Многие из нас так привыкли к нашему названию многих домов-многоэтажек советского перида - «хрущевки», что даже не подозревают, что экономичное социальное жилье придумали вовсе не в Советском Союзе.

К примеру, в благополучной Швеции также имеются пятиэтажные дома с малогабаритными квартирами, только обустройство территории и подъездов несколько отличаются от нашего жилого фонда.

*так выглядят шведские «хрущевки» спустя 70-80 лет после строительства

Возраст домов в Швеции довольно трудно определить с первого взгляда. Шведы регулярно проводят капитальные ремонты, и, надо признать, делают это на совесть. Порой кажется, что дом построен в нулевые, а на самом деле – это ровесник наших «хрущёвок». В стране не принято воровать материалы и целевые деньги идут строго по назначению.

Доподлинно известно, что трех-/ пятиэтажные дома, в которых расположены малогабаритные квартиры с крошечной кухней, узким коридором и совмещенным санузлом, – не советское изобретение. Бюджетное строительство, позволяющее обеспечить жильем нуждающихся, стало актуальным в Европе и Америке еще в 30-х годах прошлого века.

В Швеции прототипы советских «хрущёвок» называют lamellhus или плоские дома. Их возведение начиналось в 1930 году. Идею позаимствовали у архитекторов из Германии, основателей немецкого функционализма. И уже в 60-е годы прошлого столетия Хрущёв принёс такое массовое строительство небольших домов в Советский Союз. Так что общий прародитель малогабаритных квартир – это Германия.

✔ Справка  
Одним из самых известных архитекторов, который первым воплотил в жизнь идею массового жилого строительства, был Эрнст Май (1886-1970 гг.) — немецкий архитектор и градостроитель. Ему удалось превзойти амбициозные планы основателей немецкого функционализма Вальтера Гропиуса и Бруно Таута, реализовав масштабный проект «Новый Франкфурт» (строительство нескольких поселков неподалеку Брухфельдштрассе, Пранхейм и др.).

С 1925 по 1930 гг. построили чуть более 12 тыс. многоквартирных домов. Также стоит отметить, что после завершения строительства поселков Э. Май с группой единомышленников, отправился в Советский Союз, где и спроектировал около 20 новых городов.

Первые плоские дома появились в старых районах Стокгольма. Благодаря развитию новых веток метро диапазон строительства увеличивался, росло и население, нуждающееся в жилье.
Ширина домов варьировалась в пределах 8-12 метров с целью максимального естественного освещения помещений с обеих сторон здания. На лестничной площадке было спроектировано всего по 2 квартиры, 3-5-этажные строения считались в Швеции многоквартирными.

Интересным было и расположение знаний, их чаще всего строили чётко под прямым углом к улицам параллельно друг другу. Фасады были всегда оштукатурены. Первые строения возводили с плоскими крышами. Впоследствии, после проведённых капремонтов, их сделали скатными с черепичной кровлей. Многие дома облицевали кирпичом или плиткой.
Благодаря скромным габаритам жилые дома можно было строить практически в любом месте без ущерба для окружающей природы.

Особый размах массового строительства экономичного жилья начался в послевоенные годы. Несмотря на то, что города Швеции не пострадали от бомбардировок и разрушений, граждане все больше нуждались в улучшении жилищных условий. Именно тогда началась масштабная застройка городов быстровозводимыми трех и пятиэтажными зданиями, которые располагались близко друг к другу и были очень узкими.

Послевоенная Швеция активно развивается, экономика переживает промышленный бум, в университетах открываются новые факультеты и люди массово едут в нерезиновые города, жилья в которых катастрофически не хватает для всех желающих. Строить надо много и быстро, и это было время бетона. С 1965 по 1975 в Швеции действовала "Программа Миллион", согласно которой за 10 лет планировалось построить миллион новых квартир в стране с населением восемь миллионов. В то же время значительная доля более старого немодернизированного жилищного фонда была уничтожена.

Жилищный кризис в Швеции перед началом программы был главным политическим и социальным вопросом в Швеции. После 1945 г. население двинулось из сельской местности в города.

В 1964 году в Швеции в очереди на жилье стояли 400 000 человек. В 1966 во время предвыборной кампании премьер-министр Швеции Таге Эрландер изрек свой знаменитый совет одной молодой паре, жаловавшейся на проблему: "Уезжайте из Стокгольма"...
Панельное строительство стало настоящим спасением для многих европейских стран в послевоенный период (1950-1960 гг.).

В результате реализации программы было построено около 1 006 000 новых жилищ. Для зданий, разработанных для группы самого низкого дохода, правительство брало 66% начальных затрат. Для других категорий, таких как студенты и фабричные рабочие и иммигранты, правительство обеспечило огромные субсидии и стимулы для строительных компаний, чтобы начать строительство.

В итоге, с учётом демонтажа ветхого жилья, жилищный фонд Швеции вырос на 650 000 новых квартир и домов. Кроме того, повысилось общее качество жилья, при всех его эстетических недостатках.
Шведские «хрущёвки» возводились без чердаков и лифтов. Чаще всего их дополняли небольшими или французскими балкончиками. Интересный факт, который вряд ли у нас получил такое развитие: в домах помимо центрального мусоропровода были оборудованы комната для хранения домашней утвари, прачечная и помещение для сушки белья. Фундамент возвышался над уровнем земли, поэтому первый этаж всегда был высоким.

