Российские умельцы издревле славились своим мастерством художественной обработки металлов. Не только оружие и предметы быта, изготовленные их руками, но и решетки, ворота, ограждения и скульптуры становились настоящими произведениями искусства. Ритм, композиция и пластика этих изделий не имеют аналогов нигде в мире. На протяжении всей истории российского государства можно проследить динамику развития художественной металлообработки, зарождение и сохранение ее традиций с национальным колоритом. Как известно, металл, открытый человечеством в древние времена, быстро стал важнейшим материалом, нашедшим применение и в быту, и в военном деле. Изначально это были золото и серебро, а также медь. Несколько позднее (в IV тысячелетии до нашей эры) начало применяться метеоритное железо. Все это — самородные металлы. А вот обработка железной руды была изобретена во II-м тысячелетии до н.э. Вслед за холодной обработкой металлов появились литье и горячая ковка, однако для этого потребовалось не одно тысячелетие развития общества. Умение добывать и обрабатывать железо стало символом военной мощи и богатства. В нашей стране, территория которой богата месторождениями железной руды, история металлургии началась с XII века до нашей эры. Из железа изготавливали оружие и орудия труда, украшения и предметы быта. От обжига в глиняных печах и ямах люди перешли к промышленной обработке. Затем в XVII веке появилось понятие художественного металла. Большую роль сыграло здесь бурное развитие оружейной промышленности. Оружие украшалось гравировками, инкрустациями, позолотой. Появились и городские архитектурно-художественные украшения, с тонким вкусом и величайшей фантазией выполненные из металла. Литые и кованые решетки, ворота, козырьки, фонари, лестничные ограждения, флюгеры — все это облагораживало облик различных казенных зданий и особняков знати, храмов и мостов, дворцов и парков. Литейщики, кузнецы и жестянщики стремились к органичному сочетанию металла с камнем и деревом. Их работы придавали зданиям и целым городам неповторимый архитектурный облик. Художественная ковка в России - кованые двериСейчас изделия художественной ковки и литья находят широкое применение в формировании архитектурно-градостроительного пространства. Они органично вписываются в стиль новых построек и используются при реставрации старинных домов, сохранившихся во многих городах России. Нет сомнений, что образцы художественной обработки металлов, пришедшие со стародавних времен, требуют бережного отношения и защиты. Только изучая приемы металлообработки и архитектурные особенности старинных изделий, можно создавать новые формы и дизайнерские решения, бережно сохраняя опыт и национальные традиции декоративно-прикладного искусства.Очень часто случается так, что уникальное произведение художественной ковки или литья обнаруживается не в столице, а в провинции. Это может быть авторская парковая беседка в маленьком городке или решетки на окнах сельского православного храма, ворота бывшего купеческого дома или флюгер на здании деревенской школы. На месте древних городищ археологи по сей день продолжают обнаруживать находки, напрямую связанные с металлообработкой. Это как предметы быта, так и литейные приспособления. Так в районе стойбища древних вятичей (отнесено исследователями к VI- XII векам нашей эры) были обнаружены остатки печи-домницы, используемой нашими предками для выплавки металла. Кроме того, ученые нашли там серпы, удила, пряжки, сошники, топоры и другую металлическую утварь. Первые домницы появились в Дедославле — именно там постоянно находился князь с дружиной, которую приходилось постоянно обеспечивать оружием. Поэтому в Дедославле жило большое количество ремесленного люда, в том числе и металлурги. В 1959 году кузнецы были освобождены от повинностей и податей, в обмен на обязательство производить оружие для государства. Им была подарена земля на реке Упой, где возникла Кузнецкая казенная слобода. Менее чем через 50 лет количество кузнецов в слободе увеличилось до ста человек, а к концу века — до трехсот. К концу XVI столетия аналогичные печи работали уже в Дубне, Крапивне, Веневне и Туле. Прогрев осуществлялся с помощью древесного угля, на который постоянно подавался воздух с помощью мехов, сшитых из шкур животных. Тульская земля становится центром русской металлургии. В петровскую эпоху, когда военные