Предлагаю начать тему: « Датчики системы управления двигателем инжекторных автомобилей» Разберём подробно данный вопрос потому, что относиться к ним легкомысленно не стоит – они заслуживают особый подход и пристального внимания.
Разговор сегодня о датчике кислорода (ДК) или ещё одно его название лямбда зонд. Данный датчик находится в выпускном тракте автомобиля. Два варианта установки системы Евро -2 имеют один (ДК), а соответственно Евро – 3 имеют два (ДК). Задача датчика кислорода отслеживает содержание кислорода в потоке отработавших газов. При контакте молекул О2 с чувствительным элементом зонда датчик вырабатывает амплитудный сигнал в диапазоне от 0.1 до 0.9 В, в зависимости от концентрации кислорода. Причем, значению 0.1 В соответствует высокое содержание кислорода (обедненная смесь), а значению 0.9 В - низкое (обогащенная смесь). Оптимальное соотношение компонентов горючей смеси, гарантирующее минимальный расход топлива при наиболее эффективном функционировании каталитического преобразователя, составляет 14.7 килограмм воздуха на 1 килограмм топлива, - именно его электронный блок управления и старается постоянно поддерживать, ориентируясь на поступающую с лямбда-зонда информацию о количестве кислорода в отработанных газах двигателя автомобиля. Кислородный датчик способен вырабатывать сигнальное напряжение только будучи прогретым до нормальной рабочей температуры (318 С). Пока датчик находится в холодном состоянии, РСМ работает в режиме РАЗОМКНУТОГО КОНТУРА, осуществляя управление компоновкой воздушно-топливной смеси на основании заложенных в него базовых параметров. Для ускорения прогрева датчика до рабочей температуры он снабжен электрическим нагревательным элементом. Различают датчики с постоянным и импульсным питанием нагревательного элемента, в последнем случае, подогревом ДК управляет ЭБУ. Электронный блок управления постоянно подаёт на цепь датчика стабильное опорное напряжение 450 милливольт. Непрогретый датчик имеет высокое внутреннее сопротивление и не генерирует собственную ЭДС, поэтому, ЭБУ "видит" только указанное стабильное опорное напряжение. По мере прогрева датчика при работающем двигателе его внутреннее сопротивление уменьшается, и он начинает генерировать собственное напряжение, которое перекрывает выдаваемое ЭБУ стабильное опорное напряжение. Когда ЭБУ "видит" изменяющееся напряжение, ему становится известным, что датчик прогрелся, и его сигнал готов для применения в целях регулирования состава смеси. Работа лямбда зонда в системе топливной подачи — очень важна, поэтому его работоспособность напрямую влияет на стабильную работу двигателя автомобиля. Поверка работоспособности устройства очень важна, но перед тем, как выполнить проверку лямбда зонда, необходимо изучить его устройство и принцип действия, так же как и перед тем, как проверить катушку зажигания. Датчики лямбда зонда могут иметь от одного до четырех проводов, и название, соответственно, носят одно- , двух- , трех- и четырехпроводных датчиков. К выходу из строя кислородного датчика могут привести нарушения в уходе за внутренними деталями автомобиля и другие факторы, например: очистка корпуса средствами, не предназначенными для этого; попадание на корпус охлаждающей, тормозной жидкости; чрезмерное содержание в топливе свинца; перегрев корпуса датчика, вызванный неочищенной топливной смесью. Попадание бензина с высокой концентрацией загрязнений может быть вызвано неисправностью регулятора давления топлива, температурного датчика охлаждающей жидкости или засоренного фильтра очистки топлива; использования при ремонте автомобиля герметиков, в состав которых входит большое количество силикона с высокой летучестью. Испарения силикона попадают через систему вентиляции и впускной коллектор картера в камеру сгорания. Обрыв выходной или цепи заземления ДК, неисправность датчика, его не прогретое состояние или отравление могут вызвать длительное нахождение напряжения сигнала в диапазоне 350 - 550 мВ. При этом контроллер, через 1 минуту, занесет соответствующий код неисправности в оперативную память и через 15 секунд управление подачей топлива будет осуществляться без учёта показаний датчика (по разомкнутому контуру). Если контроллер получает сигнал о длительном обеднённом состоянии смеси, в его память заносится код неисправности. Причиной неисправности датчика кислорода может быть замыкание на массу выходной цепи датчика, не герметичность системы выпуска воздуха или пониженное давление топлива, попадание в топливо воды, ненадёжное соединение контактов, неисправность датчика