История железнодорожного транспорта Кузбасса начинается со времен строительства в 1891 году Великого Сибирского пути (Транссибирская магистраль), который прошел по Северу края с выходом на Томск.

У истоков строительства железной дороги стояли известные инженеры путей сообщения Н.Г.Гарин-Михайловский и Н.П.Меженинов, чье имя носит одна из станций дороги.
Одним из ранних поселений на месте нынешнего города была заимка Щеглова, упоминаемая ещё С.У.Реденевым на "Чертеже земли Томского города". С основанием Кемеровского рудника возник рабочий поселок. В 1915 году к селу Щеглово проведена железная дорога, положившая начало строительству коксохимического завода. В 1916 году открыто пассажирское движение.
В 1918 году село Щеглово преобразовано в город. С 1920 года город объединяет деревню Кемерово, железнодорожную станцию, поселок коксохимзавода, рабочий поселок Кемеровского рудника и ряд окружающих деревушек.
В 1930 году в городе открыт железнодорожный вокзал в деревянном одноэтажном здании на станции Кемерово-Заводская площадью 120 м² по ул. Станционной 1. В 1932 году город Щегловск переименован в город Кемерово.
В 1948 году открыто прямое сообщение Москва-Кемерово. Вокзал станции Кемерово сдан в эксплуатацию 31 декабря 1964 года. Оценка села Усть-Искитимского как экономического центра
большого района по состоянию на начало 1913 г. была дана в прессе:
«С. Щегловское является экономическим центром для района
вёрст на 80–100 в диаметре. Здесь находится верхотомское волостное правление, больница (строится), резиденция крестьянского начальника, школа, обслуживающая широкий район, торговля различными товарами для сельского потребления, семь складов с.-х. машин и орудий, покупка хлеба, топлёного масла, целый ряд торгов, заведений и верстах в двух от села угольные копи.
Но с конца 1912 г. в торговой жизни этого центра наблюдается
застой. У некоторых торговцев были «заминки» в платежах, другие за расстройством дела закрыли торговлю. На складах с.-х. машин тоже затишье, так как наученные горьким опытом прошлого года крестьяне откладывают приобретение машин до момента, когда урожай определится более точно.
На угольных копях французская компания готовится к усиленной
добыче угля, – там буравят землю, исследуют, строятся и т. д. Всего в копях занято свыше 200 рабочих, но на полном ходу предполагается иметь до 3 тыс. человек. Рабочему на копях платят 1 руб. 50 коп. – 1 руб. 80 коп. в день, что стягивает сюда свободные рабочие силы деревни.
Пуд каменного угля на месте в первое время продавался по 6 коп., а теперь цена его поднялась до 9,5 коп.
К щегловским шахтам уже проводится ветка от строящейся
Кольчугинской железной дороги»
Михайлов А. с. Щегловское (Усть-Искитим), Кузнецкого у. (экономическое значение села) // Сибирская жизнь. 1913. 28 июля.
Газетная заметка отразила важные изменения, происходившие
в 1913 году в экономической жизни округи.(из книги Усков И.Ю. Кемерово. Рождение города. 2011). 5 сентября 1915 г. открыто временное товарное движение на Кемеровской ветви Кольчугинской железной дороги, а 1 декабря – временное пассажирское движение.
Официальное открытие дороги произошло 6 июля 1916 г.
(из книги Усков И.Ю. Кемерово. Рождение города. 2011)
На правом берегу р. Томь строились шахты, а на левом — первый в Сибири коксохимический завод. Для перевозки угля через реку в 1915 году началось строительство канатной дороги. К концу 1916 года почти все работы были выполнены, но окончательно канатная дорога была достроена и пущена в эксплуатацию в 1917 г. вместе с пуском шахты «Центральная». Так в нашем городе появилось это необычное сооружение. По обоим берегам реки стояли высокие опоры (или, как их тогда называли — устои), между которыми был натянут канат. Опоры на правом берегу вели к шахтам, а на левом — к зданию Углеподготовки, в котором происходила разгрузка вагонеток. Общая длина канатной дороги составляла 2,91 км. Обрыв правого берега был укреплен массивной бетонной стеной. Здесь же была построена станция для перегиба каната для пролета над рекой и сооружены приемные станции у шахты «Центральной» и шахты № 8. Пролет над рекой составлял 405 метров и, чтобы канаты не провисали под тяжестью вагонеток, на левом берегу соорудили железобетонную натяжную станцию с противовесами. Вагонетки, доставлявшие уголь из шахт рудника на завод, входили в здание углеподготовки, разгружались и снова шли на правый рудничный берег.Здание углеподготовки построено из монолитного железобетона, вероятнее всего, фирмой «Инженеры Э. Векер и Ц. Любинский». Эта проектная контора, расположенная в г. Томске, была подрядчиком Копикуза по железобетонным работам и владела цементным заводом с известковыми печами при разрезе Яшкинский Сибирской железной дороги.Целое поэтическое описание производственного цикла, связанного с доставкой угля по канатной дороге в здание углеподготовки КХЗ, оставил нарком просвещения СССР А.