Comments
- 27 Mar 2021 00:22Владислав РахматулинВпечатляет! Благодарим.
- 27 Mar 2021 07:55Андрей СваровскийВ далёком 1987 году, проходя практику (преддипломную и производственную), работал в Северо-Камчатской ГРЭ, а точнее в Аметистовой ГРП. Работал в должности помбура на поверхности, но и в штольне приходилось бывать. Диплом писал, а затем защищал именно по Аметистовому золоторудному месторождению. Молодость. Золотые годы.
- 27 Mar 2021 11:24Людмила Королева️
- 27 Mar 2021 14:23Владислав РахматулинРаннее детство прошло на Курилах, на о.Симушир. Рад был бы узнать о нём что либо.
- 1 Apr 2021 22:08Павел ГороховПриятно прочесть нечто на геологическом языке и очень захотелось и карты с разрезами глянуть, без них сухо.
- 9 Apr 2021 15:52Людмила Леонова (Могиневская)Очень приятно узнать, что наша Камчатка уже так подробно исследована, спасибо за статью.
Глазами геолога
ГЕОЛОГИЯ КАМЧАТКИ
Камчатка сформировалась как переходная зона от океана к континенту в результате надсубдукционных процессов и аккреции разнообразных террейнов. Существуют различные точки зрения на механизм и направленность развития Камчатки как переходной зоны от океана к континенту. В последние три десятилетия наибольшее распространение получила концепция геологической расслоенности литосферы, или аккреционной тектоники. Модель мезозойского и раннекайнозойского развития Камчатки отражена в трудах Геологического Института РАН и других работах по геологии региона (Соколов, 1992; Зинкевич и др., 1993; Рихтер, 1995; Константиновская, 1999; Тектоническая карта, 2000). Позднекайнозойское развитие Камчатки отражает, прежде всего, процесс надсубдукционного вулканизма в нескольких разновозрастных вулканических поясах. Этот этап детально рассмотрен в обобщающих работах (Апрелков, Ольшанская, 1989; Апрелков и др., 1991; Авдейко и др., 2002, 2003).
Схема формационных комплексов Камчатки, основанная на плейттектонической теории, представлена на рисунке (она опубликована в работах Авдейко и др., 2003; Avdeiko et al., 2007). Выделяется два возрастных среза – мел-эоценовый (мел-олигоценовый в зоне Восточных полуостровов) и позднеэоцен-четвертичный. Кроме того, вне возрастных срезов описаны выходы метаморфических пород.
В пределах Камчатки метаморфические образования слагают Срединно-Камчатский и Ганальский массивы, участвуют в строении Хавывенской возвышенности, а также слагают отдельные блоки в полимиктовых серпентинитовых меланжах Восточной Камчатки и о-ва Карагинского. Эти выходы различаются между собой по вещественному составу и возрасту метаморфизма. Возраст метаморфических образований является дискуссионным, разброс датировок – от архея до мела, спор длится уже несколько десятилетий. В последнее время получены изотопные датировки, доказывающие молодой (меловой и палеогеновый) возраст метаморфизма (Виноградов и др., 1991; Соловьев и др., 2015). Массивы имеют покровно-складчатое строение и состоят из литопластин с различной степенью метаморфизма.
Наиболее крупным выходом метаморфических пород в регионе является Срединно-Камчатский массив, слагающий южную часть Срединного хребта. Положение относительного автохтона занимает колпаковский метаморфический комплекс, сложенный плагиогнейсами, кристаллическими сланцами, мигматитами, линзами ортоамфиболитов и силикатных мраморов (Рихтер, 1995). К этой же литопластине относятся гнейсо-граниты, прорывающие колпаковский комплекс. Породы метаморфизованы в основном в амфиболитовой фации, редко наблюдаются парагенезисы гранулитовой фации. На породах колпаковского комплекса и прорывающих их гнейсо-гранитах залегают образования камчатского метаморфического комплекса, сложенного биотитовыми, ставролит-гранат-биотитовыми, андалузит-гранат-биотитовыми кристаллическими сланцами, микрогнейсами. Породы прорваны плагиогранитами. С запада Срединно-Камчатский массив отделен крутыми разломами от верхнемеловых терригенных пород Западно-Камчатской структурно-формационной зоны, а с востока на него надвинуты меловые вулканогенные породы Центрально-Камчатской зоны.
