в моей жизни   Биография ◦ Козлов Геннадий Васильевич, 16.01.1955 г. Образование: ◦ 1. Московский топографический политехникум (МТПТ) 1975 - 1978 гг (очно), геодезия, техник-геодезист ◦ 2. Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (МИИГАиК) 1979 - 1986 гг (заочно), прикладная геодезия, инженер-геодезист ◦ 3. Тверской государственный университет (ТГУ) 1996 - 1998 гг (заочно), юриспруденция, юрист Работа: ◦ 1. Тверская Экспедиция N 131, Московского аэрогеодезического предприятия N 7 1978 - 1988 гг, техник, старший техник, старший геодезист (бригадир) ◦ 2. Главное управление архитектуры и градостроительства Тверской области, Департамент территориального планирования, архитектуры и градостроительства Тверской области 1988 - 2008 гг: ⁃ Начальник геолого-геодезической службы Тверской области ⁃ Начальник Тверской территориальной инспекции геолого-геодезического надзора Тверской области ⁃ Первый заместитель начальника Департамента территориального планирования, архитектуры и градостроительства Тверской области ◦ 3. ОАО ПИ Тверьгражданапроект 2009 - 2010 гг, специалист отдела инженерных изысканий ◦ 4. Управление Росреестра по Тверской области 2010 г, начальник отдела геодезии и картографии 5. ОАО ПИ Тверьгражданапроект 2011 - 2013 гг, геодезист 1 категории отдела инженерных изысканий ◦ 6. ОАО ПИ Тверьстройиндустрия 2013 - 2014 гг, инженер - геодезист ◦ 7. Национальное объединение инженерных изысканий (НОИЗ), Центральное обьединение инженерных изысканий (ЦИЗ) 2012 - 2013 гг: ⁃ эксперт инженерно-геодезических изысканий ⁃ советник по вопросам правового обеспечения формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий ◦ 8. Центрэкспертиза, Москва, 2013 - 2014 гг, эксперт негосударственной экспертизы инженерно-геодезических изысканий ◦ 9. Стройэкспертиза, Москва, 2015 - 2019 гг, эксперт негосударственной экспертизы инженерно-геодезических изысканий Заслуги Почетный геодезист Российской Федерации Часть первая Армейская геодезия История моей геодезической деятельности начинается в мае 1973 года в учебной части сержантского состава артиллерийского полка, который базировался в посёлке Мулино Горьковской области, куда я был призван в армию из старинного города Кашин Калининской области. Тогда впервые при входе в казарму я прочитал незнакомую надпись ТОПОГЕОДЕЗИСТ. А началась моя военная служба, вместе с другим новобранцем из Твери, с мытья, скобления стёклами и металическими щетками, а также мастики казарменных полов длиной 40 метров, которые после отъезда предыдущих новобранцев, неделю никто не мыл. :Профессиональная топогеодезическая подготовка включала в себя теоретическую и практическую подготовку для обеспечения привязки и ориентирования стрельбы артиллерийских орудий и пуска ракет. На теоретических занятиях познавали основы геодезии применительно к обеспечению стрельбы артиллерии. На практических занятиях изучали геодезические приборы (теодолит ТТ-3, дальномер двойного изображения ДДИ, перископическую артиллерийскую буссоль ПАБ-2А, топопривязчик и гирокомпас в комплекте топопривязчика), а также средства для обработки результатов измерений (номограмма инструментального хода, таблицы логарифмов). При этом необходимо уточнить, что профессиональная топогеодезическая подготовка проводилась в комплексе с общевойсковой подготовкой (физической, строевой, стрелковой, несением караульной службы, марш-броски и учения). Вспоминаются отдельные забавные случаи нелегкой армейской жизни. Так, например, замполит с фамилией Слышкин, который любил неожиданно появляться в казарме когда его никто и не предполагал встретить, и неожиданно скомандовать "вспышка справа (слева, сзади, спереди)", получил среди солдат забавный слоган "Слышкин справа". Завершением нашей полугодовой профессиональной сержантской подготовки были учения на полигоне в районе населенного пункта Гороховец, в ходе которых мы должны были показать свои навыки общевойсковой и профессиональной подготовки. Начались учения марш-броском на 7 км. с полной боевой выкладкой (автомат АКМ с двумя рожками патронов, штык-нож, шинель в скатку, подсумок с медицинской аптечкой), из которых 3 км. нужно было пробежать в общевойсковом защитном комплекте ОЗК и противогазе. При этом на улице была 30 градусная жара, а под ногами раскалённый песок. Неудивительно, что многие из солдат не смогли добежать до конца марш-броска, срывали противогазы и падали от изнеможения. А после марш-броска нужно было каждому отделению топовзвода определить координаты огневых позиций гаубиц путём проложения и вычисления разомкнутого теодолитного хода с привязкой к исходным пунктам и измерением линий дальномером двойного изображения, привязать огневые позиции топопривязчиком, а также передать при помощи артиллерийской буссоли азимуты на панорамы артиллерийских орудий, а при помощи гирокомпаса определить направления пуска ракет средней дальности. Причём все вычисления геодезических измерений производились по таблицам логарифмов углов и длин линий, т.к. никакой вычислительной техники в полевых условиях не было. Результаты нашей топогеодезической подготовки стрельбы артиллерии и пуска ракет были переданы для оценки начальнику топослужбы штаба артполка. Все необходимые допуски для обеспечения стрельб были соблюдены. Итогом нашего профессионального обучения в учебной части стало присвоение сержантских званий и квалификации топогеодезиста 3 разряда, а также распределение по воинским частям для прохождения дальнейшей службы. Меня направили для дальнейшего прохождения службы в группу советских войск в Германии - ГСВГ. Г.В. Козлов 20.05.2020 Добирались мы до места дальнейшей службы целую неделю. Сначала сутки до Москвы, ещё сутки до Бреста, где ещё сутки формировали состав до ГДР. От Бреста нас повезли в теплушках, где в вагоне широкие полки в два яруса на которых мы размещались, и железная печка (буржуйка), т.к. на улице был ноябрь. Вот так мы и добирались до места назначения ещё трое суток. Вспоминаются случаи, когда на остановках в Польше к нам подбегали местные ребята и предлагали пиво в обмен на тушенку, которую нам выдали в дорогу в качестве сухого пайка. Так мы прибыли в город Гале на юге ГДР, где была расположена мотострелковая дивизия 1-й танковой армии. А местом моей дальнейшей службы стал топогеодезический взвод батареи управления и артиллерийской разведки (БУиАР) артиллерийского полка. Меня назначили помощником командира топопривязчика, для работы на гирокомпасе, который входил в комплект топопривязчика. На учения для обеспечения боевых стрельб наша батарея выезжала по тревоге по два раза в месяц на различные полигоны ГДР, при чем личный состав нашего топовзвода осуществлял регулирование проезда мототехники артполка по населенным пунктам ГДР. В связи с этим вспоминаются случаи, когда к нам подходили немного выпившие местные немцы и предлагали немецкий шнапс в обмен на русские часы, так как в ГДР хороших механический часов не было, а их часы у нас назывались "штамповкой". Задачей расчета топопривязчика была координатная привязка огневых позиций, с определением основного направления стрельбы гаубиц и ракет при помощи гирокомпаса, входившего в комплект топопривязчика. Обстановка учений была приближена к боевой, так как стрельба велась боевыми снарядами. На все действия по подготовке стрельбы отводились четкие нормативы. Очень часто работать приходилось в ночных условиях с подсветками на приборах и фонариками для ведения журналов