Расписание богослужений на первую седмицу Великого поста На первой седмице Великого поста богослужения в Донском монастыре будут совершаться следующим чином: 6.

40 Братский молебен Святителю Тихону Патриарху Всероссийскому, полунощница (Большой собор). .8.00 Утреня, Часы, Вечерня (Малый собор). 18.00 Повечерие с чтением Великого канона преп.Андрей Критского. В среду и пятницу будет совершена Литургия Преждеосвященных Даров. ПУТЬ К ВОСКРЕСЕНИЮ Слово на чине прощения Архимандрит Тихон (Шевкунов) С точки зрения мира сего, человек, который исполняет Заповеди Христовы, нежизнеспособен. Он погибнет в этом страшном мире, где действуют законы зла, силы и жестокости. Он погибнет так, как Сам Господь Иисус Христос погиб для мира сего. Но исполняющий эти Заповеди, и только он воскреснет вместе с Христом. К этому ведет нас путь Святой Четыредесятницы, ни к чему другому – к Воскресению Христову. А к Воскресению Христову мы можем прийти, только исполняя Его неисполнимые для мира сего Заповеди. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Слово «прощать» происходит от древнерусского слова «проща». Одним из значений его является глагол «исцелять», а другим – «отпускать на свободу». Как же важен и глубок для нас смысл этих слов! Прощать… исцелять… отпускать на свободу… От чего исцелять? Из какого плена отпускать на свободу? Вспомним слова Спасителя: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Если кто-то из людей жестоко, несправедливо и больно отнесся к нам и по справедливости повинен за это возмездию, то мы, христиане, имеем великое право и власть разрешить его в вечности от заслуженного им наказания, от уз, от мучений, от ада. Господь наделяет нас такой великой властью – прощать. Этому есть и подтверждение у святых отцов. Вот что пишет преподобный Феофилакт Болгарский в толковании на слова Спасителя: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»: «Если ты, обиженный, будешь иметь как мытаря и язычника того, кто поступил с тобой несправедливо, то таковым он будет и на небе. Если же ты разрешишь его, то есть простишь, то он будет прощен и на небе. Ибо не только то, что разрешают священники, бывает разрешаемо, но и то, что мы, когда с нами поступают несправедливо, связываем или разрешаем, бывает связываемо или разрешаемо и на небе». Вот как высоко, вот что значит наше прощение! Чего еще большего мы можем сделать для нашего ближнего? Вот почему прощение от всего сердца – самый большой дар нашему ближнему. И Сам Господь Бог именно в прощении ждет увидеть в нас Своих учеников, ждет, чтобы мы вслед за Ним совершили этот милостивый суд над нашими ближними. И простили, отпустив на свободу и исцелив от вечных мук. Конечно, Страшный суд будет вершить Сам Господь, но Промыслом Божиим – как это ни поразительно, как ни ужасающе для нас, людей, даже звучит – и нам дано принять в нем участие. В прошлое воскресенье мы с вами вспоминали о суде Божием как о суде над нашим милосердием. Помните, Господь говорит, что если вы были милостивы к одному из малых сил, ближних наших: накормили, утешили, посетили в темнице или в болезни, то сделали это Самому Господу Богу. И награда таковым – «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». И напротив, если вы не смогли найти в себе это милосердие, Господь говорит страшные слова: «Отойдите от Меня, проклятые...» В нашем мире нет никакой другой истинной милостыни, кроме деятельного милосердия. И еще – прощения как высшего проявления милосердия, как «исцеления» и «отпущения на свободу». В прошлые годы в этот день перед Великим постом мы приводили много высказываний святых отцов о прощении. Но сегодня я вспомню слова двух обычных людей. Одного – православного христианина, а другого – просто очень мудрого человека. Александр Васильевич Суворов, великий воин, давал наказ своим подопечным, своим солдатам. «С юных лет, – говорил он, – приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных». В этом для нас глубокий и таинственный смысл Великого поста – простить других и не прощать себя. Даже если Сам Господь простил нас. Для нас, грешников, живущих на земле, именно такая мысль, такое расположение духа – и правильно, и справедливо, и полезно. А вот второе высказывание – уже совсем экзотичного человека. Отто фон Бисмарк. Он тоже был своеобразным христианином, хотя и не православным. Но о прощении сказал удивительные слова, которые были навеяны ему и его молитвой, и опытом, и мудростью, и, как ни удивительно, высоким смирением. Хотя человек он был необычайно жесткий. «Железным канцлером» называли его. Так вот, к концу своей жизни он сказал: «Жизнь научила меня много прощать. Но еще больше – искать прощения». Прощать надо легко и с радостью. С таким душевным расположением, чтобы у нас на душе