Комментарии
- 23 ноя 2014 21:13В шариате запрещенны памятники и поэтому взорвали. В Закаталах живут аварцы. И в Дагестане запретили. Человек воевал за шариат и ставит памятники за это-это святотатство.
- 23 ноя 2014 23:46Закаталы, Габала --- аварцы, удины, турки, лезгины, азербайджанцы, вековое в взаимопонимании, но никак ни Законы Шариата. В тех районах Азербайджана всегда чтили законы Шариата, все не в зависимости от национальности.
Требуете в категоричной форме доказательства, но если сами Алимхан, знаете хотя бы немного о жизни имама Шамиля, и вспомните: 1) как воспринимал народ Северного Азербайджана ту войну под руководством имама Шамиля, 2) рядом Нухинское Ханство -- гибель Хаджи Мурата, 3) события в крепости Шамиля. территория нынешнего Алты- Агача; Тут другая подоплека, тут ни Законы Шариата. Можете мне тоже нахамить, и тоже назвать ,, ... твоя брехня..". Но с высоты своих прожитых лет утверждаю, что имам Шамиль -- Величина, и как любой лидер, всегда окружен достойными людьми. И одним из них был Байсангур Беноевский. Наполеон, проиграл войну, сослан, но когда говорим о нем. непроизвольно вспоминаем и его окружение.Так и о Шамиле. Вы, Алимхан. судя по Вашему рассказу очень негативно относитесь к чеченцам, и мало знаете о Шамиле, как о человеке, а Шамиль своеобразный человек, вспомните: почему он приказал бить плетью свою мать и многое другое. - 23 ноя 2014 23:56Я как ученый востоковед, академик Акадении Наук Азербайджана ( тема " Северный Кавказ"
утверждаю, что Байсангур Беноевский известная личность, теперь можете и меня как Татьяну облить грязью и хамить.
- 24 ноя 2014 01:25Вы запарили, аварцы кабардинцы балкарцы адыги карачаевцы, все били Чеченское войско)) вам самим это не смешно или желаемое выдаете за действительное?
- 24 ноя 2014 01:36И самый главный фактор, это то что он нарушил клятву на Коране только за это он должен был быть проклят всеми верующими людьми. Старый козел он один разве хотел жить, а как же те чеченцы в самом расцвете своей юности отдавали свои жизни за свой народ под его предводительством.
И вот чеченский народ перенес всю тяжесть и лишение кавказской войны, а чем пожертвовал шамиль кроме как своей честью. - 24 ноя 2014 10:25Хорошо уважаемая молоканка, член-корреспондент. Давайте по существу . Наиб Батуко был наибом с 1852 года. Сдался 1858. Сохранилось 5 или 6 писем Шамиля к нему. Наиб Кади наибом стал 1858 и был наибом одного села Ичичали. Сохранилось письмо Шамиля к нему. Их упоминают и русские офицеры. Один аварец другой чечен. А Байсангура никто. Почитайте, что пишут о Байсангуре. Бэтмен ,супермен,терминатор. Почему Шамиль не обращался за помощью к Байсангуру. И почему русские не писали, что против них воевал Байсангур. Везде ноль. ТАКОВА МОЯ ЛОГИКА.
- 24 ноя 2014 14:54Увы, мы с Вами, говорим на разных языках: объективность. основанная на исторических документах и целенаправленное уничтожение Байсангура Беноевского,, как личности и героя!!!!! Ваше утверждение ---- Байсангур ___НОЛЬ ( " .... такова моя логика ...", Ваши слова). И как-бы Вы ЛЮТО не навидели бы чеченцев, факт добровольного сдачи имама Шамиля ПРИСУТСТВУЕТ.
- 24 ноя 2014 14:57Можете, Алимхан, оскорблять меня и поливать грязью, но пожалуйста научитесь --- объективности мышления! Если я ненароком обидела Вас, прошу прощения!
- 24 ноя 2014 15:01Уважаемые чеченцы! Гордитесь своим Героем, Байсангур достоин уважения и почитания, и кто-бы что-то не писал о нем знайте он Человек Чести и Слова!