наблюдений и вычислений, что требовало от специалистов высокой профессиональной подготовки. Сегодняшним геодезистам, выполняющим работы на современных цифровых геодезических приборах с электрическим питанием и автоматической обработкой измерений, очень сложно понять и практически выполнить работу топогеодезистов начала 80-х., использовавших обычные оптические геодезические инструменты для проведения полевых геодезических измерений и таблицы логарифмом для полевых вычислений и уравнивания геодезических измерений в жесткие нормативные сроки. Так, на привязку огневых позиций методом проложения разомкнутого теодолитного хода длиной 5км. , с уравниванием и вычислением координат огневых позиций по таблицам логарифмов отводилось 50 минут. Из этого можно понять, что полевые измерения выполнялись в режиме кросса по пересечённой местности, при этом очень часто в ночных условиях. Чтобы профессиональный читатель меня правильно понимал, я конечно же за современные геодезические приборы для геодезических измерений и средства их обработки. Наука и технические средства должны постоянно развиваться и совершенствоваться, но если бы небольшое НО... А вот теоретический уровень большинства современных специалистов, научившихся нажимать нужные клавиши на современных приборах, оставляет желать лучшего. Приведу всего лишь один пример. В период работы начальником геолого-геодезической службы Тверской области я принимал участие в семинаре посвящённом новым геодезическим приборам и средствам обработки измерений, проводимом в Твери специалистами из Москвы. После ознакомления нас с внешним видом и техническими характеристиками новых тахеометров, московские специалисты провели практический показ их применения на улице. Так, было показано как измеряются расстояния до определяемых точек, при помощи отражателя, а также без отражателя путём наведения на объект. Не будучи знатоком новых тахеометров, и заметив на приборе клавишу "Море", я спросил представляющего прибор специалиста - а какое расстояние получиться если нажать эту клавишу? Специалист не знал ответа, и тогда я ему предложил использовать при измерении расстояния эту клавишу и посмотреть результат. После измерения уже известного расстояния с использованием клавиши "Море" специалист сказал, что расстояние получилось больше. Тогда я его спросил - а как изменяется длина линии, измеренной на физической поверхности Земли и на уровне Моря? К сожалению ответа на этот вопрос он не знал. Тогда я спросил в каком учебном заведении он учился? И вот когда я услышал, что он закончил Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (МИИГАиК), я по неволе сделал вывод, что современный уровень подготовки специалистов высшего профессионального образования можно сравнить с уровнем самой начальной подготовки будущих специалистов - курсами топографов. При таком уровне профессиональной подготовки, определяемом правильными нажатиями соответствующих клавиш без понимания смысла выполняемых работ, отключение (выход из строя) источников питания современного геодезического оборудования, приведёт к невозможности их выполнения, так как работать с обычными оптическими приборами и средствами вычислений современные специалисты, к сожалению, не умеют. Заинтересованный профессиональный читатель моего поколения надеюсь с пониманием отнесётся к обоснованной критике современного профессионального образования, которое лично я характеризую, используя современный слоган, как "кнопочный менеджмент" без базовых знаний теории выполняемых работ. Перспективы такой "кнопочной профподготовки", без знаний основ теории, печальны. Но...чтобы не отбить фактическими жизненными примерами интерес к моему повествованию профессионально заинтересованных молодых специалистов, я продолжу свой рассказ о моей профессиональной геодезической деятельности. Итак, продолжаю своё повествование. Для определения азимута направления стрельбы при помощи гирокомпаса необходимо было отнаблюдать программу, включающую 4 точки реверсии чувствительного элемента вращения гироскопа, на что уходило около 40 минут. Средняя квадратическая ошибка определения азимута армейским гирокомпасом составляла 5", что обеспечивало ориентировку запуска ракет средней дальности. Ориентирование панорам гаубиц осуществлялось перескопической артиллерийской буссолью ПАБ-2А с точек теодолитного хода по дирекционному углу , или по магнитному азимуту, определенному непосредственно буссолью с помощью азимутальной насадки. Иногда, при ограниченном лимите времени и видимости Луны, ориентирование орудий выполнялось путём передачи азимута одновременной фиксацией двумя буссолями (передающей исходный азимут и принимающей его) края Луны, с дальнейшей передачей на панораму орудия. Для проверки профессиональной подготовки топовзводов группы советских войск в Германии (ГСВГ) один раз в полгода проводились соревнования профессионального мастерства. По истечении полугодового срока моей службы в топовзводе батареи управления и артиллерийской разведки (БУиАР), меня назначили заместителем командира топовзвода с присвоением звания сержант. Поэтому в очередных соревнованиях топовзводов ГСВГ я вместе с другими сослуживцами топовзвода фактически выполнял следующий комплекс работ: • координатная привязка огневых позиций топопривязчиком, с определением основного направления стрельбы гаубиц и ракет при помощи гирокомпаса, входившего в комплект топопривязчика; • проложение разомкнутого теодолитного хода с привязкой к исходным пунктам триангуляции; • определение азимута по Солнцу в середине теодолитного хода; • определение координат точки теодолитного хода из обратной засечки по четырём исходным пунктам триангуляции; • определение поправки буссоли по результатам определения магнитного азимута исходного направления на исходном пункте триангуляции и проложение разомкнутого буссольного хода с привязкой к исходным пунктам; • проведение вычислительных работ по указанным выше полевым измерениям, с использованием таблиц логарифмов, а также номограммы инструментального хода для вычислений буссольного хода. На первом этапе соревнования расчёты топопривязчиков участвовали в проложении топопривязчиками разомкнутого хода с учетом введения коэффициентов корректуры сцепления колёс машины ГАЗ 69 , на которой размещён топопривязчик , с характеристиками поверхности грунтов по пути следования топопривязчика. При прибытии топопривязчиков в место нахождения огневых позиций, осуществлялась высадка расчетов операторов гирокомпасов, для проведения наблюдений с целью определения основного направления стрельбы. При этом расчёты топопривязчиков продолжали движение для проведения замыкания своих ходов на конечном исходном пункте триангуляции. Г.