« А ПУТЬ И ДАЛЁК И ДОЛОГ» РАССКАЗЫ ГЕОЛОГА

ГЕОЛОГОРАЗВЕДЧИКИ Часть 4.
В конце сентября 1971 г переводом из другой разведочной партии начали приезжать буровики. Пьяные, бесшабашные. Первым приехал Сашка Кузнецов, молодой, мордатый и угрюмый мужик. Он привез с собой худющую и к тому же сильно беременную жену Татьяну. Глядя на ее огромный живот я думал зачем же ты , дура, приехала в тайгу, когда тебе вот-вот рожать? Они поселились в большой отдельной палатке. Через месяц в Бикине Татьяна родила двух сыновей. Сашка привез с собой большого поджарого, рыжего пса по кличке Уркал, который оказался с хорошими охотничьими способностями, впрочем как и его хозяин. Вскоре Кузнецовы благодаря Уркалу зажили с мясом. Благо ходить за ним далеко еще не надо было - кабаны и изюбры еще бегали по ближайшим сопкам. Весь остальной народ в партии в это время перебивался на тушенке и , иногда, чайной колбасе, с которыми через пять лет в магазинах стало уже совсем плохо благодаря соревнованию в гонке вооружений с Америкой. Сашкин Уркал к следующему лету из нескольких поселковых дворняг организовал банду, которая бегала по тайге и добывала пропитание охотой. Они прибегали из леса с окровавленными мордами и сытые.
Одновременно с Кузнецовым приехали и другие буровики ( правильно все-таки бурильщики, но в те годы их называли буровиками) Солодкий, Стеклов, Филиппов, Зубов и др. Среди них были буровые мастера Геннадий Васильев и Анатолий Лысак. Все были среднего возраста , кроме молодого старшего бурового мастера Лысака , и настоящими таежниками. Из них мне запомнился буровик Коля Зубов, благодаря забавному случаю , связанному с его приездом. Был он уже в солидном возрасте ( лет пятидесяти) и был, как и многие , работающие в геологии, сильно подвержен влиянию «зеленого змея». Приехал Зубов из Рощино в наш палаточный лагерь на машине Зил - 130 уже в глубоких октябрьских сумерках. С ним в кабине приехал и молодой инженер -экономист Владимир Грязев. В этот вечер, лежа на раскладушках вокруг печки, в которой уютно шипели и потрескивали березовые плахи, от водителя Зил-130 Миши Кайдалова мы услышали интересную историю, как Грязев ехал в кабине его машины с пьяным Колей Зубовым. Этот Коля выехал из Рощино уже изрядно пьяным. По дороге ( а из Рощино нужно было ехать часов пять через многие поселки) он еще «поддал». Вылезая пьяный из кабины при остановках , он изрядно извалялся в грязи и залезая в кабину не особо обращал внимание на чистенького Грязева. Володя в своем городском прикиде как мог в тесной кабине отстранялся от грязного и дышащего перегаром Зубова. В конце концов он не вынес компании пьяного буровика и несколько км с перевала до партии ехал стоя на подножке машины. Подъезжая к лагерю, Зубов увидел в темноте огонек электрической лампочки и промычал: «Что это?». Веселый мужик Кайдалов , мигом сообразив, ответил ему, что это магазин. Едва машина остановилась, как Зубов вывалился из кабины и напрямик через кусты и пни полез, спотыкаясь и падая, на огонек, надеясь купить в магазине огненной воды и похмелиться. Каково же было его разочарование, когда он уперся в маленькую будочку, в которой тарахтел движок!