- 24 ноя 2014 19:56А как насчёт Мансура сдавшегося в 1791 году 22 июня. Был окружён в крепости Анапа 19 июня и через 3 дня сдался. Крепость была древная. Толстые стены, современное оружие 15 тыс. горнизон. Алибек хаджи, который сдался в 1877 году. Они кто?
- 24 ноя 2014 20:03Про объективность. В моих словах одни факты и ничего более. А ваших словах высокопарные слова без фактов госпожа член-корреспондент.
- 24 ноя 2014 20:10У меня нету ненависти к чеченцам. У меня есть презрение к тем, кто обливает грязью Имама Шамиля. Без разницы, какой они национальности. Конкретным людям, а не целиком к нации.
- 25 ноя 2014 01:14Ассалам Алейкум, Алимхан! Мы тебе ничего не рассказываем, а просто общаемся между собой, только вот тебе несогласному со всем этим чего надо здесь? Вам же никто не мешает обсуждать аварца Шамиля на ваших форумах. А мы-слабые воины как-нибудь втихаря между собой попонтуемся, ты уж разреши нам пожалуйста.
- 26 ноя 2014 13:46Чеченские предания идут от первых лиц тех событии, от наших предков. И различия их с русскими источниками в письменности, но если и были наши письменные тептары на арабском то их не выдают с целью сохранить либо их закрыли под грифом секретно. Но и русские источники прнукрашены, переделаны в свою угоду.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
байсангур беноевский
:Костя Беноевский
Беной Самоназвание: Беной Общая численность: 105, 000 Расселение: Чечня, Дагестан Родовое село: Беной Входит в тукхум Нохчмахкахой Беной — один из наиболее многочисленных тейпов Чечни с центром в селе Беной Ножай- Юртовского района.
Тейп имеет свою родовую гору Бенойлам. На сегодня численность тейпа
составляет около 105 тысяч
человек и входящие в его состав
люди проживают на всей
территории России, в основном в Москве, Санкт-Петербурге, Урус- Мартановском, Шалинском и Ножай-Юртовском районах Чечни. Родом из этого тейпа происходят Байсангур Бенойский, отец и сын Кадыровы и братья Ямадаевы. На юго-востоке Чечни (Нохчийчоь)
в верхней Ичкерии (Нохчмохк —
современный Ножай-Юртовский
район) в котловине, окруженной
лесистыми горами до самого
хребта, лежат хутора. Это место называется «Бена». Бена граничит
на севере с Энгана и Гендаргана, на
западе с Даьрrla (Веденский район),
на востоке с сел. Даттых, на юге
через хребет находится с. Г1аг1атли
(Даг. АССР-1аьндий) Дагестанцы называли это селение Баян, часть
аварцев —Баини, русские — Беной.
Вокруг селения Бена лежат больше
десятка хуторов: Бенойн Ведана,
Оьси-Юрт, 1ожа-Юрт, Коьрен Бена,
Гуьржийн мохк, Пхьачу, Оьламохк, Денги-Юрт, Лоьмк Арц, Стерчийн
керташка, Булгат ирзу, Чилла к1ажа
и другие. Живущих здесь людей называют беноевцами (беной). Люди этого тайпа считают друг друга тайповыми братьями и сестрами, и где бы они ни находились, узнав, что они одного тайпа, стараются помочь друг другу в случае опасности или нужды. Тайп беной входит в тукхум
Нохчмахкахой и делится на 9
крупных гаров: 1. Жоби-некъе 2. Уонжби-некъе 3. 1асти-некъе 4. Ати-некъе 5. Чопал-некъе 6. Очи-некъе 7. Доьвши-некъе 8. Эди-некъе 9. Гуьржмахкахой В тайпе беной все считаются
равными и нет деления на лучшие
и худшие гары и некъе. Люди одного гара считаются
родственниками (гергара нах).
После расселения беноевцев в
других аулах от больших гаров
стали отпочковываться более
мелкие некъе, имеющие название по имени первопоселенцев или
отдельных долгожителей в роду. К примеру, в гар Жоби-некъе,
сейчас входят Жа1пар-некъе,
Джонха-некъе, 1иски-некъе, Щаци-
некъе, Лит1и-некъе и другие. Беноевский тайп самый крупный по
численности, самый сильный и
влиятельный тайп в Чечне.
