Имам Аль-Газали. بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ Люди по отношению к тебе делятся на три вида: 1. ДРУЗЬЯ. 2. ЗНАКОМЫЕ. 3.НЕЗНАКОМЫЕ. Если же тебе придется быть среди незнакомого простого люда, то этик, которых ты должен придерживаться-пять: 1.Не влезать в их разговоры; 2.Как можно меньше слушать их ложные слухи и тревожные рассказы; 3.Не обращать внимания на то,что из их уст выходят нецензурные выражения; 4.Избегать многократных встреч с ними и нужд к ним; 5.Обратить внимание на их дурные поступки,посредством вежливого обращения к ним и наставления при надежде принятия ими этого. Что касается твоих друзей и братьев (по Вере),то тебе надлежит придерживаться по отношению к ним двух правил: 1. ПРАВИЛО ПЕРВОЕ-сначала потребовать соблюдения условий сопутствии и дружбы. И не устанавливай братские отношения кроме как с теми,кто достоин братства и дружбы. Пророк (صلى الله عليه و سلم) сказал: " ЧЕЛОВЕК ИСПОВЕДУЕТ РЕЛИГИЮ СВОЕГО ДРУГА,И ПО ЭТОМУ ПУСТЬ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ОБРАТИТ ВНИМАНИЕ НА ТОГО,С КЕМ ОН ДРУЖИТ". (Абу Давуд и ат-Тирмизи). Если ты нашел спутника для партнерства в учебе,религии и жизни,то понаблюдай,есть ли в нем пять качеств: УМ. Ибо нет ничего хорошего в дружбе с тем,кто глуп,ведь к одиночеству и разрыву приводит ее конец. Самое лучшее его состояние-это когда он вредит в то время,когда хочет помочь тебе. Умный враг лучше глупого друга. Али (رضي الله عنه) сказал: "Ты с глупцом не дружи,и всегда избегай его. Сколько было глупцов,что-погубили умного,когда он с ним побратался. О человеке по другому человеку судят,когда он ходит вместе с ним. У одной вещи по отношению к другой могут быть сходство и свои критерии оценки. И от сердца к сердцу,при их встрече,есть путеводитель". 2. ХОРОШИЙ ХАРАКТЕР. Никогда не устанавливай дружеских отношений с тем,у кого дурной нрав. Таковой не может удерживать себя в руках при гневе и страсти. Хорошие качества собрал воедино Алкамат аль-Утариди(رضي الله عنه) в своем завещании сыну,когда жизнь его была на исходе. Он сказал ему: " О сынок! Если хочешь с каким нибудь человеком установить близкие отношения,то дружи только с тем, кто может,расценив твою преданность ему,защищать тебя. Если у тебя закончится провизия-снабдит тебя ею. Дружи с тем,кто при притягивании тобою руки к добру,тоже притягивает свою.И если увидит от тебя хорошее -воспримет его,увидит плохое -покрывает его. Дружи только с тем,кто верит твоим словам при твоем обращении к нему.И если ты ведешь какое нибудь дело,то окажет тебе содействие и поможет.Если же вы оба поспорите в чем либо,уступит тебе. 3.НАБОЖНОСТЬ И БЛАГОЧЕСТИЕ. Не бери в друзья нечестивого человека,постоянно совершающего большие грехи,ибо тот,кто боится Аллаhа,не совершает их. А кто Аллаhа не боится,нет гарантии,что он не совершит ужасные дел; скорее,он меняется с изменением ситуации и обстоятельств.Всевышний Аллаh говорит: Своему Пророку (صلى الله عليه و سلم): "И не иди по поводу у тех,сердца которых мы забвению предали к воспоминанию о Нас, и последовали за своей страстью и чьи дела всякие границы перешли".(Сура аль-Кафф,аят-28). Остерегайся дружить с порочным человеком,так как постоянное проявления беспутства и греха устраняет с твоего сердца неприязнь к греху,и тебе самому становится легко совершать его.И по этому сердцам людей стало легко сносить совершения греха злословие за спиной кого-либо, в силу их привычки к нему. Если бы они увидели золотое кольцо или шелковую одежду на алиме,(ученого)то рьяно стали бы порицать его.Но ведь злословие за спиной кого-либо, более тяжкий грех. 4 . НЕ ДРУЖИТЬ С АЛЧНЫМ,ИБО ЭТО СМЕРТЕЛЬНЫЙ ЯД. Это потому,что человеческая натура по своей природе создана так,что она всегда старается на кого-то походить и за кем то следовать.