Священное Писание дает нам точное определение смерти: И возвратится персть в землю, якоже бе. и дуxвозвратится к Богу, Иже даде его (Еккл. 12, 7). Значит смерть есть разлучение души с телом. Когда душа покинула тело, тогда мы человека называем мертвым, Одно тело без души не составляет человека, оно — труп, а не человек; точно так и душа без тела есть дух, а не человек. Тело человека само по себе, без души — мертво, без нее оно подвергается разложению, тлению и, таким образом, лишается жизни. Время от разлучения души с телом до Второго пришествия Христова на землю в Священном Писании называется сенью смертною (Пс. 22, 4). Смерть тела есть как бы естественный временный сон, способствующий обновлению сил душевных и телесных; это есть как бы погребение семени в землю, которое и должно истлеть, чтобы возрастить в себе корень новой жизни, чтобы произвести из себя зеленеющее растение с цветами и плодами в вечности. Видя умирающего, не на то смотри, что он сомкнул глаза и лежит безгласен, но на то, как он воскреснет и подучит неизъяснимую, изумительную и дивную славу; от настоящего видения возведи помыслы к надежде будущего. Умерший гниет, тлеет и превращается в персть и прах. Что же из этого? Надо радоваться, ибо тот, кто хочет перестроить развалившийся ветхий дом, сначала выводит из него живущих, потом разрушает его и снова воз» двигает в лучшем виде. Выведенные не скорбят об этом, ибо обращают внимание не на видимое разрушение, во воображают будущее, хотя еще и не видимое здание. То же и Бог творит. Он, разрушая наше тело, сперва изводит из него душу, в нем живущую, как бы из некоторого дома, дабы потом, воздвигнув его в лучшем виде, снова ввести в него душу с большею славою («Христианское Чтение», 1842, с. 137). Итак, смерть есть удел каждого человека, удел неизбежный, - ее не минует никто; ибо, как говорит пророк Давид: Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? (Пс 88, 49). Однако ничего нет неизвестнее, как день или час смерти: Яко убо не разуме человек времене своего (Еккл. 9, 12), — говорит Священное Писание. Всем известно, что умрем, но когда? Не знаем, так как смерть не разбирает и не назначает времени, не считает, сколько лет прожил человек, не ждет старости, не щадит юности, не обращает внимания на то, приготовил ли себя человек для будущей жизни, или нет, — пожинает всех; она подобна земледельцу, вышедшему с косой на луг, который не смотрит и не отделяет цветов от травы, а косит подряд все, будет ли то трава старая, или едва распустившиеся цветки, и затем все скошенное вместе сушит и собирает в стога, или в устроенные для того помещения; почему и пророк Давид говорит: Человек, яко трава дние его, яко цвет селъный; тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего (Пс 102, 15-16). Из Священного Писания нам известно, что прародители наши — Адам и Ева, от которых произошел весь род человеческий, сотворены были безсмертными: И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их, читаем мы в книге Бытия, ... и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек душу живу (Быт. 1, 27; 2, 7). Откуда же и когда явилась смерть? То же Священное Писание поучает, что она есть последствие греха. Грехом смерть вошла в мир (Рим. 5, 12), — говорит апостол Павел. Смерть получила свое название от Самого Бога в то время, когда ее еще и не было, так как Господь Бог, заповедуя прародителям нашим Адаму и Еве не вкушать плодов от древа познания добра и зла, сказал: в оньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2, 17). Из вышесказанного ясно видно, что смерть есть определенное, по непреложному суду Божию, следствие греха, распространившегося через прародителей на весь род человеческий, так как суд Божий, высказанный прародителям: земля ecu и в землю отыдеши (Быт. 3, 19), относится и к каждому человеку, как потомку первых людей, почему и апостол Павел говорит: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Диавол в образе змия, прельщая прародителей, говорил: Не смертию умрете... будете яко бози (Быт. 3, 4-5). Они поверили ему, вкусили запрещенного плода, но только не получили божества, а были изгнаны из рая сладости и подпали под казнь смертную, и не только сами, но и их дети, и весь род человеческий. Бывши до грехопадения как боги безсмертными, безстрастными и безболезненными, тотчас после падения потеряли божество и безсмертие, и смерть приняла над ними, а через них и над всеми, свое господство; почему и пророк Давид говорит: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго ecu. Вы же яко человецы умираете (Пс. 81, 6-7).
О молитве за умерших
Пишешь, что враги душевные, через случай брошюрки Афонской горы, так тебя смутили, что ты дня три молиться не могла от смущения и отчаяния, и доселе продолжают несколько смущать по поводу этого случая. А описанное в брошюрке обстоятельство более внушает благонадежие, нежели отчаяние. Я отыскал эту брошюрку у одного брата и читал; сказано там: некто, живший на Афоне, любил ходить по гостям, так что редко заставали его в келье своей, также сказано, что не всегда исполнял он свое келейное правило; перед смертью тяжко проболел целый месяц и под конец ежедневно приобщался Святых Таин; но по смерти своей через два месяца явился во сне одному брату, близкому к нему, невеселый, и сказал, что он находится в темнице.
