Комментарии
- Предыдущие комментарии
- В начало
- 16 янв 2017 06:27
она не имела на них особого влияния. А вообще, башкиры
доказали, что они отличные воины. Несмотря на рево
люции, они сохранили впитавшийся им в кровь строгий
порядок, с уважением отнеслись к своим руководителям»
Помимо военных дел мы занимались в Оренбурге и воп
росами просвещения. Открыли учительские школы, курсы
медсестер, работников телеграфа и телефона, военную
школу и курсы. Все офицеры и унтер-офицеры из башкир
вели такж е преподавательскую работу. Огромную беззавет
ность в этом деле выказали служивш ие в царской армии
башкирские
офицеры:
полковник
Ахметов, Галимьян Таган. Из татар к нашей армии прим
кнули и верно служили в ней генерал Ишбулатов, полков
ник Бикмаев, братья Терегуловы, Ильяс Алкин, Янбухтин,
Чанышев, Суюндуков. Некоторые из них впоследствии
оказались вместе с нами в Бухаре, а иные перебрались
и в Турцию. Мысль француза Леона Каэна о том, что
воинская служба у тюрков является укрепляющей силой
национального единства, подтвердило и наше движение.
Выступавший прежде против нас татарский писатель
Ф атих Карим преподавал в нашей учительской школе.
Д аж е член бывшей
Государственной Думы
Ахтямов, открыто боровшийся против нас, сотрудничал
с нами. В национальной печати работали сыновья ученого
Ризаитдина Ф ахретдина. Его старший сын Габдрахман
Фахретдинов являлся главным редактором газеты «Баш
кортостан». Служившие в наш их войсках русские и поль
ские офицеры такж е поддерживали идею Башкирской ав
тономии и искренне способствовали ее осуществлению.
Особого уваж ения заслуживаю т упомянутый выше пол
ковник Емельянов, заместитель начальника штаба пол
ковник Федоров и польский полковник Бритц, служивш ий
в нашей армии с 1917 года. - 16 янв 2017 06:37
Председатель Уфимского Совета фанатичный комму
нист
Эльцин
те
условия
башкирской армией заставил Ленина и Сталина дать по
телефону
приказ
о
подписании
Соглашения.
По
их
требованию,
долж ны
в
обязательном
в войне против белых. - 16 янв 2017 06:45
Тем не менее Сталин сообщил мне
по телефону, что меня хочет видеть Ленин, и чтобы я
взял с собой одного-двух своих товарищей. Мы отправились
к нему вместе с председателем нашего правительства
Кулаевым.
Как
раз
сюда из Симбирска, где принимал участие в мирных пере
говорах с командованием Восточного фронта. Баш кир по
происхождению, Кулаев в детстве попал в руки русских
миссионеров и подвергся крещению. Мы обращались к
нему, назы вая настоящим его именем — М ухаметгали-
агай. Он и сам так хотел, а подписывался официальным
своим именем «Мстислав Кулаев». Был хорошим докто
ром, получившим образование в Казанском университете.
отошел
от
политики,
университета в Казани. Возможно, и сейчас еще жив.
Был Кулаев честным человеком. Хотя не был мусульмани
ном, все ж е сохранил верность своему тюркскому, баш
кирскому, происхождению. Знал труды русских ученых
о тюркских народах Сибири. - 16 янв 2017 06:46
Гадали, будут ли обыскивать, проверять, нет ли при
нас оруж ия. Однако никакого обыска не было. Ленин
вышел из-за стола и поздоровался с нами за руку. На столе
стояла этаж ерка для бумаг. Во время беседы эта дощ атая
этаж ерка скрывала руки Ленина. Иногда он записывал
фамилии упоминаемых в разговоре восточных деятелей.
Я подумал, что за этой этажеркой есть и пистолет. При
разговоре с Кулаевым он спросил: «Вашего друга зовут
Ахметзаки, почему же ваше имя Мстислав?» «Я башкир-
христианин»,— ответил Кулаев. «Не испортились ли из-за
этого ваши отношения с народом? Не лучше ли быть
атеистом без всякой перемены веры?» Кулаев почувство
вал неловкость, вразумительного ответа не дал. - 16 янв 2017 06:57
С другой стороны, красные
тоже изменили свою политику на полярно противополож
ную, стали видеть в баш кирах только врагов и начали
грабить их, разоруж али башкирские войска там, где они
были малочисленны. В нескольких местах были убиты
М ученическая
гибель
наших
поэтов
в Зилаире превратилась в незаживающ ую боль. Все это
заставило М уртазина и его товарищей по оружию войти
в переговоры с белыми и перейти на их сторону. Прямо из
Бузулука я направил офицера, приказав ему составить
документ о том, где и какой ущерб нанесен красными
народу.
Правительство сумело
расследовать
это
дело.