Даже натура (хорошего человека) копирует с натуры (плохого) не замечая этого; и пребывание в компании алчного человека прибавляет твою алчность, пребывание же в компании благочестивого прибавит благочестия. 5. ПРАВДИВОСТЬ. Не дружи со лжецом,так как,будучи с ним,окажешься всегда обманутым.Он подобен миражу,потому что представляет себе близко то,что далеко,и далеко то,что близко от себя. Ты возможно не допускаешь вероятность того, что эти качества могут обнаружиться у обитателей учебных заведений и мечетей.Тогда тебе надлежит выбрать одно из двух дел: 1.Это отделиться и изолироваться.В этом и гарантия твоего самосохранения. 2. Или же иметь отношения со своими партнерами соответственно их типам зная, что друзья делятся на три типа: 1.Друг для Ахирата(Того Света). Не принимай во внимание ничего,кроме его отношения к религии. 2.Друг для твоей жизни, Учитывая в нем благонравие. 3.Друг для твоего с ним общения. Берегись от его вреда, соблазна и коварного обмана. ЛЮДИ, в целом бывают трех типов: 1. Пример одних из них подобен пище,без которой невозможно обойтись. 2. Пример вторых подобен лекарству,необходимому только в некоторые времена. 3. И пример третьих подобен болезни,вовсе не нужной, но раб Аллаhа иногда подвергается испытанию данным обществом, в котором нет ничего радостного и полезного,и поэтому необходимо угождать ему,чтобы спастись от его вреда. И в наблюдении за ним,если тебе это удастся,кроется огромная польза. А состоит она в том, чтобы ты наблюдал за его мерзкими действиями и поступками, которые на твой взгляд выглядят таковыми и по этому остерегался их. Ведь счастливый человек-это тот, кто учится на ошибках другого.И верующий человек-это зеркало другого верующего. Однажды пророка Ису(Мир ему) спросили: "Кто Тебя воспитал?" Он ответил: "Меня не воспитывал никто.Но при встрече с плохими поступками невежды Я остерегался от этого". Он пророк Иса(мир ему)и Пророк Мух!аммад (صلى الله عليه و سلم) верно сказали: "Если бы люди остерегались делать то что сами не хотят, чтобы это делали им другие, то их нравственность усовершенствовалась бы и они не нуждались бы в воспитателях". 2. ВТОРОЕ ПРАВИЛО Это соблюдение обязанностей при дружбе.И как только установится дружба между тобой и партнером и возрастут ваши дружеские отношения на тебя возлагаются обязанности, необходимость которых диктуется этой дружбой. При их исполнении соблюдаются много этик. Пророк (صلى الله عليه و سلم) сказал:"Пример двух братьев(т.е. друзей) подобен двум рукам,одна из которых моет другую". И Однажды Пророк (صلى الله عليه و سلم) зашел в чашу леса и сорвал оттуда два сивака,одна из которых была кривая,а другая -ровная.И был с ним один из его сподвижников.И он дал ему ровную,а для себя оставил кривую. Тот сказал:"О Божий Посланник! Ведь Ты более достоин ровной,чем я, Пророк(صلى الله عليه و سلم) ответил:"Нет такого человека,который дружит с кем либо, хотя бы в течение одного часа, с которого не возьмут отчет в Судный День и не спросят, исполнил ли он в ней (дружбе) долг перед Всевышним Аллаhом или же дал ему пропасть"? Так же Пророк (صلى الله عليه و سلم)сказал:"Когда двое подружатся между собой,тот из них более любимый для Всевышнего Аллаhа-тот,кто более милосерден и более мягко обращается со своим приятелем Этик общения дружбы всего двенадцать: 1. Оказывать помощь финансами.Но если это невозможно,то пожертвовать хотя бы излишком имущества,при его нужде в нем. 2. Не жалеть себя в помощи ему в скорейшем удовлетворении его потребностей, не заставляя его самого просить тебя. 3. Хранить общую тайну, покрывать недостатки друг друга и помалкивать не доводя до друг друга порицания людей, высказанные в его адрес, которые могут доставлять ему душевную боль. 4. Доводить до него хвалебные высказывания людей о нем, которые доставят ему радость.