В. Козлов 26.05.2020 На втором этапе соревнования отделения теодолитно-буссольных ходов топовзводов участвовали в проложении разомкнутого теодолитного хода длиной 5 км., с измерением углов теодолитом ТТ-3 двумя приемами и линий дальномером двойного изображения ДДИ способом измерения малых параллактических углов, a также определением азимута по Солнцу в середине хода и определением координат точки теодолитного хода из обратной засечки по четырём исходным пунктам триангуляции. На втором и третьем этапах соревнования все геодезические измерения выполнял я в качестве командира отделения теодолитно-буссольных ходов топовзвода. На третьем финальном этапе полевых соревновании отделения теодолитно-буссольных ходов топовзводов участвовали в проложении разомкнутого буссольного хода длиной 3 км., с ориентированием ПАБ-2А по исходному дирекционному углу начального пункта триангуляции с последующей передачей дирекционных углов на стороны хода и измерением линий длиной до 250 метров по дальномерной шкале буссоли с использованием 2-х метровых базисных реек. Необходимо отметить, что наше отделение теодолитного-буссольных ходов держало первенство на предыдущем этапе соревнования и, поэтому, на третьем этапе стартовало первым. И вот тогда, именно на финальном этапе соревнования, пришлось максимально мобилизовать свои навыки работы с приборами, и вот почему: "Голь на выдумки хитра" Эту народную мудрость я выбрал не случайно... Оказалось, что одно из отделений буссольных ходов топовзвода другой дивизии, участвовавшей в соревновании, стало применять 4-х метровые складные базисные рейки, что позволяло увеличить длины линий хода в два раза (до 500 метров), то есть оказалось в более выгодных условиях. Прокладывая буссольный ход я вдруг замечаю, что отделение с 4-х метровыми рейками, стартовавшее третьим, начинает быстро догонять наше отделение...а до конечного исходного пункта остаётся где-то 500 метров. Я посылаю реечника для выбора предпоследней точки хода, с тем чтобы со следующей точки стояния прибора замкнуть буссольный ход, так как на промежуточные точки уже не хватало времени (учитывая, что догонявший нас "соперник" с 4-х метровыми рейками имел более выгодные условия работы). И вот я начинаю определять по дальномерной шкале буссоли расстояние до предпоследней точки хода по маркам 2-х метровой рейки, которое оказывается немного больше 250 метров, т.е. допустимого расстояния для измерения по этим рейкам. Но времени на перенос точки хода уже не было, т.к. нас уже догнали... И вот на свой риск я глазомерно мысленно продлеваю шкалу делений дальномерной шкалы буссоли до правой марки рейки и также глазомерно оцениваю расстояние превышающее 250 метров. Риск был большой, так как ошибка в расстоянии влекла за собой недопустимую ошибку хода... но выбора не было. Как сейчас помню, что глазомерно оценив не укладывающийся в шкалу делений дальномера отрезок рейки, я принял решение, что определяемое расстояние составляет 267 метров. И вот когда наше отделение первым замкнуло на конечном исходном пункте триангуляции буссольный ход с допустимой невязкой, начальник топослужбы артполка (выпускник МИИГАиК) лично поздравил нас и объявил благодарность. Помимо полевых этапов соревнования была и вычислительная обработка полевых измерений. Вычисление теодолитного хода, обратной засечки, азимутов по Солнцу и гирокомпасу осуществлялось по таблицам логарифмов в палатках при тусклом свете лампочек от автомобильного аккумулятора. Буссольный ход вычислялся непосредственно в поле по номограмме инструментального хода. Это металический сектор с разбитой сеткой приращений координат 🔸Х и 🔸У и металический линейкой, закреплённой в основании сектора. Линейка направлялась на значение дирекционного угла в делениях угломера буссоли, а по осям координат Х и У считывались их приращения, которые прибавлялись (вычитались) к координатам предыдущей точки буссольного хода и вычислялись вручную координаты следующей точки хода. По итогам всех этапов соревнования наш топовзвод занял первое место среди топовзводов ГСВГ, чем мы, конечно же, гордились. И тогда, в статусе лучшего топовзвода ГСВГ, нас часто направляли для контроля привязки огневых позиций и обеспечения стрельб других артполков ГСВГ. И вот в одной из таких контрольных проверок стрельб другого артполка этот статус сыграл с нами "злую шутку", а произошёл вот какой случай. Наше отделение теодолитного-буссольных ходов прокладывало разомкнутый контрольный буссольный ход для определения координат огневых позиций гаубиц. Как я уже писал выше, координаты точек хода, бежавший рядом со мой вычислитель, вычислял по номограмме инструментального хода. И когда мы дотянули ход до огневых позиций к нам подбежал подполковник - командир артиллерийской батарей, готовившейся вести огонь на поражение, и зная что мы контролирующее подразделение спросил у меня о координатах их батареи. На моё объяснение о том, что я не имею права передать координаты, так как буссольный ход ещё не замкнут на конечный исходный пункт для проверки координат, он сказал, что моё дело выполнять приказы старших по званию, а не рассуждать, а с координатами он сам разберётся. Я вынужден был передать координаты ещё не замкнутого хода подполковнику, который побежал на огневую позицию для командования стрельбой, в надежде, что он хотя бы сравнит их с координатами карты масштаба 1:10 000 , которая была на огневой позиции. Но он этого не сделал, а приказал открыть огонь... хорошо, что пробными холостыми. И вот когда мы прибежали на конечный исходный пункт и сравнили координаты, то обнаружили ошибку в 200 метров, которую допустил мой вычислитель перепутав знаки приращения координат. Можете представить наше состояние "легкого мандража" от такой ошибки... Я срочно доложил командиру взвода о случившемся, рассказав о вынужденной передаче подполковнику по его приказу, как оказалось, ошибочных координат. Командир взвода доложил это начальнику топослужбы нашего артполка. И тогда мы получили большой "втык" от начальника топослужбы. Положительным моментом было только то, что упомянутый выше подполковник подошёл и в присутствии нашего начальника топослужбы извинился за свои действия признав свою ошибку и попросил не делать нам взыскания. Ещё через полгода службы, когда до заветного "дембеля" оставалось полгода, мне присвоили звание старшего сержанта. Были и другие интересные обстоятельства моей полуторагодичной службы в ГДР, но пока на этом хочу закончить первую часть моих воспоминаний, связанных с армейской геодезией, а далее открыть следующую страницу моих воспоминаний о геодезической деятельности на гражданке. Часть вторая Профессиональная учеба Демобилизовался я из армии, где предлагали остаться служить поступив в школу прапорщиков или как мы их называли - "кусков" по аналогии с прежними старшинами (широкая лычки вдоль погон), в родной Кашин в мае 1975 года. И естественно возник вопрос - а что делать дальше? Вернуться на завод, где я начинал свою трудовую деятельность, или поступать учиться по геодезической или спортивной специальности. Здесь необходимо отметить, что в школе я учился в основном на тройки, так как большую часть времени занимался многими видами спорта того времени (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, городки, плавание, легкая атлетика, кросс, эстафета, бокс, гири, гимнастика и т.д.), а в клубных видах спорта был капитаном уличной и школьных команд. Решающую роль при выборе дальнейшей жизненной деятельности сыграл случай... Гуляя по городу я увидел геодезиста с теодолитом и подошёл, чтобы познакомиться и узнать какую работу он выполняет. Оказалось что он выполнял тахеометрическую съемку участка местности. Спросив где он получил специальность, узнал, что он закончил Московский топографический политехникум МТПТ и получил специальность топографа. У меня после службы в армии была квалификация топогеодезиста 1 разряда, что давало мне льготу при поступлении на учебу этого профиля. Узнав адрес МТПТ и условия поступления, я стал готовиться к экзаменам, самостоятельно штудируя забытую школьную программу. Конечно, учитывая не высокий уровень моей школьной подготовки, самостоятельная подготовка к экзаменам давалась не легко, и шансы поступления в престижный профессиональный техникум были не велики... Но перспектива поставленной цели стимулировала возможности её достижения и сдав экзамены я был зачислен в МТПТ. Меня определили в геодезическую группу, которая была единственной. Топографических групп например было три, а также по одной группе: инженерной геодезии, аэрофотосъёмки, фотограмметрии, топографического и картографического черчения. Директором МТПТ был Глинский С.