Свиде
скрепленные
подписями
и
печатями
старост о том, где и сколько скота награблено, сколько
домов сожжено, были подготовлены очень быстро. Это
явилось доказательством тому, каким влиянием и уваж е
нием пользуется наше правительство в народе. Красные
в известной степени остались в крайне неловком положе
нии и были вынуждены признать свою вину. - 16 янв 2017 07:03
При
этой
встрече
Ленин
подарил
мне
большой
автомобиль марки «Фиат», документ на который написал
на простой бумаж ке синим карандаш ом. Оказывается,
автомобиль некогда принадлеж ал бывшему Туркестан
скому генерал-губернатору Самсонову49 во время русско-
германской войны побежденному Гинденбургом и погиб
шему при невыясненных обстоятельствах. В то время
было чрезвычайно трудно найти в Москве бензин. Мне
дали и горючее, и мы переправили автомобиль в Саранск,
а потом и в Башкортостан. Хотя использовать тяж ело
весный
«Фиат»,
пожираюш ий много бензина,
практи
чески было невозможно, но одно то, что он был подарен
мне самим Лениным, поднимало мой авторитет в глазах - 16 янв 2017 07:03
Увы, эти внешние признаки внимания и
уваж ения никаких серьезных результатов не дали. - 16 янв 2017 07:06
Вновь организованные части непременно надо было
оставить на Туркестанском фронте. Мы, как и прежде,
хотели вместе с казахам и расположиться в Оренбурге.
Однако Советское правительство, Ленин и Сталин под
влиянием своих имперски настроенных товарищей реши
ли отделить башкир от казахов. С этой целью была
создана русская
Оренбургская
губерния.
По решению
Центра,
казахам
дали
сформировать
самостоятельное
Казахское
правительство
со
столицей
в
Актюбинске,
нашей столицей определили Стерлитамак. Таким образом,
нас искусственно отдалили друг от друга. При встрече
с Лениным я выразил по этому поводу протест, но он не
отступил от своего решения, даже пытался успокоить
меня:
пусть,
мол,
пока
будет
так,
а
в
дальнейшем
посмотрим. - 16 янв 2017 07:08
которые поддержали нас еще в
1917
году, в период
становления башкирского национального движения. Сы
пались вопросы: «Что произошло? Что должно произой
ти? Куда теперь собираетесь?» Я созвал на совет видных
людей из освобожденных от Колчака баш кирских улусов,
состоялись откровенные беседы. Я сказал собравшимся:
«Нет у нас пути, кроме как найти общий язы к с красными.
Мы не можем перетащить родину в Сибирь или Китай,
сейчас нужно терпение. Нам не разреш или разместиться
в Оренбурге вместе с красными и направить наши войска
на
Туркестанский
фронт.
Это
нас
удручает,
но
не
подчиниться режиму, все больше укрепляющемуся в Рос
сии, мы не имеем возможности. Ибо русский народ встал
на путь испытания большевизма на собственном горбу. - 16 янв 2017 07:13
Женитьба
На обратном пути я заехал в аул Абзе-
лилово. Здесь в конце августа состоялась
моя женитьба на дочери имама Х адж имухамета.
Семья эта происходит из башкирского рода тунга-
уров. Ходжа Х адж и М ухамет — близкий друг моего отца.
Мать Нафисы — дочь троицкого иш ана Зайнуллы . Девуш
ку я знал и любил с юных лет, переписывался с ней, и о
нашем браке родители сговорились еще в 1904 году. Но
нам помешали охватившие страну грандиозные события, и
женитьба запоздала.
И вот свадьба. Погода стояла чудесная. Но случилось
так, что именно в первую брачную ночь пятеро верховых
гонцов доставили срочную телеграмму от оборонявших
М агнитогорск наш их войск. Из Москвы меня вызывал
Троцкий к телеграфному аппарату. Делать нечего, я тут
же отправился в путь. - 16 янв 2017 07:18
В этот свой приезд я встречался со знаме
нитым ученым восточных тюрков Ризаит-
дином
Фахретдином
и
великим
поэтом
Закиром Рамиевым, который ж ил раньше
в Орске.
Уважаемый ученый Ризаитдин (Риза) говорил, что он
непрестанно молится за успех нашего дела и что очень
доволен тем, что его собственные сыновья тоже сотрудни
чают с нами. Перед моим уходом почтенный ученый при - 16 янв 2017 07:19
ж ал мою голову к груди, глаза его наполнились слезами.
Во взгляде у него застыл безмолвный вопрос: «Какие же
еще испытания ждут нас?»
Я сказал ему: «В этой жизни, объятой пламенем, мы
будем
искать
пути
правды,
пробиваясь
сквозь
пекло.
Может быть, плодами нашей борьбы воспользуются уже
будущие поколения. А пока нам надо убедиться, что в
нашем народе не умерли отвага, вера в свои силы. Если
эти чувства не угаснут, когда-нибудь и наш народ станет
жить как свободная нация».
С просветленной душой я ушел от хазрета Ризаитдина.
Хоть на глазах у него и стояли слезы, он сохранял спокой
ствие и степенность мудреца. Даже в такое грозное время
он продолжал работать в тиши своей богатейшей библио
теки, проникая в глубь веков, и это придавало мне силы.