планы царя потребовали огромного количества оружия, вокруг Тулы было построено множество чугунолитейных и железоплавильных заводов. Предприимчивые владельцы заводов, пользуясь ситуацией, за короткое время сколачивали огромные состояния. Именно с тех благодатных для металлургии времен ведет свою родословную знаменитое семейство заводчиков Демидовых. Никита Демидов Антуфьев, а за ним и сыновья Акинфий и Никита занимались выплавкой чугуна, производством пушек и боеприпасов, фузейных ружей. За преданную службу государь передавал Демидовым в пользование земли, на которых тут же вырастали новые военные и металлургические заводы. Всего этой семьей было построено около двадцати предприятий, открывались и разрабатывались месторождения, совершенствовались технологии. Железо с клеймом «русский соболь», производимое Демидовыми, получило высокую оценку в Европе. Развитию русской металлургии способствовали и другие оружейники — Ливенцев, Данилов, Баташов, семьи Красильниковых и Мосоловых. Они выплавляли большое количество металла и производили из него высококачественное оружие. В начале XVIII века появляется пооперационное производство. Ежегодно выпускается до 7000 фузей, производство переходит под начало оружейной палаты. В 1705 году по распоряжению Петра I в Туле строится оружейный завод, располагающий 50-ю горнами для выплавки стволов. Продолжает совершенствоваться технология металлургического производства. Появляется холодная штамповка, в середине XIX века на заводах начинают применять паровой молот. Теперь мастера могут отковывать более объемные и массивные изделия. Произведения художественной ковкиВ отличие от металлургии, техника ручной ковки практически не претерпела серьезных изменений. Все те же орудия производства — горн, мехи, молотки и клещи, различные наковальни. Металл, как и прежде, расплющивается, скручивается, вытягивается, рассекается, сваривается и расковывается. Единственным нововведением стало использование в кузнечном ремесле слесарных приемов. Кузнечный промысел в России во все времена был одним из самых распространенных. Кузницы имелись не только в городах, но и в деревнях, а вблизи залегания железных руд насчитывались десятками и сотнями. Кованые изделия различного назначения изготавливались гораздо быстрее и проще, чем отлитые, а служили так же надежно. Да и внешний вид их выгодно отличался своей оригинальностью. Поэтому кованые решетки, ворота, петли, ручки всегда пользовались спросом у населения различных слоев общества. Здания всех архитектурных стилей — русское барокко, классицизм, модерн — дополнялись изделиями художественной ковки. Случалось и так, что кованые ворота и решетки дома, уничтоженного пожаром, потом еще долго служили хозяевам, будучи установленными на новом строении. На дверях некоторых старинных зданий до сих пор можно увидеть кованные S-образные ручки и кольцо (било), заменявшее хозяевам звонок. Подобные аксессуары, стилизованные под старину, устанавливаются и на новых строениях. Литейное дело тоже является достаточно древним ремеслом. Еще задолго до появления железа из самородного золота, серебра и меди отливались разнообразные украшения. Только в первой половине XV века на Руси появилось чугунное литье. Первыми изделиями стали пушки, украшенные орнаментами и фигурами животных. Литейное производство немыслимо без формовочных приспособлений, с помощью которых жидкая металлическая масса приобретает желаемую форму. Наиболее распространены отливка в земляную форму, в оболочковую форму, по выплавляемым моделям и литье в металлические формы под давлением. Первый способ предусматривает изготовление земляной формы по заранее выполненной деревянной, гипсовой или пластиковой модели. Земляная форма готовится в опоках — специальных ящиках — и используется только один раз. Качество литья во многом зависит от формовочной смеси. При втором способе форма изготавливается из пульвербакелита или кварцевого песка при температуре 350 градусов. После застывания металла форму разрушают. Третий вариант заключается в удалении из формы парафиновой или стеариновой модели с последующим заполнением ее металлом. Самое высокое качество и максимальная чистота поверхности отливки достигается при четвертом способе. Он оправдан в массовом производстве, так как металлическая форма (кокиль) служит на протяжении множества технологических циклов. Особенно актуален