осталось светлое чувство, что мы, по милости Божией, наконец-то совершили что-то действительно очень необходимое, важное и для нас самих, и для нашего ближнего. Да так оно и есть! Мы отпустили, сколько это от нас зависело, человека на свободу от вечной смерти. Мы исцелили, по мере наших немощных возможностей, человека от вечной смерти и от ада. И вот сейчас, дорогие наши прихожане, от лица всей братии, и, конечно, сам я, прошу у всех вас прощения за все те ведомые и неведомые мною грехи, которые я совершил перед вами. Простите меня, Христа ради! Ну, а испросив прощения, давайте с радостью приступать к посту, к святой Четыредесятнице! «Наступает пост – весна души!» – возглашает Церковь. Светлое, самое важное для православного христианина время в году. В чем же состоит путь Великого поста? Если не мудрствовать, а говорить просто, то его можно заключить в двух словах – молиться и каяться. Какими только путями не приводит Господь нас к молитве и покаянию! Каждого своей дорогой, иногда совершенно удивительной, необычной. Вот, чтобы вам было порадостнее вступать в Великий пост, чтобы вы всегда помнили эти два простых слова – молиться и каяться, я расскажу историю, которая произошла совсем недавно. Муж и жена, молодые совсем люди, очень современные, верующие, церковные, решили на воскресенье подбросить своего трехлетнего сынишку к бабушке. А самим сходить в храм, а потом до вечера где-то развлечься. А бабушка, надо сказать, была неверующей. В храм не ходила и к Православию относилась весьма скептично. А уж убедить ее исповедоваться и причаститься эти молодые люди совершенно никак не могли. Не удавалось им это. Но вот, когда вечером родители вернулись за сынишкой, то застали бабушку в слезах и в необычайном смятении. На ней просто лица не было. – Что случилось? – с тревогой спросили молодые папа с мамой. И тут бабушка, собравшись, твердо сказала: – Пришло время: мне, наверное, надо исповедоваться и причаститься… Молодые люди просто своим ушам не поверили!
А бабушка сквозь слезы поведала такую историю. Когда молодые родители ушли, она покормила своего трехлетнего внучка, а тот, плотно поев, подошел к бабушке, взглянул снизу вверх на нее своими ясными невинными глазами и сказал: – Молись и кайся! Что вы смеетесь, братья и сестры? А вот бабушке было не до смеха! Внук снова дернул ее за платье и совершенно серьезно, настоятельно потребовал: «Молись и кайся!» И так продолжалось целый день. Со слезами ребенок ходил по квартире за бабушкой и только твердил: «Молись и кайся! Молись и кайся!..»
Что вы смеетесь, братья и сестры? А вот бабушке было не до смеха! Внук снова дернул ее за платье и совершенно серьезно, настоятельно потребовал: «Молись и кайся!» И так продолжалось целый день. Со слезами ребенок ходил по квартире за бабушкой и только твердил: «Молись и кайся! Молись и кайся!..» Что оставалось думать пораженной женщине? Только одно: дитю открыто: она должна скоро оставить этот мир, надо готовиться к смерти. И вот то, что за долгие годы не смогли сделать взрослые, двумя словами сделал этот удивительный младенец: женщина решилась уже в ближайший день идти к священнику для исповеди и покаяния.
Молодые родители хотя и были необычайно обрадованы этим ее решением, но все же не могли не открыть ей правду. Оказалось, мальчик весь день тщетно просил, упрашивал и умолял бабушку показать его любимый мультфильм «Малыш и Карлсон»… Но, как бы то ни было, все, как и всегда, совершилось по Промыслу Божию: потрясенная всем случившимся бабушка свое решение о молитве и покаянии не отменила. Запомним эту историю и с радостью отправимся в путь! Но теперь уже со всей серьезностью отнесемся к этим словам – таким простым и таким ясным: в Великий пост мы вступаем для того, чтобы молиться и каяться. Аминь. Архимандрит Тихон (Шевкунов)
ПОСТ – ПРОБУЖДЕНИЕ ОТ СНА ГРЕХОВНОГО Слово в Прощеное воскресенье. Иеромонах Игнатий (Шестаков) Сегодня, в преддверии наступления Великого поста, Господь обращается к нам в очередной раз через Священное Писание замечательными и очень важными для нашего спасения словами. Это происходит всегда, но сегодня особое внимание требуется от нас, как перед большим делом. Когда люди собираются начать что-то новое, что-то очень важное для их жизни, так и сегодня надо внимательно сосредоточиться на том, о чем говорит нам Господь. Иеромонах Иов (Гумеров): Цель Великого поста – очиститься от грехов и возродиться духовно. Чтобы Господь Бог простил нам наши грехи, мы должны простить всем людям их «прегрешения» перед нами: «не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»(Лк. 6: 37). Чин прощения совершается в воскресенье за вечерним богослужением. Нужно прийти к началу службы в храм и вместе со всеми стать участником совершения этого чина.