П. Была в МТПТ и военная кафедра, что пользовалось большим спросом у подрастающих юношей, так как наличие военной кафедры позволяло поступив после 8-го класса в техникум и отучаясь там 4 года, получить техническую специальность и не ходить в армию. Поэтому в то время в МТПТ учились в основном юноши, а девушек больше обучалось по специальностям фотограмметрии, топографического черчения и картографии. В нашей геодезической группе из 25 человек после службы в армии учились двое - я и Александр из посёлка Руза Московской области. Большинство сокурсников были жителями Москвы и Подмосковья. Классным руководителем и основным преподавателем геодезии была Иванова Маргарита Михайловна, которая сама выполняла в полевых условиях наблюдения пунктов государственной геодезической сети ГГС методом триангуляции со столиков деревянных геодезических знаков высотой до 30 метров. С Александром я сидел за одной партой на "галерке", т.к. были после армии и считались "старичками". Не смотря на это, занятия на военной кафедре нам тоже пришлось посещать в полном объеме наравне с не служившими в армии. Приборами для измерения расстояний тогда уже стали радио и светодальномеры РДГ и СДГ. Радиотехнику и дальномеры преподавал Афанасьев А. М. Практические занятия по изучению гражданских геодезических приборов (теодолиты, нивелиры, кипрегель и мензула) , компарированию реек и мерных лент, а также армейских геодезических приборов (гиротеотеодолитов, азимутальных насадок, буссолей) и средств вычислений, вёл Вороновский А.Я. Высшую геодезию преподавали Яковлев Е.В., Данилевич В.М., а также авторы учебников по геодезии Ассур В. Л. и Муравин М. М. После окончания первого года обучения началась летняя геодезическая практика на учебном полигоне в п. Заокский (Тульская обл.), где мы жили в палатках. Нас разделили на полевые смешанные бригады, состоящие из ребят и девушек. В нашей бригаде был я с Александром и 5 девушек. Начиналась практика с поверок геодезических приборов и компарирование нивелирный реек и мерных лент. Далее нашей бригадой были выполнены следующие работы по созданию геодезического обоснования путём: ⁃ наблюдения теодолитом ОТ- 02М триангуляции 2 класса с деревянных сигналов разной высоты, с определением поправок за приведение измеренных углов к центрам геодезических знаков и редукцию наблюдаемых направлений ⁃ проложения нивелиром НА-1 разомкнутого нивелирного хода ll класса с использованием инварных нивелирных реек ⁃ определения азимутов по Солнцу и звёздам на ориентирные пункты (ОРП) пунктов триангуляции. Все наблюдения доверили проводить мне как бригадиру, в том числе за других членов бригады. Программа наблюдений на пункте триангуляции 2 класса включала в себя 12 приемов измерения теодолитом ОТ- 02М со столика деревянного сигнала (высотой до 30 метров) горизонтального угла треугольника способом измерения углов во всех комбинациях (способ Шрейбера) в благоприятные периоды утренней или вечерней видимости, с соблюдением всех установленных допусков. Опасностями при выполнении этих работ являлись подъемы на площадки сигналов со столиками для выполнения наблюдений. Залезать на верх пошатывающегося сигнала приходилось по вертикальным лестницам без перил (порой с прогнившими ступеньками) с теодолитом за плечами весом 11 кг. Не все ребята спокойно и легко могли преодолеть такое "восхождение", не говоря уж про девушек, ведущих записи наблюдений в полевом журнале стоя на площадке рядом с наблюдателем. При проложении хода нивелирования ll класса в прямом и обратном направлении, встретился глубокий овраг, шириной по верхней части более 50 метров, что превышало допустимую длину плеча от нивелира до рейки. Для того чтобы спускаться "лесенкой" на дно по одному склону оврага, а потом подниматься "лесенкой" по другому склону, необходимо было выполнить не менее 10 станций наблюдений. Времени было ограничено, так как начинало темнеть, а до замыкания хода на конечном исходном пункте нивелирования оставалось 2 км. Тогда я решил выполнить нивелирование через овраг с одной точки стояния, выбрав точку установки рейки на другом склоне оврага с соблюдением допустимой длины плеча 40 метров. Получилось, что следующая точка стояния нивелира оказалась уже на вершине оврага, что позволило нашей бригаде замкнуть нивелирный ход до наступления темноты с допустимой невязкой. Определения азимутов по Солнцу и Полярной звезде на ориентирные пункты (ОРП) пунктов триангуляции были выполнены теодолитом ОТ-02М с азимутальной насадкой со средней квадратической ошибкой определения азимута 5-7". Следующим этапом нашей учебной практики было создание съемочного обоснования топографической съемки путём проложения теодолитного хода и хода технического нивелирования. Съемка участка местности в масштабе 1:2 000 включала тахеометрический и мензульный способы съемки, с вычерчиванием составительского оригинала плана на ватмане наклеенном на жесткую подоснову. Руководителем учебной практики на Заокском полигоне был тогда Хинкис Г.Л., который в настоящее время является директором современного, теперь уже, колледжа геодезии и картографии. А вот какой казус произошёл со мной на Заокском учебном полигоне. Выполнив с утра геодезические работы по созданию планового съемочного обоснования путём проложения теодолитного хода, изрядно уставшие, мы отправились на обед в столовую, которая находилась на территории учебного полигона и где в обеденный перерыв собирались все бригады сокурсников и преподаватели. Мои члены бригады уже находились в столовой, куда направился и я после мытья рук. И вот я тороплюсь скорее вовремя пообедать, чтобы после обеда продолжать геодезические работы. Влетаю на крыльцо и переступая порог столовой спотыкаюсь и в полный рост грохаюсь на пол...хорошо руки успел подставить и упал с упором на ладони, но грохот был сильный. В столовой битком народу, а я на полу растянулся...все разом посмотрели в мою сторону. Можно представить моё состояние "легкого шока" от внезапно произошедшего конфуза. Проводились на полигоне и культурно-спортивные мероприятия (игры в футбол, волейбол, городки, плавание, эстафеты, художественная самодеятельность, показ кинофильмов, концерты, танцевальные вечера). Так закончился мой первый год обучения в МТПТ. Второй курс обучения был больше посвящён изучением высшей геодезии, астрономической геодезии, аэрофотосъёмки, фотограмметрии и военной топогеодезии. Иногородние студенты проживали в общежитии техникума в Кунцево. На дорогу от общежития до техникума уходило не менее часа времени, поэтому просыпались в 6.30, чтобы успеть к 9.00 на занятия, а возвращались в 19 часов. По выходным и в праздничные дни в общежитии проводились танцевальные вечера. Я принимал участие в выступлениях вокально-инструментального ансамбля курса штурманов аэрофотосъёмки, играя на ритм и соло гитаре.
Московский топографический политехникум
:Геннадий Кашинский
Геодезия
в моей жизни


Биография
◦ Козлов Геннадий Васильевич, 16.01.1955 г.