Наиболее крупные общины
беноевцев живут в Беное,
Шелковском и Гудермесском районах, селениях Урус-Мартан,
Новые Атаги, Гойты, Алхан-Юрт,
Шали и других. Больше всего
беноевцев в г. Урус-Мартан.
Представители тайпа беной
проживают в Чеченской Республике, Республике Дагестан,
Российской Федерации, Республике
Казахстан, Республике Кыргызстан,
Иордании, Турции, Саудовской
Аравии и в других странах.
Беноевцы считаются истинными чеченцами (ц1енна нохчий). Они
гордятся своей принадлежностью к
этой нации и свое национальное
имя «нохчий» произносят с
большим достоинством, в отличие
от некоторых нечистых чеченцев, которые неохотно называют себя
«нохчий», стараются убрать из
употребления это название и
заменить его названием «вайнах». В чеченском представлении
истинный беноевец (ц1енна бено)
выглядит как человек крупного
телосложения, высокого роста с
большими ногами (Есть даже
поговорка «баккхий когаш болу беной»). Отличительная черта
беноевцев — это чистосердечность,
доверчивость к людям и спокойный
нрав. «Но если беноевца выведешь
из себя, то его ничем не
остановишь», — говорят люди. В местности Бена, как и во всей
Чечне, люди живут с древнейших
времен, по крайней мере, на
протяжении 40 тысяч лет, со
времен, когда люди пользовались
еще каменными орудиями труда. Об этом говорят случайные находки
каменных орудий труда в Беное и
его окрестностях. К сожалению,
никто из археологов еще не
занимался раскопками в Беное. Бена очень древнее чеченское
селение. Что означает это название,
пока точно не известно. Но известно,
что древнейшее государство Урарту
на территории Закавказья на языке
урартов, язык которых был схож с современным чеченским,
называлось «Биайна». Некоторые
ученые считают, что беноевцы
потомки урартов (проф. К. Чокаев,
Л. Бабахян). По беноевским
арабоязычным тептарам и генеалогическим преданиям
стариков, беноевцы, как и другие
родственные им чеченские тайпы
(ц1онтарой, гендер-геной, энганой,
зандакъой, билтой, 1алларой,
гуной, бел-г1атой, курчалой, харачой, эрсаной и другие),
являются потомками сирийского
шахиншаха (царя) Сайд-Али-аш-
Шами и, попав на Кавказ,
поселились в X веке нашей эры в
местности Нашха (Галанчожский район), откуда переселились в
Махкеты, затем на реку Аргун и
оттуда легендарный
родоначальник беноевцев Биан
через Тевзана переселился в место,
где основал свой аул Бена более 1000 лет назад. Эту легенду подтверждают и
нашхойцы, указывая иа место, где
проживали предки беноевцев. Это
место находится в Галанчожском
районе у бывшего нашхоевскоге
аула Моцкъара и называется «Бена- кха». После расселения беноевцев на
равнине Чечни и в горах появляется
много одноименных хуторов и
аулов: Бе-ни-Юрт (Надтеречный
район), Бенойн Атаг1а (Жима Ата-
rla, Шалинский район), Бена (Шатоевский район), Бенойн к1отар
(Урус-Мартановский район), Бенойн
арц (Шалинский район) и т. д. Селение Беной упоминается и в
старинных арабоязыч-ных
источниках (тептарах) других
народов. Селение «Бая-ни-Юрт»
упоминается в книге об истории
Дербента «Дер-бент-Намэ». О Беное упоминается также в книге 1-й
половины XV века аланского
путешественника и мусульманского
миссионера Аздина Вазар. В ираноязычных источниках
начала XVII века аул «Баян, где
находится нефтяной колодец»
упоминается, как селение, на
которое претендовали эндерийские
князья (так же, как на Аух и Салатавию). Борьба беноевцев с кумыкскими
князьями в XVIII веке привела к
тому, что в споре за гору Бенойн
лам беноевцы убили князя
Хамзатхана, о чем стало известно
российской администрации в Кизляре. Множившееся население Беноя
вынуждало беноевцев
переселяться на другие земли, где,
живя своими общинами, беноевцы
начинали играть заметную роль в
социаль-но:политической жизни чеченских селений. Так, по рус «ким
источникам, с середины до конца
XVIII века в ауле Алды
представители тайпа беной играли
важную роль, а беноевец Ада
долгое время был старшиной селения Алды, возглавляя борьбу
алдынцев против князя Турлова.
