Кто-то готовится, кто-то — нет. При этом нет чёткой взаимосвязи между «готовился» и «хорошо выступил», кто-то готовится к выступлению и речь всё равно получается сбивчивой, а кто-то не готовится и все проходит «на ура!» Почему так происходит? Проанализировав выступления свои, своих коллег и студентов, которых мне по роду деятельности приходится наблюдать постоянно, я пришла к выводу, что для успешного выступления необходимы две составляющие: уверенность в себе и знания предмета выступления. При этом, обе составляющие необходимы в определённой минимальной степени, а дальше, они составляют между собой что-то вроде сообщающегося сосуда, то есть, чем больше знаний, тем меньше требуется уверенности в себе, чем больше уверенности в себе, тем меньше требуется знаний. Некоторые поспорят с такой схемой, приведя в пример таких ораторов, которые без подготовки могут легко говорить, казалось бы, на любую тему. На самом деле, выступление таких ораторов не всегда может считаться успешным, потому что без минимального знания предмета, цель выступления на тему этого предмета не будет достигнута. Как правило, такие люди ловко владеют языком и могут любую тему перевести на другую, хорошо им известную, вот и получается максимум уверенности в себе и хоть минимум, но все-таки знаний. Другой вариант — ораторы, которые и тему не переводят и не готовятся и все гладко у них выходит. На мой взгляд, это люди опытные и обладающие большим багажом знаний, они не готовятся, потому что, как говорит Сергей Левит «готовились к этому (и любому другому) выступлению всю жизнь». Рискну опровергнуть высказывание о вредности зубрёжки. Когда мы учим иностранный язык, мы заучиваем слова наизусть, так же и с нашим родным языком: заучивая наизусть слова, предложения и целые тексты, мы пополняем свой активный словарный запас. Просто относиться к заучиванию наизусть нужно иначе. Заучивать не для того, чтобы потом воспроизвести в неизменном виде, а для того, чтобы пополнить свой словарный запас, запас вариантов сочетания слов и применимости их в том или ином случае, ну если, конечно, вы не считаете, что годам к 16-18 вы овладели русским языком в совершенстве. Да, словарный запас пополняется и просто в процессе общения и чтения, но при заучивании наизусть, в несколько раз быстрее. Зачем проговаривать выступление. Исключительно из личного опыта я знаю, что когда проговариваешь выступление вслух, то приходят мысли о том, как сказать лучше, что лишнее убрать, о чём сказано чересчур много, а о чём слишком мало и так далее. Если не проговаривать, то узнаёшь об этом только уже на выступлении, когда менять что-то сложно и не всегда возможно, ведь «слово не воробей…». Конечно, если с одной и той же темой выступать несколько раз, тот она уже проговорена, как минимум, на предварительных выступлениях, если же тема для вас новая, то проговорив её два-три раза, вы значительно повысите качество выступления. При проговаривании, кстати, очень хорошо выявляются слова-паразиты, нежелательная жестикуляция и другие мелочи, которые портят впечатление о выступающем. В заключение хочу привести одну ассоциацию. Когда я только начала водить машину и ездила очень осторожно, многие меня предупреждали: Смотри, через месяц тебе будет казаться, что ты ас и начнешь «лихачить», тут-то многих начинающих водителей и подстерегают опасности, потому что это ошибочное ощущение, чтобы стать асом требуется не месяц и даже не месяцы, а годы тренировок!
Психологический центр Сергея Левита
О публичных выступлениях
Кто-то готовится, кто-то — нет. При этом нет чёткой взаимосвязи между «готовился» и «хорошо выступил», кто-то готовится к выступлению и речь всё равно получается сбивчивой, а кто-то не готовится и все проходит «на ура!»
Почему так происходит?
Проанализировав выступления свои, своих коллег и студентов, которых мне по роду деятельности приходится наблюдать постоянно, я пришла к выводу, что для успешного выступления необходимы две составляющие: уверенность в себе и знания предмета выступления.
При этом, обе составляющие необходимы в определённой минимальной степени, а дальше, они составляют между собой что-то вроде сообщающегося сосуда, то есть, чем больше знаний, тем меньше требуется уверенности в себе, чем больше уверенности в себе, тем меньше требуется знаний.
Некоторые поспорят с такой схемой, приведя в пример таких ораторов, которые без подготовки могут легко говорить, казалось бы, на любую тему.
На самом деле, выступление таких ораторов не всегда может считаться успешным, потому что без минимального знания предмета, цель выступления на тему этого предмета не будет достигнута. Как правило, такие люди ловко владеют языком и могут любую тему перевести на другую, хорошо им известную, вот и получается максимум уверенности в себе и хоть минимум, но все-таки знаний.
Другой вариант — ораторы, которые и тему не переводят и не готовятся и все гладко у них выходит. На мой взгляд, это люди опытные и обладающие большим багажом знаний, они не готовятся, потому что, как говорит Сергей Левит «готовились к этому (и любому другому) выступлению всю жизнь».
Рискну опровергнуть высказывание о вредности зубрёжки. Когда мы учим иностранный язык, мы заучиваем слова наизусть, так же и с нашим родным языком: заучивая наизусть слова, предложения и целые тексты, мы пополняем свой активный словарный запас. Просто относиться к заучиванию наизусть нужно иначе. Заучивать не для того, чтобы потом воспроизвести в неизменном виде, а для того, чтобы пополнить свой словарный запас, запас вариантов сочетания слов и применимости их в том или ином случае, ну если, конечно, вы не считаете, что годам к 16-18 вы овладели русским языком в совершенстве.
Да, словарный запас пополняется и просто в процессе общения и чтения, но при заучивании наизусть, в несколько раз быстрее.
Зачем проговаривать выступление.
Исключительно из личного опыта я знаю, что когда проговариваешь выступление вслух, то приходят мысли о том, как сказать лучше, что лишнее убрать, о чём сказано чересчур много, а о чём слишком мало и так далее. Если не проговаривать, то узнаёшь об этом только уже на выступлении, когда менять что-то сложно и не всегда возможно, ведь «слово не воробей…».
Конечно, если с одной и той же темой выступать несколько раз, тот она уже проговорена, как минимум, на предварительных выступлениях, если же тема для вас новая, то проговорив её два-три раза, вы значительно повысите качество выступления. При проговаривании, кстати, очень хорошо выявляются слова-паразиты, нежелательная жестикуляция и другие мелочи, которые портят впечатление о выступающем.
В заключение хочу привести одну ассоциацию. Когда я только начала водить машину и ездила очень осторожно, многие меня предупреждали: Смотри, через месяц тебе будет казаться, что ты ас и начнешь «лихачить», тут-то многих начинающих водителей и подстерегают опасности, потому что это ошибочное ощущение, чтобы стать асом требуется не месяц и даже не месяцы, а годы тренировок!