Образование:
◦ 1. Московский топографический политехникум (МТПТ) 1975 - 1978 гг (очно), геодезия, техник-геодезист
◦ 2. Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (МИИГАиК) 1979 - 1986 гг (заочно), прикладная геодезия, инженер-геодезист
◦ 3. Тверской государственный университет (ТГУ) 1996 - 1998 гг (заочно), юриспруденция, юрист
Работа:
◦ 1. Тверская Экспедиция N 131, Московского аэрогеодезического предприятия N 7 1978 - 1988 гг, техник, старший техник, старший геодезист (бригадир)
◦ 2. Главное управление архитектуры и градостроительства Тверской области, Департамент территориального планирования, архитектуры и градостроительства Тверской области 1988 - 2008 гг:
⁃ Начальник геолого-геодезической службы Тверской области
⁃ Начальник Тверской территориальной инспекции геолого-геодезического надзора Тверской области
⁃ Первый заместитель начальника Департамента территориального планирования, архитектуры и градостроительства Тверской области
◦ 3. ОАО ПИ Тверьгражданапроект 2009 - 2010 гг, специалист отдела инженерных изысканий
◦ 4. Управление Росреестра по Тверской области 2010 г, начальник отдела геодезии и картографии
5. ОАО ПИ Тверьгражданапроект 2011 - 2013 гг, геодезист 1 категории отдела инженерных изысканий
◦ 6. ОАО ПИ Тверьстройиндустрия 2013 - 2014 гг, инженер - геодезист
◦ 7. Национальное объединение инженерных изысканий (НОИЗ), Центральное обьединение инженерных изысканий (ЦИЗ) 2012 - 2013 гг:
⁃ эксперт инженерно-геодезических изысканий
⁃ советник по вопросам правового обеспечения формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий
◦ 8. Центрэкспертиза, Москва, 2013 - 2014 гг, эксперт негосударственной экспертизы инженерно-геодезических изысканий
◦ 9. Стройэкспертиза, Москва, 2015 - 2019 гг, эксперт негосударственной экспертизы инженерно-геодезических изысканий
Заслуги
Почетный геодезист Российской Федерации
Часть первая
Армейская геодезия
История моей геодезической деятельности начинается в мае 1973 года в учебной части сержантского состава артиллерийского полка, который базировался в посёлке Мулино Горьковской области, куда я был призван в армию из старинного города Кашин Калининской области.
Тогда впервые при входе в казарму я прочитал незнакомую надпись ТОПОГЕОДЕЗИСТ.
А началась моя военная служба, вместе с другим новобранцем из Твери, с мытья, скобления стёклами и металическими щетками, а также мастики казарменных полов длиной 40 метров, которые после отъезда предыдущих новобранцев, неделю никто не мыл.
:Профессиональная топогеодезическая подготовка включала в себя теоретическую и практическую подготовку для обеспечения привязки и ориентирования стрельбы артиллерийских орудий и пуска ракет.
На теоретических занятиях познавали основы геодезии применительно к обеспечению стрельбы артиллерии.
На практических занятиях изучали геодезические приборы (теодолит ТТ-3, дальномер двойного изображения ДДИ, перископическую артиллерийскую буссоль ПАБ-2А, топопривязчик и гирокомпас в комплекте топопривязчика), а также средства для обработки результатов измерений (номограмма инструментального хода, таблицы логарифмов).
При этом необходимо уточнить, что профессиональная топогеодезическая подготовка проводилась в комплексе с общевойсковой подготовкой (физической, строевой, стрелковой, несением караульной службы, марш-броски и учения).
Вспоминаются отдельные забавные случаи нелегкой армейской жизни. Так, например, замполит с фамилией Слышкин, который любил неожиданно появляться в казарме когда его никто и не предполагал встретить, и неожиданно скомандовать "вспышка справа (слева, сзади, спереди)", получил среди солдат забавный слоган "Слышкин справа".
Завершением нашей полугодовой профессиональной
сержантской подготовки были учения на полигоне в районе населенного пункта Гороховец, в ходе которых мы должны были показать свои навыки общевойсковой и профессиональной подготовки.
Начались учения марш-броском на 7 км. с полной боевой выкладкой (автомат АКМ с двумя рожками патронов, штык-нож, шинель в скатку, подсумок с медицинской аптечкой), из которых 3 км. нужно было пробежать в общевойсковом защитном комплекте ОЗК и противогазе.
При этом на улице была 30 градусная жара, а под ногами раскалённый песок. Неудивительно, что многие из солдат не смогли добежать до конца марш-броска, срывали противогазы и падали от изнеможения.
А после марш-броска нужно было каждому отделению топовзвода определить координаты огневых позиций гаубиц путём проложения и вычисления разомкнутого теодолитного хода с привязкой к исходным пунктам и измерением линий дальномером двойного изображения, привязать огневые позиции топопривязчиком, а также передать при помощи артиллерийской буссоли азимуты на панорамы артиллерийских орудий, а при помощи гирокомпаса определить направления пуска ракет средней дальности.
Причём все вычисления геодезических измерений производились по таблицам логарифмов углов и длин линий, т.к. никакой вычислительной техники в полевых условиях не было.
Результаты нашей топогеодезической подготовки стрельбы артиллерии и пуска ракет были переданы для оценки начальнику топослужбы штаба артполка. Все необходимые допуски для обеспечения стрельб были соблюдены.
Итогом нашего профессионального обучения в учебной части стало присвоение сержантских званий и квалификации топогеодезиста 3 разряда, а также распределение по воинским частям для прохождения дальнейшей службы.
Меня направили для дальнейшего прохождения службы в группу советских войск в Германии - ГСВГ.
Г.В. Козлов 20.05.2020
Добирались мы до места дальнейшей службы целую неделю.
Сначала сутки до Москвы, ещё сутки до Бреста, где ещё сутки формировали состав до ГДР.
От Бреста нас повезли в теплушках, где в вагоне широкие полки в два яруса на которых мы размещались, и железная печка (буржуйка), т.к. на улице был ноябрь.
Вот так мы и добирались до места назначения ещё трое суток.
Вспоминаются случаи, когда на остановках в Польше к нам подбегали местные ребята и предлагали пиво в обмен на тушенку, которую нам выдали в дорогу в качестве сухого пайка.
Так мы прибыли в город Гале на юге ГДР, где была расположена мотострелковая дивизия 1-й танковой армии.
А местом моей дальнейшей службы стал топогеодезический взвод батареи управления и артиллерийской разведки (БУиАР) артиллерийского полка.
Меня назначили помощником командира топопривязчика, для работы на гирокомпасе, который входил в комплект топопривязчика.
На учения для обеспечения боевых стрельб наша батарея выезжала по тревоге по два раза в месяц на различные полигоны ГДР, при чем личный состав нашего топовзвода осуществлял регулирование проезда мототехники артполка по населенным пунктам ГДР.
В связи с этим вспоминаются случаи, когда к нам подходили немного выпившие местные немцы и предлагали немецкий шнапс в обмен на русские часы, так как в ГДР хороших механический часов не было, а их часы у нас назывались "штамповкой".
Задачей расчета топопривязчика была координатная привязка огневых позиций, с определением основного направления стрельбы гаубиц и ракет при помощи гирокомпаса, входившего в комплект топопривязчика.