Большинство квартир было спланировано на семью из двух взрослых и двух детей площадью 75 м. кв и состояло из 3- комнат. Другой тип квартир был т.н. "студенческим", который был построен в городах, имеющих крупные университеты, как Стокгольм, Лунд, Упсала, Linköping и Умеа. Почти 150 000 новых «студенческих квартир» были построены в специально определяемом «студенческом пригороде», чтобы удовлетворить потребности быстро увеличивающегося населения университетов. Эти студенческие квартиры были общежитиями с 1 ванной с 1 спальней, которые были сгруппированы вместе в большом пригороде или районе. Квартиры были сданы в аренду «жилищным компаниям» которые в свою очередь, сдавали их в аренду по ставкам ниже рыночной цены...
Хотя программа достигла своей цели — строительства миллиона новых жилищ, её исполнение и результаты стали предметом критики.

Наиболее распространен упрек в том, что в рамках программы было возведено множество «мрачных бетонных зданий», разрушивших городской ландшафт. В действительности, лишь в 16 % зданий железобетон использовался как основной строительный материал. При этом почти половина жилья в рамках программы вообще представлена домами на одну семью. Несмотря на это, в общественном мнении программа до сих пор ассоциируется с так называемыми «бетонными окраинами» — пригородами, которые в основном застроены однообразными панельными кварталами. Архитектурный облик этих районов критикуется как «безликий» и сравнивается со зданиями в странах бывшего Восточного блока, таких как ГДР. Три наиболее известных пригорода — Rinkeby (пригород Стокгольма), Hammarkullen (пригород Гётеборга) и Rosengård (пригород Мальмё), построенных в ходе реализации программы, стали подлинными символами своего времени.

Сейчас районы массовой застройки "программы миллиона" превратились, во многом, в районы концентрации иммигрантского населения. В Стокгольме это Ринкебю, Тенста, Халлунда, Халлонберг, в Мальмё Русенгорд, в Гетеборге Ангеред, Гордстен, Хаммаркуллен.
Многие дома после капитального ремонта выглядят просто шикарно. В Швеции нельзя проводить благоустройство балкона, например, индивидуальное остекление, а также хранить на них крупногабаритный инвентарь. И это совершенно нормально, все привыкли, никто не жалуется и не портит внешний вид лоджий в угоду личному комфорту.
При входе в подъезд, в первую очередь, поражает чистота, хотя рекламные листовки могут всё же валяться на полу. Стены чистые, без надписей, и совершенно нет облупившейся краски. Вспомните, надолго ли у нас хватает покраски входов и лестничных маршей. Уже через пару месяцев обязательно кто-то пройдётся по ним острым предметом или признается в особом отношении к соседям.

Во всех подъездах стоят новые радиаторы отопления, уложена плитка и установлены новые почтовые ящики. Лестницы всегда чистые, видимо здесь лучше убирают, а может, шведы просто не привыкли мусорить.
Свет в подъезде включается одним нажатием выключателя. Обязательно в холле установлен щит с фамилиями и номерами квартир всех жильцов, а также телефонами коммунальных и экстренных служб.
Подъезды в блочных и панельных домах Стокгольма, построенных в 60-70-х гг. прошлого века.

Ещё одно открытие мы сделали в Швеции – в каждом подъезде есть дополнительные перила для людей в возрасте. Но пандусы не предусмотрены (людям с ограниченными возможностями предоставляют специальное жильё).

В Швеции нельзя заезжать во дворы, это благоустроенная территория, предназначенная исключительно для отдыха. Чаще всего она оборудована детской площадкой и парковкой для велосипедов.

Во дворах обязательно разбиты клумбы, а часто посажен небольшой сад. От такого великолепия в весенне-летний период вся территория благоухает потрясающими ароматами. И ещё одно открытие сделали мы – в Швеции практически в каждом дворе организована зона барбекю, воспользоваться которой может любой житель дома.
Но больше всего здесь поражает внешнее состояние домов. Сразу видно, что коммунальные службы о них заботятся, не жалуясь на погодные условия или климат.
Несмотря на то, что такие дома всегда считались бюджетными, строились они основательно, в прямом смысле слова на века, ведь первые объекты через десяток лет смогут отметить вековой юбилей.

За состоянием придомовой территории, фасадов и подъездов в Швеции следит жилищно-коммунальное управление и коммуна дома. Такой контроль полностью исключает недобросовестность и некачественные работы.

Фасады, двери, окна, крыши и детские площадки обновляются с завидной периодичностью.
В каждом таком многоквартирном доме имеются общие зоны пользования : благоустроенные цокольные этажи, в которых располагаются общественные прачечные и сушилки, а также бытовки или кладовки для каждой из квартир.

Эти стандарты были самыми популярными в стране и на протяжении нескольких десятилетий оставались неизменными. Единственное, что планировка квартир улучшалась, изменялось распределение зон и оптимизировалось внутреннее пространство, облагораживались парадные и общие зоны пользования.
Градостроительные нормы и правила выполняются в полном объеме, даже если дома на окраинах.
Дворы предназначены лишь для отдыха жильцов, поэтому разрешается установка только велосипедных парковок.

(с)
#МирВокругНас

Комментарии