Комментарии
- 28 фев 11:33Олеся ТемареваБерега чистые. А сейчас не подойдёшь все заросло.
- 28 фев 12:09Juda (Алексинская)Я хотя и много моложе автора и уже не живу в городе,но родилась и выросла в городе, ещё в моем детстве были чистыми леса и берега,а уезжала ... нет
- 28 фев 15:30Галина ИшмаеваСпасибо! Очень интересно, познавательно.
- 28 фев 20:11Валентина ЛевановаСпасибо большое, очень интересно и познавательно
- 4 мар 07:11Татьяна ПанковаНетронутый край!
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Наш Алексин
Порой опубликованные фотографии навевают нашим читателям немало воспоминаний, вот такое письмо пришло к нам в группу в одноклассниках:
«Уважаемые администраторы, публикация про сосну в Егнышевке в вашей группе навеяло столько воспоминаний... Я написала заметку для друзей…»
И мы не могли его не опубликовать.
Ока моего детства
Моё детство и отрочество прошло в Алексине, небольшом старинном городе на Оке. Город расположен на двух берегах. На правобережье – старый город, основанный ещё в 1348г.
В 1472 г. защитники Алексина сыграли важную роль в отражении большого похода хана Ахмата на Русь. Город был осаждён, но время, потраченное ханом на захват Алексина, было использовано русскими для стягивания сил к месту сражения. Линия Оки оказалась прочно занятой русскими полками, и хан не пошёл на риск решительного сражения. Впервые за всю историю татаро-монгольского ига хан вернулся в Орду, не отважившись на сражение с русским войском.
Во время Великой Отечественной Войны Алексин выполнял важную стратегическую роль. Осенью 1941 года немецкие войска стремились прорваться на дорогу Москва-Тула, окружить Москву и изолировать от Тулы, которая " веками оружие ковала". Расстояние от Алексина до трассы Москва-Тула 28 км. Немцам удалось на время занять город, но оккупация продолжалась 19 дней. Город был освобождён 17 декабря 1941 года
На левом берегу было три рабочих посёлка: Петровское (Петровка), Мышега и Высокое, которые в 1958 году вошли в состав города. На Петровке сложилось металлообрабатывающее производство. На Мышеге с 1726 года действовал металлургический завод. В 1933 году в районе Высокого было начато и в 1941 закончено строительство завода по производству порохов. На это предприятие и был направлен руководителем военной приемки отец.
В те годы алексинский сосновый бор был любимым местом отдыха горожан. Но мои родители любили проводить время вдали от суеты. Отец заказал по своим чертежам деревянную плоскодонную лодку. Конструкция оказалась очень удачной. Она была устойчивая и хорошо ходила на веслах. Но отец купил небольшой моторчик и договорился с одним из рабочих химкомбината, живущим в частном домике в правобережье, оставлять лодку под его присмотром.
В выходные дни мы приходили на берег напротив, хозяин дома перевозил нас на правый берег. Мы садились в свою лодку и уплывали вниз по течению.
В тринадцати километрах от города было хорошее место. Берег песчаный, очень удобный для купания, а на опушке спускающегося к реке леса стоял маленький рубленый домик бакенщика. В те годы бакены работали на керосиновых фонарях. И по всей реке через интервалы стояли такие будки бакенщиков. Вечером они на вёсельных лодках объезжали свои участки и зажигали фонари, а утром – гасили. Позже у бакенщиков появились моторные лодки и фонари на фотоэлементах.
Помню замечательный лес с дубами, липами, соснами, лещиной… И море цветов и земляники. Но здесь Воркутауголь начал строительство пионерского лагеря для детей Заполярья. Позже в этом лагере Элем Климов снимал, как теперь говорят, культовый фильм «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». Стало многолюдно, и мы потихоньку начали спускаться всё ниже и ниже по течению в поисках подходящего места. Было Бунырево, было Айдарово…
Не могу не вспомнить Бунырево. В этой деревне жил отец нашего соседа по лестничной площадке. Имя его я не запомнила, но запомнила его интересное деревенское прозвище – Дед Помазок. У него был добротный рубленый дом, большая усадьба и пасека. Многие годы наша семья покупала у него мёд в сотах. С тех пор я не могу пройти мимо продажи сотового мёда.
А рядом с его усадьбой в зарослях кустов и трав стоял маленький домик сестры Помазка. У меня этот домик вызывал ассоциацию с избушкой Бабы Яги, и я боялась ходить мимо. Хотя из разговоров взрослых я знала, что женщина была очень набожна, не ела мясного, но ела рыбу, которой её угощал брат-искусный рыбак.
В Айдарове было озерко с карасями, что привлекало отца. Но там тоже был пионерский лагерь, и мы спускались всё ниже по течению в поисках хорошего, безлюдного места.
Так доплыли мы до Егнышевки... В Егнышевке был небольшой дом отдыха на территории бывшей помещичьей усадьбы, от дома которой остался только фундамент. Меня мучал вопрос: здание разрушилось от времени или от военных действий? Теперь думаю, причина вторая. Был небольшой сельский магазин с набором самых необходимых товаров.