абсолютного давления. Если контроллер получает сигнал с напряжением, свидетельствующим о длительном обогащенном состоянии смеси, в его память заносится код неисправности. Причиной неисправности может быть замыкание на источник напряжения выходной цепи ДК или повышенное давление топлива, неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, непостоянный сигнал датчика положения дроссельной заслонки, не герметичность форсунки, переполнение адсорбера, неисправность датчика абсолютного давления. При наличии кодов неисправности датчика кислорода вызывают сохранение режима управления подачей топлива по разомкнутому контуру или возврат к нему. Характерные признаки неисправности датчика кислорода: увеличение потребности в топливе; рывки автомобиля (не всегда, иногда движение равномерное); нестабильная работа двигателя; нарушение работы катализатора; нарушение норм токсичности. Чёрный дым из выхлопной трубы почти сразу после пуска холодного двигателя; «троение» двигателя на ХХ; «гуляние» оборотов на ХХ (1500 до 700); едкий , вонючий черный дым возможно появление влажных черных частиц; на свечах зажигания откладывается черная сажа; лямбда-зонд покрыт толстым слоем сажи лампа неисправностей двигателя CHECK ENGINE загорается не всегда Именно поэтому за работой датчика кислорода в выхлопных газах необходимо тщательно следить, проверять его состояние хотя бы через каждые 5000-10000 км., особенно перед процедурой контроля на токсичность выхлопов. Проверку работы лямбда-зонда рекомендую проводить на осциллографе или на мотор тестере с вышеназванными возможностями. Менее надежный способ проверки можно осуществить с помощью цифрового вольтметра, но я не сторонник данных манипуляций, поэтому не буду давать рекомендации. Информацию о таком способе проверки Вы найдете в интернете. При замене ДК рекомендую обратиться к специалисту ( при самостоятельной замене высока вероятность обломать датчик под корень. В следующий раз продолжим разговор о датчиках системы управления двигателем автомобиля.
диалоги о ремонте автомобилей
:Виктор Сокрутов
Предлагаю начать тему: « Датчики системы управления двигателем инжекторных автомобилей» Разберём подробно данный вопрос потому, что относиться к ним легкомысленно не стоит – они заслуживают особый подход и пристального внимания.
Разговор сегодня о датчике кислорода (ДК) или ещё одно его название лямбда зонд.
Данный датчик находится в выпускном тракте автомобиля. Два варианта установки системы Евро -2 имеют один (ДК), а соответственно Евро – 3 имеют два (ДК). Задача датчика кислорода отслеживает содержание кислорода в потоке отработавших газов. При контакте молекул О2 с чувствительным элементом зонда датчик вырабатывает амплитудный сигнал в диапазоне от 0.1 до 0.9 В, в зависимости от концентрации кислорода. Причем, значению 0.1 В соответствует высокое содержание кислорода (обедненная смесь), а значению 0.9 В - низкое (обогащенная смесь). Оптимальное соотношение компонентов горючей смеси, гарантирующее минимальный расход топлива при наиболее эффективном функционировании каталитического преобразователя, составляет 14.7 килограмм воздуха на 1 килограмм топлива, - именно его электронный блок управления и старается постоянно поддерживать, ориентируясь на поступающую с лямбда-зонда информацию о количестве кислорода в отработанных газах двигателя автомобиля. Кислородный датчик способен вырабатывать сигнальное напряжение только будучи прогретым до нормальной рабочей температуры (318 С). Пока датчик находится в холодном состоянии, РСМ работает в режиме РАЗОМКНУТОГО КОНТУРА, осуществляя управление компоновкой воздушно-топливной смеси на основании заложенных в него базовых параметров. Для ускорения прогрева датчика до рабочей температуры он снабжен электрическим нагревательным элементом. Различают датчики с постоянным и импульсным питанием нагревательного элемента, в последнем случае, подогревом ДК управляет ЭБУ. Электронный блок управления постоянно подаёт на цепь датчика стабильное опорное напряжение 450 милливольт. Непрогретый датчик имеет высокое внутреннее сопротивление и не генерирует собственную ЭДС, поэтому, ЭБУ "видит" только указанное стабильное опорное напряжение. По мере прогрева датчика при работающем двигателе его внутреннее сопротивление уменьшается, и он начинает генерировать собственное напряжение, которое перекрывает выдаваемое ЭБУ стабильное опорное напряжение. Когда ЭБУ "видит" изменяющееся напряжение, ему становится известным, что датчик прогрелся, и его сигнал готов для применения в целях регулирования состава смеси.