Второй по величине выход метаморфических пород – Ганальский массив, слагающий одноименный хребет. Метаморфические породы слагают три вещественных комплекса – терригенно-вулканогенный (ганальская серия), эффузивно-пирокластический (стеновая серия) и терригенно-кремнисто-вулканогенный. Породы различных литопластин метаморфизованы неравномерно – от зеленосланцевой фации до амфиболитовой (ганальская серия), местами до гранулитовой (на контакте с габброидами и ультрамафитами Юрчикского массива). В соответствии моделью А.В. Рихтера (1993), метаморфический комплекс Ганальского хребта является новообразованным, прогрессивный метаморфизм обусловлен процессом тектонического совмещения литопластин, включающих различные комплексы пород, а регрессивный – выводом метаморфизованных пород всего пакета пластин к поверхности. Оба этих процесса происходили в раннем кайнозое.
В пределах мел-эоценового возрастного среза на Камчатке выделяются четыре структурно-формационных зоны, различающихся характером осадконакопления: Западно-Камчатская, Центрально-Камчатская, Восточно-Камчатская и Восточных полуостровов. Данные зоны соответствуют различным палеогеографическим и геодинамическим обстановкам, отложения которых совмещены при позднейших тектонических перестройках. Образования зон контактируют между собой по глубинным долгоживущим разломам или по надвигам. Верхняя граница возрастного среза несколько асинхронна, в пределах зоны Восточных полуостровов она поднимается до олигоцена.
В Западно-Камчатской структурно-формационной зоне разрез начинается с нижнемеловых (а возможно и с юрско-нижнемеловых) отложений. В хребте Омгон наблюдается толща базальтов и их лавобрекчий с маломощными прослоями яшм, кремней, псефитовых туфов. По своим характеристикам вулканиты соответствуют базальтам энсиматической островной дуги и задугового бассейна (Бондаренко, Соколов, 1990). Выше залегают терригенные отложения, выделенные в омгонскую серию. В составе пород преобладают аргиллиты с прослоями песчаников и алевролитов, в небольшом количестве присутствуют конгломераты. Севернее аналогом омгонской серии является лесновская серия, а в южной части Срединного хребта – кихчикская серия и хозгонская свита. Все эти подразделения сложены терригенными отложениями с различным соотношением песчаников, алевролитов и аргиллитов, часто образующих пачки флишоидного переслаивания. В верхних частях терригенного разреза появляются прослои кремнистых и вулканогенно-кремнистых пород. Мощность всего разреза меловых толщ оценивается в несколько километров. Все эти толщи накапливались на восточной окраине Палеоазии на различном расстоянии от континента – в обстановках континентального шельфа и окраинного моря.
В Центрально-Камчатской зоне развиты меловые и мел-палеоценовые отложения преимущественно вулканогенного генезиса. Большая их часть относится к ирунейской серии (иногда – свите) и кирганикской свите. Характер осадконакопления и петрохимические характеристики базальтов нижней части ирунейской свиты в северной части Срединного хребта говорят о накоплении толщи в задуговом бассейне (окраинном море) (Шапиро и др., 1987). Основной объем ирунейской и кирганикской свит сложен эффузивными и туфогенно-осадочными породами, вулканиты имеют островодужные геохимические характеристики. Отложения этих свит прорваны интрузивными образованиями эоценового (?) левоандриановского комплекса, массивы которого иногда состоят из нескольких фаз – от дунитов и пироксенитов до габбро и сиенитов. Также развиты массивы гранитоидов, возраст которых варьирует от мела (в пределах метаморфических блоков) до миоцена.
