ЧАСТЬ 4 Для начала снова сначала потренируемся на наших листочках. Для этого изучим устройство головы и лица в профиль. Посмотрите, голова человека в профиль, условно делиться на две части: круг и треугольник. Назовем условно эти две части так. Круг назовем черепом, а треугольник внизу, лицевую частью черепа – челюстью. Наш профиль будет смотреть вправо. Нарисуем такой круг и треугольник на своем черновом листочке. В том месте, где треугольник в верхней своей части соединяется с кругом, ставим точку и рисуем с правой стороны нос. Посмотрите, на рисунке эта точка выделена красным цветом. Рисуем нос в виде вот такого треугольника. Нижняя часть носа заканчивается немного выше середины вертикальной линии скулы. Сам нос занимает примерно одну треть этой вертикальной линии. (нижний рисунок) Теперь, когда мы имеем нос, займемся кругом - нашим черепом. Делим наш круг двумя линиями на четыре равные части. И от верхней части носа проводим горизонтальную линию. Такую же горизонтальную линию проводим от нижней части носа. На рисунке они выделены красным цветом: Красные линии - это не простые линии. При помощи них мы определили размер (высоту) нашего будущего уха. Высота уха в среднем соответствует высоте носа. А теперь нам нужно найти место, где наше ухо прикрепляется к голове (в данном случае, к нашему кругу). Найдем точку, где верхняя красная линии (горизонтальная) соединяется с вертикальной линией, делящей наш круг пополам. Проводим вниз косую линию под небольшим углом. Угол по направлению к лицу. Если сложно, то можно рисовать эту вспомогательную косую линию прямо из центра круга. Теперь пробуем вписать наше ухо с левой стороны. Вот так: Ухо вы уже научились рисовать в три линии, потому это будет не сложно. Место брови и глаза определить тоже не составляет большой трудности. Бровь рисуется по высоте той горизонтальной линии, которая делит наш круг-череп пополам. А глаз? Если мы проведем косую линию, идущую внутрь, от внешнего края брови, то это и будет место нашего глаза. Вспомните, наш навес над порожком, проведите эту линию слега вглубь, чтобы дождик не попадал в глаз. Рисуем глаз, так, как мы уже его изучили. Глаз рисуется на уровне верхней красной линии. Видите, наш человечек оживает. Внешнюю контурную линию лба, носа, губ, подбородка мы слегка подправляем, как нам желанно. Но вписывая ее в треугольник «носа» и треугольник «челюсти». Но, при этом, рисуя, как бы сглаживаем края, потому, что и наши треугольники, и круг - это только вспомогательная схема. А человеческое лицо более изящно и мягко, чем схема. Оно не имеет острых углов. Пробуем еще слегка наметить линию шеи. Она тоже идет вниз, примерно, под таким углом: Поздравляю вас! Вы, научились рисовать голову человека в профиль. Пробуем это же сделать на мамином портрете Теперь берем наш большой мамин профиль, нарисованный на бумаге и обведенный тушью. В нем есть общий контур, но нет внутренних деталей: глаза, уха и линий ноздри и линии губ. Ну, наконец-то мы впишем в наш контур все части лица. Садимся удобно, берем карандаш и действуем мягкими линиями, ни в коем случае, не нажимая сильно на карандаш, потому что, во-первых, все вспомогательные линии мы будем стирать, а, во-вторых, с первого раза может не получиться так, как хочется, и придется использовать ластик. Рисуем все по порядку, как изучили. Внутри контура маминого профиля рисуем и круг, и треугольники, и всю нашу схему рисования головы. Когда мы найдем место для маминого уха, брови и глаза, при помощи круга и треугольников и вспомогательных линий, еще раз хорошо рассмотрим мамино лицо, голову в профиль. Постараемся рисовать именно мамино ухо, бровь, и глаз. Опираемся в рисовании, на наш пример, но стараемся, чтобы получились все же, ни чей-то глаз и ухо, а мамины. И последнее - у нас не хватает для завершения портрета две вещи: линии ноздри и линии губ. Чтобы нарисовать эти две важные вещи нужно вспомнить, что у всех людей они тоже разные. Учимся рисовать линию ноздрей и губ Помните, на первом практическом уроке, мы учились рисовать параллельные линии так, чтобы, рисуя одну линию, уметь смотреть и видеть предыдущую. Теперь наше умение нам пригодится. Я раскрою вам один большой секрет, художники, когда рисуют, всегда проводят мысленно горизонтальные или вертикальные линии вокруг натуры. Это помогает им сравнивать сложные изгибы натуры с прямыми, воображаемыми линиями горизонтали или вертикали. Натура, как мы уже поняли, очень сложная вещь. Её линии совсем не прямые, а формы не всегда бывают треугольные или квадратные. У природы не было грубых инструментов и одинаковых кирпичей для строительства, потому