Кроме того, некоторые беноевцы,
переселявшиеся от малоземелья
или по причине кровной мести на
другие земли> смешивались с другими народами, основывая
среди, них новые, фамилии. Так, по
преданиям, андийцы происходят от
беноевцев. Некоторые кумыки
говорят о том, что их предки
происходили из Беноя. Потомки беноевцев есть среди ингушей
(Ахильговы, Цицкиевы и часть
Джамбулатовых) и казаков. По данным беноевских тептаров,
жители селения Беной одними из
первых в горной Чечне приняли
ислам. По крайней мере, один из
беноевских предков Хурсул,
живший в середине XVI века, уже считался мусульманином. •• В
Беное Курчалойн Берсшайх,
женившийся на ,бено-евке, принял
ислам. Беноевцы активно
участвовали в распространении
ислама в Нохчмохке. А. Берже в своей книге «Чечня и чеченцы»
называет тайп беной среди
коренных чеченских дворянских
(узденских) фамилий. . Беноевцы, как самое крупное по
численности племя в чеченском
народе, долгое время играли
ведущую роль в общественно-
политической жизни Чечни. Особенно видную роль беноевцы
сыграли в столетней русско-
чеченской войне XVIII — середины
XIX веков. После закрепления царских войск
на плоскости.Чечни И Перенесения
в 20-х годах XIX века крепостей на.
реку Сунжу центр сопротивления
чеченцев переходит в горы
непокорного Нохчмохка (Ичкерии). Русские источники называют
ичкеринцев (нохчмахкахой)
«самым сильным и воинственным
чеченским племенем». Базой и
эпицентром всех политических
движений стал «самый центр земли ичкеринцев, главный их аул
Беной». О том, что этот аул был
главным селением Ичкерии
(Нохчмохка) говорили многие
русские историки XIX века. (см.
Мухаммед-Тахир ал-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых
шамилевских битвах. Т- !•
Махачкала, 1990. С. 124, прим. 82;
Волкова Н. Г. Этнонимы и
племенные названия Северного
Кавказа. М., 1973. С. 151). Только заручась иоддержкой
беноевцев, начинали свои
движения в Ичкерии и во всей
Чечне имамы и полководцы. Беноевцы поддержали имама Гази-
Мухаммеда. После разгрома в
конном бою под Гудермесом 500
казаков» мюриды захватили 2
пушки и «те две пушки доставили в
селение Беной» (Мухаммед-Тахир... с. 30). В 1832 году армия барона
Розена прошла огнем и мечом по
Чечне. Тогда был сожжен и Беной.
Но не прошло много времени, как
непокорный Беной «наиболее
содействовал»- замыслам Ташев- хаджи» — нового имама Чечни. В сентябре 1839 года после своего
поражения в Ахуль-го имам
Шамиль с 7 мюридами, всеми
преследуемый и гонимый, уходит в
Чечню к своим друзьям. В
гостеприимном с. Даттах он проводит три дня. Секретарь
Шамиля писал: «Затем мюриды
пошли и остановились в селении
Беной. Беноевцы оказали им
гостеприимство и большое
уважение. Беноевец — кунак Шамиля приходил даже в Даттых,
чтобы лично принять его как гостя.
Там же после двадцатого числа
месяца раджаб (1839 г.) родился
Мухаммад-шапи — сын Шамиля.
Перед седьмым днем после его рождения в честь Мухаммадшапи
было зарезано жертвенное
животное» (с. 87.). В Беное Шамиль
жил до новолуния месяца шабан. М. Н. Чичагова писала в своей книге
«Шамиль на Кавказе и в
России» (Спб. 1889 г. С. 59) о
беноевцах: «Жители этого аула,
окруженного лесистыми дебрями,
всегда отличались непокорностью и не скрывали своей ненависти к
русским. Они охотно оказали
гостеприимство Шамилю». Беноевцы и их лидеры Баьршкхин
Байсунгур (Бойса-rlap) и
Солумгирин Солтамурад, дав клятву
на верность имаму Шамилю,
самоотверженно отдавали свои
жизни в газавате за свободу и независимость Чечни. Именно в то время родилась
поговорка о том, что когда
непреодолимо наседали враги, то
изнуренные воины просили у
Аллаха: «Ва Везан Дела, бенойн
орца лолахь!» (О Великий Боже, дай в помощь беноевское войско).