В. Луначарский, побывавший в 1928 году в нашем городе. «Самую, однако, диковинную и вместе с тем веселую ноту в Щегловск вносит завод. Когда вы едете туда, то вдруг, неожиданно, выезжая из-за какого-то холма, вы видите перед собой незабываемую картину. Перед вами вырастают мощные контуры заводской башни, укрепленной циклопическими стальными фермами и разевающей на большой высоте свою черную пасть. К этой пасти на расстоянии, как мне кажется, добрых трех километров, тянется с противоположного гористого берега реки воздушная дорога, по которой непрерывно, на равном расстоянии друг от друга, весело вырисовываясь на фоне неба, катятся вагонетки с кемеровским углем. Они опрокидывают с грохотом свое содержимое в заводскую пасть и так же равномерно, словно совершая какой-то воздушный танец, возвращаются за новой ношей. Это постоянное движение вагонеток, эта живая связь на большом расстоянии и через реку завода и копей, производит веселое впечатление».После строительства в 1933 г. железнодорожного моста через Томь канатная дорога утратила значение и в начале 1940-х годов была демонтирована.Впервые "Заимка Щеглова" появилась на картах в 1698 году (год очередного издания Атласа Российской империи). Традиционно годом образования любого города считается его первое упоминание в исторической летописи. Таким образом, возраст города Кемерово исчисляется с 1698 года и в этом году ему стукнет 315 лет. То, что город образовался в результате объединения нескольких сельских поселений, - закономерно и ничего не меняет. Смена имени также никогда не влияла на исчисление возраста населённого пункта. Фрагмент карты из Атласа Российской империи демонстрируется, например, в фильме "Кемерово: Борьба за мечту", хотя и никак в нём не комментируется.Административное подчинение Кузбасса (1618—1943 годы)
1618 год — Кузнецкий уезд Тобольского разряда.
1629 год — Кузнецкий уезд Томского разряда.
1708 год — Кузнецкий уезд Сибирской губернии.
1719 год — Кузнецкий уезд Тобольской провинции Сибирской губернии.
1724 год — Томское ведомство Енисейской провинции Сибирской губернии.
1726 год — Томское ведомство Тобольской провинции Сибирской губернии.
1779 год — Кузнецкий округ Колыванской области Тобольского генерал-губернаторства.
1783 год — Кузнецкий уезд Колыванской губернии Тобольского наместничества.
26 февраля 1804 года — Кузнецкий округ Томской губернии.
26 января 1822 года — Кузнецкий округ Томской губернии Западно — Сибирского генерал-губернаторства.
1898 год — Кузнецкий уезд Томской губернии.
1924 год — Кузнецкий округ.
25 мая 1925 года — Томский округ Сибирского края.
30 июля 1930 года — Западно-Сибирский край (центр — город Новосибирск).
28 сентября 1937 года — Новосибирская область.
26 января 1943 года — Кемеровская область.Из пояснительной записки к схеме планировки города, 1931 г.
(титульный лист:
г.ЩЕГЛОВСК
ПРОЕКТ ПЛАНИРОВКИ
ЗАПСИБКРАЙКОМХОЗ
Планировочная Секция Проектно-Технического Бюро
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ Г.ЩЕГЛОВСКА
А. Общий техноэкономический очерк. Б. Краткая пояснительная записка к схеме планировки города.
НОВОСИБИРСК
1931 г. )
" ... В момент своего преобразования в город (* 1918 г.), село Щегловское имело около 4 тысячи жителей (3 906 д. об. п. по сентябрьской переписи 1917 г.). Перепись 1920 г. установила наличность в Щегловске уже 10 375 жителей. Значительный рост населения нового города, по-видимому, объясняется не только приданием ему административного значения и ростом промышленности в прилегающем районе, но и характерным для периода гражданской войны 1918-19 гг. "беженством", оседавшим в тихом Щегловске, расположенном в сто­роне от главной магистрали. Годы 1920-22 ничего нового в жизнь Щегловска не внесли и мартовская перепись 1923 года показала весьма слабый рост города по сравнению с 1920 г. - 11 072 чел.
В 1923-25 гг. обосновавшейся в Щегловске "Американской Индустриальной Колонией" ("АИК"😉 Копикузовский Химзавод был частично достроен и переоборудован. В эти же годы АИКом была значительно развита добыча каменного угля из Кемрудника, быстро перешагнувшая довоенные размеры.
В 1925 году был образован Кузнецкий округ Сибирского Края путем слияния Кузнецкого и Щегловского уездов б.Томской губернии. Окружной центр постановлением ВЦИК об образовании Сибирского Края и его округов был намечен в Кольчугино ("Ленинске-Кузнецком"😉, как имеющем более центральное географическое положение по отношению к округу и расположенном на ж.д. линии, а не на ветке, как Щегловск.
Однако, за отсутствием в Ленинске соответствующих помещений для развертывания окружных учреждений, последние "временно" были оставлены в Щегловске. "Временность" постепенно превратилась в "постоянное" пребывание и окружные учреждения стали расширяться в своем количественном составе и обстраиваться в Щегловске, тем самым содействуя его росту.
Согласно декабрьской переписи 1926 г. в г.Щегловске оказалось уже 23 025 жителей. За три с половиной года население Щегловска увеличилось на 95%. ... "

История железнодорожного транспорта Кузбасса начинается со времен строительства в 1891 году Великого Сибирского пути (Транссибирская магистраль), который прошел по Северу края с выходом на Томск. - 595380902850

Комментарии

Комментариев нет.