Работа лямбда зонда в системе топливной подачи — очень важна, поэтому его работоспособность напрямую влияет на стабильную работу двигателя автомобиля. Поверка работоспособности устройства очень важна, но перед тем, как выполнить проверку лямбда зонда, необходимо изучить его устройство и принцип действия, так же как и перед тем, как проверить катушку зажигания. Датчики лямбда зонда могут иметь от одного до четырех проводов, и название, соответственно, носят одно- , двух- , трех- и четырехпроводных датчиков.
К выходу из строя кислородного датчика могут привести нарушения в уходе за внутренними деталями автомобиля и другие факторы, например:
очистка корпуса средствами, не предназначенными для этого;
попадание на корпус охлаждающей, тормозной жидкости;
чрезмерное содержание в топливе свинца;
перегрев корпуса датчика, вызванный неочищенной топливной смесью. Попадание бензина с высокой концентрацией загрязнений может быть вызвано неисправностью регулятора давления топлива, температурного датчика охлаждающей жидкости или засоренного фильтра очистки топлива;
использования при ремонте автомобиля герметиков, в состав которых входит большое количество силикона с высокой летучестью. Испарения силикона попадают через систему вентиляции и впускной коллектор картера в камеру сгорания.
Обрыв выходной или цепи заземления ДК, неисправность датчика, его не прогретое состояние или отравление могут вызвать длительное нахождение напряжения сигнала в диапазоне 350 - 550 мВ. При этом контроллер, через 1 минуту, занесет соответствующий код неисправности в оперативную память и через 15 секунд управление подачей топлива будет осуществляться без учёта показаний датчика (по разомкнутому контуру). Если контроллер получает сигнал о длительном обеднённом состоянии смеси, в его память заносится код неисправности. Причиной неисправности датчика кислорода может быть замыкание на массу выходной цепи датчика, не герметичность системы выпуска воздуха или пониженное давление топлива, попадание в топливо воды, ненадёжное соединение контактов, неисправность датчика абсолютного давления. Если контроллер получает сигнал с напряжением, свидетельствующим о длительном обогащенном состоянии смеси, в его память заносится код неисправности. Причиной неисправности может быть замыкание на источник напряжения выходной цепи ДК или повышенное давление топлива, неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, непостоянный сигнал датчика положения дроссельной заслонки, не герметичность форсунки, переполнение адсорбера, неисправность датчика абсолютного давления. При наличии кодов неисправности датчика кислорода вызывают сохранение режима управления подачей топлива по разомкнутому контуру или возврат к нему.
Характерные признаки неисправности датчика кислорода:
увеличение потребности в топливе;
рывки автомобиля (не всегда, иногда движение равномерное);
нестабильная работа двигателя;
нарушение работы катализатора;
нарушение норм токсичности.
Чёрный дым из выхлопной трубы почти сразу после пуска холодного двигателя;
«троение» двигателя на ХХ;
«гуляние» оборотов на ХХ (1500 до 700);
едкий , вонючий черный дым возможно появление влажных черных частиц;
на свечах зажигания откладывается черная сажа;
лямбда-зонд покрыт толстым слоем сажи
лампа неисправностей двигателя CHECK ENGINE загорается не всегда
Именно поэтому за работой датчика кислорода в выхлопных газах необходимо тщательно следить, проверять его состояние хотя бы через каждые 5000-10000 км., особенно перед процедурой контроля на токсичность выхлопов.
Проверку работы лямбда-зонда рекомендую проводить на осциллографе или на мотор тестере с вышеназванными возможностями. Менее надежный способ проверки можно осуществить с помощью цифрового вольтметра, но я не сторонник данных манипуляций, поэтому не буду давать рекомендации. Информацию о таком способе проверки Вы найдете в интернете. При замене ДК рекомендую обратиться к специалисту ( при самостоятельной замене высока вероятность обломать датчик под корень. В следующий раз продолжим разговор о датчиках системы управления двигателем автомобиля.