Обстановка учений была приближена к боевой, так как стрельба велась боевыми снарядами. На все действия по подготовке стрельбы отводились четкие нормативы.
Очень часто работать приходилось в ночных условиях с подсветками на приборах и фонариками для ведения журналов наблюдений и вычислений, что требовало от специалистов высокой профессиональной подготовки.
Сегодняшним геодезистам, выполняющим работы на современных цифровых геодезических приборах с электрическим питанием и автоматической обработкой измерений, очень сложно понять и практически выполнить работу топогеодезистов начала 80-х., использовавших обычные оптические геодезические инструменты для проведения полевых геодезических измерений и таблицы логарифмом для полевых вычислений и уравнивания геодезических измерений в жесткие нормативные сроки.
Так, на привязку огневых позиций методом проложения разомкнутого теодолитного хода длиной 5км. , с уравниванием и вычислением координат огневых позиций по таблицам логарифмов отводилось 50 минут. Из этого можно понять, что полевые измерения выполнялись в режиме кросса по пересечённой местности, при этом очень часто в ночных условиях.
Чтобы профессиональный читатель меня правильно понимал, я конечно же за современные геодезические приборы для геодезических измерений и средства их обработки. Наука и технические средства должны постоянно развиваться и совершенствоваться, но если бы небольшое НО...
А вот теоретический уровень большинства современных специалистов, научившихся нажимать нужные клавиши на современных приборах, оставляет желать лучшего.
Приведу всего лишь один пример.
В период работы начальником геолого-геодезической службы Тверской области я принимал участие в семинаре посвящённом новым геодезическим приборам и средствам обработки измерений, проводимом в Твери специалистами из Москвы.
После ознакомления нас с внешним видом и техническими характеристиками новых тахеометров, московские специалисты провели практический показ их применения на улице. Так, было показано как измеряются расстояния до определяемых точек, при помощи отражателя, а также без отражателя путём наведения на объект.
Не будучи знатоком новых тахеометров, и заметив на приборе клавишу "Море", я спросил представляющего прибор специалиста - а какое расстояние получиться если нажать эту клавишу? Специалист не знал ответа, и тогда я ему предложил использовать при измерении расстояния эту клавишу и посмотреть результат. После измерения уже известного расстояния с использованием клавиши "Море" специалист сказал, что расстояние получилось больше. Тогда я его спросил - а как изменяется длина линии, измеренной на физической поверхности Земли и на уровне Моря? К сожалению ответа на этот вопрос он не знал.
Тогда я спросил в каком учебном заведении он учился? И вот когда я услышал, что он закончил Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (МИИГАиК), я по неволе сделал вывод, что современный уровень подготовки специалистов высшего профессионального образования можно сравнить с уровнем самой начальной подготовки будущих специалистов - курсами топографов.
При таком уровне профессиональной подготовки, определяемом правильными нажатиями соответствующих клавиш без понимания смысла выполняемых работ, отключение (выход из строя) источников питания современного геодезического оборудования, приведёт к невозможности их выполнения, так как работать с обычными оптическими приборами и средствами вычислений современные специалисты, к сожалению, не умеют.
Заинтересованный профессиональный читатель моего поколения надеюсь с пониманием отнесётся к обоснованной критике современного профессионального образования, которое лично я характеризую, используя современный слоган, как "кнопочный менеджмент" без базовых знаний теории выполняемых работ.
Перспективы такой "кнопочной профподготовки", без знаний основ теории, печальны.
Но...чтобы не отбить фактическими жизненными примерами интерес к моему повествованию профессионально заинтересованных молодых специалистов, я продолжу свой рассказ о моей профессиональной геодезической деятельности.
Итак, продолжаю своё повествование.
Для определения азимута направления стрельбы при помощи гирокомпаса необходимо было отнаблюдать программу, включающую 4 точки реверсии чувствительного элемента вращения гироскопа, на что уходило около 40 минут. Средняя квадратическая ошибка определения азимута армейским гирокомпасом составляла 5", что обеспечивало ориентировку запуска ракет средней дальности.
Ориентирование панорам гаубиц осуществлялось перескопической артиллерийской буссолью ПАБ-2А с точек теодолитного хода по дирекционному углу , или по магнитному азимуту, определенному непосредственно буссолью с помощью азимутальной насадки.
Иногда, при ограниченном лимите времени и видимости Луны, ориентирование орудий выполнялось путём передачи азимута одновременной фиксацией двумя буссолями (передающей исходный азимут и принимающей его) края Луны, с дальнейшей передачей на панораму орудия.
Для проверки профессиональной подготовки топовзводов группы советских войск в Германии (ГСВГ) один раз в полгода проводились соревнования профессионального мастерства.
По истечении полугодового срока моей службы в топовзводе батареи управления и артиллерийской разведки (БУиАР), меня назначили заместителем командира топовзвода с присвоением звания сержант.
Поэтому в очередных соревнованиях топовзводов ГСВГ я вместе с другими сослуживцами топовзвода фактически выполнял следующий комплекс работ:
• координатная привязка огневых позиций топопривязчиком, с определением основного направления стрельбы гаубиц и ракет при помощи гирокомпаса, входившего в комплект топопривязчика;
• проложение разомкнутого теодолитного хода с привязкой к исходным пунктам триангуляции;
• определение азимута по Солнцу в середине теодолитного хода;
• определение координат точки теодолитного хода из обратной засечки по четырём исходным пунктам триангуляции;
• определение поправки буссоли по результатам определения магнитного азимута исходного направления на исходном пункте триангуляции и проложение разомкнутого буссольного хода с привязкой к исходным пунктам;
• проведение вычислительных работ по указанным выше полевым измерениям, с использованием таблиц логарифмов, а также номограммы инструментального хода для вычислений буссольного хода.
На первом этапе соревнования расчёты топопривязчиков участвовали в проложении топопривязчиками разомкнутого хода с учетом введения коэффициентов корректуры сцепления колёс машины ГАЗ 69 , на которой размещён топопривязчик , с характеристиками поверхности грунтов по пути следования топопривязчика.
При прибытии топопривязчиков в место нахождения огневых позиций, осуществлялась высадка расчетов операторов гирокомпасов, для проведения наблюдений с целью определения основного направления стрельбы.
При этом расчёты топопривязчиков продолжали движение для проведения замыкания своих ходов на конечном исходном пункте триангуляции.
Г.В. Козлов 26.05.2020
На втором этапе соревнования отделения теодолитно-буссольных ходов топовзводов участвовали в проложении разомкнутого теодолитного хода длиной 5 км., с измерением углов теодолитом ТТ-3 двумя приемами и линий дальномером двойного изображения ДДИ способом измерения малых параллактических углов, a также определением азимута по Солнцу в середине хода и определением координат точки теодолитного хода из обратной засечки по четырём исходным пунктам триангуляции.
На втором и третьем этапах соревнования все геодезические измерения выполнял я в качестве командира отделения теодолитно-буссольных ходов топовзвода.
На третьем финальном этапе полевых соревновании отделения теодолитно-буссольных ходов топовзводов участвовали в проложении разомкнутого буссольного хода длиной 3 км., с ориентированием ПАБ-2А по исходному дирекционному углу начального пункта триангуляции с последующей передачей дирекционных углов на стороны хода и измерением линий длиной до 250 метров по дальномерной шкале буссоли с использованием 2-х метровых базисных реек.