Вместе с тем мы стараемся попросить прощение у всех близких. Нет такого человека, который, регулярно общаясь, не огорчил бы другого словом, делом или нечуткостью. Здесь нет какого-то чина. Важно, чтобы наши слова были искренними. «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя» (преподобный Ефрем Сирин).
Слово Валаамского игумена Иосифа (Крюкова), в Прощеное Воскресенье. Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
“Прости меня”… Какие простые, легкие слова, которые не отнимают даже полного вздоха, чтобы их произнести. Сколько прошло поколений человеческого рода, сколько слёз, греха и страдания должно было совершиться, чтобы в один день могли откликнуться на призыв святого пророка Предтечи Иоанна Крестителя: “Покайтесь!”, cловами “прости меня Господи” – и вступить в иорданскую воду. Сколько должно было отвратительного, мерзкого, недостойного произойти в жизни каждого из нас, чтобы мы сказали те же самые слова; чтобы мы могли стоять перед Богом не в достоинстве, а в смирении; чтобы мы могли стоять перед Ним не в возношении, а как люди осознающие, что они никакого права не имеют на то место, которое дал им Бог. Сколько должно было произойти в жизни каждого из нас, чтобы хотя бы мысль об этих словах коснулась нашего разумения. И как часть сколь много ещё должно произойти, через сколь многое нужно ещё переступить для того, чтобы обратить эти слова и к Богу, и к человеку. Как это бывает сложно произнести два этих кратких слова. И произнести их не формально, произнести их так, как некий заведенный церковный чин. Но каждый из нас стоящий здесь знает, что мы ежедневно в обители нашей подходим друг к другу со словами прощения. Но как часто эти слова являются просто одним из элементов привычного ритуала и по большому счёту ничего не значат для нас. Очень редко подходя к иконе Спасителя, Божией Матери, подходя к мощам святых, подходя к предстоящему священнику, ты говоришь эти слова: “Прости меня” действительно осознавая, что если он тебя не простит - и Бог тебя не простит. Это именно то, что мы слышим в Евангельском чтении, в частности, сегодняшнем. Как мало нужно, чтобы наследовать Небесное Царство. Как мало нужно, чтобы Господь отварил те врата, которые были замкнуты для нас нашим грехом. Большая часть из нас здесь пришла в храм, в церковь уже в сознательном возрасте. Наверное большая часть из нас не может похвалиться чистотою жизни ни до прихода в церковь, а зачастую и после прихода в церковь. Мы знаем каждый о себе, что стоя перед другими людьми мы зачастую осознаём, что вещи, которые мы совершили в отношении этих людей делом, поступком или словом никаким образом нельзя изгладить из нашей биографии. Они навсегда туда запечатлены также как в камне были запечатлены Заповеди данные Моисею на Синае. И даже доброе слово человеческое не сможет этот факт нашей биографии изгладить из нашей жизни. Но стоит произнести человеку эти слова, они как будто сливаются с тем Божием словом, которое и Сам Господь произносил не с высоты величия Божественного Царства, не с высоты Божественного Престола, а будучи пригвожден, унижен, предан и распят на кресте. И только соучастие в этом же христовом страдании, только такое сострадание человеку, которое явил на кресте Господь дает и нам право произнести те слова, которые Господь сказал со креста: “Прости им”, “Прощаю вас”. Мы часто не осознаем этого по двум причинам. Иногда нам кажется, что грех наш настолько велик, что сказать эти два простых слова мы не имеем права. И думая так, мы унижаем Божие милосердие. Но бывает очень часто – для того, чтобы взрастить в себе покаянное чувство – мы должны очень усердно поработать над собой, а до тех пор, пока этот покаянный труд не совершен, все то, что происходит в жизни каждого из нас кажется мимолетным, кажется, какая мелочь, что я о чем-то подумал, что-то сделал, может быть, кого-то даже обидел. Я подойду скажу это и все прекратится. А, может быть, я даже не вспомню об этом, и потом когда-нибудь на исповеди в лучшем случае упомяну об этом, как о грехе неведомом… Как часто в эту категорию неведомых грехов попадают просто те грехи, о которых мы не попеклись достаточно, чтобы их запомнить. Как часто в эту категорию попадают те вещи, которые просто-напросто по-настоящему не ранили нас, что в очередной раз я оказался перед Богом предателем, перед Богом и перед человеком, который являет мне образ Божий, человеком который (каждый по-своему) все-таки доверился мне, был рядом со мной в меру своей доброты, в меру своей любви, милосердия меня поддерживал; сделал то малое, чтобы я хотя бы почувствовал себя не одиноким. И вот, к этому человеку, поступив по отношению к нему каким-то нечистым образом, поступив по отношению к нему греховно, страстно, резко, грубо – я не чувствую по-настоящему, что в этот момент, оскорбив этого человека я вонзил и