Считалось, что распалившегося
беноевца и пушкой не остановишь
(«Чуьра ваьлла бено йоккха топ
тоьхча а саца-лурвац»). Беноевские
отряды проявили свой героизм в русско-чеченской войне, в
Ичкерийском (1842 г.) и
Даргинском (1845 г.) разгроме
царских армий, в походе на Грузию
(1854 г.) и других. А наиб Веноя
Байсунгур, потеряв в боях один глаз, руку и ногу продолжал
борьбу с врагом. В боях
прославились мазун (помощник
наиба) Бсноя и друг Байсунгура
Солумгирин Солтамурад,
начальники сотен Рамзин 1ада, Баьршкхин Бира, Мусхин Жа1пар,
1е-мазан Т1елбиш, Хухан 1арб и
многие другие известные и
неизвестные воины. Некоторые
беноевцы, несмотря на огромные
потери, лишения и страдания до конца остались верными своей
присяге и идее независимости
Чечни. 13 мая 1859 года вся Чечня была
завоевана, а старшины всех
чеченских селений изъявили
царскому военному командованию
свою покорность. Не покорились
только беноевские аулы. Сюда в беноевские леса стянулись и другие
чеченцы, не желавшие покоряться
врагу. Царское командование
объявило беноевцев вне закона.
Вожди беноевцев Байсунгур и
Солтамурад возглавили сопротивление беноевцев.
Байсунгур с беноевцами, следуя
своей клятве, защищал имама
Шамиля в его последнем оплоте Гу-
нибе. После сдачи Шамиля в плен,
непокорный Байсунгур уходит в беноевские леса, где со своими
родичами и соратниками
скрывается от царских войск. Имам Шамиль хорошо знал,
уважал и понимал роль беноевцев
в движении чеченского народа.
Уже в плену, в Калуге, давая
характеристики племенам Кавказа,
Шамиль в разговоре с приставом Руновским выделяет беноевцев как
самых непокорных. Как считал он,
именно из Беноя начинались все
движения. Оттуда восстания
распространялись по всей Чечне, а
затем перекидывались в Дагестан. Имам Шамиль подчеркнул, что пока
жив одноглазый Байсунгур,
русским нельзя надеяться на мир в
бено-евских аулах. Царские власти
начали выселение некоторых
беноевцев из их аулов. Полковник Алибек с царским
войском пытался захватить
Байсунгура, но когда беноевцы
отказались его выдать, то начал
готовить новое поголовное
выселение. В мае 1860 года беноевцы подняли
восстание. Во главе его стали
Байсунгур и Солтамурад. Их
поддержали на Аргуне Ума Дуев из
Зумсоя и кадий Атабай Атаев.
Имамом Чечни был избран Байсунгур. К июлю восстание охватило почти
всю Ичкерию. К чеченцам
присоединились некоторые аулы
аварцев и кумыков. Чеченцы
нанесли царским отрядам ряд
поражений. Но русские стянули большие
воинские силы во главе с генералом
Мусой Кундуховым. Используя
численное, техническое
превосходство, а также
предательство богатых чеченцев, царские войска подавили в конце
января 1861 года это восстание. 15
аулов Ичкерии было уничтожено.
Беной был также сожжен. В
середине февраля имам Байсунгур
со своими двумя сыновьями, дочерью и ее мальчиком, а также
некоторыми соратниками был
окружен и после боя раненым был
схвачен. Его наиб Солтамурад сумел
вырваться из окружения и ушел на
Аргун, где стал одним из руководителей горных повстанцев.
Имам Байсунгур-был повешен в
Хасав-Юрте и похоронен в с.