Необходимо отметить, что наше отделение теодолитного-буссольных ходов держало первенство на предыдущем этапе соревнования и, поэтому, на третьем этапе стартовало первым.
И вот тогда, именно на финальном этапе соревнования, пришлось максимально мобилизовать свои навыки работы с приборами, и вот почему:
"Голь на выдумки хитра"
Эту народную мудрость я выбрал не случайно...
Оказалось, что одно из отделений буссольных ходов топовзвода другой дивизии, участвовавшей в соревновании, стало применять 4-х метровые складные базисные рейки, что позволяло увеличить длины линий хода в два раза (до 500 метров), то есть оказалось в более выгодных условиях.
Прокладывая буссольный ход я вдруг замечаю, что отделение с 4-х метровыми рейками, стартовавшее третьим, начинает быстро догонять наше отделение...а до конечного исходного пункта остаётся где-то 500 метров. Я посылаю реечника для выбора предпоследней точки хода, с тем чтобы со следующей точки стояния прибора замкнуть буссольный ход, так как на промежуточные точки уже не хватало времени (учитывая, что догонявший нас "соперник" с 4-х метровыми рейками имел более выгодные условия работы).
И вот я начинаю определять по дальномерной шкале буссоли расстояние до предпоследней точки хода по маркам 2-х метровой рейки, которое оказывается немного больше 250 метров, т.е. допустимого расстояния для измерения по этим рейкам.
Но времени на перенос точки хода уже не было, т.к. нас уже догнали...
И вот на свой риск я глазомерно мысленно продлеваю шкалу делений дальномерной шкалы буссоли до правой марки рейки и также глазомерно оцениваю расстояние превышающее 250 метров.
Риск был большой, так как ошибка в расстоянии влекла за собой недопустимую ошибку хода... но выбора не было.
Как сейчас помню, что глазомерно оценив не укладывающийся в шкалу делений дальномера отрезок рейки, я принял решение, что определяемое расстояние составляет 267 метров.
И вот когда наше отделение первым замкнуло на конечном исходном пункте триангуляции буссольный ход с допустимой невязкой, начальник топослужбы артполка (выпускник МИИГАиК) лично поздравил нас и объявил благодарность.
Помимо полевых этапов соревнования была и вычислительная обработка полевых измерений.
Вычисление теодолитного хода, обратной засечки, азимутов по Солнцу и гирокомпасу осуществлялось по таблицам логарифмов в палатках при тусклом свете лампочек от автомобильного аккумулятора.
Буссольный ход вычислялся непосредственно в поле по номограмме инструментального хода. Это металический сектор с разбитой сеткой приращений координат 🔸Х и 🔸У и металический линейкой, закреплённой в основании сектора. Линейка направлялась на значение дирекционного угла в делениях угломера буссоли, а по осям координат Х и У считывались их приращения, которые прибавлялись (вычитались) к координатам предыдущей точки буссольного хода и вычислялись вручную координаты следующей точки хода.
По итогам всех этапов соревнования наш топовзвод занял первое место среди топовзводов ГСВГ, чем мы, конечно же, гордились.
И тогда, в статусе лучшего топовзвода ГСВГ, нас часто направляли для контроля привязки огневых позиций и обеспечения стрельб других артполков ГСВГ.
И вот в одной из таких контрольных проверок стрельб другого артполка этот статус сыграл с нами "злую шутку", а произошёл вот какой случай.
Наше отделение теодолитного-буссольных ходов прокладывало разомкнутый контрольный буссольный ход для определения координат огневых позиций гаубиц.
Как я уже писал выше, координаты точек хода, бежавший рядом со мой вычислитель, вычислял по номограмме инструментального хода.
И когда мы дотянули ход до огневых позиций к нам подбежал подполковник - командир артиллерийской батарей, готовившейся вести огонь на поражение, и зная что мы контролирующее подразделение спросил у меня о координатах их батареи.
На моё объяснение о том, что я не имею права передать координаты, так как буссольный ход ещё не замкнут на конечный исходный пункт для проверки координат, он сказал, что моё дело выполнять приказы старших по званию, а не рассуждать, а с координатами он сам разберётся.
Я вынужден был передать координаты ещё не замкнутого хода подполковнику, который побежал на огневую позицию для командования стрельбой, в надежде, что он хотя бы сравнит их с координатами карты масштаба 1:10 000 , которая была на огневой позиции.
Но он этого не сделал, а приказал открыть огонь... хорошо, что пробными холостыми.
И вот когда мы прибежали на конечный исходный пункт и сравнили координаты, то обнаружили ошибку в 200 метров, которую
допустил мой вычислитель перепутав знаки приращения координат.
Можете представить наше состояние "легкого мандража" от такой ошибки...
Я срочно доложил командиру взвода о случившемся, рассказав о вынужденной передаче подполковнику по его приказу, как оказалось, ошибочных координат. Командир взвода доложил это начальнику топослужбы нашего артполка.
И тогда мы получили большой "втык" от начальника топослужбы.
Положительным моментом было только то, что упомянутый выше подполковник подошёл и в присутствии нашего начальника топослужбы извинился за свои действия признав свою ошибку и попросил не делать нам взыскания.
Ещё через полгода службы, когда до заветного "дембеля" оставалось полгода, мне присвоили звание старшего сержанта.
Были и другие интересные обстоятельства моей полуторагодичной службы в ГДР, но пока на этом хочу закончить первую часть моих воспоминаний, связанных с армейской геодезией, а далее открыть следующую страницу моих воспоминаний о геодезической деятельности на гражданке.
Часть вторая
Профессиональная учеба
Демобилизовался я из армии, где предлагали остаться служить поступив в школу прапорщиков или как мы их называли - "кусков" по аналогии с прежними старшинами (широкая лычки вдоль погон), в родной Кашин в мае 1975 года.
И естественно возник вопрос - а что делать дальше? Вернуться на завод, где я начинал свою трудовую деятельность, или поступать учиться по геодезической или спортивной специальности.
Здесь необходимо отметить, что в школе я учился в основном на тройки, так как большую часть времени занимался многими видами спорта того времени (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, городки, плавание, легкая атлетика, кросс, эстафета, бокс, гири, гимнастика и т.д.), а в клубных видах спорта был капитаном уличной и школьных команд.
Решающую роль при выборе дальнейшей жизненной деятельности сыграл случай...
Гуляя по городу я увидел геодезиста с теодолитом и подошёл, чтобы познакомиться и узнать какую работу он выполняет.
Оказалось что он выполнял тахеометрическую съемку участка местности. Спросив где он получил специальность, узнал, что он закончил Московский топографический политехникум МТПТ и получил специальность топографа.
У меня после службы в армии была квалификация топогеодезиста 1 разряда, что давало мне льготу при поступлении на учебу этого профиля.
Узнав адрес МТПТ и условия поступления, я стал готовиться к экзаменам, самостоятельно штудируя забытую школьную программу.