этот вариант при работе с легкоплавкими сплавами и для изготовления тонкостенных деталей. Художественное литье из чугуна на Руси получило максимальное развитие в конце XVII века. В это время появляются рельефные плиты на полах соборов и церквей, двери и надгробные плиты с различными орнаментами. Широкое распространение получили литые чугунные лестничные ограждения, иногда в сочетании с коваными элементами отделки. До наших дней дошли и лестницы с литыми ступенями, дополненными сложными ажурными конструкциями и треугольными боковинами. Рельефные ступени украшены либо растительным, либо геометрическим орнаментом. Славилось по всему миру каслинское чугунное литье. Местные мастера изготавливали совершенно разноплановые изделия — от монументальных скульптурных групп до изящнейших ажурных шкатулок. Во многих семьях такие раритеты передавались из поколения в поколение. Стоит уделить внимание и художественной обработке листового металла. Существует большое количество приемов превращения обыкновенного листа в произведение искусства — чеканка, обрезка, просечка, закручивание, гибка, формовка, выколотка и многие другие. Обычно применяется комбинированная обработка. Заготовка вырезается или отрезается от листа, при наличии внутренних отверстий в ней делаются просечки зубильцами, затем заготовке и отверстиям придают желаемую форму, удаляют напильником или надфилем заусенцы. Художественно обработанный листовой металл применяется для создания таких архитектурно-художественных элементов, как свесы крыш, флюгеры, водостоки, дымники и коньковые гребни. Просечка придает изделиям ажурность и легкость. Если же необходимо придать декоративному элементу объем — применяется чеканка. Иногда готовый узор покрывают позолотой или воронят. Большое количество таких изделий хранится в музеях народного творчества. Кроме архитектурных элементов там представлены украшения, застежки, ларцы, светильники и многое другое. Просечным металлом отделывались двери храмов, алтарные преграды, паникадила, цепи, хоругви и другие предметы культа. Изящная художественная ковкаОсобой техникой считается дифовка. Она позволяет придавать изделию разнообразные формы, изгибая металлическую заготовку по шаблону или модели с помощью молотков разной массы. В качестве примеров могут служить шары, навершия и воронки водостоков. Чеканка, пожалуй, самый тонкий и высокохудожественный способ обработки листового металла. Он позволяет создавать настоящие картины на металле. Техника чеканки была изобретена еще в древнем Египте. В современном декоративно-прикладном искусстве она занимает важное место. С ее помощью можно украшать изделия и композиции любой формы и любого размера. Суть процесса заключается в ударах молотка по специальному инструменту — чекану. Чеканы (у настоящего мастера число их превышает 200) оставляют на металле следы различной глубины и формы. Именно эти следы впоследствии образуют узор или задуманную мастером картину. Для украшения переплетов книг, окладов икон и иконостасов применяется басменная техника чеканки. Если для простого листа металла множество ударов разнообразными чеканами можно заменить одним единственным ударом пуансона — специального устройства, производящего тиснение, то тонкий лист металла кладется на матрицу и прикрывается свинцовой пластиной. Именно по ней наносятся удары молотком, заставляя лист принимать форму басменной матрицы. Басменная чеканка является очень тонким процессом, требующим огромной аккуратности. К методам обработки листового металла относится и металлопластика. Все преобразования металлической поверхности производятся с помощью инструментов, отдаленно напоминающих стеки скульптора. Внешне результат похож на чеканку, но с «изнаночной» стороны металл совершенно ровный, не деформированный. Особенно хорошо этот вид обработки металла подходит для украшения различных резервуаров, например, самоваров. Все виды обработки листового металла имеют одну общую черту — минимальный уровень технической оснащенности и высокий процент ручного труда. Металлопластика и басма применялись не только для оформления изделий из металла, но и для отделки мебели, музыкальных инструментов. Фантазия и аккуратность мастеров позволяли создавать настоящие шедевры, лишь малая часть которых дошла до наших дней в составе музейных экспозиций и частных коллекций.
Igni At Ferro
Немного из истории ковки.....