нарисовать ее творения порой бывает не просто. Каждая вещь и существо уникально. Поэтому художники, рисуя, всегда призывают на помощь две очень ценные линии: горизонталь и вертикаль. Горизонталь - это прямая линия, параллельная линии горизонта. Вертикаль - линия, направленная перпендикулярно к линии горизонта. Если привязать к длинной нитке грузик и опустив вниз, держать ее за свободный конец, то линия нитки четко покажет нам вертикаль. Напоминаю, что эти две линии - самые первые помощники художника. Художники воображают эти две линии всегда, когда им нужно уточнить, какой-то сложный изгиб или сложный угол натуры, чтобы вернее его изобразить. Сейчас мы должны вспомнить и заметить, что линии губ и линия ноздрей у людей не бывает вертикальными. Они бывает только горизонтальными. Поэтому, нам нужно позвать на помощь воображаемую горизонтальную линию. Значит, рисуя мамин рот и ноздри, мы еще раз внимательно смотрим на ее профиль и проводим над носом и ртом мысленные горизонтальные линии. Чтобы эти мысленные линии получились верными, посмотрим перед этим, на линию подоконника или линию крышки стола. Они горизонтальные и вы не ошибетесь. Если вы сумели провести эти воображаемые линии хорошо, то увидите, под каким углом к горизонту расположена линия маминого рта и под каким углом к горизонту расположена линия и форма маминой ноздри. Примерно так, как вы видите на примерах: Рисуем их. Теперь, когда мы все это изучили, расчертили на линии и треугольники мамин профиль, определили место для глаза, уха, линии губ и мягко нарисовали их, то еще раз хорошо рассмотрим маму. Сравним линии её живого профиля и линии рисунка и, если надо, внимательно поправим, еще раз глаз, ухо, бровь, линию губ и ноздри. Правим мы уже более твердо, нажимая на карандаш сильнее. Отходим немного в сторону и осматриваем портрет и нашу маму одновременно еще раз. Если вас не все устраивает, поправляем рисунок, пока не будет все хорошо. Потом берем кисточку и тушь и обводим тушью нарисованные глаз, бровь, линию губ и линию ноздри. Даем просохнуть. Все вспомогательные линии стираем ластиком. Обмакиваем кисточку в тушь и рисуем мамины волосы, широкими мазками. Стираем, то, что еще не стерто, смахиваем мусор от ластика. Мы может даже, по желанию, немного оттенить карандашом мамину щеку на нашем портрете, чуть добавить тона под бровью и под скулой.
Наши дети
РИСУЕМ МАМИН ПОРТРЕТ.
ЧАСТЬ 4
Для начала снова сначала потренируемся на наших листочках. Для этого изучим устройство головы и лица в профиль.
Посмотрите, голова человека в профиль, условно делиться на две части: круг и треугольник. Назовем условно эти две части так. Круг назовем черепом, а треугольник внизу, лицевую частью черепа – челюстью. Наш профиль будет смотреть вправо.
Нарисуем такой круг и треугольник на своем черновом листочке.
В том месте, где треугольник в верхней своей части соединяется с кругом, ставим точку и рисуем с правой стороны нос. Посмотрите, на рисунке эта точка выделена красным цветом. Рисуем нос в виде вот такого треугольника. Нижняя часть носа заканчивается немного выше середины вертикальной линии скулы. Сам нос занимает примерно одну треть этой вертикальной линии. (нижний рисунок)
Теперь, когда мы имеем нос, займемся кругом - нашим черепом. Делим наш круг двумя линиями на четыре равные части. И от верхней части носа проводим горизонтальную линию. Такую же горизонтальную линию проводим от нижней части носа. На рисунке они выделены красным цветом:
Красные линии - это не простые линии. При помощи них мы определили размер (высоту) нашего будущего уха.
Высота уха в среднем соответствует высоте носа. А теперь нам нужно найти место, где наше ухо прикрепляется к голове (в данном случае, к нашему кругу).
Найдем точку, где верхняя красная линии (горизонтальная) соединяется с вертикальной линией, делящей наш круг пополам. Проводим вниз косую линию под небольшим углом. Угол по направлению к лицу. Если сложно, то можно рисовать эту вспомогательную косую линию прямо из центра круга.
Теперь пробуем вписать наше ухо с левой стороны. Вот так:
Ухо вы уже научились рисовать в три линии, потому это будет не сложно.
Место брови и глаза определить тоже не составляет большой трудности.
Бровь рисуется по высоте той горизонтальной линии, которая делит наш круг-череп пополам.
А глаз? Если мы проведем косую линию, идущую внутрь, от внешнего края брови, то это и будет место нашего глаза. Вспомните, наш навес над порожком, проведите эту линию слега вглубь, чтобы дождик не попадал в глаз. Рисуем глаз, так, как мы уже его изучили. Глаз рисуется на уровне верхней красной линии.
Видите, наш человечек оживает.