Пачалкъа (Аух). Других выслали в
Россию. Царские власти решили стереть
Беной с лица земли. 27 ноября 1877 года с помощью
коварства Алибека сумели
выманить и арестовать вместе с его
соратниками. 9 марта 1878 года 11
человек были повешены в г.
Грозном. Многие повстанцы, в том числе и жители Беноя, были
сосланы в Россию и Сибирь.
Начальник наибов 70-летний
Солумгири Солтамурад из Беноя,
зная коварство царских Властей, не
поддался на уговоры, категорически отказался сдаваться
русским и стал абреком. В 1878 году
он заболел и умер. С большими
почестями он был похоронен в
Беное. На беноевцев были обрушены
новые репрессии. Их выселяли,
сажали в тюрьмы, убивали, стараясь
выбить из них дух и стремление к
свободе. По всей Чечне были разбросаны
беноевцы. Часть уходила в Туриию.
чтобы не покоряться русским. Если
цар ским властям не удалось
спровоцировать выселение в
Турцию беноевцев в 1865 году, то часть беноевцев вместе с другими
чеченцами ушли в 1905 году.
Беноевцы все больше теряют связь
друг с другом, разобщенные
различными сектами, социально-
политическими течениями, экономическим неравенством.
Некоторые беноевцы ушли в
абречество. В связи с тем, что
экономическим и политическим
центром Чечни стал город Грозный,
Беной теряет свое былое значение. Революция 1917 года в России
всколыхнула и всю Чеч ню.
Началось национально-
освободительное движение в
Чечне, война против царских
чиновников и казаков за возвращение отнятых в Кавказскую
войну земель. Одними из первых во
всех селениях Чечни поднимались
на борьбу за свободу
представители тайпа беной.
Беноевцы участвуют в различных политических движениях, часто
враждовавших друг с другом. Одни поддерживают имама Узун-
хаджи и его Северокавказский
Эмират, другие большевиков и
Терскую Народную Республику,
третьи Тапу Чермоева и его Северо
кавказскую Республику. Но так или иначе подавляющее
большинство беноев цев
продолжало борьбу за свободу
Чечни. В стодневных боях в г.
Грозном погибла от казачьей пули
Петимат Арса-нова из Новых Атагов. Ее брат Саидбей Арсанов участвовал
в революции в России, был
большевиком, а позднее известным
чеченским писателем, автором
книги «Когда познается дружба». В борьбе с казаками и деникинской
армией многие беноевцы из Гойты,
Алхан-Юрта, Урус-Мартана, Новых
Атагов, Беноя и других сел отдали
свои жизни. Но коварно забыв все
свои обещания дать чеченцам независимость. Красная Армия
оккупирует Чечню с февраля 1920
года. Уже в августе 1920 года в
горах Чечни и Дагестана
вспыхивает новое восстание уже
против Советской власти под рукоподством внука Шамиля Саид-
Бека и Н. Гоцинского. С переносом
центра восстания в горы Чечни
Беной вновь приобретает прежнее
значение главной базы повстанцев.
В сентябре 1921 года восстание было подавлено после переброски
туда крупных регулярных частей
Красной Армии. Но беноевцы не
были покорены. Н. Гоцинский со
своим штабом ушел в горы, откуда
руководил восстанием до 1925- года.Уже в конце марта 1923 года агенты
сообщали чекистам о том, что
влиятельный шейх Али. Ми гаев
приехал в с. Беной, где собрал
своих приверженцев и агитировал
их против Советской власти. 17 мая 1923 года в селении Беной
состоялся нелегальный съезд
представителей духовенства. С
речью к собравшимся обратился
Нажмутдин Го-цинский. Он призвал
их объединиться для скорейшего вооруженного выступления в
целях достижения полной
независимости». В конце марта
1924 года Али Митаев с братом Ума
ром и единомышленниками был
арестован и казнен в Ростовской тюрьме. Но восстания уже нельзя
было удержать. Горная Чечня вновь
была охвачена восстанием под
руководством имама Н. Гоцинского.