Российские умельцы издревле славились своим мастерством художественной обработки металлов. Не только оружие и предметы быта, изготовленные их руками, но и решетки, ворота, ограждения и скульптуры становились настоящими произведениями искусства. Ритм, композиция и пластика этих изделий не имеют аналогов нигде в мире. На протяжении всей истории российского государства можно проследить динамику развития художественной металлообработки, зарождение и сохранение ее традиций с национальным колоритом.
Как известно, металл, открытый человечеством в древние времена, быстро стал важнейшим материалом, нашедшим применение и в быту, и в военном деле. Изначально это были золото и серебро, а также медь. Несколько позднее (в IV тысячелетии до нашей эры) начало применяться метеоритное железо. Все это — самородные металлы. А вот обработка железной руды была изобретена во II-м тысячелетии до н.э. Вслед за холодной обработкой металлов появились литье и горячая ковка, однако для этого потребовалось не одно тысячелетие развития общества. Умение добывать и обрабатывать железо стало символом военной мощи и богатства.
В нашей стране, территория которой богата месторождениями железной руды, история металлургии началась с XII века до нашей эры. Из железа изготавливали оружие и орудия труда, украшения и предметы быта. От обжига в глиняных печах и ямах люди перешли к промышленной обработке. Затем в XVII веке появилось понятие художественного металла. Большую роль сыграло здесь бурное развитие оружейной промышленности. Оружие украшалось гравировками, инкрустациями, позолотой. Появились и городские архитектурно-художественные украшения, с тонким вкусом и величайшей фантазией выполненные из металла. Литые и кованые решетки, ворота, козырьки, фонари, лестничные ограждения, флюгеры — все это облагораживало облик различных казенных зданий и особняков знати, храмов и мостов, дворцов и парков. Литейщики, кузнецы и жестянщики стремились к органичному сочетанию металла с камнем и деревом. Их работы придавали зданиям и целым городам неповторимый архитектурный облик.
Художественная ковка в России - кованые двериСейчас изделия художественной ковки и литья находят широкое применение в формировании архитектурно-градостроительного пространства. Они органично вписываются в стиль новых построек и используются при реставрации старинных домов, сохранившихся во многих городах России. Нет сомнений, что образцы художественной обработки металлов, пришедшие со стародавних времен, требуют бережного отношения и защиты. Только изучая приемы металлообработки и архитектурные особенности старинных изделий, можно создавать новые формы и дизайнерские решения, бережно сохраняя опыт и национальные традиции декоративно-прикладного искусства.Очень часто случается так, что уникальное произведение художественной ковки или литья обнаруживается не в столице, а в провинции. Это может быть авторская парковая беседка в маленьком городке или решетки на окнах сельского православного храма, ворота бывшего купеческого дома или флюгер на здании деревенской школы.
На месте древних городищ археологи по сей день продолжают обнаруживать находки, напрямую связанные с металлообработкой. Это как предметы быта, так и литейные приспособления. Так в районе стойбища древних вятичей (отнесено исследователями к VI- XII векам нашей эры) были обнаружены остатки печи-домницы, используемой нашими предками для выплавки металла. Кроме того, ученые нашли там серпы, удила, пряжки, сошники, топоры и другую металлическую утварь. Первые домницы появились в Дедославле — именно там постоянно находился князь с дружиной, которую приходилось постоянно обеспечивать оружием. Поэтому в Дедославле жило большое количество ремесленного люда, в том числе и металлурги. В 1959 году кузнецы были освобождены от повинностей и податей, в обмен на обязательство производить оружие для государства. Им была подарена земля на реке Упой, где возникла Кузнецкая казенная слобода. Менее чем через 50 лет количество кузнецов в слободе увеличилось до ста человек, а к концу века — до трехсот. К концу XVI столетия аналогичные печи работали уже в Дубне, Крапивне, Веневне и Туле. Прогрев осуществлялся с помощью древесного угля, на который постоянно подавался воздух с помощью мехов, сшитых из шкур животных. Тульская земля становится центром русской металлургии. В петровскую эпоху, когда военные планы царя потребовали огромного количества оружия, вокруг Тулы было построено множество чугунолитейных и железоплавильных заводов. Предприимчивые владельцы заводов, пользуясь ситуацией, за короткое время сколачивали огромные состояния.