Внешнюю контурную линию лба, носа, губ, подбородка мы слегка подправляем, как нам желанно. Но вписывая ее в треугольник «носа» и треугольник «челюсти». Но, при этом, рисуя, как бы сглаживаем края, потому, что и наши треугольники, и круг - это только вспомогательная схема. А человеческое лицо более изящно и мягко, чем схема. Оно не имеет острых углов.
Пробуем еще слегка наметить линию шеи. Она тоже идет вниз, примерно, под таким углом:
Поздравляю вас!
Вы, научились рисовать голову человека в профиль.
Пробуем это же сделать на мамином портрете
Теперь берем наш большой мамин профиль, нарисованный на бумаге и обведенный тушью.
В нем есть общий контур, но нет внутренних деталей: глаза, уха и линий ноздри и линии губ.
Ну, наконец-то мы впишем в наш контур все части лица.
Садимся удобно, берем карандаш и действуем мягкими линиями, ни в коем случае, не нажимая сильно на карандаш, потому что, во-первых, все вспомогательные линии мы будем стирать, а, во-вторых, с первого раза может не получиться так, как хочется, и придется использовать ластик.
Рисуем все по порядку, как изучили. Внутри контура маминого профиля рисуем и круг, и треугольники, и всю нашу схему рисования головы.
Когда мы найдем место для маминого уха, брови и глаза, при помощи круга и треугольников и вспомогательных линий, еще раз хорошо рассмотрим мамино лицо, голову в профиль.
Постараемся рисовать именно мамино ухо, бровь, и глаз. Опираемся в рисовании, на наш пример, но стараемся, чтобы получились все же, ни чей-то глаз и ухо, а мамины.
И последнее - у нас не хватает для завершения портрета две вещи: линии ноздри и линии губ.
Чтобы нарисовать эти две важные вещи нужно вспомнить, что у всех людей они тоже разные.
Учимся рисовать линию ноздрей и губ
Помните, на первом практическом уроке, мы учились рисовать параллельные линии так, чтобы, рисуя одну линию, уметь смотреть и видеть предыдущую. Теперь наше умение нам пригодится.
Я раскрою вам один большой секрет, художники, когда рисуют, всегда проводят мысленно горизонтальные или вертикальные линии вокруг натуры. Это помогает им сравнивать сложные изгибы натуры с прямыми, воображаемыми линиями горизонтали или вертикали.
Натура, как мы уже поняли, очень сложная вещь. Её линии совсем не прямые, а формы не всегда бывают треугольные или квадратные.
У природы не было грубых инструментов и одинаковых кирпичей для строительства, потому нарисовать ее творения порой бывает не просто. Каждая вещь и существо уникально. Поэтому художники, рисуя, всегда призывают на помощь две очень ценные линии: горизонталь и вертикаль.
Горизонталь - это прямая линия, параллельная линии горизонта.
Вертикаль - линия, направленная перпендикулярно к линии горизонта.
Если привязать к длинной нитке грузик и опустив вниз, держать ее за свободный конец, то линия нитки четко покажет нам вертикаль.
Напоминаю, что эти две линии - самые первые помощники художника. Художники воображают эти две линии всегда, когда им нужно уточнить, какой-то сложный изгиб или сложный угол натуры, чтобы вернее его изобразить.
Сейчас мы должны вспомнить и заметить, что линии губ и линия ноздрей у людей не бывает вертикальными. Они бывает только горизонтальными. Поэтому, нам нужно позвать на помощь воображаемую горизонтальную линию.
Значит, рисуя мамин рот и ноздри, мы еще раз внимательно смотрим на ее профиль и проводим над носом и ртом мысленные горизонтальные линии.
Чтобы эти мысленные линии получились верными, посмотрим перед этим, на линию подоконника или линию крышки стола. Они горизонтальные и вы не ошибетесь.
Если вы сумели провести эти воображаемые линии хорошо, то увидите, под каким углом к горизонту расположена линия маминого рта и под каким углом к горизонту расположена линия и форма маминой ноздри.
Примерно так, как вы видите на примерах:
Рисуем их.
Теперь, когда мы все это изучили, расчертили на линии и треугольники мамин профиль, определили место для глаза, уха, линии губ и мягко нарисовали их, то еще раз хорошо рассмотрим маму. Сравним линии её живого профиля и линии рисунка и, если надо, внимательно поправим, еще раз глаз, ухо, бровь, линию губ и ноздри.
Правим мы уже более твердо, нажимая на карандаш сильнее. Отходим немного в сторону и осматриваем портрет и нашу маму одновременно еще раз.
Если вас не все устраивает, поправляем рисунок, пока не будет все хорошо. Потом берем кисточку и тушь и обводим тушью нарисованные глаз, бровь, линию губ и линию ноздри.
Даем просохнуть.
Все вспомогательные линии стираем ластиком.
Обмакиваем кисточку в тушь и рисуем мамины волосы, широкими мазками.
Стираем, то, что еще не стерто, смахиваем мусор от ластика.
Мы может даже, по желанию, немного оттенить карандашом мамину щеку на нашем портрете, чуть добавить тона под бровью и под скулой.