Весело веселье,тяжело похмелье.В центре Зубов Н.-буровик,справа Жабинский Виктор-канавщик. Кто крайний слева уже не помню.
Весело веселье,тяжело похмелье.В центре Зубов Н.-буровик,справа Жабинский Виктор-канавщик. Кто крайний слева уже не помню.
Но вернусь к Грязеву , личности, как показала дальнейшая жизнь, выдающейся. В нашей палатке в тусклом свете лампочки появился некий молодой джентльмен среднего роста с интеллигентской бородкой , в сером плаще и фетровой шляпе, с небольшим чемоданом в руке. Было удивительно видеть среди нашей грязи такого чистенького, городского облика человека. Сам я к тому времени уже успел обрасти бородой и почти постоянно ходил в пропотевшей брезентовой робе и резиновых сапогах. Честно признаюсь, у меня сразу же появилась к нему антипатия из-за его интеллигентского вида , но, как выяснилось позже, при ближнем знакомстве, Грязев оказался компанейским парнем, который быстро завоевывал доверие и симпатию не только у меня ,но и у всех окружающих его людей . Грязев, как и я, в 1971 г закончил Московский геологоразведочный институт (знаменитый МГРИ !) по специальности экономика геолого-разведочных работ и приехал на работу по направлению в Иманскую экспедицию. Согласно его диплому, он был устроен в планово-экономический отдел. За всю историю экспедиции Грязев оказался первым и последним экономистом со специальным, да еще и высшим, образованием. Он уже месяц околачивался среди степенных работников отдела и пытался постичь практическую экономику, которая сильно отличалась от теоретической, преподаваемой в институте. Видя его смертную тоску, старенький начальник отдела Токмаков предложил Грязеву съездить во вновь созданную Первореченскую партию для практического ознакомления с геолого-разведочными работами. В этот вечер мы от души посмеялись и над Грязевым и над Зубовым.

Грязев пробыл в партии дня два. Ходил со мной на канавы смотреть как работают геологи и канавщики. Вели с ним разговоры на всякие темы. В результате такого общения мы быстро подружились. Приезжал Грязев к нам еще зимой и весной. Зимой я ходил с ним на охоту на Сапун-гору. Бродя с ним по тайге, я много рассказывал ему о нашей природе, зверях. Грязеву , всю жизнь прожившему в Москве (а точнее в Подмосковье, в ткацком поселке возле г. Пушкино), наша тайга очень понравилась. Нравился ему и наш молодежный коллектив геологов, и наша живая работа. В июне 1972 г. Грязев попросил начальство перевести его в нашу партию геологом. Он тогда еще не был незаменимым экономистом, а полевых геологов в партии не хватало и его без затруднений перевели к нам в должности техника-геолога. Окунувшись с головой в нашу бурную и веселую партийную жизнь, Володя быстро акклиматизировался, поднаторел в документации канав и вскоре уже работал самостоятельно.
Грязев В. Такой молодой , красивый и умный.Все девки партии  были тайно  в него влюблены,но достался он Таисии Голенко
Грязев В. Такой молодой , красивый и умный.Все девки партии были тайно в него влюблены,но достался он Таисии Голенко
Мне очень нравилась его документация канав, а позже и штольни. Аккуратные зарисовки, четкое и обстоятельное описание пород. Она была хорошим примером для меня и остальных геологов. В 1976 г Грязев поступил на заочное отделение геологического факультета политехнического института во Владивостоке и через несколько лет закончил его с отличием. В скором времени после Лермонтовского месторождения он уже работал на разведке месторождения Восток и в 1979 г. был повышен до старшего геолога партии на разведке месторождения Рудного. Геологическая карьера Грязева складывалась успешно, но прервалась преждевременной смертью в 1993 г.
Вырос Володя в простой рабочей семье , мать всю жизнь работала ткачихой на фабрике, отец умер рано. Несмотря на простое происхождение , Володя получил не только хорошее техническое образование , но и культурное воспитание, что в сочетании с добрым характером и сделало его по жизни интеллигентным человеком. С ним всегда было интересно общаться. Мы многие годы дружили семьями и не раз совершали интересные путешествия , но это уже отдельная история.