гвоздь, и копие в Христово тело, в величайшее Божие творение. Я вам расскажу краткую историю, которая, я надеюсь, скажет каждому из нас о том, как подлинно искреннее, чистое сердце переживает глубоко и не может себе простить тех вещей, которое сердце, ожесточенное грехом, сердце грубое просто-напросто не замечает. Когда-то в Пюхтенский монастырь пришла очень молодая девушка, даже девочка. Она была сиротой, ее приютили монастырские сестры. О ней особенно пеклась настоятельница монастыря. Большую часть времени девочка проводила вместе с ней и фактически все ее становление, как взрослеющего человека, сначала к девочки, потом молодой девушки, происходило на ее глазах. Можно было даже не зная исповеди этой девочки, просто глядя на нее знать о том, насколько светлую и чистую, незанятную грехом, страстью – жизнь она проводит. И как прекрасно начало это человеческой жизни, столь радикально отличающей от жизни многих из нас. И когда девочка наконец повзрослела встал вопрос о том, что постричь ее в монашество. И вот эта светлая душа, когда настоятельница монастыря сказала ей о том, что она хочет совершить над ней монашеский постриг, вдруг помрачнела, упала перед матушкой на колени, заплакала, сказала: “Я не могу принять это, я имею слишком много тайных, не открытых грехов…” – и в особенности один, очень страшный грех. И матушка-настоятельница очень удивилась, потому что всё, что она знала об этой девочке – весь ее облик, вся ее жизнь – говорили о том, что ничего не только действием не могла совершить, но и в мыслях своих не могла себя запятнать ничем. Но это девочка все же упорно отказывалась от пострига и очень боялась рассказать о том грехе, который она совершила. Но когда все-таки авторитет матушки возобладал, и матушке-настоятельнице удалось убедить ее рассказать, девочка отвела ее на чердак своей кельи, и на этом чердаке были куклы… Грех этой девочки заключался в том, что она играла в куклы. И она считала, что это делает ее совершенно непригодной к монашескому служению. Если мы сопоставим вот это самоосуждение чистой человеческой души с тем, что происходит в нашей жизни, мы увидим, что не то, что такие вещи, но и значительно более серьезные вещи даже близко нас не ранят настолько. Сегодня тот день, когда мы имеем с вами возможность открыть не только для себя врата покаяния, но Врата Небесного Царства. Сегодня не тот день, когда мы с вами можем последний раз вкусно поесть. Как жаль, что, всё то, что церковное благочестие определило в качестве подготовительных недель к великому посту зачастую у нас ассоциируется только с едой. В то время как постепенный отказ от определенного вида пища призван подготовить наше тело к тому, чтобы вступить в сугубые дни постного подвига, мы смотрим на это зачастую, как на последнюю возможность насытиться и потешить себя чем-то вкусным. И вот нам сегодня Господь дает последний этот день, последние несколько часов для того, чтобы подготовить себя к тому, чтобы подойти сначала к человеку, а затем и к нему самому с этими двумя, легко произносимыми словами: “Прости меня”. Мы можем быть абсолютно уверены, что если эти несколько часов мы проведем в пресыщении, в желании и стремление подчистить наши закрома, чтобы ничего не пропало, ничего не прогнило, чтобы следующие несколько недель я помнил и жил вкусом каких-то любимых мною продуктов, то когда через четыре, пять, шесть часов я войду в этот храм я не смогу произнести эти слова от всего сердца. Потому что я не ими жил. Тот кто испытал в жизни подлинную боль от того, что он увидел себя предателем и Бога, и человека, знает насколько отбивает это осознание греха всякую другую мысль, тем паче мысль о еде. И наоборот, св. пр. Иоанн Кронштадтский говорит: “Сытое брюхо к молитве глухо”. Пройдем мы с вами эти несколько часов, и что мы принесём друг другу? Мы с вами здесь сейчас стоим в том же составе, в котором встанем через несколько часов, мы обратимся друг к другу со словами прощения. Будет ли в этот момент что-то на нашем сердце за что мы захотим, чтобы разрешил человек. Увидим ли мы этого человека, как единственный путь к нашему Спасению: если ты меня не простишь, то и Бог меня не простит… Церковь называет великопостной время духовной весной. Пройдут несколько людей и растает тот лед, который отделяет нашу обитель от материка. Я желаю каждому из вас, чтобы это великопостное весеннее время растопило также и лед в нашей душе, который отделяет нас от всех тех, кого мы называем братьями и сестрами. С праздником!

  • Андрей Земсков - Донской монастырь
Расписание богослужений на первую седмицу Великого поста   На первой седмице Великого поста богослужения в Донском монастыре будут совершаться следующим чином:  6.40 Братский молебен Святителю Тихону Патриарху Всероссийскому, полунощница (Большой собор). - 486570618472

Комментарии

Комментариев нет.