И хорошо его слушать при беседе и не сказывать ему в этом свои претензии и сомнения. 5. Называть его самым любимым для него именем (без кличек).И высказывать ему свою похвалу насчет его хороших качеств(но без обмана и преувеличения).И благодарить его в лицо за хороший поступок.Защищать его также как и защищает самого себя, когда за спиной его злословят о нем понося его честь. И наставлять его мягко и намеками,если он нуждается в этом. 6.Прощать ему его ошибки и оплошности и не упрекать его за это. 7.Делать для него в одиночестве Молитву (дуа) при его жизни и после его смерти. 8.Заботливо обходиться с его детьми, семьей и родственниками после его смерти. 9.Предпочитать делать облегчение ему, не возлагая на него ничего из своих проблем,(в случае если твоя проблема для него будет не легким решить) и давать покой его сердцу, беря на себя его заботы. И выявлять наружу радость всем тем ,что доставляет удовольствие и печаль от того всего не приятного, что его коснулось. И скрывать в своем сердце то же, что он выявляет наружу и быть искренним в своей скрытой и явной благосклонности к нему. 10.При встрече первым приветствовать его и дать ему место на собраниях. 11.Уступить для него свое место,(при его приходе) и сопровождать его, когда он станет собираться уходить. 12. И молчать, когда он разговаривает, пока не завершит свою речь,не перебивая его при его беседе. Он должен обходиться с другом так, как тот любит, чтобы люди обходились с ним.А ведь кто не любит для своего брата то, что любит для себя, то его братство-это лицемерие. И это братство для него обернется и на этом и на Том Свете бедой. Все упомянутое- это твой этикет по отношению к неизвестному тебе простым людям и по отношению к друзьям, с которым ты побратался. А что касается третьей, по отношению к тебе категории людей, то это знакомые. Остерегайся их. Поистине, ты не видишь вреда, кроме как со стороны знакомых. Друг тебе помогает,незнакомый не вмешивается в твои дела. Поистине весь вред исходит только от знакомых,которые своими языками публично выражают свою верную дружбу. И по этому как можно сократи количество своих знакомых. Но если все таки придется с ними иметь какие либо отношения, тебе надлежит не презирать кого -либо из них, ибо по истине ты не знаешь, может он лучше тебя и не смотреть на них,возвеличивая их из-за состоятельного положения иначе погибнешь. Потому что это мир ничтожная вещь и ничтожно перед Аллаhом все то, что есть в нем. И если в сердце твоем бизнесмены занимают высокое место, то ты перед Всевышнем Аллаhом уже пал предельно низкого уровня. И остерегайся отдавать им свою религию, чтобы получить от них деньги. Не было еще никого кто бы так не поступил, не унизился бы в их глазах. Если знакомые враждуют с тобой, то не отвечай им враждой.И тогда вся твоя религия пропадет во вражде с ними и из них продлится твоя утомленность. Не питай симпатии и не склоняйся сердцем к ним в то время,когда они оказывают тебе почет,хвалят в лицо и открыто заявляют о своей любви к тебе. Поистине если выяснишь подлинность всего этого, то не найдешь даже среди ста хотя бы одного (достойного). И нерасчитывай на то, что их внутреннее и внешнее отношение к тебе одинаково. И не удивляйся тому, что они клевещут на тебя в твоем отсутствии, и не злись из-за этого. Поистине если ты на самом деле хочешь быть справедливым, то найдешь те же самые (недостатки) и в самом себе. Это же самое клевета,поклеп,и т.