Долго не выходили его проникновенные слова из моей
памяти.
В 1926 году по пути в Мекку на конгресс он останав
ливался в Стамбуле.
На обеде хазрет вспоминал при
гостях о нашей встрече в Оренбурге и те слова, которые
были тогда сказаны мной, чем всех нас очень порадовал. - 16 янв 2017 07:23
А Фрунзе признал мою правоту. Если бы не дружба
и доверие, которые проявлял ко мне этот человек, если бы
я не был связан словом, данным мной таким представите
лям красных, как Фрунзе, Рыков, и не сохранял верность
подписанным соглашениям, то я ушел бы от Советов
и вновь стал на путь борьбы с ними.
В разговоре с редактором газеты «Правда» я подчер
кивал, насколько важно, чтобы во взаимоотношениях с
нами, народами Востока, Советы сохраняли верность до
стигнутым соглашениям. Однако, судя по рапортам Брой-
до, попавшим тогда в наши руки (недавно некоторые из
них были опубликованы самими Советами), мнение ком
мунистических организаций соседних с Башкортостаном
русских губерний Сталин ставил выше мнения Фрунзе
и его товарищей. В одном рапорте Бройдо писал: «Орен
бург
превратился в точку объединения мусульман на
Востоке России. Валидова нельзя сюда допускать. Следует
натравить на него М уртазина. Надо поставить себе обяза
тельной целью испортить отношения между башкирами и
казахами. Именно так поступал Неплюев, он действитель
но был великим политиком. Валидова необходимо изоли
ровать от других тюркских народов».
Неплюев, упоминаемый Бройдо, в X V III
веке при
Петре
Великом
и
дочери
его
Елизавете
управлял
из
Оренбурга всей восточной Россией, а до этого был дипло
ЗАКИ ВАЛИДИ.
Видный европейский востоковед Г. Янски писал: «История тюрков от древнейших времен до современности, а также этнографические и общие сведения о тюркских народах, наконец, труды по исторической географии стран, принадлежащих тюркскому жизненному пространству, – вот области, где Заки Валиди Тоган имеет перед наукой величайшие заслуги».
Сегодня,10 декабря -125 лет со дня рождения основателя Башкирской автономии, ученого мирового масштаба ЗАКИ ВАЛИДИ,великого,сына башкирского народа. В начале 1919 года Валиди вёл переговоры с правительством Советской России о легитимизации в качестве автономии Башкирской республики. Итогом переговоров стало подписание соглашения в марте 1919 года, между Башкирским Правительством и центральными властями, о советской автономии Башкирии (Автономная Башкирская Советская Республика) в составе РСФСР.
Политический деятель, лидер башкирского национально-освободительного движения (в 1917—1920 гг); публицист; историк, востоковед-тюрколог, доктор философии (1935), профессор, почётный доктор Манчестерского университета (1967).В 1953 году основал Институт исламских исследований и был назначен его директором.
27 июня 1967 года в Манчестерский университет (Англия) присвоил Ахметзаки Валиди Тогану звание почётного доктора (лат. honoris causa).В 1957 году читает лекции в США, а в 1958 году посещает Иран, Пакистан, Индию, где встречается с Джавахарлалом Неру, Мохаммедом Реза Пехлеви и др.Организатор и член многих научных обществ: основал Турецкую ассоциацию востоковедения, избирался членом немецкого общества по изучению восточных стран, Австралийского научного общества, финно-угорского научного общества в Финляндии, Австрийского общества исследований Востока имени Гаммера-Пургшталя. Удостоен золотой медали 1-й степени Министерства просвещения Ирана.Автор трудов по истории тюркских народов. Опубликовал около 400 работ на 11 языках.Ахметзаки Валиди Тоган умер 26 июля 1970 года.Памятник Ахмет-Заки Валидив Санкт-ПетербургеВ Башкортостане учреждена общественная премия имени Ахметзаки Валиди Тогана.23 июля 1992 года Национальной библиотеке Башкортостана было присвоено имя Ахмет-Заки Валиди.В городе Ишимбае его именем названа улица и Башкирская республиканская гимназия-интернат № 2.В городах Санкт-Петербурге, Ишимбае, Сибае установлены памятники.В 2008 году именем Заки Валиди была названа улица в Уфе (бывшая улица Фрунзе).В связи со 120-летием со дня рождения Международной организацией по совместному развитию тюркскойкультуры и искусства (ТЮРКСОЙ) 2010 год был объявлен годом Ахмет-Заки Валиди.26 августа 2010 года в районе Кечиорен г. Анкары (Турция) был открыт парк имени Ахмет-Заки Валиди[13]].15 февраля 2010 года открыта мемориальная доска в Уфе[15].В 2011 году учреждена памятная медаль «Ахмет-Заки Валиди Тоган» — ведомственная награда Академиинаук Республики Башкортостан. В столице Узбекстана есть улица Заки Валиди.