Прибывшие буровики поселились в большой палатке на месте строящегося поселка и приступили к подготовительным работам: строительству деревянных буровых балков на стальных санях и монтированию водопровода от насосной на ключе вверх по склону к вершине Главной рудной залежи. Мужики опытные, они сноровисто делали свою работу и торопились приступить к основной работе - ведь они хорошо зарабатывали только с метров пробуренных скважин. К началу ноября буровики закончили подготовительные работы, здание дизель – электростанции было построено , завезены и установлены в нем два больших дизеля, по деревьям с оторванными взрывчаткой вершинами были протянуты провода к будущей буровой площадке. Было намечено и место первой скважины. Ее геологическое начальство решило бурить под богатую грейзеновую руду в верхней части залежи. Бульдозер сделал к ней дорогу и площадку для установки бурового станка. Потом приволок тяжелый буровой балок на площадку и над ним установили большую треногу-копер из трех толстых, длинных бревен. Забурку первой скважины начали 6 ноября и продолжили бурение после праздника.
Буровая зимой.
Буровая зимой.

В конце октября в партию приехал из отпуска штатный начальник Первореченской партии Станислав Васильевич Проненко. Временно замещавший его Алейников, сдав дела, уехал в Рощино. Я почему-то представлял Проненко солидным мужиком, а тут оказался невысокий, щупленький молодой человек лет тридцати пяти. При общении вскоре выяснилось, что он имеет добродушный и веселый характер. В общем, нормальный мужик.
Начальник Первореченской партии Проненко Станислав Васильевич.1972 г.
Начальник Первореченской партии Проненко Станислав Васильевич.1972 г.
В это же время в нашу партию в качестве дежурной выделили грузовую машину ГАЗ-66. Водителем ее был молодой и холостой Анатолий Муратов. Был он веселым и добродушным здоровяком. Практически все время он находился в партии и быстро сдружился с молодыми геологами. Скоро у него появилась симпатия к Людмиле Коваве и летом 1972 г. они поженились. Осенью 1972 г Муратов поступил в Хабаровскую школу милиции и через два года их брак распался, не выдержав испытания расстоянием и временем.
Водитель ГАЗ-66 Муратов Ан.(слева) и топограф Мальцев Г. 1972г.
Водитель ГАЗ-66 Муратов Ан.(слева) и топограф Мальцев Г. 1972г.
На ноябрьский праздник я отпросился у начальника партии съездить к родителям в г. Артем, а также навестить свою подругу Светлану. Люда и Элла никуда не поехали.
Из партии я ушел 6 ноября по тропе на маленькую железнодорожную станцию Бейцуха (Бойцово) на Транссибе. Путь до нее длиной 18 км. Первая половина пути тропой по тайге, вторая от домика егеря до станции по разбитой «царской» дороге , которая проложена по краю широкой заболоченной долины речки Шивки. По этой дороге до революции лесопромышленники вывозили из тайги лес. До станции шел в резиновых сапогах, а потом переобулся в ботинки, а сапоги спрятал в рюкзак. На маленькой станции Бейцуха останавливался только почтово-пассажирский поезд. В народе его называли «пятьсотвеселым». За что не знаю. Три жестких вагона в его составе были пассажирскими , а остальные штук восемь- почтовыми. По этой причине поезд ездил не спеша между Москвой и Владивостоком , останавливаясь на всех станциях, больших и маленьких, собирая и сгружая по пути почту.
У родителей я пробыл один день и со Светой тоже день. Отец меня подробно расспрашивал о месте, где я работаю, как мы там живем, питаемся. И тут он рассказал мне, что во время войны он служил в г. Бикине. Сам он родом с юга Белгородской области. Осенью 1941 г. после мобилизации новобранцев посадили в теплушки и много дней везли на восток. Воинский состав остановился зимней ночью на какой-то станции. Командиры бегают вдоль состава и кричат: «Бикин, выгружайся!» Отцу же послышалось «Пекин» и он уже подумал, что их привезли в Китай. Служба в Бикине для того времени оказалась не сильно тяжелой, но полуголодной. Однажды зимой его часть проводила полевые учения в тайге, километрах в двадцати от Бикина возле очень высокой сопки. (Возможно, это была г. Сапун) Солдаты его подразделения для выживания в зимней тайге строили в лесу избушки. Судьба так распорядилась, что через тридцать лет его старший сын теперь разведывал месторождение за этой сопкой. Вот какие бывают в жизни исторические пересечения!
Продолжение следует.
#ВикторИванович

Комментарии