д. ты найдешь и в самом себе. Исключи полностью свою надежду и мысли на их братство, славу и помошь, так как алчный человек в большинстве случаев, в конечном счете остается ни с чем и в этом положении он несомненно становится низким. Если попросишь кого-либо решить какую нибудь проблему, и он ее разрешит,то сначала поблагодари Всевышнего Аллаhа, а потом и его. А если не исполнит просьбу, то не порицай его его и не жалуйся на него,иначе станешь для него врагом. И будь подобен муъмину (верующий) который ищет оправдания для всех,но не походи на лицемера, который постоянно находит всякие недостатки. И скажи:"Возможно он провинился по неизвестной мне причине". И не наставляй никаго из них, пока не заметишь в нем признаков реальной возможности восприятия им твоего нравоучения. В противном случае он не станет даже слушать тебя и превратится в твоего соперника. Когда они совершают грех в каком нибудь вопросе, и их гордость не позволяет им, чтоб кто-то учил их, не наставляй их так как они извлекут пользу от твоих знаний, а сами станут тебе врагами. Остерегайся их, так как они выжидают, когда тебя постигнут превратности судьбы из-за их зависти к тебе. И они судят о тебе по своим предположениям. И подмигивают глазами друг другу за твоей спиной,перечисляют все твои ошибки при общении с ними. Они не простят тебя за одну,даже незначительную,ошибку,либо прмах(в твоих словах и действиях). И никогда они не скроют твой недостаток и будут брать с тебя отчет по каждой мелочи. И они завидуют тебе в большом и малом.И подговаривают против тебя таких же братьев посредством сплетен,доноса и клеветы. Если ты удовлетворишь их,то их внешность-это лесть,если же они разозлятся-их внутренность это гнев. Их внешность-одежда,а внутренне они подобны волкам. "Врага остерегайся один раз,а друга-тысяча раз,ибо,возможно,друг твой изменится и лучше будет знать,как тебе навредить". "Извлечь пользы от врага можно больше чем от друга. И посему не увеличивай числа друзей, ведь большинство болезней бывает от чрезмерного питья и еды".
Моя религия - Ислам.
:Таг М
Виды людей и этика общения с ними.
Имам Аль-Газали.
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
Люди по отношению к тебе делятся на три вида:
1. ДРУЗЬЯ.
2. ЗНАКОМЫЕ.
3.НЕЗНАКОМЫЕ.
Если же тебе придется быть среди незнакомого простого люда, то этик, которых ты должен придерживаться-пять:
1.Не влезать в их разговоры;
2.Как можно меньше слушать их ложные слухи и тревожные рассказы;
3.Не обращать внимания на то,что из их уст выходят нецензурные выражения;
4.Избегать многократных встреч с ними и нужд к ним;
5.Обратить внимание на их дурные поступки,посредством вежливого обращения к ним и наставления при надежде принятия ими этого.
Что касается твоих друзей и братьев (по Вере),то тебе надлежит придерживаться по отношению к ним двух правил:
1. ПРАВИЛО ПЕРВОЕ-сначала потребовать соблюдения условий сопутствии и дружбы. И не устанавливай братские отношения кроме как с теми,кто достоин братства и дружбы.
Пророк (صلى الله عليه و سلم) сказал: " ЧЕЛОВЕК ИСПОВЕДУЕТ РЕЛИГИЮ СВОЕГО ДРУГА,И ПО ЭТОМУ ПУСТЬ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ОБРАТИТ ВНИМАНИЕ НА ТОГО,С КЕМ ОН ДРУЖИТ".
(Абу Давуд и ат-Тирмизи).
Если ты нашел спутника для партнерства в учебе,религии и жизни,то понаблюдай,есть ли в нем пять качеств:
УМ. Ибо нет ничего хорошего в дружбе с тем,кто глуп,ведь к одиночеству и разрыву приводит ее конец. Самое лучшее его состояние-это когда он вредит в то время,когда хочет помочь тебе.
Умный враг лучше глупого друга.
Али (رضي الله عنه) сказал: "Ты с глупцом не дружи,и всегда избегай его.
Сколько было глупцов,что-погубили умного,когда он с ним побратался.
О человеке по другому человеку судят,когда он ходит вместе с ним.
