
    Напомню: «и» пишется как «i», а «ы» как «и», «э», как «е»…»
  • 10 мар 11:55
    Алексей Тихонович ! Здорово!!! Но перебор украинской мовы,например у нас никогда ни говорили працювать "казалы робыть",
  • 10 мар 12:18
    Согласен отчасти.
    Слова «казалы»- говорили, «робыть»- работать были в употреблении.
    А в общем, наш говор
    «ковэрканый» и я не гарантирую за его чистоту…
  • 10 мар 13:05
    Из детства в селе Петропавловка (Осыновка)
    Дид стара я Питюньчика(сосед)позову?
    Баба ,нашо вин тутычки здався?
    Дид, я йому пятэро яечок пиджарю!
    Баба, а ну вас пидчорты!
  • 10 мар 13:13
    В электричке бадеевские бабушки.
    Кума ты чиплят купыла,
    Та купыла
    А яке ж воны,пидрочени ?
    Та пидрочени !
    Речь шла о циплятах подрощеных,соседи весело смеялись!
  • 15 мар 20:16
    Села бабка в автобус рейсом Лиски - Павловск где-то уже за Лосево.Водитель спрашивает баб куда тебе?Она выдала: "Зведтеля доттеля"....!
  • 18 мар 07:37
    Мои предки вятские, когда мой зять приехал первый раз и услышал говор бабушки спросил: а бабушка русская? Я ни чего не понял!!! В ее лексиконе было много древнерусских слов, она была с 1906г , дело было в 90х
  • 28 апр 05:28
    Спасибо,очень,интересно.