Видевший объявил это братии. Благоговейные братия усилили свои молитвы о нем, а иеромонахи поминали на литургии.
Опять через два месяца покойник является веселый, и в глазах видевшего перебежал реку по узкой жердочке, и очень скоро взошел на гору, которая простиралась до небес.
Обстоятельством этим явно показывается, как полезно церковное поминовение и частные молитвы покойникам покаявшимся, но не понесшим или не успевшим понести епитимии. Ежели человек согрешил, то, по правосудию Божию, должен понести мучение или томление: покаявшимся — временное, а непокаявшимся — вечное.
Христос Господь при распятии сказал благоразумному разбойнику: “днесь со Мною будеши в раю”. Но после слов Христа Спасителя этому разбойнику перебили голени, и он несколько часов мучился, вися на одних руках.
Так и всякий грешник покаявшийся, если не понесет епитимии добровольной в подвиге поста и молитвы, и поклонов, или невольной долговременной болезни, или через другие скорби; то по смерти своей требует поминовения, чтобы избавиться от темницы, как означенный покойник.
Не без причины православная Церковь установила церковное поминовение по усопшим, — чтение Псалтири, милостыню.
Приемлются и частные молитвы. Если бы, по твоему мнению, решила участь покойника одна разрешительная молитва духовника; тогда было бы установленное Церковью поминовение тщетно; а оно приносит великую пользу покойникам покаявшимся, только не приносит пользы непокаявшимся грешникам, или неверующим, или иноверцам и еретикам.
Вперед будь осторожна и осмотрительна при внушениях благовидных помыслов от врагов душевных. Как бы благовидны помыслы эти ни были; но ежели они приносят смущение и отчаяние, то это волки в овчих кожах, — говорит Варсонофий Великий.... __ преп.Амвросий #ПоминовениеУсопших
СВЯТОЕ МЕСТО ЧИМЕЕВО!!!
:НАДЕЖДА Паштецкая
ЧТО ТАКОЕ СМЕРТЬ?
Священное Писание дает нам точное определение смерти:
И возвратится персть в землю,
якоже бе. и дуxвозвратится к Богу,
Иже даде его (Еккл. 12, 7).
Значит смерть есть разлучение души с телом.
Когда душа покинула тело,
тогда мы человека называем мертвым,
Одно тело без души не составляет человека,
оно — труп, а не человек;
точно так и душа без тела есть дух, а не человек.
Тело человека само по себе, без души — мертво,
без нее оно подвергается разложению,
тлению и, таким образом, лишается жизни.
Время от разлучения души с телом
до Второго пришествия Христова на землю
в Священном Писании называется сенью смертною (Пс. 22, 4).
Смерть тела есть как бы естественный временный сон,
способствующий обновлению сил душевных и телесных;
это есть как бы погребение семени в землю,
которое и должно истлеть, чтобы возрастить в себе корень новой жизни,
чтобы произвести из себя зеленеющее растение с цветами
и плодами в вечности.
Видя умирающего, не на то смотри, что он сомкнул глаза
и лежит безгласен, но на то, как он воскреснет
и подучит неизъяснимую, изумительную и дивную славу;
от настоящего видения возведи помыслы к надежде будущего.
Умерший гниет, тлеет и превращается в персть и прах.
Что же из этого?
Надо радоваться, ибо тот, кто хочет перестроить развалившийся ветхий дом,
сначала выводит из него живущих,
потом разрушает его и снова воз» двигает в лучшем виде.
Выведенные не скорбят об этом,
ибо обращают внимание не на видимое разрушение,
во воображают будущее, хотя еще и не видимое здание.
То же и Бог творит.
Он, разрушая наше тело,
сперва изводит из него душу, в нем живущую,
как бы из некоторого дома,
дабы потом, воздвигнув его в лучшем виде,
снова ввести в него душу с большею славою
(«Христианское Чтение», 1842, с. 137).
Итак, смерть есть удел каждого человека,
удел неизбежный, - ее не минует никто; ибо, как говорит пророк Давид:
Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? (Пс 88, 49).
Однако ничего нет неизвестнее, как день или час смерти:
Яко убо не разуме человек времене своего
(Еккл. 9, 12), — говорит Священное Писание.
Всем известно, что умрем, но когда?
Не знаем, так как смерть не разбирает и не назначает времени,
не считает, сколько лет прожил человек, не ждет старости,
не щадит юности, не обращает внимания на то,
приготовил ли себя человек для будущей жизни, или нет, — пожинает всех;
она подобна земледельцу, вышедшему с косой на луг,
который не смотрит и не отделяет цветов от травы,
а косит подряд все, будет ли то трава старая,
или едва распустившиеся цветки,
и затем все скошенное вместе сушит и собирает в стога,
или в устроенные для того помещения;
почему и пророк Давид говорит:
Человек, яко трава дние его, яко цвет селъный;
тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет,
и не познает ктому места своего (Пс 102, 15-16).