Несмотря на расстояние от Алексина 22 км автобусного сообщения не было. Добраться до Егнышевки можно было практически только по реке на речном трамвайчике. Пристань в Егнышевке представляла из себя старую баржу. На этой барже-причале в навигацию жил в трюме шкипер и он же кассир из Тарусы Алексей Васильевич. Отец подружился с ним, и мы в выходные дни гостили у него.
Летом у Алексея Васильевича жил внук из Тарусы, мой ровесник Алик. Мы с Аликом дружно проводили время: ловили на рыбу, плавали по всей реке на лодке, купались, ходили в санаторий смотреть кино...
Позже, когда отец вышел в отставку, стали искать место для палаточного лагеря. Понравился берег в 2-3 км ниже по течению. Эта была широкая полоса луга с разнообразием полевых цветов, к которой подступал лес... Лес был полон цветов, грибов и ягод. Недалеко мощный родник впадал в Оку... Не было песчаного пляжа для купания, но на другом, левом берегу была коса чистейшего, мелкого песка - отличное место для купания. В то время в Оке водилось много перловиц - крупных двустворчатых моллюсков. Они очень хорошо чистили дно.
Так мы на долгие годы обосновались на этом месте на всё лето.
К нам стала приезжать из Москвы семья Кольцовых : Виктор Александрович, Мария Агафоновна и их сын Толя. Отец вместе с Виктором Александровичем учился перед войной в артиллерийской академии в Москве. Семьи жили в одной квартире на 1-ой Мещанской... Это была дружба всей жизни.
Мужчины ловили рыбу, женщины рыбу чистили, но готовил всё на костре отец, полагая, что не женское это дело. На костре он варил и для нашей собаки Пирата "кондёр" - густой суп с пшеном и свиным салом. Кондёр очень нравился Марии Агафоновне и она предлагала отдать Пирату наш суп, а нам съесть его кондёр.
В лесу было много земляники, и Мария Агафоновна организовывала сбор в количествах, превышающих наши потребности. Ей хотелось сварить варенье для дочери, которая осталась в Москве. Её старшая дочка Ада, ровесница моего старшего брата Рэма, до войны росла вместе с ним. Мария Агафоновна звала и Аду на Оку, но она спросила: "А Рэм будет?" Нет. Ну и Ада не захотела.
Уже взрослые, несмотря на разницу возраста 14 лет, мы с Адой были очень дружны. Будучи в командировках в Москве, я останавливалась в её семье. Всегда у нас была богатая культурная программа. Однажды Ада мне сказала, что ей очень нравился мой брат, и мы могли бы породниться, но не случилось...
За полоской леса начиналось поле, по которому шла просёлочная дорога. Было интересно, куда она ведёт? Однажды мы пошли по ней и пришли в деревню Нижнее Ламоново. В первом же доме согласились продать нам молоко. В доме жили три женщины: мать с дочерью и Наташа-сестра погибшего на фронте мужа хозяйки дома. Хозяйкой дома скорее была Наташа. Дом был скромный, но стараниями Наташи очень чистый. Другую хозяйку мы практически не видели, так как она работала в колхозе и, вероятно, рабочий день у неё был ненормированный.
Со временем отец познакомился с пасечником из Нижнего Ламоново. Его дом был новый, ещё недостроенный... Жена пасечника работала на дому вышивальщицей. В Тарусе была артель вышивальщиц, которая затем стала фабрикой "Тарусская вышивка". Это старинный народный промысел калужских крестьян. Изделия вышивальщиц экспонировались и получали высокую оценку на международных выставках. А я впервые увидела вышивку в процессе её изготовления. Завораживающее зрелище... Может быть в такие моменты закладывалось моё стремление к рукоделью?
На левом берегу, почти напротив нашего лагеря был пост бакенщика - типичный небольшой бревенчатый домик. Конечно, бакенщик входил в круг общения отца. Помню, как он рассказывал о своём участии в массовке при съемках фильма "Верные друзья", которые проходили ниже по течению, близ деревни Ладыжино. Он даже попал в кадр крупным планом, когда в одной из сцен прыгал с парохода на берег.
Эту будку в начале 50-х годов арендовал на лето Святослав Рихтер, привёз туда кабинетный рояль. Рихтер вначале пытался отдыхать в Тарусе, но ему не понравилось многолюдие. Когда бакенские фонари заменили на фонари с фотоэлементами, а бакенщиков сократили, Рихтер купил этот домик. Место было тихое, красивое и, видимо, понравилось Святославу Теофиловичу. Позже он получил у министра культуры Фурцевой разрешение на строительство на этом месте дома-дачи.
Я была свидетелем этой стройки, но это уже другая история...
Пожалуй время, проведённое на Оке нашими с Кольцовыми семьями, самое яркое воспоминание детства.
Автор: Татьяна Смирнова
Делитесь своими воспоминаниями, это ведь целая жизнь, а порой и целая История.
Фото. 1950г. valdaiMAN https://pastvu.com/p/216556