У одной вещи по отношению к другой могут быть сходство и свои критерии оценки. И от сердца к
сердцу,при их встрече,есть путеводитель".
2. ХОРОШИЙ ХАРАКТЕР.
Никогда не устанавливай дружеских отношений с тем,у кого дурной нрав. Таковой не может удерживать себя в руках при гневе и страсти.
Хорошие качества собрал воедино Алкамат аль-Утариди(رضي الله عنه) в своем завещании сыну,когда жизнь его была на исходе.
Он сказал ему: " О сынок! Если хочешь с каким нибудь человеком установить близкие отношения,то дружи только с тем, кто может,расценив твою преданность ему,защищать тебя. Если у тебя закончится провизия-снабдит тебя ею.
Дружи с тем,кто при притягивании тобою руки к добру,тоже притягивает свою.И если увидит от тебя хорошее -воспримет его,увидит плохое -покрывает его.
Дружи только с тем,кто верит твоим словам при твоем обращении к нему.И если ты ведешь какое нибудь дело,то окажет тебе содействие и поможет.Если же вы оба поспорите в чем либо,уступит тебе.
3.НАБОЖНОСТЬ И БЛАГОЧЕСТИЕ.
Не бери в друзья нечестивого человека,постоянно совершающего большие грехи,ибо тот,кто боится Аллаhа,не совершает их. А кто Аллаhа не боится,нет гарантии,что он не совершит ужасные дел; скорее,он меняется с изменением ситуации и обстоятельств.Всевышний Аллаh говорит: Своему Пророку (صلى الله عليه و سلم): "И не иди по поводу у тех,сердца которых мы забвению предали к воспоминанию о Нас, и последовали за своей страстью и чьи дела всякие границы перешли".(Сура аль-Кафф,аят-28).
Остерегайся дружить с порочным человеком,так как постоянное проявления беспутства и греха устраняет с твоего сердца неприязнь к греху,и тебе самому становится легко совершать его.И по этому сердцам людей стало легко сносить совершения греха злословие за спиной кого-либо, в силу их привычки к нему.
Если бы они увидели золотое кольцо или шелковую одежду на алиме,(ученого)то рьяно стали бы порицать его.Но ведь злословие за спиной кого-либо, более тяжкий грех.
4 . НЕ ДРУЖИТЬ С АЛЧНЫМ,ИБО ЭТО СМЕРТЕЛЬНЫЙ ЯД.
Это потому,что человеческая натура по своей природе создана так,что она всегда старается на кого-то походить и за кем то следовать.Даже натура (хорошего человека) копирует с натуры (плохого) не замечая этого; и пребывание в компании алчного человека прибавляет твою алчность, пребывание же в компании благочестивого прибавит благочестия.
5. ПРАВДИВОСТЬ.
Не дружи со лжецом,так как,будучи с ним,окажешься всегда обманутым.Он подобен миражу,потому что представляет себе близко то,что далеко,и далеко то,что близко от себя. Ты возможно не допускаешь вероятность того, что эти качества могут обнаружиться у обитателей учебных заведений и мечетей.Тогда тебе надлежит выбрать одно из двух дел:
1.Это отделиться и изолироваться.В этом и гарантия твоего самосохранения.
2. Или же иметь отношения со своими партнерами соответственно их типам зная, что друзья делятся на три типа:
1.Друг для Ахирата(Того Света). Не принимай во внимание ничего,кроме его отношения к религии.
2.Друг для твоей жизни, Учитывая в нем благонравие.
3.Друг для твоего с ним общения. Берегись от его вреда, соблазна и коварного обмана.
ЛЮДИ, в целом бывают трех типов:
1. Пример одних из них подобен пище,без которой невозможно обойтись.
2. Пример вторых подобен лекарству,необходимому только в некоторые времена.
3. И пример третьих подобен болезни,вовсе не нужной, но раб Аллаhа иногда подвергается испытанию данным обществом, в котором нет ничего радостного и полезного,и поэтому необходимо угождать ему,чтобы спастись от его вреда.
И в наблюдении за ним,если тебе это удастся,кроется огромная польза.