В пределах Восточно-Камчатской структурно-формационной зоны мел-палеогеновые отложения развиты на о-ве Карагинском, п-ове Озерном, в восточных хребтах (Кумроч, Тумрок, Валагинский), на Вахильском поднятии и в окрестностях г. Петропавловска-Камчатского. Отложения представлены в основном вулканогенными, вулканогенно-осадочными и терригенными породами, накопившимися в условиях островной дуги, задугового и преддугового бассейнов (Зинкевич и др., 1993). Комплексы, образовавшиеся в различных фациях островодужной системы, тектонически совмещены и слагают покровные или покровно-чешуйчатые структуры отдельных поднятий.
В структурно-формационную зону Восточных полуостровов выделены меловые и палеогеновые отложения, развитые на п-овах Камчатский Мыс, Кроноцкий и Шипунский. Некоторые исследователи рассматривают Восточные полуострова как причленившийся к материковой окраине террейн (или группу террейнов), поскольку их геологическое строение резко отличается от остальной части Камчатки (Зинкевич и др., 1993). Остороводужные комплексы Восточных полуостровов часто выделяют под названием Кроноцкой палеодуги (Цуканов, 2018). В южной части п-ова Камчатский Мыс развиты образования мелового офиолитового комплекса, формирующего аккреционную призму Кроноцкой палеодуги (Хотин, Шаприо, 2006).
Позднекайнозойский возрастной срез (P2-Q). В среднем эоцене на территории Камчатки произошла крупная тектоническая перестройка, затронувшая все структурно-формационные зоны, кроме зоны Восточных полуостровов, причленившихся к камчатским структурам позднее. Время этой перестройки маркируется возрастом складчатых деформаций, крупных надвигов, этапом метаморфизма, внедрением интрузивных тел. В осадочных комплексах Западной Камчатки интенсивное воздымание в среднеэоценовое время отражено в региональном несогласии и развитии базальных конгломератов на среднеэоценовом уровне (снатольское несогласие) (Шапиро и др., 1987). В это время на рассматриваемой территории образовалось несколько седиментационных прогибов, частично разделенных поднятиями - Западно-Камчатский, Центрально-Камчатский и Тюшевской. Вулканические пояса, развившиеся на Камчатке после среднеэоценовой перестройки, являются автохтонными, в отличие от более древних островных дуг, развивавшихся на океанической коре и причлененных к палеоазиатской окраине.
С разновозрастными зонами субдукции связаны три вулканических пояса – Западно-Камчатский, Центрально-Камчатский и Восточно-Камчатский. В Западно-Камчатский пояс объединены покровные и субвулканические фации пород от андезибазальтов до дацитов, развитые в междуречье Коль - Большая Воровская (черепановская толща предположительно палеоценового возраста), эоценовые вулканические и субвулканические тела от базальтов до риолитов, протягивающиеся по западному побережью Камчатки (кинкильская свита), и вулканические комплексы Парапольского дола. Н.И. Филатовой (1988) эти вулканиты объединены в Камчатско-Корякский окраинно-континентальный вулкано-плутонический пояс эоцен-олигоценового возраста. Наиболее мощные вулканические толщи (1500-1800 м) развиты на широте Камчатского перешейка, образуя кинкильскую свиту.
Вулканиты Центрально-Камчатского пояса распространены в пределах Срединного хребта и Южной Камчатки. Возраст комплексов – от позднего олигоцена до плейстоцена, с единичными активными современными вулканами (по мнению некоторых геологов, наиболее древние вулканиты пояса имеют миоценовый возраст). Развитые в поясе вулканические комплексы объединены в несколько вулкано-магматических формаций, для них в основном характерен дифференцированный ряд вулканических пород от базальтов до риолитов (Шеймович, Патока, 2000). В миоцен-плиоценовых формациях широко представлены также интрузивные фации от габбро до гранитов. В последние годы появилось много новых данных, уточняющих возраст и состав вулканических комплексов Срединного хребта (Volynets et al., 2010).