Из Священного Писания нам известно,
что прародители наши — Адам и Ева,
от которых произошел весь род человеческий,
сотворены были безсмертными:
И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его:
мужа и жену сотвори их, читаем мы в книге Бытия, ...
и вдуну в лице его дыхание жизни:
и бысть человек душу живу (Быт. 1, 27; 2, 7).
Откуда же и когда явилась смерть?
То же Священное Писание поучает,
что она есть последствие греха.
Грехом смерть вошла в мир
(Рим. 5, 12), — говорит апостол Павел.
Смерть получила свое название от Самого Бога в то время,
когда ее еще и не было, так как Господь Бог,
заповедуя прародителям нашим Адаму и Еве
не вкушать плодов от древа познания добра и зла, сказал:
в оньже аще день снесте от него, смертию умрете
(Быт. 2, 17).
Из вышесказанного ясно видно, что смерть есть определенное,
по непреложному суду Божию, следствие греха,
распространившегося через прародителей на весь род человеческий,
так как суд Божий, высказанный прародителям:
земля ecu и в землю отыдеши (Быт. 3, 19),
относится и к каждому человеку, как потомку первых людей,
почему и апостол Павел говорит:
человекам положено однажды умереть, а потом суд
(Евр. 9, 27).
Диавол в образе змия, прельщая прародителей, говорил:
Не смертию умрете... будете яко бози (Быт. 3, 4-5).
Они поверили ему, вкусили запрещенного плода,
но только не получили божества, а были изгнаны из рая сладости
и подпали под казнь смертную,
и не только сами, но и их дети, и весь род человеческий.
Бывши до грехопадения как боги безсмертными,
безстрастными и безболезненными,
тотчас после падения потеряли божество и безсмертие,
и смерть приняла над ними,
а через них и над всеми, свое господство;
почему и пророк Давид говорит:
Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго ecu.
Вы же яко человецы умираете (Пс. 81, 6-7).
Пишешь, что враги душевные,
через случай брошюрки Афонской горы,
так тебя смутили, что ты дня три молиться не могла
от смущения и отчаяния, и доселе продолжают
несколько смущать по поводу этого случая.
А описанное в брошюрке обстоятельство
более внушает благонадежие, нежели отчаяние.
Я отыскал эту брошюрку у одного брата и читал;
сказано там: некто, живший на Афоне, любил ходить по гостям,
так что редко заставали его в келье своей, также сказано,
что не всегда исполнял он свое келейное правило;
перед смертью тяжко проболел целый месяц
и под конец ежедневно приобщался Святых Таин;
но по смерти своей через два месяца явился во сне одному брату,
близкому к нему, невеселый, и сказал, что он находится в темнице.
Видевший объявил это братии.
Благоговейные братия усилили свои молитвы о нем,
а иеромонахи поминали на литургии.
Опять через два месяца покойник является веселый,
и в глазах видевшего перебежал реку по узкой жердочке,
и очень скоро взошел на гору, которая простиралась до небес.
Обстоятельством этим явно показывается,
как полезно церковное поминовение
и частные молитвы покойникам покаявшимся,
но не понесшим или не успевшим понести епитимии.
Ежели человек согрешил, то, по правосудию Божию,
должен понести мучение или томление:
покаявшимся — временное, а непокаявшимся — вечное.
Христос Господь при распятии сказал благоразумному разбойнику:
“днесь со Мною будеши в раю”.
Но после слов Христа Спасителя этому разбойнику перебили голени,
и он несколько часов мучился, вися на одних руках.
Так и всякий грешник покаявшийся,
если не понесет епитимии добровольной в подвиге поста и молитвы,
и поклонов, или невольной долговременной болезни,
или через другие скорби; то по смерти своей требует поминовения,
чтобы избавиться от темницы, как означенный покойник.
Не без причины православная Церковь
установила церковное поминовение по усопшим, —
чтение Псалтири, милостыню.
Приемлются и частные молитвы.
Если бы, по твоему мнению,
решила участь покойника одна разрешительная молитва духовника;
тогда было бы установленное Церковью поминовение тщетно;
а оно приносит великую пользу покойникам покаявшимся,
только не приносит пользы непокаявшимся грешникам,
или неверующим, или иноверцам и еретикам.
Вперед будь осторожна и осмотрительна
при внушениях благовидных помыслов от врагов душевных.
Как бы благовидны помыслы эти ни были;
но ежели они приносят смущение и отчаяние,
то это волки в овчих кожах, — говорит Варсонофий Великий....
__
преп.Амвросий
#ПоминовениеУсопших