А состоит она в том, чтобы ты наблюдал за его мерзкими действиями и поступками, которые на твой взгляд выглядят таковыми и по этому остерегался их.
Ведь счастливый человек-это тот, кто учится на ошибках другого.И верующий человек-это зеркало другого верующего.
Однажды пророка Ису(Мир ему) спросили:
"Кто Тебя воспитал?"
Он ответил:
"Меня не воспитывал никто.Но при встрече с плохими поступками невежды Я остерегался от этого". Он пророк Иса(мир ему)и Пророк Мух!аммад (صلى الله عليه و سلم) верно сказали: "Если бы люди остерегались делать то что сами не хотят, чтобы это делали им другие, то их нравственность усовершенствовалась бы и они не нуждались бы в воспитателях".
2. ВТОРОЕ ПРАВИЛО
Это соблюдение обязанностей при дружбе.И как только установится дружба между тобой и партнером и возрастут ваши дружеские отношения на тебя возлагаются обязанности, необходимость которых диктуется этой дружбой.
При их исполнении соблюдаются много этик. Пророк (صلى الله عليه و سلم) сказал:"Пример двух братьев(т.е. друзей) подобен двум рукам,одна из которых моет другую". И Однажды Пророк (صلى الله عليه و سلم) зашел в чашу леса и сорвал оттуда два сивака,одна из которых была кривая,а другая -ровная.И был с ним один из его сподвижников.И он дал ему ровную,а для себя оставил кривую. Тот сказал:"О Божий Посланник! Ведь Ты более достоин ровной,чем я, Пророк(صلى الله عليه و سلم) ответил:"Нет такого человека,который дружит с кем либо, хотя бы в течение одного часа, с которого не возьмут отчет в Судный День и не спросят, исполнил ли он в ней (дружбе) долг перед Всевышним Аллаhом или же дал ему пропасть"? Так же Пророк (صلى الله عليه و سلم)сказал:"Когда двое подружатся между собой,тот из них более любимый для Всевышнего Аллаhа-тот,кто более милосерден и более мягко обращается со своим приятелем
Этик общения дружбы всего двенадцать:
1. Оказывать помощь финансами.Но если это невозможно,то пожертвовать хотя бы излишком имущества,при его нужде в нем.
2. Не жалеть себя в помощи ему в скорейшем удовлетворении его потребностей, не заставляя его самого просить тебя.
3. Хранить общую тайну, покрывать недостатки друг друга и помалкивать не доводя до друг друга порицания людей, высказанные в его адрес, которые могут доставлять ему
душевную боль.
4. Доводить до него хвалебные высказывания людей о нем, которые доставят ему радость.И хорошо его слушать при беседе и не сказывать ему в этом свои претензии и сомнения.
5. Называть его самым любимым для него именем (без кличек).И высказывать ему свою похвалу насчет его хороших качеств(но без обмана и преувеличения).И благодарить его в лицо за хороший поступок.Защищать его также как и защищает самого себя, когда за спиной его злословят о нем понося его честь. И наставлять его мягко и намеками,если он нуждается в этом.
6.Прощать ему его ошибки и оплошности и не упрекать его за это.
7.Делать для него в одиночестве Молитву (дуа) при его жизни и после его смерти.
8.Заботливо обходиться с его детьми, семьей и родственниками после его смерти.
9.Предпочитать делать облегчение ему, не возлагая на него ничего из своих проблем,(в случае если твоя проблема для него будет не легким решить) и давать покой его сердцу, беря на себя его заботы. И выявлять наружу радость всем тем ,что доставляет удовольствие и печаль от того всего не приятного, что его коснулось. И скрывать в своем сердце то же, что он выявляет наружу и быть искренним в своей скрытой и явной благосклонности к нему.
10.При встрече первым приветствовать его и дать ему место на собраниях.
11.Уступить для него свое место,(при его приходе) и сопровождать его, когда он станет собираться уходить.
12. И молчать, когда он разговаривает, пока не завершит свою речь,не перебивая его при его беседе.
Он должен обходиться с другом так, как тот любит, чтобы люди обходились с ним.А ведь кто не любит для своего брата то, что любит для себя, то его братство-это лицемерие. И это братство для него обернется и на этом и на Том Свете бедой.