Восточно-Камчатский вулканический пояс протягивается от мыса Лопатка на юге до широты п-ова Камчатский Мыс на севере. Пояс объединяет комплексы плиоценовых и плиоцен-эоплейстоценовых вулканитов, представленных лавами базальтов, андезитов и дацитов и их субвулканическими фациями, а также четвертичные вулканические комплексы, в том числе голоценовые стратовулканы и моногенные конуса. К Восточно-Камчатскому поясу часто относят также вулканы Центрально-Камчатской депрессии, выделяя их в тыловую зону современной вулканической дуги. В пределах Южной Камчатки пространственно совмещены два вулканических пояса – Центрально-Камчатский и Восточно-Камчатский. Это связано с тем, что южнее структуры, выделенной как Малко-Петропавловская зона поперечных дислокаций, субдукция под Камчатку сохранилась почти в неизменном виде с олигоцена, а севернее произошел перескок зоны субдукции, приведший к формированию двух разновозрастных поясов (Леглер, 1977; Авдейко и др., 2006).
Наиболее важными для Камчатки с точки зрения экономики региона являются драгоценные металлы (золото, серебро, платина) и топливно-энергетическое сырье (газ, каменный уголь, геотермальные ресурсы). Значимы также цветные металлы (никель и попутно добываемые с ним медь и кобальт) и строительные материалы. Кроме этого на территории Камчатского края (включая Корякский автономный округ) открыты месторождения олова, ртути, серы, сурьмы и мышьяка, цеолитов, торфа, россыпи титаномагнетитовых песков, проявления железа, марганца, хрома, редкоземельных элементов и германия (Карта полезных ..., 1999).
Наиболее крупными по запасам золота являются месторождения Аметистовое и Кумроч, немного уступают им Агинское (в основном уже отработанное), Бараньевское, Асачинское, Родниковое и Озерновское местрождения и Тымлатское рудное поле (Орлов, 2007). Серебро добывается (или имеет запасы) в этих месторождениях попутно с золотом. Запасы россыпной платины Сейнав-Гальмоэнанского рудного узла к настоящему времени в основном уже выработаны, но сохраняется перспектива коренных проявлений этой площади. Никель и медь (попутно также кобальт и платиноиды) добываются на месторождении Шануч, перспективной является Квинумская площадь. В перспективе горно-рудными объектами могут стать проявления сульфидных медных руд на о. Карагинском и п-ове Озерном.
Месторождение газа (с попутно добываемым газоконденсатом) в Соболевском районе используется для внутреннего потребления Камчатского края, но довольно значителен нефте-газоносный потенциал Западно-Камчатского шельфа. Глубокое бурение, проведенное на перспективных площадях Западной Камчатки, пока не дало результатов. Также существуют разные мнения о перспективах нефтеносности Восточной Камчатки. По мнению М.Е. Бояриновой, которая была одним из самых опытных специалистов по геологии Восточной Камчатки, большим потенциалом нефтеносности обладают терригенные толщи Тюшевского прогиба. Однако, проявления в этом районе с сочащейся из коренных обнажений нефтью могут свидетельствовать и об обратном – об отсутствии крупных нефтеносных ловушек из-за сильной тектонизации толщ.
Каменный и бурый уголь добываются на Камчатке в основном для местных нужд (Гореловский, Медвежий, Усть-Харюзовский, Анадыркинский карьеры), но большие перспективы связаны с возможностью освоения Крутогоровского месторождения (Орлов, 2015).
Важную роль в экономике Камчатского края играют также использование теплоэнергетических вод, пароводяных смесей, питьевых и минеральных вод, строительных материалов, но эти полезные ископаемые используются в основном для внутренних потребностей региона (Орлов, 2015).
Потенциально, при благоприятном развитии мировой конъюнктуры, могут оказаться востребованы и другие минеральные ресурсы Камчатки – большие запасы серы (Мелетойваямское месторождение) или россыпь титано-магнетитовых песков Халактырского пляжа.
Минерально-сырьевой потенциал Камчатки в настоящее время недооценен, однако для его освоения требуются значительные инвестиции в инфраструктуру края. Кроме этого, к освоению этого потенциала надо подходить очень осторожно, учитывая уникальность животного и растительного мира нашего региона.
#ИнтересныеМеста