Именно с тех благодатных для металлургии времен ведет свою родословную знаменитое семейство заводчиков Демидовых. Никита Демидов Антуфьев, а за ним и сыновья Акинфий и Никита занимались выплавкой чугуна, производством пушек и боеприпасов, фузейных ружей. За преданную службу государь передавал Демидовым в пользование земли, на которых тут же вырастали новые военные и металлургические заводы. Всего этой семьей было построено около двадцати предприятий, открывались и разрабатывались месторождения, совершенствовались технологии. Железо с клеймом «русский соболь», производимое Демидовыми, получило высокую оценку в Европе. Развитию русской металлургии способствовали и другие оружейники — Ливенцев, Данилов, Баташов, семьи Красильниковых и Мосоловых. Они выплавляли большое количество металла и производили из него высококачественное оружие.
В начале XVIII века появляется пооперационное производство. Ежегодно выпускается до 7000 фузей, производство переходит под начало оружейной палаты. В 1705 году по распоряжению Петра I в Туле строится оружейный завод, располагающий 50-ю горнами для выплавки стволов. Продолжает совершенствоваться технология металлургического производства. Появляется холодная штамповка, в середине XIX века на заводах начинают применять паровой молот. Теперь мастера могут отковывать более объемные и массивные изделия.
Произведения художественной ковкиВ отличие от металлургии, техника ручной ковки практически не претерпела серьезных изменений. Все те же орудия производства — горн, мехи, молотки и клещи, различные наковальни. Металл, как и прежде, расплющивается, скручивается, вытягивается, рассекается, сваривается и расковывается. Единственным нововведением стало использование в кузнечном ремесле слесарных приемов.
Кузнечный промысел в России во все времена был одним из самых распространенных. Кузницы имелись не только в городах, но и в деревнях, а вблизи залегания железных руд насчитывались десятками и сотнями. Кованые изделия различного назначения изготавливались гораздо быстрее и проще, чем отлитые, а служили так же надежно. Да и внешний вид их выгодно отличался своей оригинальностью. Поэтому кованые решетки, ворота, петли, ручки всегда пользовались спросом у населения различных слоев общества. Здания всех архитектурных стилей — русское барокко, классицизм, модерн — дополнялись изделиями художественной ковки. Случалось и так, что кованые ворота и решетки дома, уничтоженного пожаром, потом еще долго служили хозяевам, будучи установленными на новом строении. На дверях некоторых старинных зданий до сих пор можно увидеть кованные S-образные ручки и кольцо (било), заменявшее хозяевам звонок. Подобные аксессуары, стилизованные под старину, устанавливаются и на новых строениях.
Литейное дело тоже является достаточно древним ремеслом. Еще задолго до появления железа из самородного золота, серебра и меди отливались разнообразные украшения. Только в первой половине XV века на Руси появилось чугунное литье. Первыми изделиями стали пушки, украшенные орнаментами и фигурами животных.
Литейное производство немыслимо без формовочных приспособлений, с помощью которых жидкая металлическая масса приобретает желаемую форму. Наиболее распространены отливка в земляную форму, в оболочковую форму, по выплавляемым моделям и литье в металлические формы под давлением. Первый способ предусматривает изготовление земляной формы по заранее выполненной деревянной, гипсовой или пластиковой модели. Земляная форма готовится в опоках — специальных ящиках — и используется только один раз. Качество литья во многом зависит от формовочной смеси. При втором способе форма изготавливается из пульвербакелита или кварцевого песка при температуре 350 градусов. После застывания металла форму разрушают. Третий вариант заключается в удалении из формы парафиновой или стеариновой модели с последующим заполнением ее металлом. Самое высокое качество и максимальная чистота поверхности отливки достигается при четвертом способе. Он оправдан в массовом производстве, так как металлическая форма (кокиль) служит на протяжении множества технологических циклов. Особенно актуален этот вариант при работе с легкоплавкими сплавами и для изготовления тонкостенных деталей.