Все упомянутое- это твой этикет по отношению к неизвестному тебе простым людям и по отношению к друзьям, с которым ты побратался.
А что касается третьей, по отношению к тебе категории людей, то это знакомые. Остерегайся их. Поистине, ты не видишь вреда, кроме как со стороны знакомых. Друг тебе помогает,незнакомый не вмешивается в твои дела.
Поистине весь вред исходит только от знакомых,которые своими языками публично выражают свою верную дружбу. И по этому как можно сократи количество своих знакомых.
Но если все таки придется с ними иметь какие либо отношения, тебе надлежит не презирать кого -либо из них, ибо по истине ты не знаешь, может он лучше тебя и не смотреть на них,возвеличивая их из-за состоятельного положения иначе погибнешь.
Потому что это мир ничтожная вещь и ничтожно перед Аллаhом все то, что есть в нем.
И если в сердце твоем бизнесмены занимают высокое место, то ты перед Всевышнем Аллаhом уже пал предельно низкого уровня.
И остерегайся отдавать им свою религию, чтобы получить от них деньги. Не было еще никого кто бы так не поступил, не унизился бы в их глазах.
Если знакомые враждуют с тобой, то не отвечай им враждой.И тогда вся твоя религия пропадет во вражде с ними и из них продлится твоя утомленность.
Не питай симпатии и не склоняйся сердцем к ним в то время,когда они оказывают тебе почет,хвалят в лицо и открыто заявляют о своей любви к тебе. Поистине если выяснишь подлинность всего этого, то не найдешь даже среди ста хотя бы одного (достойного). И нерасчитывай на то, что их внутреннее и внешнее отношение к тебе одинаково.
И не удивляйся тому, что они клевещут на тебя в твоем отсутствии, и не злись из-за этого.
Поистине если ты на самом деле хочешь быть справедливым, то найдешь те же самые (недостатки) и в самом себе. Это же самое клевета,поклеп,и т.д. ты найдешь и в самом себе.
Исключи полностью свою надежду и мысли на их братство, славу и помошь, так как алчный человек в большинстве случаев, в конечном счете остается ни с чем и в этом положении он несомненно становится низким.
Если попросишь кого-либо решить какую нибудь проблему, и он ее разрешит,то сначала поблагодари Всевышнего Аллаhа, а потом и его.
А если не исполнит просьбу, то не порицай его его и не жалуйся на него,иначе станешь для него врагом.
И будь подобен муъмину (верующий) который ищет оправдания для всех,но не походи на лицемера, который постоянно находит всякие недостатки.
И скажи:"Возможно он провинился по неизвестной мне причине".
И не наставляй никаго из них, пока не заметишь в нем признаков реальной возможности восприятия им твоего нравоучения.
В противном случае он не станет даже слушать тебя и превратится в твоего соперника.
Когда они совершают грех в каком нибудь вопросе, и их гордость не позволяет им, чтоб кто-то учил их, не наставляй их так как они извлекут пользу от твоих знаний, а сами станут тебе врагами.
Остерегайся их, так как они выжидают, когда тебя постигнут превратности судьбы из-за их зависти к тебе.
И они судят о тебе по своим предположениям.
И подмигивают глазами друг другу за твоей спиной,перечисляют все твои ошибки при общении с ними.
Они не простят тебя за одну,даже незначительную,ошибку,либо прмах(в твоих словах и действиях).
И никогда они не скроют твой недостаток и будут брать с тебя отчет по каждой мелочи.
И они завидуют тебе в большом и малом.И подговаривают против тебя таких же братьев посредством сплетен,доноса и клеветы.
Если ты удовлетворишь их,то их внешность-это лесть,если же они разозлятся-их внутренность это гнев.
Их внешность-одежда,а внутренне они подобны волкам. "Врага остерегайся один раз,а друга-тысяча раз,ибо,возможно,друг твой изменится и лучше будет знать,как тебе навредить". "Извлечь пользы от врага можно больше чем от друга.
И посему не увеличивай числа друзей, ведь большинство болезней бывает от чрезмерного питья и еды".