В 1925 году после кровопролитных
боев восстание было подавлено, а Н. Гоцинский взят в плен. Разгромив повстанцев, арестовав и
выслав руководителей и
влиятельных лиц, проведя
разоружение чеченцев, Советская
власть приступила ко всеобщей
«коллективизации» и «раскулачиванию» в 1928—29
году. Вся Чечня восстала вновь в
декабре 1929 года. Центры
восстания были в Гойтах
(руководители Ахмад-мулла и
Нуриев), Шали (Шита Иста мулов) и Беное (руководители Яроч и
Ходжас). «Восставшие, — писал А.
Авторханов, — заняли все сельские
и районные учреждения, сожгли
казенные архивы, арестовали
районное начальство, в том числе и шефов ГПУ, в Беное захватили еще
и нефтяные промыслы, учредили
временную народную власть. Эта
временная власть обратилась к
Советскому правительству с
требованием: 1) прекратить незаконную конфискацию
крестьянских имуществ под видом
коллективизации; 2) прекратить
произвольные аресты крестьян,
женщин и детей, под видом
ликвидации «кулачества»; 3) отозвать из всех районов Чечни
начальников ГПУ, назначив на их
место выборных гражданских
чинов из самих чеченцев с правом
преследования лишь уголовных
элементов; 4) ликвидировать назначенные сверху «народные
суды» и восстановить институт
шариатских судов,
предусмотренных учредительным
съездом Горской советской
республики 1921 года во Владикавказе; 5) прекратить
вмешательство краевых и
центральных властей во
внутренние дела Чеченской
автономной области, а всякие
хозяйственно-политические мероприятия по Чечне проводить
только по решению чеченского
съезда выборных представителей,
как это предусмотрено в статусе
автономии.Московское правительство, признав
на словах справедливость
требований восставших,
согласилось удовлетворить их,
когда повстанцы прекратят войну. Но Советская власть вновь обманула
чеченцев, попытавшись арестовать
руководителя восстания Шиту Иста-
мулова. Шита призвал всех
чеченцев к газавату за
восстановление Имамата Шамиля и изгнание неверных с Кавказа.
Вновь восстали Шали, Гойты, Беной. К середине декабря 1929 года к
границам Чечни были стянуты
огромные силы: более пяти
дивизий. К середине января 1930
года Гойты и Шали были взяты с
огромными потерями. Шита отступил в Ичкерию. В конце марта 1930 года
командующий Красной Армией
Белов получил свежие силы из
Закавказья и «развернул большое
горное наступление с задачей
овладеть последним пунктом повстанцев Беной. После
двухмесячных тяжелых боев и
больших жертв в апреле 1930 года
Белов вошел в Беной, но в ауле не
застал ни одного жителя: все
жители, включая женщин и детей, эвакуировались дальше в горные
трущобы». Белов послал к повстанцам
парламентеров с предложением
почетного мира: всем, кто
добровольно возвращался обратно
в аул со сдачей оружия,
объявлялась амнистия. Но повстанцы отказались покориться,
заявив, что они вернутся в свои
аулы только тогда, когда Белов
уйдет со своими войсками. Не добившись покорности силой,
Советское правительство изменило
тактику и пошло на временные
уступки, отозвав войска, отменив
колхозы и совхозы в Чечне, завезя
в Чечню огромное количество промышленных товаров по очень
низким ценам и объявив амнистию
повстанцам, в том числе и их
вождям. Но к осени 1931 года, когда
чекистами был коварно убит Шита
Истамулов, ГПУ начало большую
операцию «по ликвидации
кулацко-контрреволюционных
элементов и мулльско- националистических идеологов».
Было арестовано 35 тысяч человек,
большей частью расстрелянных в
тюрьмах и умерших в ссылках и
лагерях. Среди них много былоНепокорных беноевцев, как и всех
чеченцев, подвергали ежегодным
чисткам, репрессируя лучших
представителей. Некоторые
успевали уходить в леса и горы,
становясь абреками и ведя непримиримую вооруженную
борьбу против советских
колонизаторов. Советская власть
терроризировала местных жителей,
запугивала и уничтожала всех, кто
мог сделать хотя бы намек на несогласие с существующими
порядками. В 1937 году были
репрессированы талантливые
чеченские писатсли-беноевцы С.
Арса-нов из Новых Атагов и С.
Бадуев из Урус-Мартана.
беноевцев.