Художественное литье из чугуна на Руси получило максимальное развитие в конце XVII века. В это время появляются рельефные плиты на полах соборов и церквей, двери и надгробные плиты с различными орнаментами. Широкое распространение получили литые чугунные лестничные ограждения, иногда в сочетании с коваными элементами отделки. До наших дней дошли и лестницы с литыми ступенями, дополненными сложными ажурными конструкциями и треугольными боковинами. Рельефные ступени украшены либо растительным, либо геометрическим орнаментом. Славилось по всему миру каслинское чугунное литье. Местные мастера изготавливали совершенно разноплановые изделия — от монументальных скульптурных групп до изящнейших ажурных шкатулок. Во многих семьях такие раритеты передавались из поколения в поколение.
Стоит уделить внимание и художественной обработке листового металла. Существует большое количество приемов превращения обыкновенного листа в произведение искусства — чеканка, обрезка, просечка, закручивание, гибка, формовка, выколотка и многие другие. Обычно применяется комбинированная обработка. Заготовка вырезается или отрезается от листа, при наличии внутренних отверстий в ней делаются просечки зубильцами, затем заготовке и отверстиям придают желаемую форму, удаляют напильником или надфилем заусенцы. Художественно обработанный листовой металл применяется для создания таких архитектурно-художественных элементов, как свесы крыш, флюгеры, водостоки, дымники и коньковые гребни. Просечка придает изделиям ажурность и легкость. Если же необходимо придать декоративному элементу объем — применяется чеканка. Иногда готовый узор покрывают позолотой или воронят. Большое количество таких изделий хранится в музеях народного творчества. Кроме архитектурных элементов там представлены украшения, застежки, ларцы, светильники и многое другое. Просечным металлом отделывались двери храмов, алтарные преграды, паникадила, цепи, хоругви и другие предметы культа.
Изящная художественная ковкаОсобой техникой считается дифовка. Она позволяет придавать изделию разнообразные формы, изгибая металлическую заготовку по шаблону или модели с помощью молотков разной массы. В качестве примеров могут служить шары, навершия и воронки водостоков. Чеканка, пожалуй, самый тонкий и высокохудожественный способ обработки листового металла. Он позволяет создавать настоящие картины на металле. Техника чеканки была изобретена еще в древнем Египте. В современном декоративно-прикладном искусстве она занимает важное место. С ее помощью можно украшать изделия и композиции любой формы и любого размера. Суть процесса заключается в ударах молотка по специальному инструменту — чекану. Чеканы (у настоящего мастера число их превышает 200) оставляют на металле следы различной глубины и формы. Именно эти следы впоследствии образуют узор или задуманную мастером картину.
Для украшения переплетов книг, окладов икон и иконостасов применяется басменная техника чеканки. Если для простого листа металла множество ударов разнообразными чеканами можно заменить одним единственным ударом пуансона — специального устройства, производящего тиснение, то тонкий лист металла кладется на матрицу и прикрывается свинцовой пластиной. Именно по ней наносятся удары молотком, заставляя лист принимать форму басменной матрицы. Басменная чеканка является очень тонким процессом, требующим огромной аккуратности.
К методам обработки листового металла относится и металлопластика. Все преобразования металлической поверхности производятся с помощью инструментов, отдаленно напоминающих стеки скульптора. Внешне результат похож на чеканку, но с «изнаночной» стороны металл совершенно ровный, не деформированный. Особенно хорошо этот вид обработки металла подходит для украшения различных резервуаров, например, самоваров.
Все виды обработки листового металла имеют одну общую черту — минимальный уровень технической оснащенности и высокий процент ручного труда. Металлопластика и басма применялись не только для оформления изделий из металла, но и для отделки мебели, музыкальных инструментов. Фантазия и аккуратность мастеров позволяли создавать настоящие шедевры, лишь малая часть которых дошла до наших дней в составе музейных экспозиций и частных коллекций.