Конечно, учитывая не высокий уровень моей школьной подготовки, самостоятельная подготовка к экзаменам давалась не легко, и шансы поступления в престижный профессиональный техникум были не велики... Но перспектива поставленной цели стимулировала возможности её достижения и сдав экзамены я был зачислен в МТПТ.
Меня определили в геодезическую группу, которая была единственной. Топографических групп например было три, а также по одной группе: инженерной геодезии, аэрофотосъёмки, фотограмметрии, топографического и картографического черчения.
Директором МТПТ был Глинский С.П.
Была в МТПТ и военная кафедра, что пользовалось большим спросом у подрастающих юношей, так как наличие военной кафедры позволяло поступив после 8-го класса в техникум и отучаясь там 4 года, получить техническую специальность и не ходить в армию. Поэтому в то время в МТПТ учились в основном юноши, а девушек больше обучалось по специальностям фотограмметрии, топографического черчения и картографии.
В нашей геодезической группе из 25 человек после службы в армии учились двое - я и Александр из посёлка Руза Московской области.
Большинство сокурсников были жителями Москвы и Подмосковья.
Классным руководителем и основным преподавателем геодезии была Иванова Маргарита Михайловна, которая сама выполняла в полевых условиях наблюдения пунктов государственной геодезической сети ГГС методом триангуляции со столиков деревянных геодезических знаков высотой до 30 метров.
С Александром я сидел за одной партой на "галерке", т.к. были после армии и считались "старичками". Не смотря на это, занятия на военной кафедре нам тоже пришлось посещать в полном объеме наравне с не служившими в армии.
Приборами для измерения расстояний тогда уже стали радио и светодальномеры РДГ и СДГ. Радиотехнику и дальномеры преподавал Афанасьев А. М.
Практические занятия по изучению гражданских геодезических приборов (теодолиты, нивелиры, кипрегель и мензула) , компарированию реек и мерных лент, а также армейских геодезических приборов (гиротеотеодолитов, азимутальных насадок, буссолей) и средств вычислений, вёл Вороновский А.Я.
Высшую геодезию преподавали Яковлев Е.В., Данилевич В.М., а также авторы учебников по геодезии Ассур В. Л. и Муравин М. М.
После окончания первого года обучения началась летняя геодезическая практика на учебном полигоне в п. Заокский (Тульская обл.), где мы жили в палатках.
Нас разделили на полевые смешанные бригады, состоящие из ребят и девушек. В нашей бригаде был я с Александром и 5 девушек.
Начиналась практика с поверок геодезических приборов и компарирование нивелирный реек и мерных лент.
Далее нашей бригадой были выполнены следующие работы по созданию геодезического обоснования путём:
⁃ наблюдения теодолитом ОТ- 02М триангуляции 2 класса с деревянных сигналов разной высоты, с определением поправок за приведение измеренных углов к центрам геодезических знаков и редукцию наблюдаемых направлений
⁃ проложения нивелиром НА-1 разомкнутого нивелирного хода ll класса с использованием инварных нивелирных реек
⁃ определения азимутов по Солнцу и звёздам на ориентирные пункты (ОРП) пунктов триангуляции.
Все наблюдения доверили проводить мне как бригадиру, в том числе за других членов бригады.
Программа наблюдений на пункте триангуляции 2 класса включала в себя 12 приемов измерения теодолитом ОТ- 02М со столика деревянного сигнала (высотой до 30 метров) горизонтального угла треугольника способом измерения углов во всех комбинациях (способ Шрейбера) в благоприятные периоды утренней или вечерней видимости, с соблюдением всех установленных допусков.
Опасностями при выполнении этих работ являлись подъемы на площадки сигналов со столиками для выполнения наблюдений. Залезать на верх пошатывающегося сигнала приходилось по вертикальным лестницам без перил (порой с прогнившими ступеньками) с теодолитом за плечами весом 11 кг. Не все ребята спокойно и легко могли преодолеть такое "восхождение", не говоря уж про девушек, ведущих записи наблюдений в полевом журнале стоя на площадке рядом с наблюдателем.
При проложении хода нивелирования ll класса в прямом и обратном направлении, встретился глубокий овраг, шириной по верхней части более 50 метров, что превышало допустимую длину плеча от нивелира до рейки. Для того чтобы спускаться "лесенкой" на дно по одному склону оврага, а потом подниматься "лесенкой" по другому склону, необходимо было выполнить не менее 10 станций наблюдений. Времени было ограничено, так как начинало темнеть, а до замыкания хода на конечном исходном пункте нивелирования оставалось 2 км.
Тогда я решил выполнить нивелирование через овраг с одной точки стояния, выбрав точку установки рейки на другом склоне оврага с соблюдением допустимой длины плеча 40 метров. Получилось, что следующая точка стояния нивелира оказалась уже на вершине оврага, что позволило нашей бригаде замкнуть нивелирный ход до наступления темноты с допустимой невязкой.
Определения азимутов по Солнцу и Полярной звезде на ориентирные пункты (ОРП) пунктов триангуляции были выполнены теодолитом ОТ-02М с азимутальной насадкой со средней квадратической ошибкой определения азимута 5-7".
Следующим этапом нашей учебной практики было создание съемочного обоснования топографической съемки путём проложения теодолитного хода и хода технического нивелирования.
Съемка участка местности в масштабе 1:2 000 включала тахеометрический и мензульный способы съемки, с вычерчиванием составительского оригинала плана на ватмане наклеенном на жесткую подоснову.
Руководителем учебной практики на Заокском полигоне был тогда Хинкис Г.Л., который в настоящее время является директором современного, теперь уже, колледжа геодезии и картографии.
А вот какой казус произошёл со мной на Заокском учебном полигоне.
Выполнив с утра геодезические работы по созданию планового съемочного обоснования путём проложения теодолитного хода, изрядно уставшие, мы отправились на обед в столовую, которая находилась на территории учебного полигона и где в обеденный перерыв собирались все бригады сокурсников и преподаватели.
Мои члены бригады уже находились в столовой, куда направился и я после мытья рук. И вот я тороплюсь скорее вовремя пообедать, чтобы после обеда продолжать геодезические работы.
Влетаю на крыльцо и переступая порог столовой спотыкаюсь и в полный рост грохаюсь на пол...хорошо руки успел подставить и упал с упором на ладони, но грохот был сильный.
В столовой битком народу, а я на полу растянулся...все разом посмотрели в мою сторону. Можно представить моё состояние "легкого шока" от внезапно произошедшего конфуза.
Проводились на полигоне и культурно-спортивные мероприятия (игры в футбол, волейбол, городки, плавание, эстафеты, художественная самодеятельность, показ кинофильмов, концерты, танцевальные вечера).
Так закончился мой первый год обучения в МТПТ.
Второй курс обучения был больше посвящён изучением высшей геодезии, астрономической геодезии, аэрофотосъёмки, фотограмметрии и военной топогеодезии.
Иногородние студенты проживали в общежитии техникума в Кунцево. На дорогу от общежития до техникума уходило не менее часа времени, поэтому просыпались в 6.30, чтобы успеть к 9.00 на занятия, а возвращались в 19 часов.
По выходным и в праздничные дни в общежитии проводились танцевальные вечера. Я принимал участие в выступлениях вокально-инструментального ансамбля курса штурманов аэрофотосъёмки, играя на ритм и соло гитаре.